Автор: Пономарева Наталия Александровна Должность: учитель географии Учебное заведение: МБОУ гимназия " УВК №1" Населённый пункт: г. Воронеж Наименование материала: Авторская программа курса " Люби и знай свой край " Тема: Программа курса " Люби и знай свой край " Раздел: среднее образование
Программа факультативно
го
курса по краеведению
" Люби и знай свой край
"
Пояснительная записка
.
Программа факультатива “
Люби и знай свой край
”направлена на социокультурную адаптацию
школьника, на подготовку его к гражданской и нравственной деятельности. Изучение
родного края способствует воспитанию патриотического курса, дает возможность привлечь к
поисково-исследовательской работе. Обучение путем открытий – актуальна проблема нашего
времени. Она имеет две черты: исследовательскую активность учащихся и самостоятельное
приобретение знаний. В ее основе развитие личности ребенка посредством знакомства с
историей родного края.
Целью программы является формирование основ этнического самосознания школьника и
расширение собственного культурного опыта, интерес к истории Воронежской области.
Задачи программы:
образовательные: структура программы позволяет познакомить ребят с многонациональным
составом населения Воронежской области, культурными учреждениями района, историей
возникновения и развития Малой Родины;
развивающие: развивать в детях наблюдательность, самостоятельность и инициативу;
развивать у детей способности проявлять свои теоретические, практические умения и
навыки;
воспитательные: воспитывать такие личностные качества как доброта, честность,
взаимопомощь; воспитывать у детей культуру труда и этику общения; воспитывать бережное
отношение к природе, родному краю.
Основные принципы, положенные в основу программы:
принцип доступности,учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка,
создание благоприятных условий для их развития;
принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;
научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных
практикой;
систематичности и последовательности – знание в программе даются в определенной
системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике.
Основными критериями отбора материала при составлении программы является ее
культурная значимость в жизни района, актуальность, воспитательная ценность.
Методы работы:
словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют
обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.
наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций,
иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования
объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;
практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы.
Практические методы позволяют воплотить теоретические знаниянапрактике,
способствуют развитию навыков и умение детей. Учитывая возрастные и психологические
особенности детей, специфику курса “ Люби и знай свой край
” необходимо использовать
такие формы проведения занятий как экскурсии, занятия-встречи с информантами,
практические работы. Такие формы работы позволяют детям почувствовать их
причастность к культурному наследию народа, его ценностям. Особенностью организации
учебного процесса по краеведению является динамичность ее форм. Принципиальное
изменение форм организации урока заключается в том, что занятие из класса, по
возможности, переносится в ту среду, которая изучается (парк, лес, водоем, пришкольный
участок, музей, улица, дом, учреждения, предприятия и т. д.). Как можно больше
экскурсий, целевых прогулок, походов, тематических актов, игр и праздников на воздухе,
то есть необходимо расширение образовательного пространства. Наряду с традиционными,
в программе используются современные технологии и методики: технология
развивающего воспитания и обучения, здоровье сберегающие технологии, игровые
технологии, компьютерные технологии, краеведо– туристические технологии, проектные
технологии.
Программа “Краеведение” предусматривает следующие формы контроля знаний,
умений и навыков: разноуровневые тестовые контрольные работы, отчеты по экскурсиям,
практическим работам, защиту проектов.
Занятия кружка проходят 2 раза в месяц в течение 1 академического часа, 17 часов.
Учебный план
Тема
Количество часов
всего
часов
теори
я
Творческая
работа
экскурси
и
массовые
мероприятия
1. Введение
1
-
-
-
1
2. Мой край на карте
Родины
1
+
-
-
1
3 .Я и моя семья
1
+
-
-
1
4. Дом, в котором я живу
или хотел бы жить
1
+
-
-
1
5. Моя улица
1
+
1
-
2
6. Моя малая Родина
1
+
1
2
7. Природа нашего края
2
+
-
-
2
8. Что дает наш край стране
1
+
1
-
2
9. Наш край богат
талантами
2
+
-
-
2
10. Наш край в годы
1
+
-
1
2
Великой Отечественной
войны
11. Герб района
1
-
-
-
1
Всего часов:
13
3
1
17
Программа факультатива
Тема 1: Введение (1ч)
Что изучает краеведение. Источники краеведческих знаний: карта как источник информации
и другие источники. История изучения края. Вклад выдающихся ученых в исследования
края.
