Напоминание

"Образование государства Киевская Русь и политика первых князей"


Автор: Кошевая Наталья Шавкатовна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МАОУ СОШ № 4
Населённый пункт: г. Алапаевск, Свердловская область
Наименование материала: Учебный проект
Тема: "Образование государства Киевская Русь и политика первых князей"
Раздел: среднее образование





Назад





АНО ВПО

«Европейский Университет «Бизнес Треугольник»

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

по дополнительной профессиональной образовательной программе

профессиональной переподготовки

«Педагогическое образование: учитель истории и

обществознания »

Тема:

«

Образование государства Киевская Русь и политика первых

князей

»
Дипломную работу подготовил:
Кошевая Наталья Шавкатовна
Поток № __ Должность: Учитель истории и обществознания Место работы: МАОУ СОШ № 4 Номер и дата договора: 2016/01-2094-05 от 26 мая 2016 г.
25 августа 2016 г.
1
г. Алапаевск, Свердловская область

Российская Федерация


СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………….3-4 ГЛАВА I.КАРТА УРОКА…………………………………………………………………..5-10 ГЛАВА II. АНАЛИЗ УРОКА ………………………………………………........................11-12 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………....13 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………………...14 ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………………………15-22 2
ВВЕДЕНИЕ Курс отечественной истории является важнейшим слагаемым школьного предмета «История». Одними из важнейших задач федеральных государственных образовательных стандартах основного общего и среднего (полного) общего образования по истории являются: - овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней, при особом внимании к месту и роли России во всемирно историческом процессе; - воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству многонациональному Российскому государству. Также историко- культурный стандарт сопровождается перечнем «трудных вопросов истории», которые вызывают острые дискуссии в обществе и для многих учителей – объективные сложности в преподавании. Перечень «трудных вопросов истории России» составлен на основе предложений учителей истории, на практике сталкивающихся с недостатком материалов и достоверной информации о некоторых сложных (с точки зрения преподавания истории в школе) исторических вопросах. И для разрешения возникающих трудностей, необходимо наиболее чаще в своей педагогической работе обращаться к данным вопросам. Кроме всего прочего подключать к этому и обучающихся. Исходя из примерного перечня «трудных вопросов истории» самым первым является вопрос – «Образование Древнерусского государства и роль варягов в этом процессе». Вопрос о происхождении государства является дискуссионным, так как этот процесс обусловлен рядом причин и факторов. При этом очень сложно выделить из их множества наиболее важные причины. Это послужило поводом к возникновению разного рода теорий о происхождении государства. Изучение возникновения государства по- прежнему имеет определённые перспективы. В этом контексте изучение возникновения Древнерусского государства имеет большое теоретическое 3
и практическое значение. Желание постичь истоки своей нации, своего государства – вот истинный патриотизм, которого подчас так не хватает русскому народу. Поэтому тема проекта урока «Образование государства Киевская Русь и политика первых князей». 4
ГЛАВА I.КАРТА УРОКА «ОБРАЗОВАНИЕ ГОСУДАРСТВА КИЕВСКАЯ РУСЬ И ПОЛИТИКА ПЕРВЫХ КНЯЗЕЙ» Тема: «Образование государства Киевская Русь и политика первых князей». Тип: Изучение нового материала. Формы: групповая, фронтальная, индивидуальная. Методы: частично-поисковый,словесный, наглядный, Приёмы: работа с учебником, работа с исторической картой, историческим источником. Цели: Формирование УУД: Личностные УУД:  продолжить формирование умений выполнять познавательные и практические задания на использование элементов причинно- следственного анализа; на перевод информации из текста в схему. Регулятивные УУД:  самостоятельно определять цель учебной деятельно сти; осуществлять целенаправленный поиск ответов на поставленные вопросы; выполнять задания в соответствии с целью; самопроверку, взаимопроверку. Коммуникативные УУД:  формулировать собственную точку зрения на возникновение государства у восточных славян, использовать термины;  организовывать взаимодействие в группах. Познавательные УУД:  познакомиться с различными теориями о возникновении государства у восточных славян, используя исторический документ; 5
