Напоминание

"Особенности организации работы классного руководителя с социально неблагополучными семьями".


Автор: Игнатова Наталья Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад №81"
Населённый пункт: город Ярославль
Наименование материала: статья
Тема: "Особенности организации работы классного руководителя с социально неблагополучными семьями".
Раздел: начальное образование





Назад





« Особенности организации работы классного руководителя

с социально неблагополучными семьями».
Одно из направлений деятельности классного руководителя – это семья, в которой растет, формируется, воспитывается ученик. Классный руководитель должен помнить, что, воспитывая ученика, он влияет в первую очередь на вос- питательный потенциал семьи. Объектом профессионального внимания высту- пает не сама семья и не родители ребенка, а семейное воспитание. Именно в этих рамках рассматривается его взаимодействие с родителями. Педагогу необходимо знать, какова сфера материального бытия ребенка, каков образ его жизни, каковы традиции и обычаи семьи. Здесь необходимо сле- дующее: 1. Изучение семейной атмосферы, окружающей ученика, его взаимоотно- шений с членами семьи. 2. Психолого-педагогическое просвещение родителей через систему роди- тельских собраний, консультаций, бесед. 3. Организация и совместное проведение свободного времени детей и ро- дителей. 4. Защита интересов и прав ребенка в так называемых трудных семьях. Таким образом, классным руководителем реализуется функция родитель- ского просвещения и корректировка семейного воспитания – именно той сторо- ны, которая имеет отношение к ребенку режиму жизни и деятельности ребенка, что обеспечивает и коррекцию личности родителей Особого подхода требуют семьи, имеющие трудности и относящиеся к раз- ряду неблагополучных. Остановимся подробнее на характеристике таких семей и их влияния на воспитание ребенка. Как правило, в неблагополучных семьях дети, родители, дедушки, бабушки проходили через сильную боль, страдания, переживали физическое или сексуальное насилие, пренебрежение, жестокость и воспринимают образ жизни своей семьи как единственно нормальный.
Можно условно разделить неблагополучные семьи на три группы: 1. Превентивные – семьи, в которых проблемы имеют незначительное про- явление и находятся на начальной стадии неблагополучия. 2. Семьи, в которых социальные и другие противоречия обостряют взаимо- отношения членов семьи друг с другом и окружением до критического уровня. 3. Семьи, потерявшие всякую жизненную перспективу, инертные по отно- шению к своей судьбе и судьбе своих детей Выявление семьи, нуждающейся в помощи и реабилитации, должно проис- ходить как можно раньше. За 10 лет жизни в неблагополучной семье ребе- нок успевает приобрести огромный опыт асоциального поведения, психо- логически сломаться, утвердиться в таком варианте жизненного самоопре- деления, которое противоречит нормам общества. Во время работы с такой семьей педагог сначала сталкивается с первичны- ми реакциями противостояния. Это может быть отрицание, обвинение, желание клеймить кого-то, импульсивность родителей, детей, провоцирование, избега- ние встреч, неприятие помощи. Часто бывает трудно определить результаты работы с семьей. Каждая кате- гория неблагополучных семей имеет свои результаты в движении к тому уров- ню, при которой она могла бы обойтись без посторонней помощи. Семья - первостепенная ячейка общества, осуществляющая базисную со- циализацию детей благодаря усилиям всех ее функций - воспитательной, рекре- ативной (сюда входит физическая, материальная, моральная, психологическая поддержка, организация досуга), коммуникативной (общение и через него – со- циализация), регулятивной, фемецитологической (ощущение счастья в семье). Сейчас, к сожалению, происходящие в обществе социально-экономические и психологические процессы, сопровождаются рядом негативных явлений орга- низационного и бытового характера, оптимально влияющие на обучение и вос- питание подрастающего поколения. Идет снижение качества воспитания и об- щей успеваемости. В настоящее время роль классного руководителя становится более значимой, так как численность детей "трудного поведения" растет, а эф- 2
фективность педагогического воздействия на таких детей можно достичь только через работу с их семьями. В течение уже ряда лет педагоги пытаются определить пути повышения роли семьи как социального института в процессе социализации личности ре- бенка. В современной педагогической литературе осуществляется поиск наибо- лее эффективных мер влияния на семью с целью повышения ее роли в этом во- просе. Все более значительное место отводится целенаправленным мерам как можно более раннего влияния на семью, оздоровлению внутренних взаимоотно- шений, устранению конфликтных ситуаций в ней, решению вопросов социаль- ной защиты как семьи в целом, так отдельных ее членов. Поэтому: 1. Основная задача классного руководителя (общая с родителями) - создать условия для свободного развития физических и духовных сил учеников, руко- водствуясь интересами детей и их возрастными потребностями, защитить от всех неблагоприятных факторов, мешающих этому. 2. Необходимо тщательное изучение семей. 3. Эффективность "домашнего воспитания" заключается в создании в се- мье благополучной обстановки, при которой родители относятся друг к другу и детям с любовью доверием и уважением. Достижение этой цели возможно пу- тем повышения педагогической культуры родителей, их авторитета в семье с учетом национальных, региональных и других особенностей. 4. Основа решения проблемы качественной социализации личности в се- мье, мы считаем в устранении причин, которые приводят к созданию конфликт- ных ситуаций между родителями и детьми. Эта задача решается путем оказания семье действенной педагогической помощи. Классный руководитель не может решить за семью все проблемы, он дол- жен лишь активизировать ее как решение семейных проблем, добиться осозна- ния возникшей проблемы, создать условия для ее успешного решения. 3


В раздел образования