Тема 2: “Мой край на карте Родины” (1ч)
1.Территория и географическое положение области. Знакомство с картой района, границы,
история образования. Изучение местной топонимики, составление кратких сообщений, сбор
материалов.
2. Творческая работа “Загадочный мир названий”.
Происхождение и объяснение наиболее значимых топонимов. Легенды и предания.
Тема 3: “Я и моя семья” (1ч)
- Профессии моих родителей. Дать выяснить учащимся кем работают их родители.
Творческий конкурс - “Старая фотография рассказала…”
- Моя родословная - нарисовать родословное древо.
Тема 4: “Дом, в котором я живу или хотел бы жить” (1 ч)
1.Рисунок дома, выполненного в реалистическом или сказочном представлении учеников.
2. Проект-изготовление дома моей мечты (творческая работа) с помощью конструирования из
бумаги, пластилина и подручного материала.
Тема 5: “Моя улица” (2ч)
Урок-экскурсия по улицам города Воронежа. Учащиеся знакомятся с названием улицы,
расположением домов. Исторические объекты, мемориальные доски.
Форма контроля: эссе “Прогулка по улицам моего района”.
Тема 6: “Моя малая Родина” (2 ч)
Экскурсия по городу, по микрорайону.
Форма контроля: Конкурс творческих литературных работ.
Тема 7: “Природа нашего края” (2 ч)
1. Занятие проводится в форме виртуального путешествия в растительный и животный мир
Волгоградской области. Видовой состав растительного покрова и животного мира
природного комплекса нашей природной зоны; территории района с коренной и вторичной
растительностью; численность животного мира нашего края (много, мало); животный мир
рек, водоемов; сроки сбора лекарственных растений и правила их заготовки; сроки и
количество промысловых животных, которых можно добывать в нашем крае в охотничий
сезон; растения и животные района, занесенные в Красную книгу.
Тема 8:“Что дает наш край стране” (2 ч)
1. Знакомство с промышленностью, сельским хозяйством города (села), его предприятиями,
их история.
2. Экскурсии на предприятия.
Форма контроля: сочинение-рассуждение “Что дает наш край стране”.
Тема 9: “Наш край богат талантами” (2 ч)
Литературное, художественное, музыкальное творчество, СМИ, физкультура и спорт;
земляки, прославившие родной край.
Практическая работа: сбор и оформление краеведческого материала о творческих людях;
выявление особенностей культуры своего населенного пункта.
Тема 10: “Наш край в годы Великой Отечественной войны” (2 ч)
Форма урока: видеоурок, беседа.
1. События истории, жизни и деятельности героев войны, живших на территории края.
2. Творческая работа “Расскажи о своем герое”. Можно предложить детям узнать, кто из
героев или членов их семей проживает рядом.
3. Встречи с ветеранами, героями Великой Отечественной войны, тружениками трудового
фронта. Концерты для ветеранов войны.
Тема 11: “Герб города” (1ч)
1. Лекция по геральдике.
2. Творческая работа по созданию символа (герба) своего города.
Основные требования к знаниям и умениям
При изучении программы факультатива “ Люби и знай свой край
” учащиеся должны знать:
- Историю своей семьи;
- Общее представление о предмете и многообразии знаний о родном крае. Выполнение
инструкции “поведение на экскурсии”. Интерес к предмету (эмоциональный уровень);
- Общее представление о “следах времени”, об изменениях облика города. Выполнение
инструкции “движение по городу”. Развитие воображения;
- Знакомство со “знакомым” радость собственного нового узнавания. Навык поведения на
маршруте, соблюдения экологических норм. Развитие наблюдательности;
- Практические навыки исследовательской работы. Развитие наблюдательности, способности
к анализу. Эмоциональное восприятие события (“экспедиция” для детей – приключение и
азарт).
Учащиеся должны уметь:
участвовать с беседами с информантами;
посещать музеи и другие культурные учреждения;
участвовать в игровой забаве, в праздниках.