Здоровьесбережение на интегрированных уроках математики
Автор: Демченко Нина Григорьевна Должность: учитель математики Учебное заведение: МБОУ "СОШ №2 г. Строитель,Белгородская область" Населённый пункт: г. Строитель Наименование материала: статья Тема: Здоровьесбережение на интегрированных уроках математики Раздел: среднее образование
Здоровьесбережение на интегрированных уроках математики
«…говорят, математика очень суха,
Говорят, математика неодолима,
Но каждый признайтесь в том, без греха,
Что знать математику необходимо…»
Эти стихи ученики рассказывают на математических вечерах, КВНах.
Ч т о б ы
у р о к и
м а т е м а т и к и
н е
б ы л и
с к у ч н ы м и ,
п р и м е н я е м
здоровьесберегающие технологии, составляем задачи с целью формирования
безопасного образа жизни обучающихся.
На
уроках
математики
применяем
межпредметные
связи,
совместно
проводим уроки с учителями биологии, ОБЖ, природоведения и др.
Примеры задач, используемых на интегрированных уроках
(математика + ОБЖ) в 5 классе.
Математика
ОБЖ
Задача №1
В России ежедневно происходит
около
700
пожаров.
Сколько
пожаров
происходит в России за год?
Рекомендации
З а
н а р у ш е н и е
п р а в и л
пожарной
безопасности
в
лесах
предусмотрена
административная
ответственность
с
наложением
штрафа в размере:
- на граждан – 1000 до 1500
руб.
- на должностное лицо 2000
до 3000 руб.
Задача №2
В России ежедневно от пожаров
погибают
более
50
человек.
Сколько
человек погибает в России ежегодно?
Запрещается!
- разводить огонь в
квартире, на балконе
- курить в помещениях
- хранить в зданиях
легковоспламеняющиеся горючие
жидкости и др. материалы
- забивать гвоздями двери
эвакуационных выходов
- пользоваться поврежденными
розетками
- пользоваться
электроутюгами, электроплитами,
электрочайниками, не имеющих
устройств тепловой защиты, без
подставок
-обертывать электролампы и
светильники бумагой, тканью
Задача №3
За
2014
год
в
Белгороде
в
результате пожаров погибло 6 человек.
Во
сколько
раз
в
России
погибает
больше
человек,
чем
в
Белгороде?
Ответ
округлите
до
десятых,
сотых,
тысячных, десятитысячных.
Рекомендации
Недопустимо:
1.
пользоваться
открытым огнём, разводить
костры
2.
оставлять
промасленный или
пропитанный горючими
веществами обтирочный
материал.
3.
Оставлять осколки
стекла, т.к. они способны
сработать как
зажигательные линзы
Задача №4
Прочитайте
текст
и
запишите
цифрами
числа,
встречающиеся
в
тексте.
« В России ежедневно происходит
около
семисот
пожаров,
на
которых
п о г и б а ю т
б о л е е
п я т и д е с я т и
и
травмируются
более
сорока
человек.
Около тридцати тысяч лесных пожаров
каждый
год
опустошают
территорию
площадью
в
два
миллиона
гектаров.
Только
в
г.
Белгороде
за
2011
год
произошло
восемьдесят
пожаров,
материальный
ущерб
от
которых
составил
сорок
четыре
миллиона
девятьсот
двадцать
одну
тысячу
рублей».
Рекомендации
Правила
поведения
при
пожаре в лесу:
-
п р и
о б н а р у ж е н и и
возгорания
в
лесу
–
не
дать
п о ж а р у
н а б р а т ь
с и л у
и
распространиться
-
е с л и
п о ж а р
т о л ь к о
начинает возгораться, необходимо
сбить
пламя
метелкой
из
веток,
плотной
тканью
или
мокрой
одеждой
-
предупредите
в с ех
находящихся поблизости людей о
необходимости выхода из опасной
зоны
Задача №5
По
статистике
на
водоемах
погибает
15 тыс. чел. За последние
пять лет эта цифра составила 63 тыс.
