Напоминание

"Формирование духовно-нравственных качеств у младших дошкольников в процессе приобщения к труду"


Автор: Тупикина Римма Канафовна
Должность: воспитатель высшей категории
Учебное заведение: МАДОУ №40
Населённый пункт: г. Салават, Республика Башкортостан
Наименование материала: обобщение опыта работы
Тема: "Формирование духовно-нравственных качеств у младших дошкольников в процессе приобщения к труду"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №40» городского округа город Салават Республики Башкортостан ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ТЕМЕ «ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПРИОБЩЕНИЯ К ТРУДУ» Воспитатель: Тупикина Р.Н. Введение Дошкольное детство - важный период в нравственном становлении личности. Исследования советских ученых в области педагогики и психологии свидетельствуют о формировании основных моральных качеств личности именно в эти годы. Этому способствует высокая детская восприимчивость и внушаемость.
Нравственное воспитание предусматривает формирование у ребенка чувств, привычек нравственного, поведения и нравственных представлений. Ребенок воспитывается в деятельности: игры, труд, занятия, общение со сверстниками и взрослыми является для него своеобразной школой нравственности, благодаря которой он усваивает элементарную культуру поведения, так необходимую в организации учебного труда в будущем. Каждый вид деятельности требует от дошкольника выполнения определенных правил, в результате чего такая деятельность становится более полноценной и воспитывающей, а это зависит от правильного руководства ею. Взрослые, руководя любым видом деятельности, могут влиять на чувства ребенка, его нравственные проявления, отношения к сверстникам, побуждать действовать по правилам, формировать у него начала идейной направленности - отношение к людям, труду, своим обязанностям. Нравственное становление ребенка зависит от взрослых, их примера их стремления к совершенствованию собственной личности. Актуальной задачей в настоящее время является воспитание у дошкольника нравственно - волевых качеств: самостоятельности, организованности, настойчивости, ответственности, дисциплинированности. Формирование нравственно - волевой сферы - важное условие всестороннего воспитания личности ребенка. От того, как будет воспитан дошкольник в нравственно - волевом отношении, зависит не только его успешное обучение в школе, но и формирование жизненной позиции. Недооценка важности воспитания волевых качеств с ранних лет приводит к установлении неправильных взаимоотношений взрослых и детей, к излишней опеке взрослых, что может стать причиной лени, несамостоятельности детей, неуверенности в своих силах, низкой самооценке, иждивенчества и эгоизма. Проведенные педагогические и психологические исследования позволили выделить основные показатели готовности ребенка к школе, из которых наиболее важными являются общая нравственная воспитанность, т.е. достижение определенного уровня сформированости нравственно - волевых качеств, необходимых в учебной деятельности. Дети, у которых к началу обучения в школе не развита способность активно действовать для достижения цели, самостоятельно выполнять повседневные требования и решать новые задачи, проявлять настойчивость в преодолении трудностей, часто не могут организовать себя для выполнения заданий учителя. Это
отрицательно сказывается на учебной работе и поведении первоклассника, становится причиной его неуспеваемости, недисциплинированности. Поэтому важно своевременно воспитывать нравственно - волевые качества. Изучение теоретического материала. Детей интересует все: и мир природы, и мир людей и мир искусства. Наша задача - помочь осмыслить впечатления, дать им нужное направление, найти доходчивые слова.
