"Организация двигательной активности на открытом воздухе, как средство физического развития детей".
Автор: Тупикина Римма Канафовна Должность: воспитатель высшей категории Учебное заведение: МАДОУ №40 Населённый пункт: г. Салават Республика Башкортостан Наименование материала: исследовательская деятельность Тема: "Организация двигательной активности на открытом воздухе, как средство физического развития детей". Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад
общеразвивающего вида №40 городского округа г.Салават Республики Башкортостан
Реферат
Тема: «Организация двигательной
активности на открытом воздухе, как
средство физического развития детей».
Воспитатель: Тупикина Р.К.
Введение
Охрана
здоровья
подрастающего
поколения
в
нашем
обществе
имеет
большое
государственное и социальное значение.
Здоровый ребенок – счастье семьи.
Именно дошкольный возраст является важнейшим периодом, когда формируется
человеческая личность и закладываются прочные основы физического здоровья.
Двигательная
активность
–
главный
источник
и
побудительная
сила
охраны
и
здоровья,
совершенствования
физических
и
интеллектуальных
способностей
маленького ребенка. Дошкольник познает мир, осваивает речь, пространственно –
временные
связи
предметов
и
явлений
при
помощи
движений.
Их
развитие
составляет
центральную
задачу
физического
воспитания.
Систематические
физкультурные
занятия,
подвижные
игры
и
упражнения,
особенно
на
свежем
воздухе, положительно влияют на процессы роста и развития детского организма,
повышают функциональные возможности его ведущих систем, что способствует их
совершенствованию
Подвижные игры и упражнения на свежем воздухе являются универсальным и
незаменимым
средством
физического
воспитания,
дошкольников. В играх в
ненавязчивой,
развлекательной
форме
используются
естественные
движения,
свойственные человеку: ходьба, бег, прыжки, метание и т.д. Игры и упражнения на
свежем воздухе являются лучшим «лекарством» для детей от двигательного голода –
гиподинамии.
Так
как
дети
основную
часть
времени
–
около
70
%
времени
пребывания в дошкольном учреждении – проводят в статичном сидячем положении,
особенно это характерно для детей старшей и подготовительной к школе групп,
когда идет усиленная подготовка к поступлению в школу.
Посильная
физическая
нагрузка
и
свежий
воздух
укрепляют
здоровье
детей,
способствуют профилактике респираторных простудных заболеваний.
Неоценима
роль
подвижных
упражнений
и
для
развития
мелкой
моторики,
восприятия,
формирования
представлений
об
окружающем
мире,
координации
деятельности
слухового
и
зрительного
анализаторов.
Вследствие
всех
вышеуказанных
факторов
подвижные
игры
и
упражнения
способствуют
и
ускорению развития речи.
В моей работе отражена организация двигательной активности на открытом воздухе,
как
средство
физического
развития
детей.
В
качестве
примеров
представлены
технологии физического воспитания дошкольников на открытом воздухе.
Цель исследования: Изучить влияние организации двигательной активности на
открытом воздухе на физическое развитие детей.
Объект исследования: - процесс физического воспитания дошкольников.
Предмет исследования: методы и приемы организации двигательной активности на
открытом воздухе.
Задачи исследования:
1.
Охарактеризовать и проанализировать особенности организации двигательной
активности на открытом воздухе, как средство физического развития детей.
2.
Провести практическую работу по организации двигательной активности в
средней группе на открытом воздухе.
3.
Провести диагностическое обследование уровня физического развития детей.
4.
Сравнить и обобщить полученный материал.
Методы
исследования: игровые упражнения, подвижные игры, педагогический
эксперимент, изучение психолого – педагогического опыты.
База исследования: МАДОУ – 40 г. Салават Республики Башкортостан.
Субъекты исследования: 28 – детей средней группы в возрасте 4 – 5 лет.
Глава 1. Организация двигательной активности на открытом воздухе
как средство физического развития детей.
1.1
Двигательная активность.
