Межкультурный аспект в преподавании иностранных языков как необходимый компонент в воспитании толерантности студентов.
Автор: Недикова Ирина Яковлевна Должность: преподаватель Учебное заведение: ГАПОУ РО "РКРСТ "Сократ" Населённый пункт: г. Ростов-на-Дону Наименование материала: Статья Тема: Межкультурный аспект в преподавании иностранных языков как необходимый компонент в воспитании толерантности студентов. Раздел: среднее профессиональное
Межкультурный аспект в преподавании иностранных языков как
необходимый компонент в воспитании толерантности студентов.
Процесс глобализации, ведущий к взаимозависимости культур, народов и
цивилизаций, вызывает к жизни необходимость перехода от иерархической
системы отношений, построенных на принципах господства и подчинения, к
системе отношений, базирующихся на принципах демократии,
толерантности. Вместе с тем глобализация создает предпосылки,
затрудняющие диалог культур: нарастающее многообразие мира, рост
религиозного фундаментализма и воинствующего национализма. Здесь
возникает потребность в консенсусе, который предполагает понимание того,
что удовлетворение собственных интересов возможно при учете интересов
другого.
Важной проблемой современного образования является проблема подготовки
специалистов, которым предстоит заниматься деятельностью, отнесенной к
типу «человек-человек» .Вузовская подготовка к этим профессиям имеет
отличительные особенности. Одним из актуальных направлений
реформирования подготовки студентов нормативно определяется
необходимость нового качества обучения профессиональному общению.
Исследования, проводимые в этой области, способствуют пониманию и
использованию возможностей иностранного языка как одного из важнейших
факторов подготовки специалистов в сфере человеко-ориентированных
профессий. Систематическое лингвистическое рассмотрение проблемы
неизбежно ставит перед нами вопрос о содержании образования.
Культурологический аспект относится к сфере «значимости» языка.
Воспользуемся определением Де Соссюра: «Язык обладает, как любая другая
система знаков, двумя аспектами: выражением и содержанием». С одной
стороны, культура не исчерпывается семантическими особенностями того
или иного языка, с другой стороны, «аморфный» словесно не
детерминированный мир был бы для человека весьма неудобен. При
изучении языка не следует забывать, что каждое понятие отражает
реальность.
При изучении иностранного языка речь идет всегда о двух культурах, т. е.
культуре страны изучаемого языка и культуре страны обучающегося этому
языку. Дело в том, что каждая культура отражает лишь часть опыта,
накопленного человечеством. При общении с представителями других
культур необходимо иметь представление об их традиционных особенностях.
Одним из основополагающих моментов межкультурной коммуникации
заключается в том, что не следует спешить с умозаключениями и оценками,
когда другие люди делают что-то странное, а постараться понять их культуру.
Иными словами, в таких ситуациях необходимо избавиться от культурного
центризма в оценке поведения людей, что возможно только через
формирование межкультурной толерантности, в которой переплетаются
готовность к активному общению с людьми другой культуры, открытость,
свобода от предубеждений, терпимость, способность позволять другому
существовать рядом со своим.
В условиях полиэтничности, многоязычия, поликультурности воспитание
толерантности многопланово и приобретает чаще всего характер
поликультурного образования, основными целями которого являются
следующие:
∙ глубокоеи всестороннееовладение культурой собственного народа
∙ формирование представлений о многообразии культур в мире и воспитании
положительного отношения к культурным различиям
∙ формирование и развитие умений и навыков взаимодействия с
представителями различных культур
∙ воспитание в духе мира, терпимости, гуманного межнационального
общения
Основным образовательным принципом в достижении отмеченных целей
может служить принцип диалога, который позволяет соединять в мышлении
и деятельности людей различные не сводимые друг к другу культуры, формы
деятельности, ценностные ориентации. Принцип диалога, распространяемый
в сферу межкультурной коммуникации, означает уважение и признание всех
национальных культур в структуре современной мировой культуры. Здесь
основным содержанием является формирование терпимого отношения к
людям, различающимся по этническим, религиозным или иным признакам.
Воспитание и формирование установок толерантного отношения к чужой
культуре достигается путем целенаправленного процесса образования,
включающего в себя несколько этапов.
1.Общее ознакомление с культурой той или иной страны
2.Языковая подготовка
3.Специализированная культурная подготовка
Для достижения взаимопонимания необходима определенная совокупность
знаний, навыков и умений, общих для всех коммуникантов, которая получила
название межкультурной компетенции. По своей сути межкультурная
компетенция представляет собой единство трех основных составляющих -
языковой, коммуникативной и культурной компетенции.
Наш язык и культура основательно формирует нашу личность. Само собой
разумеется, что подрастающий ребенок воспринимает «свой» язык и свою
культуру как что-то абсолютное и чрезвычайно исключительное и
потребуется много времени, чтобы избавиться от этой иллюзии. Ребенок все
свои знания и культурные способности воспринимает посредством языка и
через язык. Таким образом, язык является одновременно объектом и орудием
познания и формирования культурных ценностей.
Учителю иностранного языка следует учитывать, что языковые формы
непосредственно переплетаются с культурологическими факторами и что эти
явления всегда основаны на исторической реальности. Владение
иностранным языком - это не только владение семантикой и синтаксисом.
Владение языком - это способность человека понимать других людей,
разделять их знания, понимать мировоззрения, ценности и разбираться в
эмоциях. Состоит ли задача преподавателя иностранного языка в том, чтобы
пробудить в своих учениках любовь к стране, язык и культуру которой он
изучает и преподает? Я думаю, что это не так. В идеальном варианте учителю
удастся привить студентам глубокий и постоянный интерес,
заинтересованность, отношение, которое развивает готовность восхищаться
тем вкладом, который народ внес в сокровищницу мировой культуры, но
также и видеть все недостатки, несправедливости и отрицательные стороны.
Задача преподавателя на уроке иностранного языка- это не замена одних
стереотипов другими, а эффективное, дифференцированное аспектов
преподаваемого языка и культуры того или иного народа.
Проведя анкетирование среди студентов 1 курса, целью которого было
определить социальную установку по отношению к представителям другой
национальности, культуры, расы, вероисповедания мы получили данные,
которые свидетельствуют о высокой степени интереса, а также желании и
потенциальной готовности студентов к общению с представителями иной
культуры, вероисповедания, национальности. Однако уровень толерантности
студентов по отношению к ним недостаточно высок. Мы полагаем, что
является следствием сложившихся стереотипов и ярлыков, а также
отсутствие толерантного общения с представителями иных культур.
Степень нашей толерантности зависит от того, насколько мы знакомы с
культурами народов, живущими рядом с нами. Только при сопоставлении
иностранного языка с родным и чужой культуры со своей родной становится
осознаваемым тот факт, что все мы - разные. Познание себя как носителя
своей национальной культуры, познание системы ценностей через призму
«чужой» культуры и познание «чужого» через призму «своего» является
необходимым условием для успешного толерантного взаимодействия.
Наиболее плодотворными будут встречи и непосредственное общение
студентов с представителями иных культур, интегрированные в учебно-
воспитательный процесс.
Интеграция новейших информационных технологий в учебно-
воспитательный процесс предоставляют широкие возможности для
вступления учащихся в живую коммуникацию с носителями языка в
реальном времени; активного вовлечения учащихся в языковую среду и
преодоление языкового барьера; создание ситуаций межкультурной
коммуникации, в рамках которой будет осуществляться воспитание
позитивного толерантного отношения к другим народам и культурам,
оттачиваться приемы и способы толерантного общения и взаимодействия.