Напоминание

Речевой слух, его значение и развитие


Автор: Галина Лилия Наиловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №40
Населённый пункт: город Салават, Республика Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: Речевой слух, его значение и развитие
Раздел: дошкольное образование





Назад




Речевой слух , его значение и развитие . Человек с самого рождения существует в постоянном окружении многообразных звуков. Воспринимая их, он ориентируется в среде, общается с другими людьми, обменивается опытом игровой, учебной и трудовой деятельности. В процессе слушания ребенок получает различную информацию. Во-первых, он узнает ЧТО или О ЧЕМ говорится. Во-вторых, КТО говорит (понять это помогают характерные индивидуальные особенности голоса каждого человека). Наконец, КАК говорят, т.е. с каким эмоциональным отношением. Смысл слов, фраз и целых сообщений передается в устной речи с помощью комбинаций звуков. Правильное произношение звуков речи является важным условием прочного понимания высказывания окружающими. Многое способны также «рассказать» тембр голоса, манера говорить и интонации. С их помощью можно узнать о чувствах и характере говорящего: голос бывает теплый и мягкий, грубый и мрачный, испуганный и робкий, ликующий и уверенный, твердый и торжествующий и еще с множеством оттенков, выражающих самые различные чувства, настроения и мысли человека. Как правило, эмоциональный контекст речи созвучен ее логическому смыслу и значительно его усиливает. Таким образом, в процессе восприятия детьми речи и усвоения произносительных навыков ведущая роль принадлежит слуховому анализатору, который, взаимодействуя с речедвигательным анализатором, направляет и контролирует работу речевых органов. Это взаимодействие наблюдается с самого рождения ребенка. Реакции на звуковые раздражения отмечаются уже у новорожденного. Они выражаются во вздрагивании всем телом, мигании, изменении дыхания и пульса. Несколько позднее, на второй неделе, звуковые раздражения начинают вызывать задержку общих движений ребенка, прекращение крика. Все эти реакции носят характер врожденных, т.е. безусловных, рефлексов. Первые условные рефлексы на звуковые раздражители образуются у детей в конце первого – начале второго месяца жизни. В результате многократного подкрепления звукового сигнала (например, звонка) перед кормлением ребенок начинает отвечать на этот сигнал сосательными движениями. В это же время он определяет направление звучания – поворачивает голову в сторону источника звука. Позднее, на третьем и четвертом месяце жизни, ребенок начинает дифференцировать качественно разные звуки (например, звучание пианино и звон колокольчика) и однородные звуки различной высоты. Основную семантическую нагрузку в возрасте от3 до 6 месяцев несет интонация. В это время развивается способность дифференцировать интонации и выражать
свои переживания (например, приятного и неприятного) с помощью оттенков голоса. В последующие месяцы первого года жизни отмечается дальнейшее развитие слухового анализатора. Ребенок начинает более тонко различать звуки окружающего мира, голоса людей и отвечать на них различным образом. Однако в этом возрасте работа слухового анализатора продолжает протекать на уровне первой сигнальной системы. Те слова и фразы, которые ребенок начинает понимать, выступают для него в недостаточно расчлененном виде и мало чем отличаются от прочих звуков, являющихся сигналами предметов и явлений окружающего мира (лай собаки, звонок будильника и т.п.). Так, ребенок 6-8 месяцев уже способен правильно «отвечать на слово часы» указыванием на соответствующий предмет. Но такое же действие он выполняет, если произнести не часы, а похожие по звучанию слоги: ти-тъ, ки-къ. Таким образом, ребенок узнает слово по его ритму, общему звуковому облику. Входящие же в состав слова звуки воспринимаются им еще обобщенно и поэтому могут быть заменены другими акустически сходными звуками. Развитие функции слухового анализатора на втором и третьем году жизни ребенка, связанное с интенсивным формированием второй сигнальной системы, характеризуется постепенным переходом от обобщенного восприятия фонетической (звуковой) структуры речи к все более дифференцированному. Если в конце первого года ребенок улавливает в речи главным образом интонацию и ритм, то на втором году жизни он начинает более точно дифференцировать звуки речи, звуковой состав слов. Примерно к началу третьего года жизни ребенок приобретает способность различать на слух все звуки речи, т.е. фонематический слух оказывается достаточно сформированным. Однако его развитие, совершенствование продолжается и у взрослых. Решающим фактором развития фонематического слуха ребенка является развитие его речи целом в процессе общения с окружающими людьми. Следует особо отметить, что формирование фонематического слуха протекает в тесном взаимодействии с развитием артикуляции; причем наряду с общеизвестной зависимостью артикуляции от слуха отмечается и обратная зависимость: умение произнести тот или иной звук значительно облегчает ребенку его различение на слух. Закрепление правильного звукопроизношения во многом зависит от слухового контроля. Слуховой контроль над звукопроизношением сохраняет существенное значение после того, как оно прочно усвоено и автоматизировано. Об этом можно судить по фактам постепенного расстройства произношения при потере или резком падении слуха даже у взрослого человека. Наиболее отчетливо проявляется зависимость состояния произношения от слуха при врожденной или наступившей в раннем периоде жизни ребенка глухоте, которая ведет за собой немоту. Слуховое восприятие может быть активным и целенаправленным лишь при условии достаточной сформированности устойчивого и
