Автор: Хромец Мария Викторовна Должность: музыкальный работник Учебное заведение: МБ БОУ-30 Детский сад "Семицветик" Населённый пункт: г. Сургут, ХМАО - Югра Наименование материала: Статья Тема: "Развитие речи в дошкольном возрасте" Раздел: дошкольное образование
Г.Сургут.
МБДОУ-30.
Детский сад « Семицветик».
Музыкальный работник Хромец Мария Викторовна.
Статья.
Тема: « Развитие речи в дошкольном возрасте».
Под языком понимается объективная, исторически сложившаяся система кодов,
обозначающих предметы, явления, признаки окружающего мира. Речь - это процесс
общения, опосредованный языком.
Основной единицей языка считается слово. Оно имеет две характеристики - предметную
отнесенность и значение. Слово указывает на предмет, вызывая у человека образ этого
предмета. К тому же слово выделяет в предметах наиболее существенные, главные
§ 3. Развитие речи в дошкольном возрасте
В дошкольном возрасте наступает качественно новый этап освоения речи. Мотивом
активного овладения родным языком выступают растущие потребности дошкольника
узнать, рассказать и воздействовать на себя и другого человека. Речь включается во все
виды деятельности, в том числе и познавательную. Изменение стоящих перед
дошкольником задач, появление новых видов деятельности, усложнение общения со
взрослыми и сверстниками, расширение круга жизненных связей и отношений, в которые
включен ребенок, приводит к интенсивному развитию, во-первых, всех сторон речи
(словаря, звуковой культуры, грамматического строя), во-вторых, ее форм (контекстной и
объяснительной) и функций (обобщающей, коммуникативной, планирующей,
регулирующей и знаковой).
Развитие всех сторон речи невозможно без освоения ее звуковой культуры, которая
составляет основу, центральный момент овладения языком. Звуковая культура речи
повышает возможность ориентировки дошкольника в сложных соотношениях
грамматических форм, обеспечивает освоение морфологической системы языка.
В развитии звуковой стороны речи выделяют формирование фонематического слуха и
правильность произношения. Главным является различение ребенком звука заданного от
звука, им самим произносимого. В дошкольном возрасте завершается процесс признаки,
абстрагируясь от второстепенного. Поэтому, овладевая словом, человек
фонематического развития. Ребенок правильно слышит звуки и говорит. Он уже не узнает
неправильно произнесенные слова. У дошкольника складываются тонкие и
дифференцированные звуковые образы слов и отдельных звуков.
В развитии словаря дошкольника наблюдаются значительные качественные и
количественные изменения. В речи ребенка становится не только больше слов, но, что
очень важно, происходит развитие их значений. Малыш рано заучивает слова, но
значение, содержащееся в них, усваивает постепенно. С возрастом меняется характер
обобщений, содержащихся в слове. Напомним, что в конце первого-начале второго года
жизни слово обозначает один конкретный предмет, соответствуя его чувственному
образу. К концу второго года жизни слово обозначает группу однородных предметов
(«чашка» - это различные чашки). В 3-3,5 года слово объединяет несколько групп
однородных предметов: мебель, игрушки, одежда. В 4-5 лет ребенок использует слова,
содержащие итог предыдущих обобщений. Например, слово «растение» включает такие
группы, как ягоды, деревья, фрукты и прочее. Но такое обобщение по-прежнему строится
на наиболее ярких признаках, которые ребенок усвоил в собственной практической
деятельности. То есть обобщение, содержащееся в слове, остается конкретным и
наглядным. За каждым словом дошкольника стоит представление о конкретном предмете
или ситуации. Старший дошкольник, употребляя слова, обозначающие абстрактные
категории, объясняет их, исходя из своего опыта взаимодействия с окружающими.
Например, жадный - это тот, кто не делится игрушками, добрый - тот, кто не дерется.
Моральные понятия привязаны к конкретной ситуации. Поэтому в речи дошкольника
преобладают слова, обозначающие конкретные объекты, максимально приближенные к
самому ребенку, объекты, с которыми он постоянно действует. Такую особенность
словаря дошкольника описал Е.ААркин. Он показал соотношение разных
существительных в речи четырехлетнего ребенка: жилище -15,2%, пища - 9,6%, одежда -
8,8%, животные - 8,8%, растения - 6,6%, городской быт - 5,1%, части тела - 4,7%,
профессия, техника и инструменты - 4,6%, неживая природа - 3,3%, время -3,4%,
социальные явления - 3,3%, родовые понятия -1%, геометрические фигуры - 0,9%,
абстрактные слова - 0,7%.
