"Проблема текста (подготовка к написанию сочинения-рассуждения) (на примере рассказа Эдуарда Шима "Объявление в газете")".
Автор: Калашникова Татьяна Игоревна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 17" Населённый пункт: г. Усолье-Сибирское, Иркутская область Наименование материала: Методическая разработка Тема: "Проблема текста (подготовка к написанию сочинения-рассуждения) (на примере рассказа Эдуарда Шима "Объявление в газете")". Раздел: среднее образование
Муниципальное бюджетноеобразовательное учреждение «Средняя
общеобразовательная школа № 17»
Методическая разработка интегрированного
урока по русскому языку и информатике
для 5 класса
Тема: «Проблема текста (подготовка к написанию сочинения-рассуждения)
(на примере рассказа Эдуарда Шима «Объявление в газете»)».
Тип
урока: урок
развития
речи
с
использованием
информационных
и
медиативных технологий.
Разработчики
урока: учитель
русского
языка
и
литературы
Калашникова
Татьяна
Игоревна,
учитель
информатики
Кирнус
Юлия Александровна.
Усолье-Сибирское, 2016
Класс: 5.
Предмет: русский язык и информатика.
Тема
урока: «Проблема
текста
(подготовка
к
написанию
сочинения-
рассуждения) (на примере рассказа Эдуарда Шима «Объявление в газете») с
использованием медиативных технологий».
Тип
урока: Урок
развития
речи
с
использованием
информационных
технологий.
Цели урока:
развить устную и письменную речь учащихся; закрепить
знание
понятий «тема», «основная мысль текста», «проблема текста», повторить
определение этого термина; закрепить знания об алгоритме.
Универсальные учебные действия :
Регулятивные :
Высказывать
предположения
на
основе
наблюдений.
Формулировать тему, проблему урока.
Искать пути её решения.
Соотносить
цели
и
результаты
своей
деятельности.
Определять
степень
успешности
работы.
Познавательные:
Объяснять
языковые
явления,
процессы,
связи
и
отношения, выявляемые в ходе исследования структуры текста
.
Выделять в
тексте необходимые лексические единицы. Создавать собственный текст на
основе наблюдений за словом автора. Использовать приобретенные ранее
знания и применять при построении блок-схемы.
Коммуникативные: Планировать
учебное
сотрудничество
с
учителями
и
сверстниками, соблюдать правила речевого поведения.Уметь высказывать и
обосновывать свою точку зрения, слушать и слышать других, быть готовым
корректировать свою точку зрения.
Личностные :
Понимать
величайшую
значимость
сострадания
в
жизни
человека
вне
зависимости
от
принадлежности
к
разным
группам
живых
существ, применять умение ориентироваться в сложной ситуации и делать
правильный выбор в ней (через последовательность действий - алгоритм).
Оборудование
урока: компьютер,
мультимедийная
пре зентация,
раздаточный материал для каждого ученика.
Тема: «Проблема текста (подготовка к написанию сочинения-
рассуждения) (на примере рассказа Эдуарда Шима «Объявление в
газете») с использованием медиативных технологий»
Сострадание к животным
так тесно связано с добротою характера,
что можно с уверенностью утверждать,
что не может быть добрым тот,
кто жесток с животными.
(Артур Шопенгауэр)
1. Организационный момент.
Учителя
приветствуют
детей,
настраивают
на
положительную
работу,
обращают внимание на готовность к уроку.
2. Ход урока.
2.1. Актуализация знаний.
Беседа
на
тему
сострадания.
Обсуждение
пройденного
материала:
«тема
текста»,
«основная
мысль
текста»,
«проблема
текста»,
«сочинение-
рассуждение».
Работа
со
словарными
словами
«линотип»,
«оторопеть»,
«конфуз».
Тема текста - это то, о чём или о ком в нём говорится; очень часто тема
текста отражается в его заглавии.
Основная мысль текста - то, что хотел сказать нам автор.
Проблема текста - это предмет обсуждения, вопрос, над которым рассуждает
автор
(виды
проблем:
философские,
политические,
нравственные,
социальные, экологические, эстетические).
Построение текста-рассуждения
1. Вступление.
2. Основная мысль, которую вы будете доказывать (тезис).
3. Мотивы, доводы, доказательства (аргументы).
4. Вывод.
2.2. Знакомство с текстом.
2.3. Анализ текста.
Беседа по вопросам (Калашникова Татьяна Игоревна).
- Как вы считаете, в какой ситуации оказался главный герой рассказа?
Почему?
- Попробуйте представить себя на его месте. Какие чувства у вас возникли?
(из предложенных в раздаточном материале).
- Давайте попробуем сформулировать проблему и отнести ее к определенной
группе проблем.
- Подумайте, почему в тексте главный герой не имеет никакого имени? Он
назван просто «мальчиком».
-
А
теперь,
ребята,
давайте
попробуем
выполнить
следующие
задания
(Кирнус Юлия Александровна).
Беседа по пройденному материалу.
- Давайте теперь с вами вспомним, что в информатике есть такое понятие
«алгоритм». Что это?
- А как вы считаете, везде ли нужно к нему прибегать? (Он необходим в
сложной, проблемной ситуации).
- Наша с вами задача будет следующая. Попробуем заполнить блок-схему.
Блок-схема на слайде.
- Молодцы! Мы с вами справились с заданием. А теперь поработаем на
компьютерах и попробуем нарисовать эмоции главного героя, которые он
испытывал во время поиска помощи в сложной ситуации.
Работа за компьютером в образовательной программе Gcompris.
3. Рефлексия (Важным для меня сегодня было то, что …)
4. Домашнее задание:
А) для всех – написать сочинение-рассуждение на тему сострадания к
живому существу.
Б) на выбор: закончить рассказ / нарисовать иллюстрацию к рассказу в
программе Gcompris.
5. Объявление оценок за урок.