Если ребенок чувствует доброжелательность, расположение, заинтересованное к себе отношение взрослого, он с распахнутым сердцем бежит к нему со своими мыслями, немудреными «секретами», стремится высказаться о том, что взволновало и задело его воображение, что удивило и требует немедленного ответа. Почему? Почему? Почему?… Ребенок вслушивается, всматривается, исследует, сравнивает, изумляется. Стремление к познанию - одно из ценных человеческих свойств, проявляющихся очень рано. Впервые обращенный вопрос ребенка «Что это?» - своеобразное выражение пробуждающейся самостоятельной живой мысли. В детском вопросе заключен интерес к окружающему. Своими объяснениями взрослый помогает осмысливать непонятное, учит ребенка думать, развивает интерес к окружающему. Общение взрослого с ребенком происходит в процессе различной совместной деятельности: в играх, занятиях, в труде, повседневных делах, что помогает ему приобретать знания, умения, навыки в активной форме. Для ребенка общение с взрослыми в совместной деятельности - своеобразная школа практики, благодаря которой он обучается, усваивает, уточняет, переосмысливает ту информацию, которую получает от них. Одновременно ребенок получает уроки общения, умения вести разговор об интересующем его предмете или явлении. Взрослый подает пример, которому следует ребенок. Чем меньше дошкольник, тем беднее его опыт и следовательно, участие взрослого в детских делах приобретает большое значение. Интерес к труду и желание трудиться дети проявляют уже в младшем дошкольном возрасте. Они тянутся, к делам старших, копируют их действия. В труде ребенок ощущает себя большим, хочет быть ловким, умелым, самостоятельным, настоящим помощником. Хотя у малышей отношение к делу еще не отличается достаточной отчетливостью и устойчивостью, а их труд - это скорее игра, однако и эти проявления следует всячески поощрять и развивать. Возможности ребенка младшего возраста, весьма ограничены, у него нет трудовой сноровки, он не умеет предвидеть результаты труда, и выполняет с удовольствием лишь то, что ему нравится и удается. Главное, что его труд не может заменить труд взрослого. Зато велико воспитывающее значение труда ребенка, и в этом его ценность. Трудовая деятельность особенно важна в нравственном становлении личности. В труде у ребенка формируются такие качества, как чувство ответственности за
порученное, самостоятельность, организованность, инициатива, смекалка, терпение, дисциплинированность. Кто из взрослых не знает, как трудовое поручение организует поведение ребенка! Непоседа проявляет усидчивость и сосредоточенность, медлительный ловкость и смекалку, шалун - деловитость и терпение, неумейка - старание и желание сделать как можно лучше (при условии, что поручение заинтересовало ребенка). Если дошкольник систематически участвует в труде, то это положительно сказывается на формировании его личностных качеств: он приобретает готовность к труду (что важно при подготовке к школе, учение - это труд и напряжение умственных, духовных и физических сил); на практике познает, что такое заботливость, бережливость; начинает осознавать значение и цену труда старших. К ребенку постепенно приходит чувство уважения к делам взрослых, стремление помогать им, появляется умение видеть непорядок в окружающем и устранять его по собственной инициативе. Трудовое воспитание ребенка начинается с выработки у него навыков самообслуживания. Удобный момент для этого наступает тогда, когда малыш впервые заявляет: «Я сам» это одно из ценных свойств психики развивающегося ребенка - своеобразное стремление к независимости от опекающих его взрослых. Важно не пропускать этот момент и всячески поддерживать детскую самостоятельность. У детей 3 - 4 лет возрастает самостоятельность, поэтому они могут сами (при небольшой помощи взрослых или сверстников) одеваться и раздеваться, аккуратно складывая свою одежду. Известно стремление младших дошкольников к самостоятельности. Оно приобретает нравственный смысл в деятельности, в которой малыш проявляет свое отношение к окружающим. Это не только выполнение отдельных поручений взрослых, но и его деятельность по самообслуживанию. Малыш еще не осознает, что первая его трудовая деятельность необходима ему самому и окружающим, так как овладение нужными навыками позволяет ему обходиться без посторонней помощи, не затруднять других людей заботой о себе. Ребенок еще не понимает, что тем самым он проявляет заботу о них. Такой мотив труда младшего дошкольника формируется только под воздействием взрослых. Овладение навыками самообслуживания позволяет ребенку оказывать реальную помощь другим детям, требует от него определенных усилий для достижения
нужного результата и способствует выработки настойчивости. Таким образом, овладение младшими дошкольниками навыков самообслуживания - эффективное средство воспитания таких нравственно - волевых качеств, как самостоятельность и настойчивость. К концу пребывания во второй младшей группе детей привлекают к дежурству по столовой. Они с большим удовольствием помогают няне: раскладывают ложки, хлебницы, убирают после еды на хозяйственный стол чайную посуду. Вместе с воспитателем кормят птиц, животных, рыб, поливают комнатные растения и посадки на грядках. В этом возрасте у малышей воспитывают желание участвовать, в поддержании порядка в групповой комнате и на участке. Их учат не сорить, не топтать зелень, беречь цветы и посадки. Приучают испытывать удовольствие от чистоты и порядка в окружающем. Важно с ранних лет внушать ребенку ты равноправный член семьи, группы и потому у тебя, как у всех, должны быть свои обязанности - трудовые и нравственные: все, что ты можешь делать сам, за тебя не должны делать взрослые, не допускай, чтобы они за тобой ухаживали, убирали, - этим ты бережешь их труд и время, выражаешь им свою любовь и уважение. Великий педагог «В.