Услышав новое слово, ребенок стремится понять его, найти ему аналогию в собственном
опыте, имеющихся знаниях. Для дошкольника важна не отнесенность слова к
определенной категории, а его применение в конкретной жизненной ситуации. Объясняя
значение слов, он устанавливает аналогии с теми словами, которые ему уже знакомы
(например, «цыплят так называют потому, что они ходят на цыпочках»).
В дошкольном возрасте наступает новый этап и в развитии грамматического строя речи.
Это период усвоения морфологической системы языка, склонений и спряжений. Освоение
форм склонений у дошкольников происходит при главной роли ориентировки ребенка на
форму слова, то есть его окончание в именительном падеже.
Для детей дошкольного возраста характерна наибольшая чуткость к языковым явлениям.
Усвоение ими суффиксов родного языка проявляется в самостоятельном
словообразовании. До 3 лет усваиваются суффиксы уменьшительности, ласкательности,
уничижительности и увеличительности. А все остальные - в дошкольном возрасте.
Причем особую трудность вызывают суффиксы, изменяющие значение слова, например -
ниц, -щик.
В самостоятельном словообразовании (словотворчестве), по словам Д.Б.Эльконина,
проявляется проводимая ребенком работа по овладению языком как реальной, предметной
действительностью. Это реальная практика, в ходе которой происходит освоение речи.
Словотворчество выступает как симптом овладения языком. Попытки словотворчества
стремительно нарастают с 2 до 4,5-5 лет. Оно подчиняется строгим законам языка, основу
которых составляют грамматические стереотипы, в частности значения суффиксов и
приставок. Новые слова, придуманные малышом, не противоречат правилам грамматики,
хотя и не учитывают исключения из этих правил.
На 5-м году жизни ребенка обычно происходит уточнение лексики и способов ее
употребления. Появляются первые попытки осмыслить значения слов на основе
сопоставления созвучных слов, что приводит к их ошибочным сближениям (горыгород,
трава-отравитъ, деревья-деревня). То есть смысловое истолкование идет вслед за
звуковым сопоставлением. Звуковой комплекс как бы освобождается от значения и
выступает для ребенка с материальной точки зрения. Так же как овладение предметной
деятельностью невозможно без освоения действий с предметами, так и овладение языком
невозможно без действий со словом, как с материальной единицей языка.
Звуковая сторона слова также привлекает дошкольника. Вместе с ориентировкой на
значение слова возрастает интерес к его звучанию независимо от содержания. Появляется
игра словами. Ребенок намеренно изменяет звучание слова, придумывает слова, не
имеющие предметной отнесенности. Так непроизвольно он проделывает важную и
серьезную работу по освоению языка.
Следующим важным направлением в развитии речи дошкольника является появление ее
новых форм - контекстной и объяснительной. Исследование A.M. Леушиной отразило
специфику разных форм речи у дошкольника. Ситуативная речь, появившаяся еще в
раннем возрасте, не отражает полностью содержание в речевых формах. Она понятна при
учете ситуации, с опорой на невербальные средства. Эта речь выступает в форме диалога
и связана с чувственным опытом.
На протяжении дошкольного возраста в речи нарастают черты контекстности.
Контекстная речь сосуществует с ситуативной. Контекстную речь отличает связность,
когда содержание высказывания раскрывается в самом его контексте. Ее единицей уже
становится не слово, а предложение. Возникновение контекстной речи обеспечивается
обогащением словаря и освоением грамматического строя речи. В то же время
ситуативная речь не выступает чисто возрастной особенностью. Она часто встречается в
общении со взрослыми или сверстниками, когда дети выполняют совместную
деятельность.
Приведем пример из наблюдения за совместной деятельностью Кати А.(5 лет 2 мес.) и
Насти Т.(5 лет 5 мес.).
Катя: А давай разукрасим лягушку?
Настя: Пошли (подходят к столу и садятся).
Катя: Где разукрашивать?
Настя (указывает пальцем): Вот! Вот! Бери карандаш... Этот бери! Вот! (показывает
пальцем).
Катя (берет карандаш): Вот красный. Взяла. (Проводит линию на бумаге.) Ой-ой! Это
красный? Это не красный!
Настя: Бери! Какая разница! Бери этот! Синий где? (Осматривает поверхность стола,
берет синий карандаш.)
