Автор: Кипрушева Надежда Николаевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МОУ "Начальная школа-детский сад" с. Вольдино Населённый пункт: село Вольдино, Усть-Куломский район, Республика Коми Наименование материала: статья Тема: Семья как фактор воспитания и развития ребенка Раздел: начальное образование
учителя начальных классов «Начальная школа-детский сад» с. Вольдино
Кипрушевой Надежды Никлоаевны.
Тема: «Семья как фактор воспитания и развития ребенка, понятия, принципы и
основные направления семейного воспитания.»
Я 20 лет проработала в этой школе и хочу поговорить о семье, как о главенствующей
роли в жизни каждого человека, потому что семья во все времена постоянно находилась в
центре внимания передовой общественной мысли, прогрессивных политических деятелей
и ученых.
Современная семья переживает сложный этап эволюции – переход от традиционной
модели к новой. Изменяются виды семейных отношений, иными становятся система
власти и подчинения в семейной жизни, роли и функциональная зависимость супругов,
положение детей. Многие ученые характеризуют «нынешнее состояние семьи как
кризисное».
Действительно, быть в наше время родителями труднее, чем когда-либо прежде.
Обстановка, в которой живет, растет и формируется ребенок, в наши дни существенно
отличается от той, что была несколько лет назад. И я поставила 3 вопроса перед собой:
1.Чем отличается обстановка? Если прежде влияние родителей на ребенка было
исключительным, то сегодня телевидение, радио, газеты, комиксы, компьютеры и т.д.
нередко целиком заменяют родителей.
Однако особое значение и непосредственная ответственность за развитие и воспитание
будущего поколения приходится на долю предыдущего, старшего поколения. От его забот
и отношения в огромной степени зависит будет ли следующее поколение развиваться
правильно или же его развитие будет сопровождаться отклонениями и нарушениями.
2.Кто относится к понятию «предыдущее поколение»?
Предыдущее поколение – это прежде всего родители, создающие семью, в которой дети
растут, развиваются и воспитываются.
3.А в чем заключается понятие «семья»?
В «Словаре справочнике по социальной работе» я нашла такое определение понятию
«семья».
«Семья – это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой
объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной
связью, взаимными обязанностями по отношению друг к другу».
Семьей называют институт, то есть устойчивая форма взаимоотношений между людьми, в
рамках которого осуществляется основная часть повседневной жизни людей: сексуальные
отношения, деторождение и первичная социализация детей, значительная часть бытового
ухода, образовательного и медицинского обслуживания, особенно к детям и лицам
пожилого возраста.
В литературе по социальной работе выделяю несколько типов семей:
1 тип – нуклеарная семья (от латинского «nucles» - ядро) – это семья состоящая из одной
пары родителей с детьми или без детей. Самый распространенный тип.
Нуклеарная семья может быть полной или неполной. Полная нуклеарная семья – это
семья, состоящая из одного родителя с детьми.
2 тип – если в семье несколько семейных ядер (прародители, их дети и внук, либо семьи
братьев или сестер), она носит название расширенной .
Когда-то это был наиболее распространенный тип патриархальной расширенной семьи, в
настоящее же время он занимает сравнительно малую долю в общей статистике в
результате доминирующей тенденции к нуклеаризации, разделению расширенной семьи и
на несколько простых, нуклеарных. Можно считать, что этот процесс был еще более
значимым, если бы не жилищные трудности в настоящее время, вынуждающее порой
несколько семей жить под одной крышей.
В основе проблем всех типов семей лежит вопрос о предназначении семьи в современном
мире. В сущности все функции, которые когда-то принадлежали преимущественно семье,
сегодня могут быть осуществлены вне ее.
В связи с этим встает вопрос, остается ли семья фундаментальным социальным
институтом, вне рамок которого существование человека невозможно.
По-моему мнению, ответ на данный вопрос можно найти в книге Леви В.Л.
«Нестандартный ребенок» где автор пишет: «Родитель! С тебя лепится первообраз мира.
Глубина отпечатка, оставляемого тобой в душе, никакому сравнению не поддается –
сильнее этого только сама Природа. Ты навсегда, до конца, в утверждении и отрицании.
Иной, не похожий, отвергающий тебя всем существом – всю жизнь будет тебя искать,
ждать и любить, находить и не узнавать. Всю жизнь прижиматься и убегать, улыбаться и
плакать, стыдиться и гордиться ...С тобой, умирая не будет знать, как тебя много в
нем...Мир ребенка строится из кусочков твоего мира».
