Напоминание

Программа курса " Люби и знай свой край "


Автор: Пономарева Наталия Александровна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБОУ гимназия " УВК №1"
Населённый пункт: г. Воронеж
Наименование материала: Авторская программа курса " Люби и знай свой край "
Тема: Программа курса " Люби и знай свой край "
Раздел: среднее образование





Назад




Программа факультативно го курса по краеведению " Люби и знай свой край "
Пояснительная записка

.
Программа факультатива “ Люби и знай свой край ”направлена на социокультурную адаптацию школьника, на подготовку его к гражданской и нравственной деятельности. Изучение родного края способствует воспитанию патриотического курса, дает возможность привлечь к поисково-исследовательской работе. Обучение путем открытий – актуальна проблема нашего времени. Она имеет две черты: исследовательскую активность учащихся и самостоятельное приобретение знаний. В ее основе развитие личности ребенка посредством знакомства с историей родного края.
Целью
программы является формирование основ этнического самосознания школьника и расширение собственного культурного опыта, интерес к истории Воронежской области.
Задачи программы:

образовательные:
структура программы позволяет познакомить ребят с многонациональным составом населения Воронежской области, культурными учреждениями района, историей возникновения и развития Малой Родины;
развивающие:
развивать в детях наблюдательность, самостоятельность и инициативу; развивать у детей способности проявлять свои теоретические, практические умения и навыки;
воспитательные:
воспитывать такие личностные качества как доброта, честность, взаимопомощь; воспитывать у детей культуру труда и этику общения; воспитывать бережное отношение к природе, родному краю.
Основные принципы,
положенные в основу программы:  принцип доступности,учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития;  принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;  научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой;  систематичности и последовательности – знание в программе даются в определенной системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике.
Основными критериями
отбора материала при составлении программы является ее культурная значимость в жизни района, актуальность, воспитательная ценность.
Методы работы:
 словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.  наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;  практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знаниянапрактике,
способствуют развитию навыков и умение детей. Учитывая возрастные и психологические особенности детей, специфику курса “ Люби и знай свой край ” необходимо использовать такие формы проведения занятий как экскурсии, занятия-встречи с информантами, практические работы. Такие формы работы позволяют детям почувствовать их причастность к культурному наследию народа, его ценностям. Особенностью организации учебного процесса по краеведению является динамичность ее форм. Принципиальное изменение форм организации урока заключается в том, что занятие из класса, по возможности, переносится в ту среду, которая изучается (парк, лес, водоем, пришкольный участок, музей, улица, дом, учреждения, предприятия и т. д.). Как можно больше экскурсий, целевых прогулок, походов, тематических актов, игр и праздников на воздухе, то есть необходимо расширение образовательного пространства. Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровье сберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, краеведо– туристические технологии, проектные технологии.  Программа “Краеведение” предусматривает следующие формы контроля знаний, умений и навыков: разноуровневые тестовые контрольные работы, отчеты по экскурсиям, практическим работам, защиту проектов.  Занятия кружка проходят 2 раза в месяц в течение 1 академического часа, 17 часов.
Учебный план
Тема Количество часов всего часов теори я Творческая работа экскурси и массовые мероприятия 1. Введение 1 - - - 1 2. Мой край на карте Родины 1 + - - 1 3 .Я и моя семья 1 + - - 1 4. Дом, в котором я живу или хотел бы жить 1 + - - 1 5. Моя улица 1 + 1 - 2 6. Моя малая Родина 1 + 1 2 7. Природа нашего края 2 + - - 2 8. Что дает наш край стране 1 + 1 - 2 9. Наш край богат талантами 2 + - - 2 10. Наш край в годы 1 + - 1 2
Великой Отечественной войны 11. Герб района 1 - - - 1 Всего часов: 13 3 1 17
Программа факультатива