Укрепление здоровья ребенка, забота о его правильном, своевременном развитии
тесно связаны с обеспечением условий для рациональной организации физического
воспитания,
при
котором
полностью
удовлетворяется
потребность
организма
в
движении. Физическому воспитанию принадлежит одно из ведущих мест в системе
воспитательно – образовательной работы, так как оно способствует всестороннему
развитию
ребенка,
совершенствованию
его
двигательной
сферы,
повышению
выносливости, развитию физических качеств, высокой работоспособности.
Взрослые
нередко
ошибочно
воспринимают
такого
ребенка
как
шаловливого,
недисциплинированного,
так
как
его
непоседливость
причиняет
им
столько
беспокойства.
Многие
воспитатели,
родители
недооценивают
значения
рациональных условий для правильного развития и благоприятного эмоционального
состояния дошкольника, реализации его физиологической потребности в движении.
Воспитателю, помимо педагогики, важно знать и основы возрастной физиологии и
гигиены.
Опираясь
на
знания
психофизиологических
особенностей
детского
организма, педагог более успешно будет осуществлять все воспитательные, учебные
и оздоровительные мероприятия в дошкольном учреждении, применять правильные
педагогические приемы. Умелое руководство воспитателя деятельностью детей с
учетом их индивидуальных и возрастных особенностей не только поможет найти
наиболее
приемлемые
формы
организации
их
игровой
деятельности,
но
и
в
известной мере будет способствовать совершенствованию функций центральной
нервной
системы,
активного
торможения,
играющего
первостепенную
роль
в
формировании осознанных, мотивированных действий.
Ребенка, впервые поступившего в дошкольное учреждение, приучать к требованиям,
которые
определены
программой,
нужно
постепенно,
в
зависимости
от
его
воспитания
в
семье,
эмоционального
состояния,
характера
приспособления
к
непривычным условиям жизни. Не все дети одинаково легко и быстро привыкают к
новой обстановке, людям. Если дома ребенка не приучают к самостоятельности, не
предъявляют
к
нему
должных
требований,
это
наносит
не
только
вред
его
нравственному развитию, но и отрицательно сказывается на формировании многих
физических качеств.
В
дошкольном
учреждении
двигательный
режим
складывается
из
утренней
гимнастики,
занятий
по
физической
культуре,
подвижных,
спортивных
игр,
физических упражнений, самостоятельной деятельности. Однако для обеспечения
оптимального уровня двигательной активности только формальное проведение всех
упомянутых
видов
деятельности
будет
недостаточным.
Важными
являются
ее
содержание,
а
также
рациональная
организация
всей
жизни
детей,
каждого
из
режимных процессов.
В настоящее время нет сомнений в благотворном влиянии на организм рационально
организованной
двигательной
деятельности
и
вредном
влиянии
недостатка
движений.
Поискам
путей
улучшения
двигательной
деятельности
активности
дошкольников
уделяется
большое
внимание
со
стороны
науки
и
практики.
В
частности, результаты физиолого – педагогических исследований последних лет
(А.Г.
Сухароев,
Р.В.
Тонкова
–
Ямпольская,
Г.П.
Юрко,
Н.Т.
Лебедева
и
др.)
позволили
рекомендовать
практике
примерные
нормы
уровня
двигательной
активности
для
детей
разных
возрастов,
некоторые
в
целом
обеспечивают
удовлетворение естественной потребности организма в движении.
Формы
организации
двигательной
активности
детей
имеют
неодинаковую
значимость.
Для
воспитанников
младшего
дошкольного
возраста
особую
роль
играет
участие
воспитателя
в
играх.
Малышей
целесообразно
объединять
в
небольшие группы для проведения подвижных игр, чтобы в подгруппе находились
дети
с
разным
уровнем
двигательной
активности
–
более
активные
и
малоподвижные.
Дети
младшего
дошкольного
возраста,
как
показали
педагогические
наблюдения
(Е.А.
Тимофеевой,
Т.И.
Осокиной),
нуждаются
в
обучении,
они
только
начинают
осваивать
некоторые
виды
упражнений,
использовать
пособия.