Катя: А мне? (Берет синий карандаш.) А синим где разукрашивать? (Раскрашивает
лягушку. Насте.) Смотри, как у меня!
Настя: У тебя получилась сказочная лягушка, как из мультика.
Катя: Да. Все, готово!
Настя: Пошли поиграем, у кого выше прыгнет! (Уходят.)
Ситуативная речь присутствует у дошкольников в рассказах на темы из своего быта, при
пересказе с введением картинок. Но даже в 3-4 года ситуативность речи менее выражена
при пересказе без использования картинок.
У старших дошкольников ситуативность речи заметно снижается и в бытовых рассказах, и
в пересказах, независимо от наличия картинок. Нарастают черты контекстности. Речь
становится все более последовательной и логичной.
Приведем пример, как дети рассказывают о событиях из своего опыта.
Взрослый: Расскажи, что ты делал вчера в детском саду?
Максим Н.(6 лет): Ну что?.. Гулял, ел, спал. Особенно мы с Дениской играли в детектива и
разыскивали разных чудовищ. Мы еще с Дениской... У нас с ним тайные переговоры. Мы,
когда спать ложимся, у нас дырочка там есть у кровати. И мы смотрим в нее и
переговариваемся.
Взрослый: Маша, вспомни, пожалуйста, какой-нибудь смешной случай, который
произошел с тобой.
Маша В.(7 лет): В прошлом году было. Остановились мы с мамой у магазина на
Ломоносова. Мы шли к бабушке, а мама встретила какую-то тетеньку. Она была ее
знакомая. Вот она с ней разговаривает, разговаривает.
А я не ожидала, что она с ней остановится, взяла и побежала. Потом мама увидела, что
меня нет, взяла и побежала за мной. Она увидела, что я у подъезда, а я сказала: «Не надо
было останавливаться», - и пошла в подъезд к бабушке. Она на первом этаже живет.
Важно подчеркнуть, что степень связности речи прямо определяется обучением ребенка.
Притом решающее значение имеет словарный образец взрослого.
К концу дошкольного возраста у ребенка сосуществуют ситуативная и контекстная речь.
Использование каждой из них зависит от задач и условий его общения с окружающими.
Объяснительная речь - самая сложная форма речи в дошкольном возрасте. Она опирается
на развитие мышления и требует от ребенка умения устанавливать и отражать в речи
причинно-следственные связи. Объяснительная речь передает достаточно сложное
содержание. Объяснительная речь интенсивно развивается в совместной со сверстниками
деятельности, когда нужно договориться об общей игре, труде, выбрать тему рисования и
объяснить товарищу способы действия.
Приведем в качестве примера отрывки бесед с детьми. Взрослый: Наташа, с кем ты
любишь играть?
Наташа С.(7 лет): Ну, люблю играть с Максимкой, играть с Ольгой, с Тамарой
Анатольевной (воспитатель). Максимка - мой лучший друг. Мы с Ольгой - два котенка, а
Максимка - папа. Но когда мы с Максимкой отдельно играем, он - щенок, а я котенок. С
Максимкой интересно играть, потому что он все придумывает интересное... Интересно в
общем. Я сама тоже люблю придумывать. Вот мы и играем.
Взрослый: Ссоришься ли ты с детьми в игре? Если ссоришься, то почему? Наташа:
Иногда. И с Сашей даже деремся. Саша - это мой брат. Он мне мешает играть всегда.
Балуется, игрушки прячет.
Взрослый: Женя, ссоришься ли ты с детьми в игре? Если ссоришься, то почему?
Женя А .(4 года 6 мес.): Да, я ссорюсь из-за того, что они меня не слушают и мешают мне
играть. Я с Русланом теперь не дружу, потому что он все время нам мешает.
Взрослый: Максим, нравится ли тебе трудиться?
Максим Н.(6 лет): Да.
Взрослый: Почему?
Максим: Ну, когда заниматься нечем, хочется что-нибудь поделать. Вообще-то интересно.
Взрослый: А если у тебя не получится какая-нибудь работа, что ты сделаешь?
Максим: Постараюсь ее исправить. Если я брошу работу, то меня не поблагодарят. Так
хоть купят что-нибудь.
Новые формы речи обеспечивают содержательность общения со взрослыми и
сверстниками, осмысление своего опыта.