А. Сухомлинский» писал, что труд становится великим воспитателем, когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников, дает радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает волнующую радость преодолений трудностей, открывает все новую и новую красоту в окружающем мире, пробуждает первое гражданское чувство – чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека. Радость труда – могучая воспитательная сила. В годы детства ребенок должен глубоко пережить это благородное чувство. Труд для народа является не только жизненной необходимостью, без которой не мысленно человеческое существование, но и сферой многогранных проявлений духовной жизни, духовного богатства личности. В труде распространяется богатство человеческих отношений. Воспитать любовь к труду невозможно, если ребенок не почувствует красоты этих отношений. В трудовой деятельности народ видит важнейшее средство самовыражения, самоутверждения
личности. Важная воспитательная задача о том, чтобы чувство личного достоинства, личной гордости каждого воспитанника основывалось на трудовом успех В.А. Сухомлинский. Труд должен приносить ребенку радость и удовлетворение, создавать хорошее настроение. Тогда он будет любить труд. Потрудился, постарался, и вот результат: достиг того, что желал! Из - за отсутствия жизненного опыта и должной сноровки это не всегда удается ребенку: он многого не знает и не умеет, часто делает не так даже тогда, когда искренне старается. Может ли труд радовать ребенка, может ли принести ему удовлетворение, если он не обладает необходимыми навыками, не умеет действовать осмысленно и последовательно, не знает, как пользоваться орудием труда. Дошкольника, который впервые соприкасается с трудом, надо учить трудиться, формировать у него элементарную культуру трудовой деятельности. Культура трудовой деятельности во многом зависит от наличия у ребенка орудия труда. Важно, чтобы в его распоряжении был необходимый инвентарь для хозяйственных дел. Такой инвентарь должен иметь привлекательный вид, соответствовать физическим силам и росту дошкольника. Только в этом случае можно рассчитывать на то, что ребенок овладеет правильными трудовыми навыками, будет работать с удовольствием и результативно. В любом виде труда есть реальная цель, - достижение которой требует определенной последовательности действий, приложение усилий для достижения результата. В труде имеются условия, обеспечивающие необходимость приложения ребенком усилий, проявления настойчивости. Социальная значимость труда воспитывает у ребенка чувство ответственности. Семья располагает благоприятными условиями для привлечения ребенка – дошкольника к труду. В семье нравственный смысл и цель труда для дошкольника особенно наглядны, трудовые поручения, которые ребенок выполняет в семье, по содержанию разнообразнее, чем в д/саду, а необходимость их выполнения для него более очевидна (особенно в хозяйственно - бытовом и ручном труде). Ребенок наглядно убеждается в значимости своего труда для членов семьи. Особое влияние на малыша оказывает труд взрослых в семье. Характерны мотивы труда детей в семье: любовь к родителям и другим членам семьи, желание заботиться о них, помочь доставить им радость, чувство долга перед семьей,
зарождающиеся в этом возрасте. Распространенный мотив совместного труда ребенка с родителями - стремление к общению с ними: «Люблю с папой вместе делать что- нибудь», «Мне с мамой всегда весело трудиться». В семье дети часто с удовольствием занимаются теми видами труда, которые мало распространены в детском саду: стиркой белья, мытьем и вытиранием посуды, участвуют в приготовлении пищи, покупке продуктов и т.д. Благоприятные семейные условия положительно влияют на трудовое воспитание детей и их нравственно-волевое развитие. Однако отсутствие во многих семьях целенаправленного использования труда для нравственно - волевого развития ребенка приводит к недостаткам, которые отмечают сами родители. В семьях еще недостаточно используется совместный труд взрослых и детей. Значение совместного труда велико. Он удовлетворяет потребность детей в общении с взрослыми, взрослым осуществлять контроль за детской деятельностью. Взрослый собственным трудом дает ребенку пример правильного выполнения работы, предлагает ему рациональные приемы труда и т.д. Отстранение ребенка от участия в труде семьи наносит урон его нравственному воспитанию. Воспитательное значение природы трудно переоценить общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей. В дошкольном учреждении ребят знакомят с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность умение наблюдать, логически мыслить эстетически, относиться ко всему живому. Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, забота о живых существах рождают не только интерес к природе, но и способствуют формированию у детей лучших черт характера, таких как патриотизм, трудолюбие, уважение к труду взрослых охраняющих и умножающих природные богатства. Влияет на развитие личности ребенка труд по уходу за комнатными растениями и животными. Этот вид труда воспитывает не только гуманные качества – доброту, отзывчивость, любовь и бережное отношение к животному и растительному миру, но и волевые - самостоятельность организованность, отзывчивость, ответственность.
