Напоминание

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ


Автор: Кулинич Наталья Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОАУ СОШ № 15
Населённый пункт: город Райчихинск, Амурская область
Наименование материала: статья
Тема: РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
Раздел: начальное образование





Назад




Кулинич Наталья Анатольевна , учитель начальных классов МОАУ СОШ № 15 г . Райчихинска
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ

КЛАССОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
Результаты образования по новым стандартам формулируются с согласованием потребностей между основными субъектами образования: семьей, обществом и государством. Положительная сторона новых стандартов – планируемые результаты обучения. Это то, на что должен ориентироваться учитель при проектировании своей деятельности. Семья, общество и государство ставят требования к результатам образования, к выпускнику начальной школы и дает «модель выпускника начальной школы». Главная роль в реализации основных требований Стандарта второго поколения отведена учителю. Учитель новой школы должен обладать целым рядом профессиональных компетентностей, чтобы грамотно управлять качеством образовательного процесса. Создана целая система профессиональных компетентностей учителя. В своей работе меня заинтересовала психолого- педагогическая компетентность следующего содержания: теоретические знания в области индивидуальных особенностей психологии и психофизиологии познавательных процессов ученика, умение использовать эти знания в конструировании реального образовательного процесса, умение педагогическими способами определить уровень развития «познавательных инструментов» ученика. Обучение я провожу таким образом, чтобы у учащихся пробуждался интерес к знаниям, возрастала потребность в более полном и глубоком их усвоении, развивалась инициатива и самостоятельность в работе, чтобы в процессе обучения учащиеся не только овладевали универсальными учебными действиями, но и развивали свои познавательные способности, постоянно совершенствовали методы самостоятельной работы. Когда я произвела набор учащихся в 1 класс, то в ходе работы провела анкетирование по методикам, взятые из сборника «Психологических тестов» Р.С.Немова на развитие внимания, определения объёма зрительной и слуховой памяти, мышления. Результат обработки анкетных данных позволил мне сделать вывод, что познавательный интерес учащихся моего класса находится на низком уровне. Это в дальнейшем будет сильно сказываться на процессе обучения. Более того, познавательный интерес, активизируя все психические процессы человека, на высоком уровне своего развития побуждает личность к постоянному поиску преобразования действительности посредством деятельности. Поэтому я обозначила одну из главных задач: продолжить работу по развитию познавательного интереса.

С детьми во внеурочное время я начала проводить занятия, направленные на развитие познавательных интересов. Рассмотрим некоторые виды упражнений и заданий на развитие памяти, внимания, мышления: анаграммы (рассыпанные слова); «Найди слова»; «Отдели слова друг от друга»; «Кодировка»; игра «Муха»;
игра «Найди закономерность и впиши нужное слово»; «Что на что похоже?»; «Разведчик-шифровальщик»; «Необычные примеры»; «Третье слово»; «Найди нужное понятие»; «Слова-близнецы»; «Подбери слова»; составление загадок, предложений, способов применения предмета; корректурное задание. Повторный эксперимент провела с использованием тех же диагностических методик, что и на начальном этапе. Основная цель – выявить изменения в развитии познавательных процессов учащихся. Результаты, полученные в ходе повторной диагностической работы учащихся, сравнивались с результатами, полученными в начале. Сравнительный анализ результатов развития познавательных процессов до и после проведения психологических занятий с использованием упражнений и заданий представлен в таблицах.
Таблица 1.

Методика 1. Определение продуктивности и устойчивости внимания
Этапы исследования Уровень на начало на окончание высокий 1 чел. (10%) 5 чел. (50%) средний 7 чел. (70%) 4 чел. (40%) низкий 2 чел. (20%) 1 чел. (10%) Количество детей, имеющих высокий уровень продуктивности и устойчивости внимания, стало на 40% больше, чем на начальном этапе диагностики. Показатели среднего и низкого уровня продуктивности и устойчивости внимания соответственно уменьшились.
Таблица 2.

Методика 2. Оценка распределения внимания
Этапы исследования Уровень на начало на окончание высокий 1 чел. (10%) 6 чел. (60%) средний 6 чел. (60%) 3 чел. (30%) низкий 3 чел. (30%) 1 чел. (10%) 60 % учащихся обладают высокой оценкой распределения внимания. Они одновременно держат в сфере внимания много разных объектов и воспринимают их с примерно одинаковым вниманием. Показатели среднего и низкого уровня оценки распределения внимания соответственно уменьшились. Эта часть детей может удерживать в сфере своего внимания много разных объектов, но не воспринимают их с одинаковым вниманием.
Таблица 3.