И на самом деле как утверждают психологи, дети воспринимают мир и все, что их
окружает, прежде всего «глазами» своих родителей. Вместе с любовью родители передают
детям и свое отношение к вещам, свой взгляд на мир. А дети воспринимают это
незаметно, но глубоко и надолго. Такое влияние настолько прочное, что даже позднее,
когда дети становятся старше и начинают воспринимать мир «глазами» своих учителей,
товарищей или через своих любимых героев из книг или фильмов, они и тогда еще не
могут полностью избавиться от своего начального отношения, полученного в детстве к
этим предметам.
Совсем естественно считать, что ребенок лучше всего приспосабливается к семье, так как
в этой среде он рождается и живет дольше всего. С родителями, семейной средой и
другими членами семьи ребенка связывают прочные глубокие чувства. В основе
приспособления ребенка к семье лежит большая, неповторимая любовь и привязанность
между родителями и детьми.
Отличительный признак семьи – это любовь, которая лежит в основе ее. Семья может и
должна быть основана на взаимной любви мужа и жены и на любви родителей и детей.
Семейная любовь отличается от других проявлений любви: романтическая любовь или
поклонение идеалу всегда требует «высоких» слов и объяснений, семейная любовь не
нуждается в словах.
Более того, любой из нас знает о ней, потому что к тому или иному виду семьи
принадлежит каждый человек. Ибо он не может существовать сам по себе; до конца
человеком он становится в том случае, если любит других людей.
Возможны и исключения из правил – люди могут любить друг друга, родители могут не
любить своих детей, дети могут не любить родителей, но отсутствие любви – это всегда
отклонение от подлинной природы семьи.
Любовь – это не просто хорошее отношение к ребенку, а и мощный фактор воспитания.
Важно умело им пользоваться. Самой по себе любви лишней быть не может – чем ее
больше, тем лучше. Однако любовь должна быть и развитой , и разумной. Как это
понимать?
Каждый согласится с тем, что любя своего ребенка, мы должны его соответственно
ситуации хвалить и критиковать, одаривать и требовать, поощрять и наказывать ...И все
это любя. Если же родители способны лишь на что-то однозначное, например. Только
хвалить, только задаривать – их любовь не развитая, односторонняя, по-существу,
недалеко ушедшая от простого родительского инстинкта, и пользы от нее не так много.
Разумность же любви заключается в том, насколько ее проявление соответствует
ситуации, возрасту ребенка, индивидуальным его особенностям. Одному необходимо
постоянное, умеренное поощрение, другому полезно при случае и основательно поругать.
Ребенок, живя в семье, переживает всю гамму чувств и взаимоотношений в ней. Это
ложится неизгладимой печатью на его душу. Даже в самой «плохой» семье
вырабатывается нечто незаменимое для ребенка.
Важно то, что ребенок изучает мир через семью, в свете семьи. Семья обладает могучим
воспитательным средством. Поэтому воспитательные силы семьи крайне велики, и, с
другой стороны, распад или глубокие переменны в семье влекут за собой чрезвычайные
беды для души ребенка, разрушая самые основы её.
При решении вопросов о воспитании в семье необходимо прежде всего, учитывать, что
существуют разные модели воспитания в зависимости от целей, средств и форм.
Вопрос о цели воспитания является главным. Нельзя воспитывать, не зная целостную
задачу воспитания.
Согласно идее Л.Н. Толстого: «Наше вмешательство, каким бы то ни было образом, в
жизни ребенка имеет смысл лишь в том, чтобы помочь раскрытию индивидуальности,
талантов в ребенке и устранить все то, что замедляет его внутреннее развитием».
Становление внутреннего человека, работа над собой – это есть то, помочь в чем и должно
воспитание в семье. Если она не помогает ребенку найти самого себя, а лишь
беспрестанно ограничивается приказаниями, то он, пользуясь свободной неразумно,
может сделать непоправимые ошибки в устранении своей жизни.
Поэтому одна из важнейших целей семейного воспитания заключается в том, чтобы
подвести ребенка к внутренней жизни, к работе над собой, к овладению даром свободы.
Практически часто родители бывают правы, ограничивая свободу ребенка надзором или
препятствием, но всегда нужно помнить, что не следует преувеличивать – это шаги только
тогда приобретают свою педагогическую ценность – это шаги только тогда приобретают
свою педагогическую ценность, когда они воспитывают к свободе только в свободе, так
как именно в опыте свободы человека научается ей».
Дети понимают свободу лучше, чем взрослые.
Отношения в семье:
Действительно, никто не может дать ребенку того, что он может получить от семьи. Нигде
он не может испытать такую безопасность и защиту, как в семье, вблизи своих родителей.