Чем же определяется воспитательная ценность этого вида труда? Во - первых труд, по уходу за комнатными растениями и животными эмоционально окрашен: общение детей с живыми объектами природы является для них источником огромной радости. Во – вторых, выращивая растения и ухаживая за животными, ребенок чувствует себя «творцом» видит значение своего труда. В – третьих, у ребенка есть возможность трудиться рядом с взрослыми: в дошкольном возрасте отношение ребенка к труду связано с его отношением к тем взрослым, с которыми он трудится вместе или которые организуют его труд, побуждают действовать. В – четвертых, этот вид деятельности позволяет сочетать волевые и умственные усилия ребенка, требует определенных знаний. Таким образом, хозяйственно – бытовой, а также труд по уходу за растениями и животными - наиболее эффективны для воспитания у дошкольника таких качеств, как самостоятельность, организованность, настойчивость, ответственность. Эти виды труда наиболее распространены как в семье, так и в детском саду и всегда направлены на удовлетворение потребностей не только ребенка, но и взрослых. Используя труд в качестве средства нравственного воспитания взрослым необходимо анализировать мотивы, побуждающие ребенка выполнять данный вид труда. Создать наиболее действенный для ребенка мотив - значит вызвать у него волевые усилия, направить их на те цели, достижения которых взрослый считает полезным для нравственного развития дошкольника. Формирование нравственных мотивов труда ребенка возможны в том случае, если дошкольник видит значимость своего труда. Взрослые должны вносить в трудовую деятельность ребенка нравственные мотивы: оказывать помощь, проявлять внимание, сочувствие, заботу, связывать эти мотивы с целью деятельности, различными методами закреплять эту связь, вызывая у ребенка стремление, качественно довести работу до нужного результата. В детском саду жизнь детей наполнена трудом. Дети постоянно и ежедневно выполняют трудовые дела, связанные с самообслуживанием, с выполнением режима, подготовкой к занятиям и их окончаниям, поддержанием порядка в игрушках и пособиях в игровой комнате и на участке. В группе создается атмосфера занятости, которая является воспитывающим фактором. Ребенок поставлен перед необходимостью соблюдать установленные правила: убирать после себя игрушки, чайную посуду и т.д.
