Стратегии обеспечения мотивации работников образовательных организаций
Автор: Поляк Евгений Геннадьевич Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: магистрант БГУ Населённый пункт: г. Иркутск Наименование материала: статья Тема: Стратегии обеспечения мотивации работников образовательных организаций Раздел: высшее образование
Стратегии обеспечения мотивации работников образовательных
организаций
Это
очень
сложный
по
своей
сути
и
средствами
достижения
психологический процесс.
Прежде
всего,
необходимо
учесть,
что
существуют
две
основные
стратегии обеспечения мотивации работников: негативная и позитивная.
Негативная стратегия базируется на использовании методов давления,
действующих
на
работника
"извне"
и
заставляют
его
в
дисциплинарном
порядке
выполнять
те
или
иные
задачи.
Использование
такой
стратегии
бывает
целесообразным
в
исключительных
ситуациях
–
слишком
ограниченное
время
для
выполнения
задания,
случаи,
представляющих
угрозу для жизни людей, а также в отношении тех работников, которые
проявляют полную безответственность и равнодушие к исполнению своих
обязанностей.
Но такая стратегия имеет несколько существенных недостатков:
1)
необходимость
четкой,
разветвленной
системы
контроля
за
выполнением работниками их социальных ролей;
2) возможность возникновения у подчиненных состояния фрустрации в
связи
с
невозможностью
реализации
ими
собственных
мотивов,
необходимости
полного
подчинения
"чужим",
что
может
привести
к
своеобразных защитных реакций;
3) создание специфической "агрессивной" среды в коллективе и вокруг
самого
руководителя
в
результате
возможных
агрессивных
проявлений
упомянутых защитных реакций;
4) постоянная опасность возвращения работника к "старому" способу
действий,
как
действие
внешнего
"давления"
прекращается,
то
есть
фактически "умирание" мотивации, которая на самом деле и не возникала.
Положительная стратегия имеет противоположный смысл: она выходит
из
внутренней
сути
работников
и
основывается
на
достижении
определенного согласия между мотивацией образовательной организации в
целом и мотивацией конкретных работников в частности. Реализация такой
стратегии возможна при соблюдении руководителем нескольких условий.
1. Руководителю необходимо хорошо знать основные мотивы своих
работников (как общие - на уровне всего образовательного коллектива, так и
индивидуальные, касающиеся каждого работника в частности). Для этого
можно использовать прямые и косвенные методы, которые тесно связаны
между собой. К таким методам можно отнести:
а)
для
выявления
«общей»
мотивации
-
проведение
совместно
с
психологической
службой
различного
рода
анкетирования
в
коллективе,
интервью,
«мозговых
штурмов»,
которые
касаются
наиболее
значимых
вопросов жизнедеятельности коллектива, актуальных на этом этапе проблем
оптимизации его деятельности и развития; наблюдение за коллективом во
время
проведения
собраний,
совещаний,
фронтальных
проверок,
мероприятий, отдыха;
б) для выявления «индивидуальной» мотивации - проведение беседы
при приеме работника на работу, обсуждение с ним результатов выполнения
о п р е д е л е н н ы х
з а д ач ,
п р о в е д е н и е
с о в м е с т н о
с
п с и х о л о г о м
психодиагностических исследований для выявления мотивации конкретного
работника, наблюдение за ним во время проведения уроков, выступлений,
участия в коллективных действиях.
Кроме указанного, важную роль может играть психологический прием
представление
себя
на
месте
работников,
«проектирование»
вероятных
мотивов их деятельности, исходя из тех социальных позиций, которые они
занимают
в
коллективе,
и
особенностей
выполнения
ими
определенных
социальных ролей.
2.
Руководителю
при
выполнении
задач,
которые
стоят
перед
образовательными
коллективами,
необходимо
определить
те
факторы,
которые
способствуют
реализации
личных
потребностей
работников
в
процессе достижения общей цели образовательной организации, и создать
необходимые
условия
для
ее
реализации.
Для
этого
руководителю
целесообразно пользоваться таким алгоритмом действий:
а)
определение
основных
групп
потребностей
образовательного
коллектива (отдельных его работников) и степени значимости каждой из них;
б) определение конкретных факторов, способствующих актуализации и
удовлетворению этих потребностей (факторов - мотиваторов) и факторов,
наоборот блокируют эти цели (факторов - демотиваторов)
в) создание условий для усиления или нейтрализации этих факторов.
