Напоминание

"Воспитание речевых навыков у детей 3-4 лет"


Автор: Ковтун Алевтина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Синеглазка"
Населённый пункт: ЯНАО, город Ноябрьск
Наименование материала: семинар – практикум
Тема: "Воспитание речевых навыков у детей 3-4 лет"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Родительское

собрание

во

второй

младшей

группе

детского

сада.

Форма

проведения:
семинар – практикум.
Тема:
«Воспитание речевых навыков у детей 3-4 лет»
Цель:

р
аскрытие значения развития речи во всестороннем развитии личности ребёнка.
Слайд №1

I часть. Теоретическая.

-
Сегодня мы предлагаем вам поговорить, как всегда о ваших детях. И в частности о том, как говорят наши дети. Для начала совсем немного теории.
Слайд №2
Правильная, выразительная речь - портрет человека. Речь - это не прирожденный дар. Все начинается с детства… Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит особенно быстро: быстро, как ни в каком другом возрасте пополняется словарный запас, улучшается звуковое оформление слов, более развернутыми становятся фразы. Однако не все дети имеют одинаковый уровень речевого развития: одни уже к трем годам чисто и правильно произносят слова, другие говорят все еще не достаточно отчетливо, неправильно произносят отдельные звуки. Таких детей, к сожалению, большинство.
Овладение речью
— это сложный, многосторонний психический процесс; ее появление и дальнейшее развитие зависят от многих факторов. Речь начинает формироваться лишь тогда, когда головной мозг, слух, артикуляционный аппарат ребенка достигнут определенного уровня развития. Но, имея даже достаточно развитой речевой аппарат, сформированный мозг, хороший физический слух, ребенок без речевого окружения никогда не заговорит (пример, Маугли). Чтобы у ребенка появилась, а в дальнейшем и правильно развивалась речь, нужна речевая среда. Однако и этого еще недостаточно. Важно, чтобы у ребенка появилась потребность пользоваться речью как основным способом общения со сверстниками, близкими. Для начала нам нужно разобраться, что же такое «Речь»
Слайд №3.

Речь
— существенный элемент человеческой деятельности, позволяющий человеку познавать окружающий мир, передавать свои знания и опыт другим людям, обрабатывать их для передачи последующим поколениям. В зависимости от формы общения речевая деятельность делится на:  Устную речь (говорение и слушание);  Письменную речь (письмо и чтение). Наше собрание посвящено развитию
устной речи детей.
Развитие устной речи, ее компонентов является одной из важнейших задач развития детей дошкольного возраста.

К концу четвертого года словарный запас ребенка должен достигать приблизительно 1500 — 2000 слов. Разнообразней становится словарь и в качественном отношении. Но это в идеале. Что же мы имеем на самом деле? Картина,к сожалению, с каждым годом становится все плачевнее. Что же является причиной того, что наши дети стали говорить хуже? Давайте порассуждаем. ( говорят родители) ( Экология, паталогия - сложные роды, родители, ведущие не здоровый образ жизни, которые во время беременности и грудного вскармливания курят, употребляют спиртные напитки) - Все это правильно. А много ли мы разговариваем со своими детьми? Сейчас уже доказано, что ребенок слышит голос, по крайней мере,своей мамы уже в утробе. Так если он слышит его в утробе, давайте будем продолжать с ним говорить и после рождения. К
сожалению, все чаще в раздевалке, когда родители забирают своих детей, наблюдается такая картина: «Одевайся быстрей, мне некогда!», в то время, когда родители сидят с телефонами. Вместо общения с детьми, они предпочитают общение с кем – то… И поэтому нам предстоит непростая и кропотливая работа. Сегодня мы не будем читать вам доклады, а займемся практикой.
Слайд №4

II. Практическая часть.

1. Артикуляционная гимнастика с наглядным пособием.