концентрированного внимания. Внимание, в свою очередь, только тогда развивается успешно, когда новое включается в уже сформированные связи, дополняет, развивает или изменяет их. Эти сложные системы связей, отражающие знания и опыт, основаны на памяти. Произвольная память является показателем управляемости психическими процессами и необходима в учебной деятельности. Экспериментальное изучение детей дошкольного возраста показало, что уже в возрасте 4-5 лет они способны ставить перед собой сознательную цель запомнить, припомнить, хотя для этого сама цель должна носить конкретный смысл и вытекать из самого существа задачи. Это обуславливает появление возможностей саморегуляции. Процесс саморегуляции, в том числе сенсомоторной, обеспечивается в основном вербальными средствами: оцениванием, планированием, формулированием критериев успешности, самоинструкций – при достаточном созревании лобных отделов головного мозга. Это связано с тем, что главным фактором опосредования любой психической деятельности является речь. Возникновение речи существенным образом перестраивает всю психическую сферу человека. Такие процессы, как восприятие, память, мышление, произвольное внимание, формируются при участии речи и опосредованы ею. Как считал Л.С.Выготский, речь становится универсальным средством воздействия на мир. У детей с общим недоразвитием речи полноценное взаимодействие с окружающим миром нарушено: речь формируется с задержкой, наблюдаются недостатки звукопроизношения, отклонения в состоянии лексической и грамматической языковых подсистем. В основе этих расстройств лежит нарушение различения смысловых признаков звуков – фонем, что затрудняет формирование фонематического анализа, синтеза, а также фонематических и морфологических обобщений. Это приводит к ограниченности словаря, недостаточному пониманию смысловых значений, грамматических категорий. У дошкольников с недоразвитием речи также наблюдается неустойчивое внимание, небольшой объем памяти, низкий контроль чужой и собственной речи. Наиболее выражены эти нарушения у детей, имеющих незначительное снижение остроты слуха (на 15-25 децибел), которое может возникнуть вследствие аденоидных разращений (2-3 степени), отита, хронического или аллергического ринита и т.д. Дошкольники с подобными проблемами составляют 28% общего числа детей с ОНР. У ребенка в результате незначительного снижения слуха сужается сенсорная база для восприятия устной речи, в памяти формируются и закрепляются неправильные фонетические эталоны, грубо нарушаются операции слухового анализа и синтеза, отмечаются расстройства памяти, внимания, связанные с обработкой неречевых и речевых звуков. Это значительно осложняет и задерживает формирование всех компонентов языковой системы (фонетика, фонематика, лексика, грамматика) и оказывает существенное негативное влияние на процессы понимания и продуцирования речи.
Нарушение речи, осложненное минимальным снижением слуха, своевременно диагностировать сложно, так как коммуникативная функция речи имеет тенденцию к развитию, а явные симптомы снижения слуха часто отсутствуют. Аудиологическое (аппаратурное) исследования слуха не проводятся у большинства детей, поэтому многие остаются без своевременной медицинской помощи. В связи с этим возрастает роль педагогов, воспитателей, логопедов и родителей, которые, наблюдая за детьми в повседневной жизни, смогут своевременно заподозрить нарушения и обратиться к специалистам (сурдологу, отоларингологу). Нужно следить за изменениями в речи ребенка, которые могут означать снижение слуха: - у ребенка изменился темп реи, он стал говорить медленнее или быстрее; - ребенок стал говорить громче обычного, не реагировать на тихие звуки; - не понимает отдельные слова, находясь в шумной комнате; - стал чаще переспрашивать, прислушиваться; - стал следить за артикуляцией говорящего, его мимикой; - речь ребенка монотонна, невыразительна; - в речи ребенка отмечаются неустойчивые замены, смешения, оглушение и озвончение звуков; - ребенок опускает начало или конец слова; - включает телевизор или магнитофон на большую громкость; - по развитию речи отстает от своих сверстников. Если замечены такие проявления недоразвития речи, необходимо сразу же обратится к специалистам. Восстановление слуховой функции обеспечивает полноценную способность слышать и слушать, это особенно важно для нормального развития речи и других высших психических функции. В работе с детьми с ОНР или ФФНр воспитание речевого слуха становится одной самых важных коррекционных задач. Речевой слух – интонационный, фонетический, фонематический – в его основе лежат умения, связанные с различением акустических характеристик звуков: высоты, громкости, длительности и др. Поэтому начинать развивать слуховое восприятие целесообразно с неречевых звуков. Занятия должны быть интересны для ребенка, как можно больше стоит использовать игровых ситуаций. На начальном этапе развивается понимание речи, слуховое внимание и слуховая память. Для этого проводятся игры со звучащими предметами и музыкальными игрушками. Ребенку также предлагается выполнить многосложную инструкцию. Подобные упражнения и задания способствуют дополнительно и обогащению словаря, активизируют интерес к речи как средству познания окружающего мира.


В раздел образования