Облик семьи, основа, на которой строится семейная жизнь, и все то, что делает семью
незаменимой для ребенка, заключается в отношениях в семье. Очень многие условия и
факторы определяют семейные отношения, но особенно они зависят от общественных
условий, в которых существует семья. различные неправильные формы воспитания,
которые колеблются между двумя полюсами: от предоставления ребенка самому
Существующие отношения в семье оставляют прочный след на поведении ребенка,
определяя его нормальный или полный отклонениями путь развития.
Существуют себе и полной педагогической запущенности до полного опекунства со
стороны родителей и лишения ребенка возможности проявить, хотя бы и минимальную
самостоятельность. Между этими крайностями и заключены результаты безграничных
разновидностей неприспособленности в семье.
Рассмотрим неправильные формы воспитания, которые предлагает Будянов М.И. в своей
работе «Ребенку нужна родительская любовь».
Неправильные формы воспитания:
1.
«Воспитание по типу Золушки». Это такая форма воспитания, когда родители
чрезмерно придирчивы, враждебно или недоброжелательно относятся к своему
ребенку, предъявляя к нему повышенные требования, не давая ему нужной ласки и
теплоты. Забитые, робкие, вечно под страхом наказаний и оскорблений, многие из
таких детей в дальнейшем вырастают нерешительными, пугливыми, не
способными за себя постоять. Обостренно переживая несправедливое отношение
родителей, эти дети нередко фантазируют, мечтая о сказочном принце и
необыкновенном случае, который избавит их от всех сложностей жизни. Вместо
того, чтобы активно относиться к жизни, они уходят в мир фантазий.
2.
«Воспитание по типу кумира семьи». В таких случаях выполняются все
требования и малейшие капризы ребенка. Вся жизнь семьи крутится только вокруг
его желаний и прихотей. Дети растут своевольными, упрямыми, не признающие
запретов, непонимающие ограниченности материальных и иных возможностей
родителей. Эгоизм, безответственность, неспособность отсрочить получения
удовольствия, потребительское отношение к окружающим – вот следствие такого
воспитания.
3.
«Гиперопека ...». Другое название этой формы неправильного воспитания
«чрезмерное покровительство». Если в семье существует такая форма воспитания,
то ребенок лишен самостоятельности, его инициатива подавлена и нет условий, в
которых могли бы развернуться его возможности. Родители чаще всего не отдают
себе отчета в том, насколько, в действительности, это вредит развитию ребенка
вообще и насколько сильным отрицательным фактором является чрезмерная и
постоянная опека, нарушающая приспособление ребенка в семье. В некоторых
случаях такое отношение. Чаще всего осуществляется матерью и реже отцом,
становится причиной того, что у детей создается своего рода непереносимость в
отношении родителей. И это вполне возможно, так как динамика чувств становится
противоположным: приятное переходит в неприятное. То же самое происходит и
при перегрузке эмоций, связывающих родителей и детей. Родители надоедают
детям, постоянно наблюдая за поведением, настаивают, чтобы он поступил именно
так, как они хотят, не давая ему возможности самому проявить инициативу,
желание хотя оно может быть ошибочным, потому что они заранее решают и
организуют каждый шаг в его жизни. Родители выбирают друзей своему ребенку,
постоянно ходят в школу, чтобы предупредить учителей о том, что их ребенок не
много особый. Они сами выбирают ему занятия, игры и развлечения, грубо
вмешиваются в мельчайшие подробности жизни своего ребенка. А это,
действительно, надоедает, и даже самых послушных детей такое постоянное
вмешательство становится невыносимым.
Действительно, о ребенке нужно заботиться, нужно обеспечивать условия для его
правильного развития. Но эти заботы о ребенке не должны выходить за
определенные границы и превращается в вечную опеку. Если взрослый,
руководимы чрезмерной заботой о ребенке, действует и думает вместо него, если
родители решают, предусматривают и не мечтают, ограничивают в развитие,
мешают нормальному приспособлению ребенка к семейной среде, а позднее – и
приспособлению к более широкой общественной среде. Многие из таких детей с
годами становится нерешительными, слабовольными, неприспособленными к
жизни, они привыкают, что за них кто-то все будет делать.
4.
«Гипоопека». Это форма неправильного воспитания, когда ребенок предоставлен
сам себе, ни кем не контролируется, никто не формирует в нем навыкам и жизни.