Тема 1: Введение (1ч)
Что изучает краеведение. Источники краеведческих знаний: карта как источник информации и другие источники. История изучения края. Вклад выдающихся ученых в исследования края.
Тема 2: “Мой край на карте Родины” (1ч)
1.Территория и географическое положение области. Знакомство с картой района, границы, история образования. Изучение местной топонимики, составление кратких сообщений, сбор материалов. 2. Творческая работа “Загадочный мир названий”. Происхождение и объяснение наиболее значимых топонимов. Легенды и предания.
Тема 3: “Я и моя семья” (1ч)
- Профессии моих родителей. Дать выяснить учащимся кем работают их родители. Творческий конкурс - “Старая фотография рассказала…” - Моя родословная - нарисовать родословное древо.
Тема 4: “Дом, в котором я живу или хотел бы жить” (1 ч)
1.Рисунок дома, выполненного в реалистическом или сказочном представлении учеников. 2. Проект-изготовление дома моей мечты (творческая работа) с помощью конструирования из бумаги, пластилина и подручного материала.
Тема 5: “Моя улица” (2ч)
Урок-экскурсия по улицам города Воронежа. Учащиеся знакомятся с названием улицы, расположением домов. Исторические объекты, мемориальные доски. Форма контроля: эссе “Прогулка по улицам моего района”.
Тема 6: “Моя малая Родина” (2 ч)
Экскурсия по городу, по микрорайону. Форма контроля: Конкурс творческих литературных работ.
Тема 7: “Природа нашего края” (2 ч)
1. Занятие проводится в форме виртуального путешествия в растительный и животный мир Волгоградской области. Видовой состав растительного покрова и животного мира природного комплекса нашей природной зоны; территории района с коренной и вторичной растительностью; численность животного мира нашего края (много, мало); животный мир рек, водоемов; сроки сбора лекарственных растений и правила их заготовки; сроки и количество промысловых животных, которых можно добывать в нашем крае в охотничий сезон; растения и животные района, занесенные в Красную книгу.
Тема 8:“Что дает наш край стране” (2 ч)

1. Знакомство с промышленностью, сельским хозяйством города (села), его предприятиями, их история. 2. Экскурсии на предприятия. Форма контроля: сочинение-рассуждение “Что дает наш край стране”.
Тема 9: “Наш край богат талантами” (2 ч)
Литературное, художественное, музыкальное творчество, СМИ, физкультура и спорт; земляки, прославившие родной край. Практическая работа: сбор и оформление краеведческого материала о творческих людях; выявление особенностей культуры своего населенного пункта.
Тема 10: “Наш край в годы Великой Отечественной войны” (2 ч)
Форма урока: видеоурок, беседа. 1. События истории, жизни и деятельности героев войны, живших на территории края. 2. Творческая работа “Расскажи о своем герое”. Можно предложить детям узнать, кто из героев или членов их семей проживает рядом. 3. Встречи с ветеранами, героями Великой Отечественной войны, тружениками трудового фронта. Концерты для ветеранов войны.
Тема 11: “Герб города” (1ч)
1. Лекция по геральдике. 2. Творческая работа по созданию символа (герба) своего города.
Основные требования к знаниям и умениям
При изучении программы факультатива “ Люби и знай свой край ” учащиеся должны знать: - Историю своей семьи; - Общее представление о предмете и многообразии знаний о родном крае. Выполнение инструкции “поведение на экскурсии”. Интерес к предмету (эмоциональный уровень); - Общее представление о “следах времени”, об изменениях облика города. Выполнение инструкции “движение по городу”. Развитие воображения; - Знакомство со “знакомым” радость собственного нового узнавания. Навык поведения на маршруте, соблюдения экологических норм. Развитие наблюдательности; - Практические навыки исследовательской работы. Развитие наблюдательности, способности к анализу. Эмоциональное восприятие события (“экспедиция” для детей – приключение и азарт). Учащиеся должны уметь:  участвовать с беседами с информантами;  посещать музеи и другие культурные учреждения;  участвовать в игровой забаве, в праздниках.





1

Тема 1: Введение (1ч)

2

Тема 2: “Мой край на карте

Родины” (1ч)

3

Тема 3: “Я и моя семья” (1ч)

4

Тема 4: “Дом, в котором я живу

или хотел бы жить” (1ч)

5

Тема 5: “Моя улица” (2ч)

6

Тема 6: “Моя малая Родина” (2 ч)

7

Тема 7: “Природа нашего края” (2

ч)

8

Тема 8:“Что дает наш край

стране” (2 ч)

9

Тема 9: “Наш край богат

талантами” (2 ч)

10

Тема 10: “Наш край в годы

Великой Отечественной войны”

(2 ч)

11

Тема 11: “Герб города” (1ч)


В раздел образования