Их
нужно
учить
кататься
на
трехколесном
велосипеде,
скользить по ледяной дорожке, кататься с гор на санках. Старшие дошкольники
разнообразные пособия применяют более широко; и воспитатель стремится, чтобы
ребята
использовали
в
самостоятельной
деятельности
и
подвижных
играх
различный
физкультурный
инвентарь.
А
для
этого
нужно
учить
их
ездить
на
двухколесном велосипеде, ходить на лыжах, кататься на коньках, играть в баскетбол,
волейбол, плавать. Как в организованной, так и в самостоятельной двигательной
деятельности
важно,
чтобы
каждый
ребенок
принимал
участие
во
всех
мероприятиях, спортивных и подвижных играх. Недопустимо, чтобы активные дети
постоянно использовали пособия, а дети малоактивные, застенчивые оставались в
стороне. Умелое руководство воспитателя всеми видами двигательной деятельности
дошкольников поможет избежать этого.
Для оценки работы дошкольного учреждения по физическому воспитанию детей
обычно
используют
показатели,
получаемые
после
выполнения
дошкольниками
контрольных упражнений: бега на 30 м на скорость, прыжков в длину с разбега,
прыжков в высоту, метания вдаль; учитывается также уровень развития у ребенка
физических
качеств:
ловкость,
силы,
выносливости,
координации
движения.
Определенное значение для комплексной оценки двигательного режима в детском
саду имеют и косвенные показатели: качество сна детей, уровень их двигательной
активности, характер поведения.
Воспитатель
должен
внимательно
относится
к
таким
детям,
согласовывать
педагогические приемы и методы с врачом детского сада.
Эффективной мерой повышения двигательной активности детей является введение
третьего (в неделю) физкультурного занятия, начиная со второй младшей группы, а
также обязательное проведение подвижных игр и физических упражнений в часы
прогулок (начиная с младшей группы). Третье физкультурное занятие организуется
на утренней прогулке и строится с учетом климатических погодных условий, уровня
развития навыков у детей. Предпочтение следует оказывать тем видам движений и
упражнений, которые нельзя осуществлять в помещении: зимой – ходьба на лыжах,
катание на коньках; общеразвивающие упражнения при этом могут проводиться в
качестве
подготовительного
этапа.
В
теплое
время
года
занятия
на
воздухе
становятся более разнообразным – организуются спортивные игры, упражнения,
дидактические подвижные игры, обучение езде на велосипедах и пр.
Необходимо
проследить,
чтобы
у
всех
детей
в
дни
проведения
физкультурных
занятий на воздухе имелась соответствующая погоде одежда и обувь.
1.2
Методика
проведения
физкультурных
занятий
игр
и
физических
упражнений на прогулке.
Для полноценного физического развития и укрепления здоровья детей используются
различные формы двигательной активностью. В зависимости от решаемых задач,
возрастных
особенностей
детей
и
других
условий
определяются
формы
деятельности детей. Так, в теплый период года предпочтение отдается обучению
детей элементам игры в бадминтон, настольный теннис, городки, а также катанию на
велосипеде и самокате. Зимой дети катаются на санках, с горки, играют в хоккей и
т.д.
Для
повышения
эффективности
физического
воспитания
детей
дошкольного
возраста необходимо, чтобы различные формы их организации включались в план
работы воспитателя ежедневно. В течение недели физкультурные занятия, игры и
физические упражнения могут чередоваться следующим образом:
Понедельник – физкультурное занятие (в зале или на воздухе);
Вторник – спортивные игры и упражнения на утренней прогулке (а в остальные дни
недели на вечерней прогулке);
Среда - физкультурное занятие на прогулке;
Четверг – подвижные игры и упражнения на прогулке;
Пятница – физкультурное занятие (в зале или на воздухе).
Возможны и другие варианты чередования занятий, игр и упражнений в течение
недели. Кроме того надо помнить, что подвижные игры проводятся каждый день.
Содержание и организация занятий.
Физкультурные занятия на прогулке способствуют развитию сердечно – сосудистой,
дыхательной,
мышечной
и
других
важнейших
систем
организма
детей.