Это противоположная форма гиперопеки. Говоря об этой форме, не следует
считать, что такие дети покинуты физически своими родителями. Речь идет о
психической заброшенности. Зачастую родители считают, что, обеспечивая пищу,
одежду и материальные условия, они тем самым выполняют свой долг в отношении
детей. Нередко современные родители оправдываются, извиняются отсутствием
времени. А в то время, когда они исключительно поглощены своей карьерой,
длительными командировками или заняты бесконечными семейными конфликтами,
их дети медленно, но спокойно отчуждаются от них.Как и дети всех времен, так и
современный ребенок испытывает необходимость жить в семье, с родителями, где
все кого он любит, связаны взаимопониманием, естественным и непринужденным
желанием помогать и любить друг друга Спокойная атмосфера в семье
обеспечивает спокойное развитие ребенка, надежность его состояния и
самочувствия. Таким образом, ребенок легче и естественнее усваивает опыт
родителей, естественно приспосабливается к своей семье и испытывает глубокую
привязанность к ней. Это та здоровая основа, на которой осуществляется развитие
каждого ребенка и происходит становление его личности. Проблему, которую мы
разбираем в данной главе, сфокусирована на одном: ребенок нуждается в
полноценной родительской любви. А что это такое? Эта та любовь, которая в меру,
гармонично удовлетворяет потребности ребенка. Но что такое мера? В каждом
конкретном случае имеется своя мера. Например, ребенок молчаливый,
эмоционально приглушен, равнодушен ко всякой любви, к любой жалости, в том
числе к родительской. «В нем нет сердца», - говорит мать. Родители справедливо
считают, что такого ребенка слишком сильная любовь испортит. Или такой пример,
ребенок с детства страдает заболеванием костей, много времени проводит в
больнице. Он постоянно думает, что он никому не нужен, будто его поджидают
сплошные неудачи, будто он в тягость родителям. Напряженно наблюдает за ними:
как они разговаривают, как улыбаются. С таким ребенком нужно быть очень
внимательным. Он и любви требует больше, и заслуживает еще больше – тут мера
иная, чем в предыдущем случае. Итак, во всем нужна мера. Крайности
родительской любви могут иметь отрицательные последствия для ребенка, о чем
было написано нами выше. Из выше сказанного следует, что семья влияет на
поведение и на эмоциональную сферу ребенка, поощряя или осуждая
определенные типы поведения, а так же применяя наказание или допуская
приемлемую для себя степень свободы в поведении малыша.
Но родители должны знать, что воспитание и развитие ребенка должны строиться с
учетом ряда важных условий. Я выделила 5 условий:
Что же это за условия?
1.
Взрослые должны быть эмоциональны в присутствии ребенка, ясно, четко,
однозначно выражать свое отношение ко всему, что может явится объектом его
воспитания. Это необходимо для формирования его собственной системы оценок
окружающего, необходимой каждому человеку.
2.
Взрослые должны быть ласковы с ребенком, так как это оказывает стимулирующее
воздействие на психическое его развитие, а так же способствует формированию
уверенность в себе, переживания защищенности.
3.
Требования взрослых должны быть постоянными и строится с учетом реальных его
возможных качеств, для развития способности действовать исходя из сложившихся
устойчивых оценок, а не узко ситуационно.
4.
Следует давать возможность ребенку накапливать опыт оценки собственных
действий: даже если он действует не вено, по мере возможности следует дать ему
завершить задуманное и помочь оценить действия и его результат в целом, а не
одергивать по ходу дела, так как в этом случае он не накапливает достаточного
опыта, самооценки и к тому же оказывается склонным к импульсивным поступкам.
5.
При наказании надо учитывать ряд правил: А) за один раз – одно. Даже если
поступков совершено сразу необозримое множество, наказание может быть
суровым, но только одно, за все сразу, а не поодиночке за каждый.
Б) наказан – прощен. Инцидент исчерпан. Страница перевернута. Как ни в чем не
бывало.
В) без унижения. Что бы ни было, какая бы ни была вина, наказание не должно
восприниматься ребенком как торжество вашей силы над его слабостью, как унижение.
Если ребенок считает, что вы несправедливы, наказание пойдет только в обратную
сторону.
Г) ребенок не должен боятся наказания. Не наказания он должен боятся, а вашего
огорчения.
Лишь при выполнении этих условий ребенок легко усвоит опыт взрослых, как
умения, привычки и особенности их поведения. Мать и отец и их взаимоотношения
являются своеобразным «фокусом», в котором сосредотачиваются эмоциональные
связи ребенка с семьей. Каждый шаг в поведении, отношения, взаимопонимание, даже
образ речи родителей оказывают неотразимое воздействие на детей. Каждый своим
жестом, каждым, словом они ежеминутно воспитывают следующее поколение.
А это значит, что вся жизнь человека как в самых мелких проявлениях, так и в крупных
поступках , с того момента, когда он станет родителем, должна подчинятся одной
основной цели: воспитать своих детей полноценными людьми. При этом не забывать, что
жизнь в родной семье (в семье, в которой мы родились) – это наиболее мощное
переживание, определяющее всю дальнейшую нашу жить. Его влияние не ограничивается
одним детством. Каким мы видим себя, других и весь мир – все это определяется
установками нашей родной семьи.