 выяснить предпосылки и этапы образования Древнерусского государства;  выяснить систему управления Древнерусским государством. Предметные УУД:  развивать умение выделять главное, существенное в данной теме, составляя опорную схему и таблицу. Цели урока:  сформировать у обучающихся представление о причинах образования Древнерусского государства;  воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины;  воспитание коллективизма, товарищества. Оборудование: доска, ПК, мультимедийный проектор, экран, презентация Учебник: Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России 6 класс. М.: Просвещение, 2014. – 272 с. № Основные этапы урока. Цели. Содержание педагогического взаимодействия Деятельность учителя Деятельность обучающихся. Формирование УУД Познавательная Коммуникативная Регулятивная 1 Организационны й момент Приветствие. Определение готовности к уроку. Приветствие. 2 Актуализация знаний ? Какими коллективами жили соседи славян? ? Как жили восточные славяне? Хазарский каганат, Волжская Булгария, Византия-это государства? Обсуждения. 3 Создание проблемной ситуации Постановка учебной задачи Предлагает познакомиться с отрывком ПВЛ «О призвании варягов» Знакомство с источником «Повестью временных лет» Постановка вопросов: кто такие варяги, какую роль сыграли в русской истории. Составляют план работы: 1.Предпосылки образования государства ; 2.Роль варягов в 6
Предлагает обучающемся самостоятельно определить задачи урока «Как, когда и почему возникло Древнерусское государство?» Формулирование темы «Образование древнерусского государства и роль варягов в этом процессе» образовании государства; 3.Органы древнерусского государства 4.Первые правители. 4 Изучение нового материала. А) Организация р а б о т ы в группах. 1.Что способствовало образованию государства восточных славян? 2. Используя иллюстрации учебника составить рассказ о купце- путешественник е из Рима в Константинопол ь 3.Знакомит с таблицей «Теории возникновения государства у восточных славян»
1группа:
Работая с картой показать «Путь из варяг в греки», определить роль торговли в создании государства;
2группа:
Найти и назвать на карте центры славянских племён.
3группа:
Выяснить, почему стали возникать княжества. Работа в группах: составляют рассказ. Беседа по выяснению сути каждой теории Определить, что общего в этих теориях. Каждая группа формулирует и называет предпосылки появления государства у славян. Отчёты групп. А) касаются происхождения государства у восточных славян, Б) определяют роль варягов в образовании государства Сравнение и запись в тетради 1.Развитие торговли 2.Возникновение княжений и городов 3.Внешняя угроза Корректировка и исправление ошибок в рассказах обучающихся. Переносят таблицу в тетради 7
(
Приложение 2
) Б) Работа с учебником. 3.Выяснить, кто такие варяги. Чтение учебника Составление логической схемы Скандинавы,морепла ватели, торговцы, пираты, Новгород, Рюрик, Синеус, Трувор, 862 (Анализировать исторический источник) 4.Прочитать исторический источник и выбрать доказательства участия варягов в образовании государства (работа в группах) Работают с документом
(Приложение 1)
Отчёты групп. Обсуждение. Делают вывод: варяги сыграли значительную роль в образовании государства Русь. (Делать выводы, выстаивать логические цепочки.) Подумайте, могло ли образоваться государство без участия варягов? Выскажите, к какой теории вы больше всего склоняетесь? Обсуждение. Выполняют задание: Построить логическую цепочку Самопроверка (Преобразовыва ть информацию из текста в схему) 5.Используя опорные слова и учебник составить схему «Древнерусское государство»
(Приложение 4)
Составляют схему «Древнерусское государство» Обсуждение. Представляют свои работы. Корректировка и оценка работ. (Давать характеристику по определённому плану) 6. Используя учебник и дополнительный материал дать характеристику первых князей Рюрика и Олега по схеме:  Даты правлени я  Направле ния деятельн ости Работают с источниками и расширяют свои знания о Рюрике и Олеге Сравнивают характеристики князей. Представляют свои работы. Обсуждение. Находят общее и называют: 1)объединение племён под властью киевского князя; Корректировка.
(Приложение 3)
8
 Оценка деятельн ости Сделайте вывод об основных задачах, решаемых первыми князьями. 2)защита границ; 3)охрана торговых путей 5 Закрепление материала. Фронтальный опрос. Закончите предложение 1. Военачальник из варягов, призванный правит в Новгороде (Рюрик) 2. Сбор дани во время объезда киевским князем с дружиной своих земель называется (полюдье). 3.Жителей Скандинавского п\о славяне называли (Варяги) 4 . В о г л а в е дружины стоял военачальник – (князь). 5. Го сударство восточных славян называлось (Русь) Организует работу класса. Обсуждение. Отвечают на вопросы. Корректировка. 6 Домашнее задание. Сообщение задания и способы его выполнения Запись д\з Учебник: §3, Рабочая тетрадь: 2 задания из 3-6. 1.Сильным: Что заставляло варягов покидать свои земли и скитаться по чужим? 2.Средним: Почему киевляне после убийства 9
Аскольда и Дира не сопротивлялись Рюриковичам? 3.Слабым:
Индивидуальное