Это
достигается
включение
в
занятия
подвижных
игр,
игр
–
эстафет,
спортивных
упражнений, различных видов бега, упражнений в основных движениях. Во время
физкультурных
занятий
на
прогулке
происходит
постоянное
чередование
видов
деятельности: более интенсивные упражнения чередуются с менее интенсивными,
что позволяет поддерживать высокую работоспособность детей на протяжении всего
занятия, например медленный бег сменяется игрой, игра – упражнением в основном
движении и т.д.
Одна
из
особенностей
занятий
на
прогулке
заключается
в
том,
что
общеразвивающие упражнения проводятся не подряд, а в различных частях занятия:
в вводно – подготовительной во время ходьбы дети выполняют различные движения
рук, медленный бег чередуется с прыжками на одной и двух ногах; в основной дают
упражнения
для развития ног и туловища. Такое выполнение общеразвивающих
упражнений
экономит
время,
делает
занятие
более
динамичным,
что
особенно
важно в холодный период года.
Другой особенностью занятий на прогулке является обучение детей спортивными
играми и упражнениями: прыжками через скакалку, скольжениями, ходьбе на лыжах.
В старшей группе дети обучаются элементам баскетбола, футбола, хоккея, учатся
играть в бадминтон. В подготовительной группе
продолжается освоение детьми
вышеперечисленных спортивных игр и проводится обучение элементам игры в
настольный теннис. Кроме того, во время занятий на прогулке дети закрепляют
основные движения, которые они разучивали на предшествующих физкультурных
занятиях.
1.3
Подвижные игры и основные движения.
Проведение подвижных игр и упражнений в основных видах движений на прогулке
повышает двигательную активность детей, способствует дальнейшему закреплению
навыков, улучшению здоровья.
Вначале в подвижные игры и упражнения вовлекают часть детей, в дальнейшем
нужно стремится к тому, чтобы все дети принимали в них участие. Подготовка к
проведению
подвижных
игр
и
упражнений
на
прогулке
не
сложна.
Выходя
на
прогулке, дети выносят нужный инвентарь: несколько мячей, кубиков, шнур и т.п.
Если
требуется,
дети
вместе
с
воспитателем
устанавливают
на
площадке
гимнастические
скамейки
(квадратом,
друг
за
другом
и
ли
параллельно)
для
проведения игр или игр – эстафет. В теплый период года игры и упражнения можно
проводить как в начале прогулки, так и в конце. В холодный период – в конце
прогулки, с тем чтоб после игр и упражнений разгоряченные дети сразу уходили в
помещение.
Вначале проводится бессюжетная игра или эстафета. Она повторяется 3 – 4 раза.
Воспитатель следит за точным выполнением правил: раньше времени не выбегать,
сбил кеглю – вернись и поставь на место и т.д. Временно освобожденные после
болезни дети привлекаются воспитателем в качестве помощников и судей.
Затем
детям
предлагают
выполнить
уже
знакомые
упражнения
в
основных
движениях:
влезать
на
гимнастическую
стенку
и
слезать
с
нее,
ходить
по
гимнастическим
скамейкам,
прыгать
и
т.д.
При
необходимости
нужно
оказать
помощь, сделать индивидуальные замечания.
Таким
образом,
дети
изучают
движение
на
физкультурном
занятии
в
зале,
закрепляют на прогулке и во время игр и упражнений. Через некоторое время это
движение выполняется во время эстафеты или игры. После того как упражнение в
основном движении повторено 3 – 4 раза, воспитатель организует подвижную игру.
Сюжет игр подобран так, чтобы дети активно двигались: бегали, прыгали, метали.
Во время игр и проведения основных движений дети одеты в обычную для прогулок
одежду, поэтому воспитатель должен следить, чтобы они не перегревались. При
большой активности детей в игре можно несколько удлинить перерывы между
повторениями, обсудив в это время действия детей и допущенные ими ошибки. В
сырую и ветреную погоду нужно увеличить активность детей, выбрав для игры
большую по размерам площадку, сокращая время между повторениями.
1.4
Спортивные игры и упражнения.
