Напоминание

Бодрящая гимнастика после сна в детском саду


Автор: Лашко Эльнаря Шагид Кызы
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ МО г. Краснодар "Детский сад № 176 "Карандаш"
Населённый пункт: Краснодарский край, город Краснодар
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Бодрящая гимнастика после сна в детском саду
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение город Краснодар "Детский сад №176 "Карандаш" Краснодар 2016
Бодрящая гимнастика

после сна в детском саду
Подготовила: Воспитатель Лашко Эльнаря Шагид Кызы

Трудно переоценить роль

дневного сна в физическом и

интеллектуальном

развитии ребенка. Отдых в

середине дня ему просто

необходим. Но как помочь

проснуться малышу в

хорошем настроении и

активно продолжить день?

Проведите после тихого часа

бодрящую гимнастику
.

Основная цель гимнастики после

дневного сна – поднять настроение и

мышечный тонус детей с помощью

контрастных воздушных ванн и

физических упражнений.

Сохранить и

укрепить здоровье

детей


Задачи:

Оздоровительные: • укреплять опорно-

двигательный аппарат; • совершенствовать и

развивать координацию движений; • повысить

жизненный тонус; • укрепить иммунитет; •

тренировать терморегуляционный аппарат.

Обучающие: • учить детей дышать через нос; •

упражнять в плавном свободном выдохе; •

формировать умения выполнять движения по

показу взрослого. Воспитательные: • воспитывать

привычку здорового образа жизни


Комплексы оздоровительной

гимнастики после дневного сна

составляются на месяц. За это

время дети успевают овладеть

техникой выполнения отдельных

оздоровительных процедур.


Комплекс гимнастики после дневного сна длится

10–15 минут Комплекс состоит из нескольких

частей: разминочные упражнения в постели,

выполнение простого самомассажа (пальчиковая

гимнастика), выполнение ОРУ у кроваток

(дыхательная гимнастика), ходьба по "тропе

здоровья" (ходьба по массажным, ребристым,

солевым или мокрым дорожкам), игра в

подвижные игры в помещении с контрастной

температурой воздуха, выполнение упражнений с

тренажерами. Заканчиваться гимнастика

может обтиранием холодной водой или

контрастным обливанием (рук или ног). В любой

вариант комплекса следует включать

корригирующие упражнения на профилактику

плоскостопия и нарушения осанки. Большинство

вариантов комплексов рассчитаны на большую

самостоятельность, дети должны помнить

упражнения, их последовательность и осознанно

выполнять комплекс.


Примерная схема проведения гимнастики

после дневного сна 1. Гимнастика в

постели. 2. Ходьба по «тропе здоровья».

3. Корригирующие упражнения на

профилактику плоскостопия и

нарушения осанки. 4. Массаж махровой

рукавицей. 5. Дыхательная гимнастика.

6. Упражнения для глаз. 7. Водные

процедуры.


Методика проведения гимнастики

после дневного сна

Пока дети спят, педагог создает условия

для проведения гимнастики: для

контрастного закаливания детей

готовит «холодную» комнату (игровую

или раздевалку); температура в ней с

помощью проветривания снижается на 3-5

градусов по сравнению с «теплой»

комнатой. Пробуждение детей

желательно чтобы происходило под звуки

плавной музыки, громкость которой

постепенно нарастает. Гимнастика в

постели направлена на постепенный

переход ото сна к бодрствованию.

Начинать гимнастику надо с

проснувшимися детьми, остальные

присоединяются по мере пробуждения.


Затем необходимо перейти опять в

«холодную» комнату для выполнения

комплекса дыхательной гимнастики, что

очень важно для укрепления иммунитета,

профилактики простудных заболеваний и

заболеваний верхних дыхательных путей.

Однако именно эта часть гимнастики обычно

вызывает трудности у детей, поэтому

педагоги склонны ограничиваться

выполнением одного – двух дыхательных

упражнений в течении нескольких секунд.

Отдельные упражнения, безусловно, не

принесут вреда, но наибольший

оздоровительный эффект достигается

только при достаточно длительном

выполнении дыхательных упражнений.

Увеличивать их дозировку нужно постепенно

от 0,5-1 до 5-7 минут. В противном случае у

детей может наблюдаться головокружение и

тошнота.


Гимнастика в постели может

включать в себя такие элементы, как

потягивания, поочередное и

одновременное поднимание и опускание

рук и ног, элементы самомассажа,

пальчиковой гимнастики, гимнастики

для глаз и т.д.