Цель:
развивать речевой аппарат. Как все начиналось? - Сегодня я расскажу вам
«Сказку про язычок»
Он жил во рту и был очень любопытным. Он любил высовываться изо рта и смотреть по сторонам (движения языка влево - вправо, вверх - вниз, круговые движения и т. д.). Он любил играть в прятки: высовываться и прятаться за зубами, за верхними и нижними. А еще он любил дразниться — делался то широким, то узким. Язычок помогал ребятам правильно разговаривать и произносить все звуки. А вы хотите правильно научиться разговаривать. Тогда покажите мне свой язычок. Дети с удовольствием показывают язычок. (Далее показываю наглядные пособия и несколько упражнений) Без консультации логопеда сложные упражнения не выполняем, а простые можно выполнять в домашних условиях.
2. Дыхательная гимнастика.

Цель:
научить детей дышать через нос, укреплять диафрагму лёгких. Тоже самая простая:  «Мыльные пузыри»,  «Вертушки»,  «Листочки»,  «Бабочки» ( на ниточке),  «Снежинки» ( вата на ладошке)  «Пчелки»  «Звук М». Сделать вдох носом. На выдохе протяжно тянуть звук «м-м-м», одновременно постукивая пальцами по крыльям носа. 
«Ба – бо- бу».
Вдох через нос. На выдохе одновременно с постукиванием по крыльям носа произнести звуки «ба –бо - бу». В домашних условиях : *
«Свисток».
И.п. сидя, в одной руке стакан с водой, а в другой пластмассовая трубочка. Сделать вдох, выдыхать со звуком «у-у-у» и др. * В ванной комнате, во время купания, дуют на игрушки, с которыми купаются и т.п.
Слайд №5

3. Пальчиковая гимнастика.
Показываю одну из любимых упражнений детей.
- В домашних условиях можно выполнять такие упражнения, как «Перебери крупу», «Собери бусы», «Карандаш» и др. ,лепка пластилином, массаж пальчиков.
Слайд № 6.

3. «Словесные игры».
- А сейчас я предлагаю вам немного поиграть. 1.
«Чудесный мешочек» ( сундучок)

Цель:
закреплять в словаре ребенка слова по теме: «Игрушки», «Фрукты», «Овощи» и т.д., учить различать предметы на ощупь, совершенствовать тактильное восприятие. Дети называют предметы по одному, затем называют их одним словом. Например: фрукты. Далее усложняется и появляется лишний предмет.
Слайд №7

2.« Подбери существительное к прилагательному»
Желтое – солнце….( дети подбирают слова) Веселый – Красивый – Добрый – Холодный – Цель: совершенствовать умение согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже. Или наоборот..
Задание 3. "Прилагательные ассоциации"
Необходимо в качестве словесной ассоциации использовать только прилагательные. К примеру: стол - круглый; пруд - большой. Звезда - Страна- Дом - Город- Книга – Собака- Счастье- Музей- Библиотека- Друг-
Слайд №8.

Задание 4. «Кто где находится?»

-
научить употреблять существительные с предлогами. Зайчик (под столом, над столом, на столе) Ворона (над крышей, на крыше) Мячик (под столом)
Задание 5. «Животные и их детеныши».
 Учить детей употреблять в речи существительные в форме единственного и множественного числа, обозначающих животных и их детенышей Кошка- котенок- котята Утка- утенок- утята. Собака-щенок- щенята Курица – цыпленок – цыплята Корова – теленок – телята Коза – козленок – козлята…
Слайд №9

Задание 6. «Расскажи сказку»
( мнемотаблицы№1)
Слайд №10

Мнемотаблица №2
Слайд №11
Речь ребенка должна быть и эмоциональна.
Задание 7. "Войди в круг"
. Все родители стоят в кругу. С помощью невербальных средств надо попытаться войти в круг. Упражнение выполняется быстро.
Итог:
В этом возрасте, безусловно, детям необходима наглядность, но если вы просто будете разговаривать с детьми, ваш ребенок заговорит гораздо быстрее и с ним будет легко и интересно общаться и детям, и взрослым. Разговаривайте со своими детьми!!!


В раздел образования