При организации двигательной деятельности у детей на прогулке большое место
отводится
спортивным
играм
и
упражнениям.
В
пособии
спортивные
игры
и
упражнения распределены следующим образом: в сентябре, мае и июне – катание на
велосипеде, игры в бадминтон, настольный теннис и городки; в октябре – ноябре и в
марте – апреле – элементы футбола, баскетбола, прыжки через скакалку, упражнения
с мячами и обручами; в декабре – феврале – ходьба на лыжах, скольжение по
ледяным дорожкам, игры в снежки, хоккей на снегу без коньков.
Обучение детей спортивным упражнениям и элементам спортивных игр в основном
проводится воспитателем на физкультурных занятиях, организуемых на воздухе. Но
для
того
чтобы
дети
овладели
навыками
спортивных
упражнений
и
научились
играть в спортивные игры,, необходимо постоянно повторять и закреплять их во
время прогулок (конкретные рекомендации по их освоению даются на каждую
неделю).
В
каждом
плане
на
неделю
для
закрепления
запланировано
несколько
видов
спортивных
игр
и
упражнений.
В
зависимости
от
погодных
условий,
наличия
спортивного
инвентаря,
степени
овладения
детьми
той
или
иной
спортивной
игровой и упражнениями воспитатель распределяет указанные в плане виды на все
прогулки недели (утренние и вечерние). В одних случаях дети могут упражняться в
нескольких видах игр, например: одни катаются на велосипедах, другие играют в
настольный теннис и бадминтон, а затем они меняются местами. В других случаях
на прогулке планируется только один вид спортивных игр, например игра в городки.
При этом дети должны играть только в присутствии воспитателя.
К участию в спортивных играх и упражнениях воспитатель вначале привлекает тех
детей, которые недостаточно освоили упражнения на физкультурных занятиях. В
дальнейшем нужно стремится к тому, чтоб активно действовали все. Дети должны
не только овладеть элементами спортивных игр, но и знать их основные правила,
название частей используемого спортивного инвентаря, уметь ухаживать за ним.
Обучение
спортивным
играм
значительно
ускоряется,
если
воспитатель
сам
принимает в них активное участие, руководит действиями детей.
Выводы по первой главе.
В первой главе я рассмотрела теоретические основы организации двигательной
активности на открытом воздухе, как средство физического развития детей.
Анализ психолого – педагогической литературы показал, что дети дошкольного
возраста могут усвоить разнообразные двигательные упражнения, игры, постоянно
и
разнообразно
двигаться
на
открытом
воздухе.
Элементарно
и
наглядно
предоставлены в зависимости от возрастных особенностей детей, от природных
условий и от отношения взрослых к детям.
Правильно спланированные физкультурные занятия, подвижные игры и упражнения
укрепят здоровье детей.
Глава 2.
Обзор результатов физического развития детей дошкольного возраста
на открытом воздухе.
2.1 Констатирующий эксперимент.
Констатирующий
эксперимент
проводился
в
сентябре
2015
г.
Целью
констатирующего
эксперимента
явилось
определение
физического
развития
дошкольников 30 детей средней группы.
Задачи констатирующего эксперимента:
1.
Определить
критерии
уровня
физического
развития
детей
среднего
дошкольного возраста.
2.
Подобрать диагностический материал и оборудование.
Методы исследования:
1.
Наблюдение за деятельностью детей.
2.
Обследование уровня развития основных движений.
На первом этапе констатирующего эксперимента проводилась работа по физической
культуре у детей. Особое место в работе заняла диагностика по обследованию
уровня
развития
основных
движений
детей
4
–
5
лет
по
методике
оценки
двигательной деятельности ребенка.
Методика оценки двигательной подготовленности ребенка.
1.
Измерение результатов прыжков в длину с места. Ребенок получает задание
прыгнуть как можно дальше. По вызову воспитателя он становится у линии, касаясь
ее носками, и произвольно выполняет прыжок. Учитывается расстояние от линии до
места соприкосновения пяток с поверхностью земли, мата. После приземления
ребенок отходит в сторону или вперед. Он возвращается на исходную позицию, не
пересекая
стартовую
линию,
а
обходя
ее.