Важно, чтобы в семье жизнь ребенка была проникнута трудом, как естественной деятельностью, без которой нельзя обойтись. Правильное отношение к труду легче сформировать там, где ребенок не только видит пример трудолюбия взрослых, но и сам помогает им, имеет постоянные обязанности, выполняет поручение связанные с общими трудовыми делами семьи, группы. В процессе совместного труда ребенок приобретает необходимые навыки и умения, которые потребуются в дальнейшей жизни. У ребенка вырабатывается психологическая установка на труд как на жизненно необходимую потребность. Труд должен приносить радость и удовлетворение, создавать хорошее настроение. Тогда он будет любить труд. Потрудился, постарался вот, и результат достиг того, чего желал! Из - за отсутствия жизненного опыта и должной сноровки это не всегда удается ребенку: он многого не знает и не умеет, часто делает не так даже тогда, когда искренне старался. Может ли труд радовать ребенка, может ли принести ему удовлетворение, если он не обладает необходимыми навыками, не умеет действовать осмысленно и последовательно не знает, как пользоваться орудиями труда. Значимость труда в нравственном развитии ребенка особенно ощутима, когда круг его забот не ограничивается рамками семьи, группы. Здесь важны различного рода поручения, выполняемые для других. Труд для других.… Это наиболее воспитывающий фактор, благодаря которому у ребенка формируется общественное сознание стремление ценить и беречь то, что сделано руками тружеников. Практическая работа. Велико значение совместного труда взрослого и ребенка. Данная форма работы основана на характерном для трехлетних детей стремлении участвовать в реальных, «настоящих» делах взрослого человека.
В процессе совместной деятельности педагог уступает часть своей работы, детям предлагая ее малышам в виде различных поручений. Делая общее дело, взрослый показывает детям, как правильно его выполнять; объясняет, рассказывает что-то новое, интересное познавательное. Участвуя в реальных делах, видя положительные результаты и пользу своего труда, маленький ребенок проникается особым чувством. Он бережет результаты своих усилий и дорожит ими: не останавливается на достигнутом и стремится совершать новые хорошие дела. Так у детей формируется бережное отношение к окружающему миру. У трехлетнего малыша главным побудительным мотивом совместной деятельности является желание как можно больше общаться с любимым педагогом, доставлять ему радость, делать для него что-то приятное. Для усиления этой мотивировки педагогу необходимо одобрять действия ребенка, хвалить его, подбадривать и благодарить. Совместная деятельность педагога с детьми требует четкой организации методических принципов. Зная об этом, я поступаю так: 1. Вначале я привлекаю внимание детей к предстоящей совместной деятельности. Для этого я поступаю следующим образом: - на глазах у детей веду подготовку к работе: отбираю необходимый материал предметы, инструменты, расстилаю клеенку, вношу клей и т д. Этим я заинтересовываю своих малышей которые, начинают наблюдать за моими действиями, задают вопросы: «А это что? А зачем? Что вы будете делать?» - на глазах у детей начинаю работу. В этом случае начинается аналогичная реакция детей. 2. Спустя некоторое время я обращаюсь к детям за содействием, помощью соучастием. Свою просьбу я объясняю невозможностью одному справиться с делом, хорошими умениями детей. Я, не скупаясь на похвалу и даже льстя им, прошу помочь мне. Например: «Вот решила я цветы пересадить, да чувствую - одной мне не справиться. Так много надо сделать! Как быть? Может, вы мне поможете, ребята? У вас такие замечательные руки, они умеют все делать быстро и аккуратно. А уж землю по горшкам рассыпать куда лучше у вас получится, чем у меня. Я это точно знаю, видела, как вы в песочнице с формочками играли». От подобных слов у каждого ребенка возникает
ощущение собственной значимости, и дети не могут устоять перед желанием продемонстрировать свою «компетентность». 3. Получив согласие детей, я распределяю между ними небольшие посильные задания: что-то поднести, полить, расстелить, поддержать. Я объясняю каждому ребенку способы и приемы выполнения поручений, доброжелательно и ненавязчиво контролирую действия малышей. И конечно не забываю поблагодарить, похвалить. 4. В процессе совместной деятельности я обязательно сообщаю детям определенную познавательную информацию, которая может затрагивать следующие вопросы: что мы делаем, зачем, кому и почему это нужно. 5. В конце совместной работы я коротко подвожу ее итог. Обращая внимание детей на объем проделанной работы, подчеркиваю, что их труд принес хорошие результаты, потому что все делали сообща, вместе и дружно. Необходимо дать нашим детям возможность испытать эмоции радости и красоты труда. Прежде всего ребенок должен усвоить: труд творит красоту. Мягкая игрушка была грязная – постирали, стала чистой и т.д. Малышу нужно помочь увидеть красоту умелой, работы. В моей работе по формированию духовно – нравственных качеств у младших дошкольников в процессе приобщения их к труду неоценимую помощь оказывает уголок природы его обитатели. В начале учебного года мы поговорили с детьми о том, что в группе надо бы завести аквариум. Мы с детьми ходили в экологическую комнату посмотреть на аквариум с рыбками. Понаблюдали за ними. Я заинтересовала детей идеей создания аквариума. Принесла в группу открытки, иллюстрации, картинки, книги с изображением экзотических аквариумных рыбок, растений и других подводных обитателей. Этим я привлекла внимание малышей, и они начали задавать вопросы: Что это? Зачем? Я поделилась с детьми своей мечтой – иметь в группе аквариум с прекрасными и интересными обитателями. Продолжая рассматривать картинки уже вместе с детьми, я рассказала о золотой рыбке и о неоновой рыбке. Правда, неоновая рыбка очень красивая! А вот эта полоска от глаз до хвоста ярко сверкает в темноте зеленовато – голубым светом. Это чудо зовется неоновой рыбкой. Вот если бы у нас была такая. Заинтересованные малыши радостно соглашались с моим предложением сделать у себя в группе домик для рыбок.
