Автор: Лисицына Людмила Вячеславовна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: Текинский филиал МБОУ " Сатинская СОШ" Населённый пункт: Тамбовская область, Сампурский район, с. Текино Наименование материала: Статья Тема: Реализация ФГОС начального общего образования Раздел: начальное образование
Текинский филиал МБОУ Сатинской СОШ
Выступление по теме:
Реализация Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования.
Составила: учитель начальных классов
Лисицына Людмила Вячеславовна
2014 г.
Начальная школа — важнейший этап в процессе общего образования школьника.
За четыре года ему надо не только освоить программный материал предметных
дисциплин, но и научиться учиться – стать «профессиональным учеником».
Ответственность учителя начальных классов всегда была исключительной, но в условиях
введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования она существенно возрастает.
Стандарты второго поколения выдвигают три группы требований:
Требования к результатам освоения основной образовательной программы
начального общего образования,
Требования к структуре основной образовательной программы начального общего
образования
Требования к условиям реализации основной образовательной программы
начального общего образования.
Отличительной особенностью ФГОС НОО является его деятельностный
характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования
отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний,
умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности,
которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения. Требования к
результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и
предметных результатов.
Неотъемлемой частью ядра Стандарта являются универсальные учебные действия
(УУД). Под УУД понимаются «общеучебные умения», «общие способы деятельности»,
«надпредметные действия» и т.п.
Важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся на
ступени начального общего образования, обеспечивающим его результативность,
являются ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных
технологиях(ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-
компетентность). Использование современных цифровых инструментов и
коммуникационных сред указывается как наиболее естественный способ формирования
УУД, поэтому в программу формирования УУД включена подпрограмма формирования
ИКТ- компетентности.
Отличительной особенностью начала обучения является то, что наряду с традиционным
письмом ребенок сразу начинает осваивать клавиатурный набор текста. Сегодня многие
родители, постоянно использующие компьютер в профессиональной и личной жизни
понимают его возможности для создания и редактирования текстов, поэтому должны
понимать важность включения этого компонента в образовательный процесс наравне с
традиционным письмом.
Изучение окружающего мира предполагает не только изучение материалов учебника, но и
наблюдения и опыты, проводимые с помощью цифровых измерительных приборов,
цифрового микроскопа, цифрового фотоаппарата и видеокамеры. Наблюдения и опыты
фиксируются, их результаты обобщаются и представляются в цифровом виде.
Изучение математики предполагает не только изучение материалов учебника, но и
занятия-тренинги он-лайн, работа с конструктором ЛЕГО.
Изучение искусства предполагает изучение современных видов искусства наравне с
традиционными. В частности, цифровой фотографии, видеофильма, мультипликации.
В современной школе широко применяется проектный метод. Средства ИКТ являются
наиболее перспективным средством реализации проектной методики обучения. Имеется
цикл проектов, участвуя в которых, дети знакомятся друг с другом, обмениваются
информацией о себе, о школе, о своих интересах и увлечениях. Это изготовление бэджа,
проекты «Я и мое имя», «Моя семья», многое другое.
Интегрированный подход к обучению, применяемый при создании нового стандарта,
предполагает активное использование знаний, полученных при изучении одного предмета,
на уроках по другим предметам.
Например, на уроке русского языка идет работа над текстами-описаниями, эта же работа
продолжается на уроке окружающего мира, например, продолжается на уроке
окружающего мира, например, в связи с изучением времен года. Результатом этой
деятельности становится, например, видеорепортаж, описывающий картины природы,
природные явления и т.п.
Три года назад наша школа активно включилась в реализацию ФГОС. Работа была начата
с изучения пакета документов, а так же педагогического и методического потенциала.
Вопросы введения ФГОС второго поколения были рассмотрены на заседаниях
методического объединения учителей начальных классов. Проведён анализ ресурсов
учебно - методической литературы, программного оснащения, используемого для
обеспечения системно-деятельностного подхода к организации образовательного
процесса, в том числе и организации внеурочной деятельности учащихся.
В 2013-2014 учебном году 3 класса начальной школы работают над реализацией новых
стандартов.
Внедрение стандартов второго поколения в нашей школе реализуется через УМК
«Перспектива». Все учащиеся обеспечены учебниками. УМК «Перспектива» имеет
электронные образовательные ресурсы (электронная поддержка уроков обучения грамоте,
письма, окружающего мира, литературного чтения, математики, русского языка).
В рамках реализации плана по внедрению и реализации ФГОС регулярно посещаю
семинары, прошла курсы повышения квалификации.
Разработаны рабочие программы и программа внеурочной деятельности.
Главное направление в моей работе – деятельность ученика в сотрудничестве с
одноклассниками, педагогами и родителями. Особое внимание я уделяю формированию у
младших школьников универсальных учебных действий (УУД: личностных,
регулятивных, познавательных и коммуникативных) в процессе изучения разных учебных
предметов, на классных часах, внеурочной и проектной деятельности, в рамках
дополнительного образования. Овладение УУД, в конечном счете, ведет к формированию
способности у учащихся самостоятельно успешно усваивать новые знания, овладевать
умениями и компетентностями, включая самостоятельную организацию процесса
усвоения, т.е. умение учиться.
Учебный процесс осуществляю по системе развивающего обучения. Я считаю, что эта
система позволяет всесторонне развивать личность учащихся младших классов,
формировать у детей систему опорных знаний и универсальных учебных действий,
необходимых для продолжения образования на следующей ступени обучения
С 1 класса организована системы накопительной оценки – портфолио учащегося,
понимаемое как коллекция работ и результатов учащегося, которая демонстрирует его
усилия, прогресс и его достижения в различных областях.
Изменения коснулись и деятельности обучающихся . Самостоятельной работе детей на
уроке отвожу больше времени, чем ранее, причем характер ее стал исследовательским,
творческим, продуктивным. Учащиеся выполняют задания и учатся формулировать
учебные задачи, зная цель своей деятельности. При этом, стараюсь сформировать у
обучающихся навыки самоконтроля и самооценки.
Как показывает результат диагностических работ, многие школьники не боятся выполнять
нестандартные задачи, они могут применять свои знания при решении практико-
ориентированных заданий. Возможность выбора заданий, способов решения значительно
снизила у детей уровень тревожности при их выполнении, повысила мотивацию к
обучению.
Результаты работы учащихся отмечаются в их портфолио, которые ведутся весь учебный
год, и будут продолжать в течение всей начальной школы. Хотелось бы, чтобы они велись
и дальше в среднем звене.
Считаю, что в работе учителя начальных классов отмечается следующая положительная
тенденция:
- использование учителями начальных классов в образовательной практике учебно-
методических разработок и материалов, ориентированных на стандарты нового поколения
(тесты, дидактические материалы, контрольно – измерительный инструментарий);
- использование учителями в работе с младшими школьниками современных
образовательных технологий,
- ориентация учителей начальных классов на организацию здоровьесберегающей среды;
- осознание необходимости педагогами перехода на развивающие системы обучения;
- возможность профессионального общения педагогов и обмена их опыта с коллегами.
Но любое новое начинание на пустом месте не рождается, для него всегда есть
предпосылки в прошлом. Считаю, что учителю не стоит отбрасывать то, что доказало
свою эффективность на практике. По крайней мере, то, что ранее позволяло формировать
устойчивые предметные результаты у учащихся. Ведь предметные результаты никто не
отменял, они подлежат контролю и оценке. Необходимо наполнить урок новыми
подходами к организации деятельности учащихся на каждом его этапе.