"Особенности организации работы классного руководителя с социально неблагополучными семьями".
Автор: Игнатова Наталья Александровна Должность: воспитатель Учебное заведение: МДОУ "Детский сад №81" Населённый пункт: город Ярославль Наименование материала: статья Тема: "Особенности организации работы классного руководителя с социально неблагополучными семьями". Раздел: начальное образование
« Особенности организации работы классного руководителя
с социально неблагополучными семьями».
Одно из направлений деятельности классного руководителя – это семья, в
которой растет, формируется, воспитывается ученик. Классный руководитель
должен помнить, что, воспитывая ученика, он влияет в первую очередь на вос-
питательный потенциал семьи. Объектом профессионального внимания высту-
пает не сама семья и не родители ребенка, а семейное воспитание. Именно в
этих рамках рассматривается его взаимодействие с родителями.
Педагогу необходимо знать, какова сфера материального бытия ребенка,
каков образ его жизни, каковы традиции и обычаи семьи. Здесь необходимо сле-
дующее:
1.
Изучение семейной атмосферы, окружающей ученика, его взаимоотно-
шений с членами семьи.
2.
Психолого-педагогическое просвещение родителей через систему роди-
тельских собраний, консультаций, бесед.
3.
Организация и совместное проведение свободного времени детей и ро-
дителей.
4.
Защита интересов и прав ребенка в так называемых трудных семьях.
Таким образом, классным руководителем реализуется функция родитель-
ского просвещения и корректировка семейного воспитания – именно той сторо-
ны, которая имеет отношение к ребенку режиму жизни и деятельности ребенка,
что обеспечивает и коррекцию личности родителей
Особого подхода требуют семьи, имеющие трудности и относящиеся к раз-
ряду неблагополучных. Остановимся подробнее на характеристике таких семей
и их влияния на воспитание ребенка. Как правило, в неблагополучных семьях
дети, родители, дедушки, бабушки проходили через сильную боль, страдания,
переживали физическое или сексуальное насилие, пренебрежение, жестокость и
воспринимают образ жизни своей семьи как единственно нормальный.
Можно условно разделить неблагополучные семьи на три группы:
1. Превентивные – семьи, в которых проблемы имеют незначительное про-
явление и находятся на начальной стадии неблагополучия.
2. Семьи, в которых социальные и другие противоречия обостряют взаимо-
отношения членов семьи друг с другом и окружением до критического уровня.
3. Семьи, потерявшие всякую жизненную перспективу, инертные по отно-
шению к своей судьбе и судьбе своих детей
Выявление семьи, нуждающейся в помощи и реабилитации, должно проис-
ходить как можно раньше. За 10 лет жизни в неблагополучной семье ребе-
нок успевает приобрести огромный опыт асоциального поведения, психо-
логически сломаться, утвердиться в таком варианте жизненного самоопре-
деления, которое противоречит нормам общества.
Во время работы с такой семьей педагог сначала сталкивается с первичны-
ми реакциями противостояния. Это может быть отрицание, обвинение, желание
клеймить кого-то, импульсивность родителей, детей, провоцирование, избега-
ние встреч, неприятие помощи.
Часто бывает трудно определить результаты работы с семьей. Каждая кате-
гория неблагополучных семей имеет свои результаты в движении к тому уров-
ню, при которой она могла бы обойтись без посторонней помощи.
Семья - первостепенная ячейка общества, осуществляющая базисную со-
циализацию детей благодаря усилиям всех ее функций - воспитательной, рекре-
ативной (сюда входит физическая, материальная, моральная, психологическая
поддержка, организация досуга), коммуникативной (общение и через него – со-
циализация), регулятивной, фемецитологической (ощущение счастья в семье).
Сейчас, к сожалению, происходящие в обществе социально-экономические
и психологические процессы, сопровождаются рядом негативных явлений орга-
низационного и бытового характера, оптимально влияющие на обучение и вос-
питание подрастающего поколения. Идет снижение качества воспитания и об-
щей успеваемости. В настоящее время роль классного руководителя становится
более значимой, так как численность детей "трудного поведения" растет, а эф-
2
фективность педагогического воздействия на таких детей можно достичь только
через работу с их семьями.
В течение уже ряда лет педагоги пытаются определить пути повышения
роли семьи как социального института в процессе социализации личности ре-
бенка. В современной педагогической литературе осуществляется поиск наибо-
лее эффективных мер влияния на семью с целью повышения ее роли в этом во-
просе. Все более значительное место отводится целенаправленным мерам как
можно более раннего влияния на семью, оздоровлению внутренних взаимоотно-
шений, устранению конфликтных ситуаций в ней, решению вопросов социаль-
ной защиты как семьи в целом, так отдельных ее членов.
Поэтому:
1. Основная задача классного руководителя (общая с родителями) - создать
условия для свободного развития физических и духовных сил учеников, руко-
водствуясь интересами детей и их возрастными потребностями, защитить от
всех неблагоприятных факторов, мешающих этому.
2. Необходимо тщательное изучение семей.
3. Эффективность "домашнего воспитания" заключается в создании в се-
мье благополучной обстановки, при которой родители относятся друг к другу и
детям с любовью доверием и уважением. Достижение этой цели возможно пу-
тем повышения педагогической культуры родителей, их авторитета в семье с
учетом национальных, региональных и других особенностей.
4. Основа решения проблемы качественной социализации личности в се-
мье, мы считаем в устранении причин, которые приводят к созданию конфликт-
ных ситуаций между родителями и детьми. Эта задача решается путем оказания
семье действенной педагогической помощи.
Классный руководитель не может решить за семью все проблемы, он дол-
жен лишь активизировать ее как решение семейных проблем, добиться осозна-
ния возникшей проблемы, создать условия для ее успешного решения.
3