1. Наблюдая за рыбками в экологической комнате, я обратила внимание детей к необходимым для жизни рыбок условиям наличие аквариума, песка, камешков, воды, растений. 2. Мама Саши П. принесла нам аквариум. Мы с детьми помыли песок, камушки, набрали воды, т.е. приготовили все необходимое для жизни рыб. Детям очень понравилось это занятие. Занимаясь этими важным делом, дети узнали много нового и интересного. 3. Наконец все сделано, аквариум полностью подготовлен к новоселью рыб. Дети и я любуемся результатами своего труда. Разве я одна без вашей помощи смогла бы справиться с таким сложным и ответственным делом, конечно нет. Мы все вместе потрудились, и какой домик для рыбок получился, просто чудо! – рассуждаю я, а довольные малыши соглашаются со мной. 4. Ура! Мы купили рыб. Заселение аквариума. В течении года дети вместе со мной по мере необходимости чистят аквариум, подселяют новых жителей – рыбок, и кормят их. 5. Дети с упоением рассказывают о наших рыбках дома. О том как мы кормим их, о том как помутнела вода в аквариуме, о том как мы опять меняем воду в аквариуме. 6. Мама Алеши принесла улиток, «улитки чистят аквариум, вода в аквариуме долго будет чистой». 7. Дети ежедневно подходят к аквариуму, наблюдают за ними, как они едят, плавают, отдыхают. Показывают родителям наших рыбок. Аквариум – это результат нашей совместной работы. В процессе, которой расширяется кругозор каждого ребенка и формируется созидательное и бережное отношение к окружающей действительности. Хочу рассказать о том, как мы готовились к посадке лука в группе. Первым делом я посадила при детях луковицы в землю в коробке и в стаканчик с водой. Через несколько дней я обратила внимание детей на то, как стал расти корешок луковицы в стаканчике, объясняя, что луковица получает питание корнями, так же показала зеленый лук. Провела игру «Угадай на вкус». Дети помогали мне поливать лук. Наш лук вырос, наша няня во время обеда угостила детей зеленым луком. Очень вкусный и полезный зеленый лук. Мы решили с детьми посадить много лука. Дети и я принесли коробки, лук, землю. Мы насыпали в коробки землю, на занятии я научила
детей правильно сажать лук, дети с удовольствием поработали (конспект занятия прилагается). Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №40» городского округа город Салават Республики Башкортостан
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ «ПОСАДИМ ЛУК» Воспитатель: Тупикина Р.Н.
Программное содержание:
Формировать у детей элементарные представления о растениях. Познакомить детей с трудом по посадке лука. Учить детей сажать лук, рассказывать о своих действиях. Активизировать в речи слова «лук», «сажаю», «плотно», «вдавливать», «лейка», «поливать». Развивать речь, логическое мышление, мелкую моторику. Воспитывать интерес и желание трудиться, участвовать в уходе за растениями.
Ход занятия.
1. Игровая мотивация: Мышонок Чили - Вили посадил лук, (рассмотрим с детьми). Р.Н: «Чили – Вили, что это ты тут делаешь?»