Главное правило – исключить

резкие движения, которые

могут вызвать растяжения

мышц, перевозбуждение,

перепад кровяного давления и,

как следствие,

головокружение.

Длительность гимнастики в

постели – около 2-3 минут.


Затем дети переходят в «холодную»

комнату босиком и в трусиках. Там они

выполняют корригирующую ходьбу (на

носках, на пятках, с высоким

подниманием коленей, в полуприседе, в

полном приседе, на внешней стороне

стопы, с перекатом с пятки на носок, по

корригирующим дорожкам) или

комплекс упражнений, направленных на

профилактику плоскостопия (в

положении сидя на стуле или сидя на

ковре). При этом важно следить не

только за правильностью выполнения

упражнений для ног, но и за осанкой

детей – положением головы, спины,

плеч, рук. Длительность этой части

гимнастики – 2-3 минуты.


Далее дети переходят опять в «Теплую»

комнату, где выполняют , например,

несколько физкультминуток или

комплекс упражнений, направленный на

профилактику нарушений осанки. Чтобы

заинтересовать детей, можно

использовать кубики, мячи, обручи,

гантели, гимнастические палки. Они

тоже выполняются в течении 2-3 минут
.

Затем проводится индивидуальная или

дифференцированная работа с

нуждающимися детьми (например, с часто

болеющими). Можно организовать

самостоятельную деятельность детей по

оздоровлению (например, дать задание

детям стопами собрать каштаны или

карандаши то правой, то левой ногой). В это

время другие дети под руководством

воспитателя или его помощника выполняют

водные процедуры (умывание, обливание рук

прохладной водой т.п.)


Общая длительность

оздоровительной гимнастики после

дневного сна должна составлять не

менее 12-15 минут (ст. возраст), 7-10

минут (мл. возраст). Гимнастика

после дневного сна в сочетании с

контрастными воздушными

ваннами помогает улучшить

настроение детей, поднять

мышечный тонус, а также

способствует профилактике

нарушений осанки и стопы. Летом

эту гимнастику следует проводить

при открытых фрамугах.


Все оздоровительные мероприятия, в

том числе и гимнастику после сна

лучше проводить в игровой форме. Это

позволяет создать положительный

эмоциональный фон, вызвать

повышенный интерес ко всем

оздоровительным процедурам. Кроме

того, принимая определенный игровой

образ, дети зачастую лучше понимают

технику выполнения того или иного

упражнения. Таким образом, мы решаем

одновременно несколько задач:

оздоравливаем детей, развиваем у них

двигательное воображение, формируем

осознанную моторику. А главное – все

это доставляет им огромное

удовольствие.


Ожидаемые результаты • укрепить

здоровье, иммунитет и опорно-

двигательный аппарат детей; • повысить

жизненный тонус и эмоциональное

состояние; • развить координацию

движений; • научит дышать через нос,

выполнять движения по показу

воспитателя; • будет способствовать

воспитанию привычки к здоровому образу

жизни.


В работе можно

использовать:


Младшая группа

Для детей младшего

дошкольного возраста особенно

интересна бодрящая гимнастика игрового характера.

Такие комплексы имеют сюжет, в них присутствует

знакомый детям персонаж, который является образцом

для подражания

.

Особенно полезно упражнять

детей младшей группы в приподнимании, ходьбе на носках

босиком.

«Зайки»

Цель:

Повысить настроение детей.

Укрепить мышцы

верхних и нижних конечностей.

Потягушка, потянись!

Поскорей, скорей проснись.

День настал давным-давно

Он стучит в твое окно.

(0,5 минут).


День – денёк, день –денёк

Сели зайки на пенёк

Зайки серые сидят.

Головою шевелят.

Вот так, вот так.

Головою шевелят.

(1,5 минут).

Зайке холодно сидеть.

Надо лапочки погреть.

Вот так, вот так.

Надо лапочки погреть…

(1,5 минуты).

Зайки холодно стоять.

Надо зайке поскакать.

Вот так, вот так.

Надо зайке поскакать.

(1 минута).

Надо зайкам отдыхать и подышать.

Вот так, вот так подышать.

Вдох… Выдох…

Вдох… Выдох

Заек волк испугал.

Зайки быстро ускакали.


Средняя группа

Уже в средней группе
,
чтобы предупредить нарушение

осанки нужно особое внимание уделять

упражнениямвызывающим активную работу мышц –

разгибателей спины и мышц живота

Солнце смотрит на кроватки:

Просыпайтесь-ка, ребятки!

