"Проектный метод обучения учащихся" (из опыта работы)
Автор: Энс Роман Николаевич Должность: учитель технологии и информатики Учебное заведение: МБОУ "Березовская СОШ" Населённый пункт: с. Березовское Наименование материала: доклад Тема: "Проектный метод обучения учащихся" (из опыта работы) Раздел: полное образование
«Проектный метод обучения учащихся» (из опыта работы)
Автор: учитель технологии и информатики МБОУ «Березовская СОШ» Энс Р.Н.
В своей педагогической деятельности я ежедневно ищу ответы на вопросы: как
сделать пространство учебных занятий ярким и удивительным? Как создать ситуацию
успеха для ученика?
В
практическом
решении
этих
проблем
мне
помогают
интерактивные
образовательные проекты.
Основная
цель
интерактивного
проекта
-
повысить
интерес
обучающихся
к
исследовательским
проектам
теоретической
направленности
для
качественного
освоения учебного материала по предмету.
Новый
стандарт
образования
устанавливает
требования
к
результатам
обучающихся, освоивших основную образовательную программу основного общего
образования. В отличие от стандартов прошлого поколения это должен быть не только
предметный результат, включающий освоение теоретических знаний обучающихся, но и
метапредметный,
включающий
освоенные
обучающимися
универсальных
учебных
действий, а также личностный, включающий готовность и способность обучающихся к
саморазвитию.
А всё начиналось 3 года назад. 2013-2014 учебный год. Я решил организовать работу
с одним из учеников 9 класса. А так как в 9 классе технологии как предмета нет, то я
организовал внеклассную работу, что и предусмотрено сейчас в связи с переходом на
новые федеральные государственные стандарты. Выбрали актуальную тему творческого
проекта «Отрезное устройство ОУ-12». Учащийся изучил азы начертательной геометрии,
основы
электротехники,
токарное
дело,
ручная
обработка
древесины,
оформление
творческого проекта. Результатом работы стал мини-станок «ОУ-12». Так произошло
первое знакомство учащегося с проектным методом обучения.
В дальнейшей работе я руководствовался знаниями, почерпанными из курсовой
подготовки по теме: «Проектирование и моделирование».
По приезду была выбрана новая тема творческого проекта «СК-1400», которая в
дальнейшем выросла в большую исследовательскую работу, где учащийся
стал на
всероссийском исследовательском конкурсе – лауреатом 1 степени «Шаги в науку, и
лауреатом 1 степени на всероссийском исследовательском конкурсе «Юность, Наука,
Культура».
Работу вели на протяжении 8 месяцев. Ученику пришлось освоить азы сварочной
работы,
познакомился
с
большим
количеством
сельскохозяйственной
техники,
устройством ДВС, освоил компьютерную программу 3-D КОМПАС, закрепил все раннее
полученные знания и навыки, приобретенные на уроках технологии.
Проект решено было выставить на научно-практической конференции, здесь мы
получили первые заслуженные результаты. Победа на районном уровне в конкурсе
исследовательских работ «Первые шаги в науку». Победа на районном уровне в конкурсе
юных техников, изобретателей и рационализаторов.
Попробовав свои силы на районном уровне было решено принять участие и в
республиканских.
Результатом
стала
победа
на
региональном
уровне
в
конкурсе
исследовательских работ «Первые шаги в науку». Мы не остановились и на этом этапе
оформив работу специально для «Конкурса моделистов и конструкторов», здесь также
ребенок достиг наивысшего результата. Ведя кроме уроков технологии, информатику я
перенес проектный метод обучения и на эту дисциплину, что также дало результат, этот же
ученик становится победителем районной олимпиады по информатике. Для себя я сделал
вывод, Что проектный метод обучения ориентирован
больше на самостоятельную
деятельность учащихся. Самостоятельная творческая работа выполняется учащимися
или
их
группой
под
руководством
учителя. Метод
проектов
–
это
комплексный
обобщающий
процесс
рационального
сочетания
репродуктивной
и
продуктивной
деятельности,
позволяющий
комбинировать
и
соединять
формальные
знания
с
практическим опытом.
Проектная
деятельность
основана
на
более
гибкой
организации
процесса
обучения
учащихся.
В
результате
проектной
деятельности
полнее
обеспечиваются
современные
требования
к
развитию
личности
обучающихся,
учитываются
их
индивидуальные интересы и способности, выполняются и осваиваются ими не только
конкретные
трудовые
действия,
но
и
в
системе
решаются
разнообразные
конструкторско-технологические и технические задачи.
В 2014-2015 году мною было решено продолжить работу с привлечением еще 2
учащихся 6, 8 классов.
Трое учащихся начали работу над творческим проектом «СМФУ – 5» . Итогом
работы стало сельскохозяйственное многофункциональное устройство СМФУ -5, способное
выполнять большинство видов сельхоз обработки земли. Учащиеся вынуждены были, из-за
недостатка
знаний,
заниматься
поиском
информации,
обучаться
различным
видам
обработки металла, не входящих в программу дисциплины «технология». Работа над
проектом ведется и в настоящее время.
Расширяя границы применения проектного метода, было решено опробовать
проектный метод на учащихся Краснопольской школы. Темой творческого проекта стала
«Детская площадка» в МБОУ Краснопольская ООШ»
Результатом проведенной работы за год стали результаты на районной олимпиаде:
По технологии: 10-классник-1 место, 9 - классник – 1 место, 7 классник-2 место.
По информатике: 10 – классник 1- место, девятиклассница – 2 место.
На республиканской олимпиаде по технологии – 2 место
В 2015-2016 учебном году решено дальше использовать проектный метод обучения,
но с привлечением уже группы учащихся.
Результатами работы стали:
Районный этап олимпиады по технологии: первых мест – 5, 1 –второе место.
По информатике: 11 классник – 1место, 10 –классница призер и 8 классник – призер
олимпиады по информатике
Приняли участие в республиканской олимпиаде по технологии:
11-классник – 1 место,
9 – классник – 2 место.
В настоящее время победитель готовится к Всероссийскому этапу олимпиады по
технологии.
О работе моих учеников была выпущена статья в Малой академии наук г. Обнинска
Калужской области
В своей работе я использую технологии развивающего обучения:
Слияние учебной и внеурочной деятельности;
Создание условий для индивидуализации обучения через предоставление
учащимся
возможности
свободного
выбора
способов
и
средств
для
решения
самостоятельно
поставленных
перед
собой
учебных
задач,
выбора
«пространства»
деятельности;
Использование
в
образовательном
процессе
различных
источников
информации, в том числе учебников разных авторов, создание собственных методических
средств, позволяющих организовать продуктивную индивидуальную и самостоятельную
деятельность учащихся;
Активное
использование
в
педагогической
практике
интерактивных
технологий: методов продуктивного диалога и проектной деятельности, информационных
компьютерных технологий;
Освоение новой педагогической позиции «педагогического менеджера»;
На каждом занятии создается ситуация успеха, но в определенное время
ребенок должен столкнуться с трудностью, с проблемой, для решения которой
имеющихся знаний явно не хватает. Учащиеся определяют для себя, что именно они
н е
з н а ю т ,
т о
е с т ь
с т а в я т
п е р е д
с о б о й
у ч е б н у ю
з а д а ч у .
Использую методические приемы:
Разноуровневые задания.
Задачи с «избыточными» данными.
Использование специально отобранного дидактического материла.
Исследовательский проект.
Смена позиций учениками.
Практико-ориентированные, творческие проекты.
Задачи с недоопределенными данными.
Спасибо за внимание.