Применение
руководителем
указанного
алгоритма
для
обеспечения
позитивной мотивации работников образовательных учреждений в реальном
процессе
управления
учреждениями
среднего
образования
может
иметь
положительный эффект лишь при четком определении и наиболее полного
учета факторов-мотиваторов.
Выделяют несколько методов, обеспечивающих повышение мотивации
у
работников
образовательных
организаций
в
плане
повышения
квалификации:
обогащение содержания работы - повышение результативности работы,
заинтересованности
в
ней
работников
посредством
расширения
их
полномочий
по
принятию
решений,
внедрения
децентрализованного
контроля и обратной связи;
увеличение
объема
работ
-
распределение
новых
служебных
обязанностей с учетом разнообразия содержания работы;
ротация
-
разрешение
на
участие
работников
в
нескольких
видах
работы с целью повышения уровня безопасности работы;
делегирование
-
передача
подчиненным
широких
полномочий,
наделение
их
властью
исполнения,
способствует
повышению
интереса
к
работе;
изменение
стиля
управления
-
внедрение
партисипативного
управления,
наблюдения,
ориентированного
на
работника
и
эффективной
связи, ведущие к согласию и удовлетворенности;
обеспечение
достаточной
платы
и
льгот
-
предоставление
высокой
платы, благоприятных жилищных условий, медицинского и транспортного
обслуживания,
отпусков,
страхование,
повышающие
ответственность
работника и обеспечивают его преданность делу;
обучения - развитие способностей, навыков, полезных не только в
служебной
деятельности,
показ
перспектив,
которые
заставят
работника
думать о блестящей карьере;
конфиденциальность - метод, обеспечит снижение невнимательности,
повышение статуса и самовыражения личности.
Неотрывно связано с мотивацией стимулирования. Не касается оно и
работников образования.
Важной составляющей стимулирования труда в образовании является
материальное стимулирование. Но учителя - это та категория, которая не
сможет работать и без морального стимулирования. Традиционные виды
морального стимулирования (празднование правительственными наградами,
грамотами, присвоение почетных званий и т.д.) следует и в дальнейшем
использовать в образовании и науке, но их надо дополнить адекватными в
рыночной экономике видами.
Механизм
стимулирования
в
образовании
должен
включать
и
негативные стимулы. Последние представляют собой совокупность стимулов
штрафного
характера,
действие
которых
направлено
на
тех
работников,
которые
по
субъективным
причинам
не
подчиняются
нормативным
требованиям организации производства, нарушают трудовую дисциплину и
тому подобное.
В
условиях
перехода
к
рынку
важной
составляющей
негативного
стимулирования
в
образовании
должно
стать
негативное
моральное
стимулирование. Итак, в условиях современного развития страны по пути
рыночной
экономики
образовательный
менеджмент
в
плане
повышения
квалификации должен в своей организации иметь обязательными элементами
мотивацию
и
оценки,
без
которых
невозможно
будет
нормально
и
эффективно
обеспечить
учебно-воспитательный
процесс
в
учреждениях
образования.
Администрацию и педагогический коллектив волнует престиж школы.
С этой целью руководство школы стимулирует достижение, саморазвитие,
ответственность и новации педагогов, работающих над повышением своего
профессионального, культурного уровня.
Факторами
мотивации
выступают:
признание,
положительный
результат, цель сама по себе, грамотный руководитель, самостоятельность,
заработок, хороший коллектив, информированность, четкая постановка задач,
прочее.
Факторами
демотивации:
некомпетентный
ру ко в од и т е л ь ,
неинформированность, перегрузки / недогрузки, неудачи в работе, нечеткость
функций / целей, прочее.
Перечисленные мотиваторы однозначно говорят о том, что в отношении
мотивации решающую роль играет удовлетворенность трудом и результатами
своего труда. Это в первую очередь проявляется в глубоком удовольствии от
проделанной работы, что дает возможность самовыражения. Но не надо
забывать,
что
заработок,
оплата
труда
играют
мотивирующую
роль.
Мотивируют как труд, так и стремление к достижению успеха.