Всем давно пора вставать

И зарядку начинать!

Наконец-то мы проснулись, (протирают глазки

кулачками)

Сладко, сладко потянулись (потягиваемся)

Чтобы сон ушел, зевнули (зеваем)

Головой слегка тряхнули (покачивание головой)

Плечи поднимали,

Ручками помахали, коленки сгибали, к груди прижимали,

Носочками подвигали, ножками подрыгали,

Теперь потрем мы носики, носики-курносики,

Разгладим свои лобики, погладим свои лобики,

Похлопаем по щечкам, только по нежнее,

А вот по подбородочку можно посильнее,

С боку на бок повернулись, еще раз сладко потянулись,

Не хотим мы больше спать

Будем весело вставать!

Дети спускаются с постели.


А вот по подбородочку можно посильнее,

С боку на бок повернулись, еще раз сладко потянулись,

Не хотим мы больше спать

Будем весело вставать!

Дети спускаются с постели.

Дыхательная
гимнастика
:

1. Вдох- тянемся к солнышку,

Выдох- через рот громко.

2. Подышали в трубочку: «Разбудим шарики»

Вдох-носом, а выдох в трубочку.

Теперь идем к дорожке, разминаем ножки.

Мы по коврикам идем друг за другом босиком.

Этот коврик очень важный

Он лечебный, он массажный,

Этот коврик необычный, пуговичный, симпатичный.

Есть следочки для ходьбы,

Есть ребристая доска,

Будем здоровыми мы всегда!

А теперь вставай в кружок,

Поиграй со мной дружок.

Общеукрепляющие упражнения

(выполняются в
групповой комнате
)

Светлым днем лесной тропой звери шли на водопой.

спокойно идут друг за другом

За мамой лосихой топал лосенок, идут топающим шагом

За мамой лисицей крался лисенок, ходьба на носочках

За мамой ежихой катился ежонок, ходьба в приседе


За мамой медведицей шел медвежонок, ходьба на внешнем

своде стопы

За мамою белкой скакали бельчата, подскоки

За мамой зайчихой – косые зайчата, прыжки на двух ногах

Волчица вела за собою волчат. ходьба широким шагом

Все мамы и дети напиться хотят. Присесть

Проводится зрительная гимнастика:

Смотрим вверх, а после вниз,

Снова вверх и снова вниз

Это вовсе не каприз.

А потом налево, а затем направо

И еще раз, два и три

Теперь кругом ты посмотри

Закружилась голова

Это право не беда.

Глазкам надо отдохнуть.

Все глазки закрывают, глазки отдыхают, а как глазки

откроем

Увидим солнце ясное

И будет настроение у нас

У всех прекрасное!

Что за чудная зарядка - как она нам помогает,

Настроение улучшает и здоровье укрепляет.

За руки возьмемся

И друг другу улыбнемся

К стульчикам вернемся и совсем проснемся!


Старшая группа

1.

В кроватках

1. «Потягушки». И.п.: лежа на спине, руки вдоль

туловища.

Потягивание, вернуться в и. п.

2. «Горка». И п.: сидя, ноги прямые, руки в упоре сзади.

Опираясь на кисти рук и пятки выпрямленных ног,

поднять таз вверх, держать, вернуться в и.п.

3. «Лодочка». И.п.: лежа на животе, руки вверх.

Прогнуться (поднять верхнюю и нижнюю части

туловища), держать, вернуться в и.п.

4. «Волна». И. п.: стоя на коленях, руки на поясе.

Сесть справа от пяток, руки влево, и.п., сесть слева

от пяток, руки вправо, и.п.

2.

Возле кроваток

5. «Мячик». И.п.: о.с.

Прыжки на двух ногах.

3.

Дыхательное упражнение

6. «Послушаем свое дыхание». И.п.: о.с., мышцы

туловища расслаблены.

В полной тишине дети прислушиваются к

собственному дыханию и определяют, какая часть

тела приходит в движение при вдохе и выдохе

(живот, грудная клетка, плечи волнообразно), тихое

дыхание или шумное.

4.

Ходьба по дорожке «Здоровья»


Подготовительная группа

Весёлые ребята (с элементами дыхательной гимнастики)

Лёжа в кроватке!

Мальчики и девочки дружно просыпаются. У мальчиков и

девочек глазки открываются, веки поднимаются. Одеяло в

сторону тут же убираются. 1, 2, 3, 4, 5 – гимнастику нашу

нам нужно начать.