Результат
прыжка
измеряется
сантиметровой лентой или планкой с сантиметровой разметкой (длина 2 м). Ребенок
выполняет
три
попытки
подряд.
Записываются
все
результаты,
а
учитывается
лучший.
2. Измерение скорости бега. Лучше всего проводить измерение на улице на любой
прямой и плотной дорожке. Для измерения скорости пробегания дистанции 30 м
дорожка должна быть на 8 – 10 м длиннее.
В
начале
дорожки
обозначается
стартовая
черта,
а
через
30
м
–
финишная
(расстояние измеряется рулеткой или большим циркулем). За линией финиша на
расстоянии 7 – 8 м от финиша ставится флажок на высокой подставке или любой
другой хорошо видный яркий предмет. Ребенок получает задание пробежать как
можно
быстрее
до
этого
предмета,
чтобы
исключить
замедление
бега
перед
финишем.
Пробегание дистанции осуществляется по ряду последующих команд: «На старт!»,
«Внимание!»,
«Марш!».
По
команде
«На
старт!»
ребенок
подходит
к
черте
и
занимает удобную для бега позу, становится лицом к направлению бега, выставив
немного одну ногу носком к стартовой линии. По команде «Внимание!» ребенок
слегка сгибает обе ноги, подается вперед, несколько сгибает руки (можно держать
руки и свободно опущенными вниз), сосредоточивается, смотрит вперед на 4 – 5 м.
По команде воспитателя «Марш!» ребенок резко срывается с места и бежит в
полную силу до ориентира, расположенного за финишем. Подающий команду к бегу
стоит сбоку от линии старта. Одновременно со словом «Внимание!» он поднимает
флажок
вверх,
а
затем
вместе
с
командой
«Марш!»
резко
опускает
его
вниз.
Опускание
флажка
служит
сигналом
для
включения
секундомера.
Секундомер
выключается в момент, когда ребенок пересекает финишную линию грудью.
Результат
громко
объявляется
и
заносится
в
протокол.
Фиксация
результатов
происходит с точностью до 0,1 с (одного деления секундомера). Если дистанцию
пробегают одновременно двое, то результаты фиксируются двумя секундомерами.
Пробежав
дистанцию,
ребенок
возвращается
спокойным
шагом
к
линии
старта
сбоку от беговой дорожки, не мешая следующему забегу. Вторичное пробегание
дистанции проводится не ранее, чем через 3 – 4 забега других детей.
3. Измерение
результатов
метания
вдаль.
Для
метания
вдаль
используются
мешочки с песком весом 150 – 200г. Ребенок метает мешочки (держать не за конец, а
в
ладони)
от
черты
в
прямом
направлении.
Он
выполняет
один
за
другим
в
произвольном темпе 3 броска одной, а затем другой рукой от плеча. Для удобства
измерения дальности броска пространство шириной примерно
3 – 5 м и длиной 10 – 15 м размечается поперечными линиями на расстоянии 0,5 – 1
м друг от друга. На каждой линии ставится цифра, соответствующая количеству
метров до нее от исходной черты, с которой ребенок метает. Измеряется расстояние
от исходной линии до места падения мешочка (первое соприкосновение с грунтом),
высчитывается
дальность
броска.
Результаты
всех
трех
бросков
каждой
рукой
заносятся в протокол, учитывается лучший результат.
Первые свои наблюдения я зафиксировала в сентябре 2015 г., результат получился
следующим: (приложение таблица).
Полученные
данные
свидетельствовали
о
том,
что
для
большинства
детей
не
составило труда выполнение заданий. Они справились с заданием. Но были среди
них и те, кто показал очень слабые результаты.
Уровень
двигательной
активности
и
физиологическая
потребность
организма
в
движении определяются возрастом, индивидуальными особенностями центральной
нервной системы, состоянием здоровья и во многом зависят от внешних условий –
гигиенических,
социально
–
бытовых,
климатических
и
т.п.