задание:
подготовить сообщения о русских историках, изучавших Древнюю Русь. 7 Рефлексия. Дайте оценку своей работы на уроке. Знаю Узнал Хочу узнать 8 Подведение итогов урока Выставление оценок за урок в соответствие с критериями 10
ГЛАВА II. АНАЛИЗ УРОКА Карта урока предполагает интерактивные методы обучения, которые в современной методике преподавания истории и обществознания являются наиболее успешными. Преимуществом интерактивных методов обучения является:  качественное восприятие и усвоение учебного материала;  межличностное познавательное общение и взаимодействие всех субъектов;  главной действующей фигурой на уроке становится учащийся;  успешное формирование и развитие у школьников способностей и умений, позволяющих достигать результаты в личной и профессиональной жизни в условиях современного информационного общества. Наиболее эффективным способом организации занятий с применением интерактивных форм и методов обучения является коллективный способ организации занятий, который в большей степени отвечает задачам интерактивной деятельности обучаемых. Именно этот способ организации деятельности учащихся применяется на уроке, так как групповая работа позволяет:  за короткий срок изучить или обсудить объемный и, порой противоречивый для осмысления и понимания блок материала;  решать задачи дифференцированного и разноуровневого обучения в рамках урока (в зависимости от индивидуальных возможностей и способностей каждого ученика);  продуктивно формировать общеучебные умения и учебную деятельность, которую они реализуют;  оптимизировать и активизировать процессы социализации школьников. 11
Исходя из основных требований анализа урока по ФГОС необходимо выделить следующее: 1. Карта содержит определение типа, форм, методов и приемов урока. 2. Согласно карте урока прослеживается реализация поставленных целей урока. 3. Логически выделены этапы урока. 4. Согласно соответствию урока требованиям ФГОС построение урока ориентировано на новые образовательные стандарты; деятельность обучающихся нацелена на формирование УУД. Предполагается использование современных технологий: проектная, исследовательская. 5. Содержание материала урока соответствует возрастным особенностям обучающихся и соответствует требованиям программы
(Приложение 5)
. 6. Предполагается самостоятельная постановка целей урока обучающимися. Карта урока содержит значительную долю исследовательской деятельности; учитель использует различные методы научного познания и средства обучения. Имеется наглядный материал для эмоциональной поддержки. Обучающиеся могут формировать навыки самоконтроля и самооценки. 7. Карта урока составлена исходя из необходимости развития таких качеств как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь. Предполагается разнообразие видов деятельности. 8. Домашнее задание носит оптимальный объем и индивидуализацию. 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Методика преподавания истории, реализуя цели исторического образования, выработанные государством и обществом и зафиксированные в Госстандарте, помогает отобрать содержание исторического образования (в том числе школьных учебников), приспособить это содержание к возрасту и познавательным возможностям учащихся, определить методы и приемы каждого конкретного урока в соответствии с его целями, реализовать задачу познавательного интереса, определить качество исторического образования в процессе выявления результатов преподавания. В последнее время учителя делают упор на внедрение современных технологий обучения истории, и, прежде всего, применение компьютерных информационных технологий, программ. Однако это только часть учебного процесса, не отменяющая все многообразие достижений методической науки прошлых десятилетий и даже столетий. Успех заключается в разнообразии методов и приемов, средств обучения, а также в интересе на уроках. Важным остается личное общение учителя и ученика. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 13
1. История России / Под ред. А.С. Орлова, В.А. Георгиева и др. – М., 2000. 2. История России с древнейших времен до конца XVII в. / Отв. ред. А.Н. Сахаров, А. П. Новосельцев. М., 1998. 3. Карамзин Н.М. История государства Российского / Н.М. Карамзин. – М.: Изд-во Эксмо, 2003. 4. К О Н Ц Е П Ц И Я Н О В О ГО У Ч Е Б Н О - М Е Т ОД И Ч Е С КО ГО КОМПЛЕКСА ПО ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ 5. Платонов С.Ф. Полный курс лекций русской истории. М.: АСТ, 2004, 6. Соловьев С.М. История России с древнейших времен / С.М. Соловьев. – М., ЭКСМО, 2015. 7. Бабанский Ю.К.Классификация методов обучения . ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Повесть временных лет 14