«Проснулись». И. п. – лёжа на спине. Потянуться в постели

всем телом, руки над головой тянутся вверх, носочки – вниз.

Потянуться – вдох, расслабиться – выдох. Повторять 5 раз,

темп медленный.

«Лепим глазки». Погладить закрытые глаза от переносицы

к верхнему краю глаз и обратно. Поморгать глазами.

Повторять 3 раза, темп умеренный.

«Рисуем глазами». И. п. – лёжа на спине, руки вдоль

туловища. Выполнить круговое движение глазами. Сначала

в правую сторону, затем в левую. Повторять 5 раз. Каждый

ребёнок выполняет в своём темпе.

«Поцелуй маму». Ребёнок вытягивает губки вперёд (от себя,

и к себе.

«Красные ушки». И. п. лёжа на спине. Растирать уши до

покраснения, ощущения тепла. Каждый ребёнок выполняет

в индивидуальном темпе.

«В домике». Сводим и разводим локти (вперёд, в стороны).

«Пузырики». Надуваем щёчки, и 2 руками их лопаем.

«Смешной живот». И. п. – лёжа на спине, руки на животе.


Вдох – надуть живот (выпятить). Выдох – втянуть

живот. Повторять 5-7 раз, темп медленный. Указание:

вдох через нос, выдох через рот.

«Красим ножки». Сгибаем и разгибаем ножки в коленном

суставе.

«Красим ручки».

«Разминка». Сгибаем ножки. Наклоняем ножки вправо и

влево.

«Весёлые ножки идут по дорожке». Поднимаем левую ножку

вверх одновременно с правой рукой, и наоборот. Повторять

5-7 раз.

«Велосипед». Имитируем движение ног на велосипеде.

«Ножницы». Правая и левая ножки в разные стороны.

«Горки». Руки сзади прямые, приподнимаем и опускаем таз.

«Ловкие ребятки». И. п. – лёжа на спине, руки вдоль

туловища. По команде воспитателя«Животик» повернуться

на живот. По команде «Спинка» повернуться на спину.

Повторить 5 раз, сначала умеренно, затем быстро.

«Кошечка». Когда кошечка злая опускаем голову и

произносим звук {ш}, когда добрая говорим МЯУ!

Дыхательное упражнение «Гудок парохода».Через нос дети с

шумом набирают воздух, задерживая дыхание на 1-2 с. С

шумом выдыхают воздух через губы, сложенные трубочкой,

произнося звук {У}. Выдох удлинён. Указание: учить детей

дышать в темпе 3-6 с. ; короткий вдох, задержка дыхания,

длинный выдох.

Встали с кроватей!


1. Ходьба на месте;

2. И. п. ноги врозь, руки на пояс. Наклоны головой вперёд

(назад, вправо (влево);

3. И. п. ноги врозь, руки в стороны. Рисуем 2 больших круга

руками вперёд (назад);

4. И. п. ноги врозь, руки на пояс. Наклоны вперёд (назад,

влево (вправо);

5. Бег на месте;

6. Ходьба на месте (восстановление дыхания);

7. И. п. ноги вместе, руки на пояс. Прыжки вперёд (назад,

влево (вправо);

8. Прыжки на месте (2 хлопка внизу, 2 вверху);

9.«Сердитый ёжик». 1-2 руки в стороны, набираем воздух,

3-4 присаживаемся на корточки и произносим «УУУХ»!

ЗДОРОВЬЕ –ЭТО САМОЕ ЦЕННОЕ‚ ЧТО ЕСТЬ У ЧЕЛОВЕКА.

ЗДОРОВЬЕ В ПОРЯДКЕ – СПАСИБО ЗАРЯДКЕ!


Список литературы:
Алямовская В.Г. Ясли — это серьезно. — М.: Линка- Пресс, 1999. — 144 с., илл. Алямовская В.Г. Материалы курса «Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях». — М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2005. — 80 с. Велиева С.В. Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста: Учебно- методическое пособие. СПб: Речь, 2005. 240 с. Костыркина Л.Ю., Рыкова О.Г., Корнилова Т.Г. Малыши, физкульт — привет! Система работы по развитию основных движений детей раннего возраста. — М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2012. — 120 с. Потапчук А.А. Диагностика развития ребенка. — СПб: Речь, 2007. — 154 с. Тонкова-Ямпольская Р.В., Черток Т.Я. воспитателю о ребенке дошкольного возраста: (От





В раздел образования