Как
показали
наблюдения педагогов, психологов, врачей, у детей одного возраста могут быть
значительные различия в уровне двигательной активности, в потребности двигаться.
Как правило, здоровые дети среднего и выше среднего уровня физического развития
при гармоничном телосложении отличаются большей подвижностью по сравнению
со взрослыми. Это обусловлено более высокой возбудимостью нервной системы и
относительно
слабым
развитием
тормозных
процессов
у
дошкольников.
Если
наблюдать за ребенком, когда он предоставлен сам себе, не увлечен игрой, можно
увидеть, что он ни минуты не остается спокойным. При этом его движения нередко
отличаются неупорядоченностью, так как они не направлены на осуществление
определенной задачи, не мотивированы.
Подобное
поведение
свойственно
дошкольнику,
оно
является
как
бы
способом
реализации его потенциальной энергии. Чаще всего это происходит тогда, когда
взрослые мало внимание уделяют ребенку, не стремятся найти для него интересное
занятие, вовлечь в коллективную игру.
Организуя двигательную деятельность детей, важно помнить о том, что в группе
могут быть воспитанники, принесшие заболевания, а также отстающие в развитии.
Специальные
исследования
показали,
что
у
таких
ребят
чаще
отмечается
относительно
низкий
уровень
двигательной
активности
и
развития
движений.
Наиболее отставание выявлено у них в показателях скорости бега на 30 м, прыжков
в длину с места, в показателях становой силы, характеризующей силу мышц спины
и брюшного пресса. Отставание в двигательном развитии нередко наблюдается и у
детей с избыточным или недостаточным весом.
2.2
Физическое воспитание детей дошкольного возраста на формирующем
этапе эксперимента.
На формирующемся этапе эксперимента, который продолжался с сентября 2015 г. по
май
2010
года
мною
проводились
целенаправленные
мероприятия
физического
развития. Эта работа проводилась с детьми средней группы МАДОУ № 40 г.Салават
Республики Башкортостан. В группе 28 детей.
Двигательная активность детей на открытом воздухе разнообразна.
2.3
Результат контрольного этапа исследования.
Контрольный этап проводился в мае 2016 года с этими же детьми. В течение
учебного года я наблюдала за двигательной активностью детей на воздухе по тем же
категориям, что и на начальном этапе эксперимента. В исследовании участвовали 26
детей. Результат получился следующим (приложение таблица №2).
Контрольный этап позволил мне подвести итог моего исследования. Для того, чтобы
сравнить результат я сопоставила оба результата (приложение таблица №3).
В результате выяснено, что – дети улучшили результаты по диагностике основных
видов
движений.
У
детей
сформированы
физические
умения
и
навыки.
Эти
результаты
наглядно
показывают,
что
правильно
организованная
двигательная
активность на воздухе является эффективной формой физического развития детей.
Заключение:
Проведение
на
воздухе
подвижных
игр,
упражнений,
физкультурных
занятий
с
повышенной двигательной активностью укрепляют здоровье детей, физически их
развивают.
Организация
различных
физических
упражнений
и
подвижных
игр
на
воздухе
оказывают положительное влияние на эмоциональное состояние детей, помогают
укреплению воли, развитию смелости, самостоятельности. Вместе с тем создаются
наиболее
благоприятные
условия
для
проявления
товарищеских
чувств,
взаимопомощи.
Выполнение
физических
упражнений
на
свежем
воздухе
усиливает
их
эффективность.
Посильная
физическая
нагрузка
и
свежий
воздух
укрепляют
здоровье
детей,
повышают
их
работоспособность.
Поэтому
очень
важно
рационально организовывать двигательную активность детей на воздухе.
Проведение на воздухе занятий, игр и упражнений с повышенной двигательной
активностью позволяют одевать детей даже в холодный период года в облегченную
спортивную
одежде,
что
способствует
закаливанию
организма,
снижению
простудных заболеваний среди дошкольников.
Список литературы
1.
Богина Т.Л., Терехова Н.Т., «Режим дня в детском саду». Москва
«Просвещение» 1998г.
2.
Вавилова Е.Н. «Укрепляйте здоровье детей», Москва «Просвещение» 1986 г.