«В год 6370 (862). Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть. И не было среди них правды, и встал род на род, и была среди них усобица, и стали воевать сами с собой. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью подобно тому, как иные называются шведы, а иные норманны и англы, а ещё иные готландцы, − вот так и эти прозвались. Сказали чудь, славяне, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И вызвались трое братьев со своими родами, и взяли с собою всю русь, и пришли к славянам, и сел старший, Рюрик – в Новгороде, а другой, Синеус – на Белоозере, а третий, Трувор – в Изборске. И от тех варяг прозвалась Русская земля… Через два года умерли Синеус и брат его Трувор. И овладел всею властью Рюрик и стал раздавать мужам своим города – тому Полоцк, этому – Ростов, другому – Белоозеро… И было у него два мужа, не родичи его, но бояре, и отпросились они в Царьград со своим родом. И отправились по Днепру, и когда плыли мимо, то увидели на горе небольшой город. И спросили: «Чей это городок?» Тамошние же жители ответили: «Были три брата: Кий, Щек и Хорив, которые построили городок этот и сгинули, а мы тут сидим, их потомки, и платим дань хазарам». Аскольд же и Дир остались в этом городе, собрали много варяг и стали владеть землёю полян. Рюрик же тогда княжил в Новгороде. ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Теории возникновения государства у восточных славян 15
Норманнская Центристская Славянская Древнерусское государство создано в а р я г а м и с добровольного согласия славян. Варяги образованнее и о р г а н и з о в а н н е е славян: признаются представителями более развитого мира. Г.Ф.Миллер, Г.З.Байер, Иноземные к н я з ь я действительно б ы л и приглашены на Русь в кач е с т ве « т р е т ь е й » , примиряющей силы. Древнерусское государство возникло как результат длительного самостоятельного развития славянского общества. Л.А.Кацва, А.Л.Юрганов Отрицается присутствие варягов на Р у с и и и х р ол ь в образовании Древнерусского государства. Отрицается варяжское происхождение первых русских князей. М.В.Ломоносов, ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Характеристики первых русских князей 16
Рюрик 862-879 1. Родоначальник династии Рюриковичей. 2. Согласно ПВЛ призван из варяжских земель. 3. Княжил в Ладоге, а затем во всех новгородских землях. 4. Перед смертью власть передал своему родственнику (старшему дружиннику) Олегу. Олег 882-912 1.Первый правитель, объединивший земли славян вдоль торгового пути «Из варяг в греки». 2.В 882г- захватил Киев, убив Аскольда и Дира, сделал его столицей, объединив с Новгородом. 3.Подчинил племена древлян, северян, радимичей. ПРИЛОЖЕНИЕ 4 17
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТВЕТА Критерии оценивания различных видов работ: Все виды работ – устные ответы, письменные работы – одинаково важны и учитываются при выставлении итоговой отметки. Критерии выставления отметки при оценивании устного ответа: «5» - ставится за развернутый, полный устный ответ, который не требует дополнений, весь материал изложен в полном объеме.в ответе выдерживается план, содержащий введение, сообщение основного материала, заключение, характеризующий личную, обоснованную позицию ученика по спорным вопросам, изложенный литературным языком. «4» - ставится за развернутый, полный, с незначительными ошибками или одной существенной ошибкой устный ответ, в котором выдерживается план сообщения основного материала, изложенный литературным языком. «3» - ставится за устный развернутый ответ, содержащий сообщение основного материала, при двух, трех существенных фактических ошибках, язык ответа должен быть грамотным. «2» - ставится, если учащийся во время устного ответа не вышел на уровень требований, предъявляемых к ответу на «3». Основное содержание материала по вопросу не раскрыто. ПРИЛОЖЕНИЕ 5 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА (ФРАГМЕНТ) 18