человек, из них 14 тыс. - дети младше
Рекомендации
1.
не
п ы т а й т е с ь
переплывать
водоемы
или
заплывать за буйки
2.
не
находите сь
1 5
л е т .
Н а с ко л ь ко
у в е л и ч и л о с ь
ч и с л о
утонувших за последние 5 лет? Какую
часть составляют дети от общего числа
утонувших?
слишком долго в холодной
воде,
могут
возникнуть
судороги
3.
не
о ст авляйте
детей
без
присмотра
у
водоема.
Задача №6
Время в течение, которого можно
с п а с т и
у то н у в ш е го
4 - 6
м и н у т.
Переведите минуты в часы, в секунды.
Рекомендации
1.
н е
с л е д у е т
п р ы г а т ь
в
в о д у
с
т р а м п л и н о в ,
п л о т о в ,
пристаней и др. сооружений
2.
н е
с л е д у е т
устраивать
в
воде
опасные
игры (подпрыгивать, хватать
за руки, ноги)
3.
н е
с л е д у е т ,
н а х о д я с ь
н а
л о д к а х ,
пересаживаться, садиться на
борта,
перегружать
е ё ,
кататься
возле
шлюзов,
плотин
Примеры задач, используемых на интегрированных уроках
(математика + физкультура) в 6 классе.
Математика
Физкультура
Задача №1
Примерно
две
трети
травм
люди получают именно на беговой
дорожке.
Сколько
из
вашего
класса может получить травму на
беговой дорожке?
Рекомендации
1.
б е г а й т е
п о
ровной дорожке
2.
найдите
с е б е
п а р т н е р а
( в о з м о ж н о ,
понадобится
его
помощь;
п о л у ч и т е
х о р о ш е е
настроение
от
общения
с
тем,
кто
разделяет
ваши
увлечения)
3.
Асфальтные
и
бетонные дорожки наиболее
травмоопасны для суставов
Задача №2
Рекомендации
Ю н о м у
с п о р т с м е н у
необходимо
начинать
занятия
с
двух пробежек в неделю по 1/3-1/4
ч а с а
и
д в у х
з а н я т и й
оздоровительной
ходьбой.
По
сколько
минут
нужно
бегать
начинающему спортсмену?
Если начинаете задыхаться,
закололо в боку – снижайте темп
или
переходите
на
быструю
ходьбу
Задача №3
Бегать
можно
минимум
через 40 минут после еды. Через
сколько
часов
после
еды
можно
бегать?
Рекомендации
1.
Необходимо
до
каждой
пробежки
поесть
что-то легкое (геркулесовая
каша;
мюсли;
хлопья
с
молоком;
банан),
богатое
углеводами,
заряжающими
энергией
2.
Если
времени
совсем мало, за 5-10 минут
д о
в ы х о д а
в ы п е й т е
фруктовый сок
Задача №4
Н ач и н а ю щ е м у
б е г у н у
необходимо
начинать
прививку
«бегать
по
утрам»
со
100
м.
Удлинять
дистанцию
можно
не
более чем на 10% в неделю. На
сколько метров можно увеличить
дистанцию через одну неделю? 3
недели?
Рекомендации
1.
Резкое
п о в ы ш е н и е
н а г р у з к и
увеличивает риск травм.
2.
Через каждые 20
минут
бега
не
забывайте
в о с п о л н я т ь
п о т е р ю
жидкости
3.
Обязательно
д е л а й т е
р а з м и н к у ,
наприме р,
п р о й д и т е с ь
пешком 5-10 минут
Решение
таких
задач
вызывает
интерес
у
учащихся,
формируются
навыки
здорового
и
безопасного
образа
жизни.
Многие
ученики
сами
составляют задачи и предлагают их для решения в классе.
Список литературы
1.
Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 20.12.2012 г. №