3.
Кирилова Ю.А. «Физкультурные упражнения и подвижные игры на свежем
воздухе», Санкт – Петербург «Детство – Пресс» 2005г.
4.
Полтавцева Н.В., Гордова Н.А., «Физическая культура в дошкольном
детстве», Москва «Просвещение» 2004г.
5.
Степаненкова Э.Я. «Сборник подвижных игр» Москва «Мозаика – синтез»
2011г.
6.
Утробина К.К. «Занимательная физкультура в детском саду», Москва 2006г.
7.
Фролов В.Г., «Физкультурные занятия, игры и упражнения на прогулке».
Москва «Просвещение» 1986г.
8.
Юрко Г.П., Фролов В.П. «Физкультурные занятия на воздухе с детьми
дошкольного возраста», Москва «Просвещение» 1987г.
Перечень подвижных игр на воздухе в средней группе.
1.
«Найди свой цвет»
2.
«Найди себе пару»
3.
«Цветные автомобили»
4.
«Трамвай»
5.
«Мыши в кладовой»
6.
«У медведя во бору»
7.
«Самолет»
8.
«Пробеги тихо»
9.
«Лошадки»
10. «Зайцы и волк»
11. «Воробышки и автомобиль»
12. «Ловишки»
13. «Птички и кошка»
14. «Охотник и зайцы»
15. «Лиса в курятнике»
16. «Кролики»
17. «Котята и щенята»
18. «Перепрыгни через ручеек»
19. «Из кружка в кружок»
20. «Цыплята и наседка»
21. «Птицы и дождь»
22. «Не задень»
23. «Спящая лиса»
24. «Воробышки»
25. «Поезд»
26. «Найди свой домик»
27. «Вороны и гнезда»
28. «Найди свое место»
29. «Утята»
30. «Рыбки в пруду»
31. «Ловишки с домами»
32. «Автомобили»
33. «Найдем воробышка»
34. «Огуречик, огуречик»
35. «Воробышки и кот»
36. «По ровненькой дорожке»
37. «Кот и мыши»
38. «Перелет птиц»
39. «Зайка беленький»
40. «Бездомный заяц»
41. «Совушка»
42. «Удочка»
Перечень игровых упражнений на воздухе в средней группе.
1.
«Покажи мяч»
2.
«С бережка на бережок»
3.
«Донеси мешочек»
4.
«Перебрось за линию»
5.
«Резвые лягушата»
6.
«По мосточкам»
7.
«Добеги до предмета»
8.
«Не пропусти мяч»
9.
«Не задень»
10.«Прокати обруч»
11.«Вдоль дорожки»
12.«Мяч через сетку»
13.«Подбрось – поймай»
14.«Кто быстрее добежит до кубика»
15.«Перебрось – поймай»
16.«Успей поймать»
17.«Пингвины»
18.«Кто дальше бросит»
19.«Кто скорее до флажка»
20.«Принеси предмет»
21.«Докати до кубика»
22.«Прокати и догони»
23.«Проползи до мяча»
24.«По дорожке»
25.«Проползи и не задень»
26.«Перепрыгни ручеек»
27.«Мяч через шнур»
28.«Кто быстрее доберется до кегли»
29.«Прокати не урони»
30.«Вдоль дорожки»
31.«Кто скорее по дорожке»
32.«Не попадись»
33.«Поймай мяч»
34.«Догони мяч»
35.«Передай мяч»
36.«Догони пару»
37.«Веселые снежинки»
38.«Кто дальше бросит»
39.«Кто быстрее до снеговика»
40.«Пружинка»
41.«Разгладим снег»
42.«Снежная карусель»
43.«Петушки ходят»
44.«По снежному валу»
45.«Снайперы»
46.«Снежинки – пушинки»
47.«Сонный поезд»
48.«Покружись»
49.«Точно в цель»
50.«Туннель»
51.«Быстрее и ловкие»
52.«Сбей кеглю»
53.«На одной ножке вдоль дорожке»
54.«Достать до мяча»
55.
«Ловкие ребята»