Напоминание

"Проектный метод обучения учащихся" (из опыта работы)


Автор: Энс Роман Николаевич
Должность: учитель технологии и информатики
Учебное заведение: МБОУ "Березовская СОШ"
Населённый пункт: с. Березовское
Наименование материала: доклад
Тема: "Проектный метод обучения учащихся" (из опыта работы)
Раздел: полное образование





Назад





ДОКЛАД

«Проектный метод обучения учащихся» (из опыта работы)

Автор: учитель технологии и информатики МБОУ «Березовская СОШ» Энс Р.Н.
В своей педагогической деятельности я ежедневно ищу ответы на вопросы: как сделать пространство учебных занятий ярким и удивительным? Как создать ситуацию успеха для ученика? В практическом решении этих проблем мне помогают интерактивные образовательные проекты. Основная цель интерактивного проекта - повысить интерес обучающихся к исследовательским проектам теоретической направленности для качественного освоения учебного материала по предмету. Новый стандарт образования устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу основного общего образования. В отличие от стандартов прошлого поколения это должен быть не только предметный результат, включающий освоение теоретических знаний обучающихся, но и метапредметный, включающий освоенные обучающимися универсальных учебных действий, а также личностный, включающий готовность и способность обучающихся к саморазвитию. А всё начиналось 3 года назад. 2013-2014 учебный год. Я решил организовать работу с одним из учеников 9 класса. А так как в 9 классе технологии как предмета нет, то я организовал внеклассную работу, что и предусмотрено сейчас в связи с переходом на новые федеральные государственные стандарты. Выбрали актуальную тему творческого проекта «Отрезное устройство ОУ-12». Учащийся изучил азы начертательной геометрии, основы электротехники, токарное дело, ручная обработка древесины, оформление творческого проекта. Результатом работы стал мини-станок «ОУ-12». Так произошло первое знакомство учащегося с проектным методом обучения. В дальнейшей работе я руководствовался знаниями, почерпанными из курсовой подготовки по теме: «Проектирование и моделирование». По приезду была выбрана новая тема творческого проекта «СК-1400», которая в дальнейшем выросла в большую исследовательскую работу, где учащийся стал на всероссийском исследовательском конкурсе – лауреатом 1 степени «Шаги в науку, и лауреатом 1 степени на всероссийском исследовательском конкурсе «Юность, Наука, Культура». Работу вели на протяжении 8 месяцев. Ученику пришлось освоить азы сварочной работы, познакомился с большим количеством сельскохозяйственной техники, устройством ДВС, освоил компьютерную программу 3-D КОМПАС, закрепил все раннее полученные знания и навыки, приобретенные на уроках технологии. Проект решено было выставить на научно-практической конференции, здесь мы получили первые заслуженные результаты. Победа на районном уровне в конкурсе исследовательских работ «Первые шаги в науку». Победа на районном уровне в конкурсе юных техников, изобретателей и рационализаторов. Попробовав свои силы на районном уровне было решено принять участие и в республиканских. Результатом стала победа на региональном уровне в конкурсе исследовательских работ «Первые шаги в науку». Мы не остановились и на этом этапе оформив работу специально для «Конкурса моделистов и конструкторов», здесь также ребенок достиг наивысшего результата. Ведя кроме уроков технологии, информатику я перенес проектный метод обучения и на эту дисциплину, что также дало результат, этот же
ученик становится победителем районной олимпиады по информатике. Для себя я сделал вывод, Что проектный метод обучения ориентирован больше на самостоятельную деятельность учащихся. Самостоятельная творческая работа выполняется учащимися или их группой под руководством учителя. Метод проектов – это комплексный обобщающий процесс рационального сочетания репродуктивной и продуктивной деятельности, позволяющий комбинировать и соединять формальные знания с практическим опытом. Проектная деятельность основана на более гибкой организации процесса обучения учащихся. В результате проектной деятельности полнее обеспечиваются современные требования к развитию личности обучающихся, учитываются их индивидуальные интересы и способности, выполняются и осваиваются ими не только конкретные трудовые действия, но и в системе решаются разнообразные конструкторско-технологические и технические задачи. В 2014-2015 году мною было решено продолжить работу с привлечением еще 2 учащихся 6, 8 классов. Трое учащихся начали работу над творческим проектом «СМФУ – 5» . Итогом работы стало сельскохозяйственное многофункциональное устройство СМФУ -5, способное выполнять большинство видов сельхоз обработки земли. Учащиеся вынуждены были, из-за недостатка знаний, заниматься поиском информации, обучаться различным видам обработки металла, не входящих в программу дисциплины «технология». Работа над проектом ведется и в настоящее время. Расширяя границы применения проектного метода, было решено опробовать проектный метод на учащихся Краснопольской школы. Темой творческого проекта стала «Детская площадка» в МБОУ Краснопольская ООШ» Результатом проведенной работы за год стали результаты на районной олимпиаде: По технологии: 10-классник-1 место, 9 - классник – 1 место, 7 классник-2 место. По информатике: 10 – классник 1- место, девятиклассница – 2 место. На республиканской олимпиаде по технологии – 2 место В 2015-2016 учебном году решено дальше использовать проектный метод обучения, но с привлечением уже группы учащихся. Результатами работы стали: Районный этап олимпиады по технологии: первых мест – 5, 1 –второе место. По информатике: 11 классник – 1место, 10 –классница призер и 8 классник – призер олимпиады по информатике Приняли участие в республиканской олимпиаде по технологии: 11-классник – 1 место, 9 – классник – 2 место. В настоящее время победитель готовится к Всероссийскому этапу олимпиады по технологии. О работе моих учеников была выпущена статья в Малой академии наук г. Обнинска Калужской области В своей работе я использую технологии развивающего обучения:
 Слияние учебной и внеурочной деятельности;  Создание условий для индивидуализации обучения через предоставление учащимся возможности свободного выбора способов и средств для решения самостоятельно поставленных перед собой учебных задач, выбора «пространства» деятельности;  Использование в образовательном процессе различных источников информации, в том числе учебников разных авторов, создание собственных методических средств, позволяющих организовать продуктивную индивидуальную и самостоятельную деятельность учащихся;  Активное использование в педагогической практике интерактивных технологий: методов продуктивного диалога и проектной деятельности, информационных компьютерных технологий;  Освоение новой педагогической позиции «педагогического менеджера»;  На каждом занятии создается ситуация успеха, но в определенное время ребенок должен столкнуться с трудностью, с проблемой, для решения которой имеющихся знаний явно не хватает. Учащиеся определяют для себя, что именно они н е з н а ю т , т о е с т ь с т а в я т п е р е д с о б о й у ч е б н у ю з а д а ч у . Использую методические приемы:  Разноуровневые задания.  Задачи с «избыточными» данными.  Использование специально отобранного дидактического материла.  Исследовательский проект.  Смена позиций учениками.  Практико-ориентированные, творческие проекты.  Задачи с недоопределенными данными. Спасибо за внимание.


В раздел образования