Основы карточного планирования образовательной и воспитательной деятельности ( из опыта работы воспитателя МБДОУ №64 "Золотой ключик" г. Ульяновска Терентьевой Людмилы Анатольевны).
Автор: Терентьева Людмила Анатольевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 64 Населённый пункт: город Ульяновск Наименование материала: методическая разработка Тема: Основы карточного планирования образовательной и воспитательной деятельности ( из опыта работы воспитателя МБДОУ №64 "Золотой ключик" г. Ульяновска Терентьевой Людмилы Анатольевны). Раздел: дошкольное образование
Картотека – на отдельной карточке записывается
одно мероприятие из перспективного плана с целями, задачами, методами и
приемами. В зависимости от опыта конкретного воспитателя содержание этих
записей может быть очень кратким или более подробным. Картотека
- это
своеобразная копилка педагога, которой он может пользоваться из года в год,
дополняя
ее
какими-то
элементами
в
зависимости
от
необходимости.
Преимущества картотеки в том, что она позволяет:
-
постепенно
накапливать
и
обновлять
материал
по
содержанию
педагогического
процесса,
формам
и
методам
работы
с
детьми
и
взрослыми;
-
быстро
найти
в
нужный
момент
то,
что
лучше
всего
подходит
для
решения воспитательно-образовательных задач;
-
многократно
использовать
накопленный
материал,
по
необходимости
корректируя его, что экономит силу и время для общения с детьми;
-
понять систему, логику и зависимость между различным материалом;
-
моделировать педагогический процесс, объединяя содержание различных
карточек в множестве вариантов;
-
накапливать материалы впрок.
Картотека может включать следующие разделы:
1.
Воспитательно-образовательные задачи на месяц.
2.
Содержание жизни группы в течение дня:
-
комплекс гимнастики (утренней и после сна);
-
игры:
развивающие,
дидактические,
подвижные,
сюжетно-ролевые,
театрализованные, творческие;
-
психогимнастика, упражнения на релаксацию;
-
художественная деятельность;
-
музыка;
-
занятия;
-
труд:
дежурство,
трудовые
поручения,
коллективный
труд
по
самообслуживанию, в природе, хозяйственно-бытовой, ручной труд;
-
общение взрослых и детей (чтение, рассказывание, беседы);
-
коррекционная работа (в том числе артикуляционная гимнастика);
-
самостоятельная деятельность детей (создание проблемных ситуаций);
-
целенаправленное общение с коллегами (интеграция).
3. Работа с родителями.
Методика работы с картотекой следующая: накануне педагог моделирует с
помощью карточек следующий рабочий день, в конце рабочего дня возвращает
«отработанные» карточки на место и подбирает карточки для следующего дня.
Сочетание планирования на неделю с карточным планированием на день
позволяет воспитателю более целостно представить педагогический процесс.
Обязательные приложения к календарным планам.
Какой бы вариант плана не использовали воспитатели, обязательными
приложениями к нему являются:
1.
Содержание работы с родителями (на месяц).
2.
Наблюдение окружающей жизни и сезонных изменений в природе (на
месяц).
3.
Комплексы утренней гимнастики и гимнастики после дневного сна (на
месяц).
4.
Организация работы с родителями (на месяц).
5.
Работа по созданию развивающей среды (месяц или квартал).
Содержание работы с родителями планируется на месяц. Следует указать,
в
какие
дни
и
что
будет
сделано
каждым
воспитателем
группы,
и
какие
мероприятия будут проведены.
Наблюдение окружающей жизни и сезонных изменений в природе
составляются в виде перечня. Возможно (но не обязательно) указание задач
активизации словаря. Учет в любой форме обязателен.
Комплекс утренней гимнастики , если она проводится на свежем воздухе,
планируется в 3-х вариантах: для нормальной (по сезону) погоды, при сильной
влажности,
при
сильном
ветре;
4-й
вариант
разрабатывается
на
случай
непогоды, когда провести гимнастику на свежем воздухе невозможно.
Работа
по
созданию
и
совершенствованию
развивающей
среды
планируется на месяц, либо на квартал, в соответствии с лично-творческими
планами воспитателей и календарно-тематическим планированием.
1