Давайте посмотрим, как ты посадил лук. Ребята, как вы думаете, этот лук может вырасти? Конечно нет. (показ зеленого лука). 2. Ребята, Чили - Вили посмотрите это зеленый лук. Кто его ест, тот сильный здоровый (показывая лук). Зеленый лук вырос из луковицы. И у нас вырастет зеленый лук. Посмотрите, это корень, он очень нужен для роста. Нам нужна земля. Ребята я сегодня научу вас, как правильно сажать лук (подойдите к этому столу). Р.Н. Чили - Вили посмотри, как мы с детьми будем трудиться. Ребята я приготовила вам землю в коробочках. Это будет наш огород. Вначале нам необходимо подготовить место для посадки сделаем ямки, для этого нам нужна палочка, палочка - копалочка. Я возьму палочку - копалочку и сделаю вот такую ямку. Много ямок. А теперь вы возьмите палочку - копалочку и сделайте ямки. Молодцы! Р.Н. Луковицу надо посадить в ямку вниз корешками. Медленно, вот так надо вдавливать луковицу, чтобы она плотно сидела в земле. (дать детям лук репчатый). Ребята возьмите в руки луковицу, потрогайте, обведите пальчиками. Какой формы луковица? Найдите корень. Замечательно! Теперь посадим луковицу в ямку. Луковицу надо посадить корешками вниз, медленно вдавливать в землю, чтобы она плотно сидела в земле. Молодец, Герман правильно держишь луковицу. Молодец, Настя правильно вдавливаешь луковицу в землю. Молодцы, все хорошо трудитесь. Ну, вот замечательно мы поработали. Много лука посадили, всем хватит. Когда лук вырастит, будем его есть. Лук зеленый не сразу вырастет, его надо каждый день поливать. Сейчас польем луковицы. Чем можно их полить? Правильно, нам нужна лейка. Ребята есть правило: нельзя на луковицу лить воду. Поливать надо осторожно. Лить воду понемногу, при этом наблюдать, как она впитывается.(поливаем лук). Саша, лей воду понемногу. Катя молодец, правильно поливаешь. Какие мы молодцы, все полили луковицы. 3. Пластическая гимнастика. Ребята, подойдите ко мне.
а) Давайте покажем, как лежали луковицы в тарелочке (садятся на корточки). б) теперь покажем, как будет лучок расти (потихонечку встают) в) покажем, как вырос лук (поднимаем руки) Молодцы ребята. Вот так медленно будет расти наш лук. 4. А теперь ребята мы поводим хоровод, чтобы наш лук быстрее и хорошо рос. Хороводная. «Есть у нас огород». Есть у нас огород Там зеленый лук растет Вот такой ширины Вот такой длины Ты лучок сюда спеши И немного попляши А потом не зевай И корзину полезай. 5. Ребята вы молоды, потрудились славно. Д/игра «Посмотри и назови». 6. Чили – Вили ты все запомнил. Сумеешь посадить лук. Нет? Сейчас мы тебе расскажем, как мы трудились: 1. В земле сделали ямки. 2. Взяли луковицу, корешками вниз медленно вдавили в ямку, чтобы она сидела плотно в земле. 3. Взяли лейку полили водой луковицу. Чили – Вили, теперь сможешь сам посадить лук? Молодец! Сейчас ребята, мы уберем лейки на место и пойдем мыть руки. «Кончил дело, гуляй смело».
Литература 1. Васильева М.А. «Программа воспитания и обучения в детском саду» Москва Мозаика – синтез 2005г. 2. Веретенникова С.А. «Ознакомление дошкольников с природой» Москва Просвещение 1980 г. 3. Виноградова Н.Ф. «Воспитателю о работе с семьей» Москва Просвещение 1989 г. 4. Жуковская Р.И., Виноградова Н.Ф., Козлова С.А. «Родной край» Москва Просвещение 1989 г.
5. Марковская М.М. «Уголок природы в детском саду» Москва Просвещение 1989 г. 6. Нечаева В.П. «Воспитание дошкольников в труде» Москва Просвещение 1988 г. 7. Островская Л.Ф. «Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольников» Москва Просвещение 1987 г.


В раздел образования