Методика 3. Оценка переключения внимания
Этапы исследования Уровень на начало на окончание высокий 2 чел. (20%) 7 чел. (70%) средний 5 чел. (50%) 1 чел. (10%) низкий 3 чел. (30%) 2 чел. (20%) Количество детей, обладающих высоким уровнем оценки переключения внимания, увеличилось на 50%. Это свойство позволяет им переключать внимание с одного объекта на другой, отвлекаться от первого и сосредоточиваться на втором. Показатели среднего уровня уменьшились на 40%, а показатели низкого уровня – на 10%.
Таблица 4.

Методика 4. Диагностика опосредованной памяти
Этапы исследования Уровень на начало на окончание высокий 2 чел. (20%) 3 чел. (30%) средний 5 чел. (50%) 7 чел. (70%) низкий 3 чел. (30%) Результаты высоко развитой опосредованной слуховой памяти увеличились на 10%. Учащимся удалось правильно вспомнить по сделанным рисункам и записям те слова и выражения, которые были зачитаны. Большинство детей (70%) обладают средне развитой слуховой памятью. Они могут заучивать материал, умеют пересказывать его близко к тексту и воспроизвести через определённое время. Детей с низким уровнем опосредованной памяти не выявлено.
Таблица 5.

Методика 5. Характеристика динамических особенностей процесса

запоминания
Этапы исследования Уровень на начало на окончание высокий 5 чел. (50%) 7 чел. (70%) средний 3 чел. (30%) 2 чел. (20%) низкий 2 чел. (20%) 1 чел. (10%) Количество детей, обладающих высоким уровнем динамичности процесса запоминания материала, увеличилось на 20%. Это свойство позволяет им запомнить и безошибочно воспроизвести все 10 слов, затратив на это не более пяти повторений. Показатели среднего и низкого уровня уменьшились на 10% соответственно. Процессы запоминания у этих учащихся ещё недостаточно
сформированы и для лучшего запоминания нужно большее число повторений материала.
Таблица 6.

Методика 6. Определение понятий, выяснение причин, выявление сходства

и различий в объектах
Этапы исследования Уровень на начало на окончание высокий 1 чел. (10%) 6 чел. (60%) средний 6 чел. (60%) 3 чел. (30%) низкий 3 чел. (30%) 1 чел. (10%) Количество детей, обладающих высоким уровнем развития интеллекта, увеличилось на 50%. Испытуемые безошибочно дают определение понятий, выявляют сходства и различия в объектах, способны делать умозаключения, отражающие основные умственные операции. На 30% снизился показатель, определяющий средний уровень развития интеллекта. У этих детей возможны некоторые ошибки в определении понятий и выяснении причин, но эти ошибки ребёнок может исправить сам без помощи взрослых. Показатель низкого уровня развития интеллекта снизился на 20%.
Таблица 7.

Методика 7. «Четвёртый лишний»
Этапы исследования Уровень на начало на окончание высокий 2 чел. (20%) 7 чел. (70%) средний 6 чел. (60%) 3 чел. (30%) низкий 2 чел. (20%) Количество детей, обладающих высоким уровнем развития логического мышления, увеличилось на 50%. Испытуемым доступны логические суждения, оперирование понятиями, переходы к обобщениям и выводам. На 30% снизился показатель, определяющий средний уровень развития мышления. Данная группа испытуемых затрудняется в оперировании логических суждений, в классифицировании понятий. Детей с низким уровнем развития логического мышления не выявлено. На основе полученных данных можно говорить об эффективности влияния упражнений и заданий на уровень развития познавательных процессов младших школьников. Грамотно подобранная комплексная диагностика и своевременная оценка уровня развития психических процессов школьников влияют на дальнейшее обучение ребенка в школе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абрамова Г. С. Возрастная психология: учебное пособие. М., 1997, С. 342. 2. Ананьев Б.Г. Познавательные потребности и интерес. Л., 1959, С.67-69. 3. Баранова Э.А. Диагностика познавательного процесса у дошкольников и младших школьников. С- Пб., 2005, С. 128. 4. Белкин Е.Л. Управление познавательной деятельностью. М., 1988, С. 129- 131. 5. Морозова Н. Г. Учителю о познавательном интересе. М., 1997, С. 132. 6. Немов Р. С. Психодиагностика. Книга 3. М., 2003. 7. Стандарты второго поколения. М. 2013. 8. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М., 1979, С. 543.


В раздел образования