В основе курса лежат следующие нормативные документы и примерные программы: - Основная образовательная программа Основного общего образования МАОУ СОШ №4, /ООП ООО/ - календарный учебный график, Учебный план школы на 2014 – 2015 учебный год. - Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, приказ МО РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897 (ФГОС ООО); - «Базисный учебный план образовательных учреждений Российской Федерации, основное общее образование. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «30» августа 2010 г. № 889; - Примерные программы по учебным предметам. История и обществознание 5-9 классы.2-е издание, в соответствии с требованиями ФГОС – М.: «Просвещение», 2010 - Рабочие программы по истории России 6-9 классы. По программам А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной «История России» / авт. – сост. Г.А. Борознина. - Волгоград, 2010 Цель реализации Основной образовательной программы основного общего образования: - обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником целевых установок, знаний, умений, навыков, компетенций и компетентно стей, определяемых лично стными, с е м е й н ы м и , общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося среднего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья; - становление и развитие личности в ее индивидуальности, самобытности, уникальности, неповторимости………… 19
Следует отметить, что важную роль историческое образование играет в формировании и развитии навыков информационно-коммуникативной деятельности. К ним относится умения: - передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания; - проводить анализ текста, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.); - составлять план, тезисы конспекта; - уверенно выражать свои мысли в монологической либо диалогической речи; Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимися могут использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных, в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения осознанно выбираться выразительные средства языка и знаковые системы (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.). РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА К важнейшим личностным результатам изучения истории России в 6 классе относятся следующие убеждения и качества: - осознание своей идентичности как гражданина России, для которого общая историческая судьба с другими народностями выступает в качестве важного признака; - осмысление социально-нравственного опыта периода Древней и Московской Руси; - понимание культурного многообразия Восточной Европы в изучаемый период, уважение к древнерусской культуре и культуре соседних народов. 20
Метапредметные результаты изучения истории России в 6 классе выражаются в следующих качествах: - овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (систематизировать, анализировать и обобщать факты, составлять простой план, формулировать и обосновывать выводы), использовать современные источники информации; - способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация); - готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе. Предметные результаты изучения истории России в 6 классе включают: - овладение целостным представлением об историческом пути Руси, соседних народов и государств с древнейших времен до конца XVI в………… Результатом обучения истории в 6-м классе будет овладение учащимися знаний и умений по Всемирной истории, значимых для их социализации, мировоззренческого и духовного развития, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, востребованными в повседневной жизни. В результате изучения курса учащиеся должны (знать/понимать): - основные этапы, ключевые события и выдающихся деятелей Всемирной истории и истории России в изучаемый период; - важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития; - базовые термины и понятия, а так же виды исторических источников периода; В течении изучения курса учащиеся должны овладеть навыками: - соотносить даты событий с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий; 21
- использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников; - показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий; - рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений, отчетов об экскурсиях, рефератов) - соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; - объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной культуры; Учебный процесс осуществляется в кабинете истории. Результаты поэтапного выполнения рабочей программы контролируются в рамках административного контроля на уроке, оценочной деятельности педагога в журнале, дневниках и тетрадях учащихся; рассматриваются по окончанию четверти на ШМО. Программа является документом, открытым для внесения изменений, дополнений. Корректировка рабочей программы осуществляется по мере необходимости в соответствии с полученными результатами 22
23


В раздел образования