Рассмотрим развитие функций речи у ребенка 3-7 лет. В дошкольном возрасте
усложняются связи мышления и речи. Складывается интеллектуальная функция речи,
когда она выступает орудием мышления. Слово фиксирует результат познавательной
деятельности, закрепляя его в сознании ребенка. Ребенок не только констатирует
воспринимаемое или воспроизводит прошлый опыт, он рассуждает, сопоставляет факты,
делает выводы, открывая в предмете скрытые связи и закономерности. Словесное
рассуждение к 6-7 годам превращается в способ решения задач. Включение речи в
познавательную деятельность приводит к интеллектуализации всех познавательных
процессов. Речь перестраивает чувственное познание, изменяет соотношение мышления и
действия, закрепляет оценки, суждения, приводя к развитию высших форм
интеллектуальной деятельности.
Объяснительная речь интенсивно развивается в совместной со сверстниками
деятельности, когда нужно договориться об общей игре, труде, выбрать тему рисования и
объяснить товарищу способы действия.
Приведем в качестве примера отрывки бесед с детьми. Взрослый: Наташа, с кем ты
любишь играть?
Наташа С.(7 лет): Ну, люблю играть с Максимкой, играть с Ольгой, с Тамарой
Анатольевной (воспитатель). Максимка - мой лучший друг. Мы с Ольгой - два котенка, а
Максимка - папа. Но когда мы с Максимкой отдельно играем, он - щенок, а я котенок. С
Максимкой интересно играть, потому что он все придумывает интересное... Интересно в
общем. Я сама тоже люблю придумывать. Вот мы и играем.
Взрослый: Ссоришься ли ты с детьми в игре? Если ссоришься, то почему? Наташа:
Иногда. И с Сашей даже деремся. Саша - это мой брат. Он мне мешает играть всегда.
Балуется, игрушки прячет.
Взрослый: Женя, ссоришься ли ты с детьми в игре? Если ссоришься, то почему?
Женя А .(4 года 6 мес.): Да, я ссорюсь из-за того, что они меня не слушают и мешают мне
играть. Я с Русланом теперь не дружу, потому что он все время нам мешает.
Взрослый: Максим, нравится ли тебе трудиться?
Максим Н.(6 лет): Да.
Взрослый: Почему?
Максим: Ну, когда заниматься нечем, хочется что-нибудь поделать. Вообще-то интересно.
Взрослый: А если у тебя не получится какая-нибудь работа, что ты сделаешь?
Максим: Постараюсь ее исправить. Если я брошу работу, то меня не поблагодарят. Так
хоть купят что-нибудь.
Новые формы речи обеспечивают содержательность общения со взрослыми и
сверстниками, осмысление своего опыта.
Рассмотрим развитие функций речи у ребенка 3-7 лет. В дошкольном возрасте
усложняются связи мышления и речи. Складывается интеллектуальная функция речи,
когда она выступает орудием мышления. Слово фиксирует результат познавательной
деятельности, закрепляя его в сознании ребенка. Ребенок не только констатирует
воспринимаемое или воспроизводит прошлый опыт, он рассуждает, сопоставляет факты,
делает выводы, открывая в предмете скрытые связи и закономерности. Словесное
рассуждение к 6-7 годам превращается в способ решения задач. Включение речи в
познавательную деятельность приводит к интеллектуализации всех познавательных
процессов. Речь перестраивает чувственное познание, изменяет соотношение мышления и
действия, закрепляет оценки, суждения, приводя к развитию высших форм
интеллектуальной деятельности.
Литература
Арушанова А. Дошкольный возраст: Формирование грамматического строя
речи//Дошкольное воспитание. - 1993. - №9. -С. 58-65.
Ахунджанова С. Развитие речи дошкольников в продуктивных видах
деятельности//Дошкольное воспитание. -1983. -№6. -С. 34-36.
Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. - М., 1973.
Общение и речь: развитие речи у детей в общении со взрослыми/Под ред. М.И.Лисиной. -
М., 1985.
Розенкарт-Пупко Г.Л. Формирование речи у детей раннего возраста. - М., 1963.
Сохин Ф.А. Осознание речи дошкольниками и подготовка к обучению грамоте//Вопросы
психологии. - 1974. - №2. - С. 138-142.
Сохин Ф.А. Психолого-педагогические проблемы развития речи дошкольника/Вопросы
психологии. -1989. -№3. - С. 39-43.
Ушакова О. Развитие словесного творчества детей 6-7 лет //Дошкольное воспитание. -
1972. - №9. - С. 22-32.