Напоминание

"Проблема текста (подготовка к написанию сочинения-рассуждения) (на примере рассказа Эдуарда Шима "Объявление в газете")".


Автор: Калашникова Татьяна Игоревна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 17"
Населённый пункт: г. Усолье-Сибирское, Иркутская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Проблема текста (подготовка к написанию сочинения-рассуждения) (на примере рассказа Эдуарда Шима "Объявление в газете")".
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное бюджетноеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 17»
Методическая разработка интегрированного

урока по русскому языку и информатике

для 5 класса

Тема:
«Проблема текста (подготовка к написанию сочинения-рассуждения) (на примере рассказа Эдуарда Шима «Объявление в газете»)».
Тип

урока:
урок развития речи с использованием информационных и медиативных технологий.
Разработчики

урока:
учитель русского языка и литературы Калашникова Татьяна Игоревна, учитель информатики Кирнус Юлия Александровна. Усолье-Сибирское, 2016

Класс:
5.
Предмет:
русский язык и информатика.
Тема

урока:
«Проблема текста (подготовка к написанию сочинения- рассуждения) (на примере рассказа Эдуарда Шима «Объявление в газете») с использованием медиативных технологий».
Тип

урока:
Урок развития речи с использованием информационных технологий.
Цели урока:
развить устную и письменную речь учащихся; закрепить знание понятий «тема», «основная мысль текста», «проблема текста», повторить определение этого термина; закрепить знания об алгоритме.
Универсальные учебные действия
:
Регулятивные
: Высказывать предположения на основе наблюдений. Формулировать тему, проблему урока. Искать пути её решения. Соотносить цели и результаты своей деятельности. Определять степень успешности работы.
Познавательные:
Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры текста . Выделять в тексте необходимые лексические единицы. Создавать собственный текст на основе наблюдений за словом автора. Использовать приобретенные ранее знания и применять при построении блок-схемы.
Коммуникативные:
Планировать учебное сотрудничество с учителями и сверстниками, соблюдать правила речевого поведения.Уметь высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.
Личностные
: Понимать величайшую значимость сострадания в жизни человека вне зависимости от принадлежности к разным группам живых существ, применять умение ориентироваться в сложной ситуации и делать правильный выбор в ней (через последовательность действий - алгоритм).
Оборудование

урока:
компьютер, мультимедийная пре зентация, раздаточный материал для каждого ученика.

Тема: «Проблема текста (подготовка к написанию сочинения-

рассуждения) (на примере рассказа Эдуарда Шима «Объявление в

газете») с использованием медиативных технологий»
Сострадание к животным так тесно связано с добротою характера, что можно с уверенностью утверждать, что не может быть добрым тот, кто жесток с животными. (Артур Шопенгауэр)
1. Организационный момент.
Учителя приветствуют детей, настраивают на положительную работу, обращают внимание на готовность к уроку.
2. Ход урока.
2.1. Актуализация знаний. Беседа на тему сострадания. Обсуждение пройденного материала: «тема текста», «основная мысль текста», «проблема текста», «сочинение- рассуждение». Работа со словарными словами «линотип», «оторопеть», «конфуз».
Тема текста
- это то, о чём или о ком в нём говорится; очень часто тема текста отражается в его заглавии.
Основная мысль текста
- то, что хотел сказать нам автор.
Проблема текста -
это предмет обсуждения, вопрос, над которым рассуждает автор (виды проблем: философские, политические, нравственные, социальные, экологические, эстетические).
Построение текста-рассуждения
1. Вступление. 2. Основная мысль, которую вы будете доказывать (тезис). 3. Мотивы, доводы, доказательства (аргументы). 4. Вывод. 2.2. Знакомство с текстом. 2.3. Анализ текста. Беседа по вопросам (Калашникова Татьяна Игоревна). - Как вы считаете, в какой ситуации оказался главный герой рассказа? Почему? - Попробуйте представить себя на его месте. Какие чувства у вас возникли? (из предложенных в раздаточном материале).
- Давайте попробуем сформулировать проблему и отнести ее к определенной группе проблем. - Подумайте, почему в тексте главный герой не имеет никакого имени? Он назван просто «мальчиком». - А теперь, ребята, давайте попробуем выполнить следующие задания (Кирнус Юлия Александровна). Беседа по пройденному материалу. - Давайте теперь с вами вспомним, что в информатике есть такое понятие «алгоритм». Что это? - А как вы считаете, везде ли нужно к нему прибегать? (Он необходим в сложной, проблемной ситуации). - Наша с вами задача будет следующая. Попробуем заполнить блок-схему. Блок-схема на слайде. - Молодцы! Мы с вами справились с заданием. А теперь поработаем на компьютерах и попробуем нарисовать эмоции главного героя, которые он испытывал во время поиска помощи в сложной ситуации. Работа за компьютером в образовательной программе Gcompris. 3. Рефлексия (Важным для меня сегодня было то, что …) 4. Домашнее задание: А) для всех – написать сочинение-рассуждение на тему сострадания к живому существу. Б) на выбор: закончить рассказ / нарисовать иллюстрацию к рассказу в программе Gcompris. 5. Объявление оценок за урок.


В раздел образования