Автор: Авдохина Наталья Николаевна Должность: учитель истории и обществознания Учебное заведение: ГБОУ Школа №2089 Населённый пункт: г. Москва Наименование материала: статья Тема: Оптимальные формы урока Раздел: среднее образование
Оптимальные формы урока
Вопрос об оптимальных формах урока достаточно сложен. Существует
множество вариантов ответа на него, но вряд ли какой-либо из них можно
признать единственно верным и бесспорным. Я отнюдь не претендую на
теоретическое решение этой проблемы просто хочу поделиться некоторыми
из форм. На мой взгляд эффективное изучение истории в школе возможно
только тогда, когда учитель использует разнообразные способы передачи
знаний, нестандартные пути воздействия на личность. Предпочтительными
кажутся те формы работы, которые принято называть активными и которые
способны заинтересовать учащихся, стимулировать и мотивировать процесс
познания. На своих уроках я использую такие виды учебной деятельности
как составление тезисов и конспектов, заполнение кроссвордов, викторины,
рассказы на заданную тему, дискуссии, решение проблемных и логических
задач, составление таблиц, подготовка и защита проектов. В этой работе
большую помощь оказывают документы, хрестоматии, тестовые материалы.
призентации, фрагменты документальных фильмов.
Остановлюсь на некоторых уроках.
6 класс тема: «Османская империя в XV – XVI веках»
Вопрос классу: 1. Какую тему мы начали изучать?
2. Покажите на карте : Балканский п-ов, Болгарию, Малую
Азию, Сербию Венгрию, Венецию, пролив Босфор,
Средиземное и Черное моря, Константинополь
( второе название города, когда стал так называться)
Затем проводится игра «Бумеранг». Цель - закрепить знание новых терминов.
Участвуют в игре 8 человек, каждый получает несколько карточек, на
которых записаны новые термины и определения других терминов.
Например: наследственное земельное владение, за которое надо нести
военную службу; подмастерье и т.д. Ученик читает определение термина,
записанное на одной из его карточек ответ дает тот у кого есть вариант
правильного ответа, он же читает следующее определение и т.д. Игру
заканчивает тот кто её начал. Одновременно другая часть класса получает
карточки.
Задание восстановить схему .
Карточка № 1 А) Сербия… век ….государство при короле…Совершено…
походов на …и…после его смерти государство….на ….феодальные…
начались…войны. Б) Карта № в атласе г. Лион – река….страна…
Карточка № 2 А) Битва на Косовом поле…год между ….и…..во главе
войска….король…во главе войска султан…сражение….поразил султана
мечом. Победу одержали…. Б) Карта № в атласе г. Вена – река…страна…
Карточка № 3 А) Военные силы турок – османов….феодальная
конница….янычары….флот….и… Б) Государства завоёванные турками –
османами на Балканском п-ве.
Затем проверяется выполнение заданий. Одновременно раздаются ещё 4
варианта карточек.
Задание составить рассказ по опорным словам.
Карточка № 1 А) Конец XIII в., Малая Азия, турки – сельджуки. Осман,
турки – османы, султан, набеги, Балканский п-ов, грабили и опустошали. Б)
Правильно объедении города и страны используя карту. Генуя –
Неаполитанское королевство – Прага – Италия – Неаполь – Чехия.
Карточка № 2 А) Мехмед II, мраморное море, от 100 до 150 тыс. войско,
артиллерия, Константинополь, 10 тыс., штурм, подкоп, неудача Б) Покажи на
карте: Средиземное море, Какие три материка оно разделяет?
Карточка № 3 А) Мехмед II , Золотой Рог, внутренняя гавань, цепь, корабли,
помост, жир. Император погиб 53 день Б) Покажи на карте морской путь из г.
Лиссабона в Стамбул
Карточка № 4 А) Византийская империя. 1453 год, три дня, рабство, 60 тыс.
жителей, Балканский п – ов, господство, Стамбул Б) Покажи по карте два
государства с их столицами на о. Британия.
Новый материал объясняется с помощью опорных схем.
На уроке «Католическая церковь в XI – XIII вв. Крестовые походы» на доске
написаны вопросы и проблемные задания для самостоятельной
интеллектуальной работы с учебником и другими книгами. Ребята должны
были подготовить и рассказать друг другу историю тех событий от имени её
участников: Папы, рыцаря – крестоносца, свидетеля разграбления храма
Святой Софии в Константинополе и др.
На уроках можно использовать и ролевые игры. Благодаря нестандартности
таких уроков удаётся привлечь внимание большинства учащихся к наиболее
сложным вопросам курса. На уроке «Феодальная раздробленность в Западной
Европе» учащимся предлагается выступить в роли феодалов, собравшихся на
свой «съезд» для обсуждения ситуации возникшей в Западной Европе после
Верденского раздела. Учащиеся заранее получают задание придумать титул,
девиз избранного персонажа, нарисовать герб, родовой замок, составить
рассказ о его жизни в своих владениях. Во время переклички феодалов
учащиеся изображали своих героев. Во второй части «съезда феодалов»
рассматривался вопрос о междоусобных войнах. Учащиеся анализировали
документы эпохи, обыгрывали некоторые из них. Это помогло учащимся
лучше усвоить основные признаки феодальной раздробленности.
В заключительной части урока школьники записывают принятые на «съезде»
решения. В качестве домашнего задания предлагается сочинить письмо от
имени участника съезда своему вассалу об этом событии.
Очень любят ребята игру «Найди ошибку». В текстах с которыми учащимся
предстоит работать допущены фактические ошибки – временное
несоответствие событий, неверная дата и т. д., а став старше сами пишут для
неё тексты.
На повторительно – обобщающих уроках устраиваются очень часто уроки по
принципу урок – соревнование – это своеобразное сочетание игры и зачёта.
Ученики избирают жюри, которому предстоит подвести итоги командного
состязания. Каждому члену жюри поручается особенно тщательно изучить
часть материала. Команды получают карточки с заданиями.
На уроках по теме культуры кроме сообщений учащихся, используются
викторины, кроссворды, чайнворды, головоломки, игры «Наведи порядок»,
«Было не было», «Расскажи о нём».
На уроках помогает и групповая форма работы. В условиях групповой
работы возникает благоприятный для учения эмоциональный фон: исчезает
страх перед учебной неудачей, возрастает уверенность учащихся в
собственных силах, стимулируется познавательный интерес.
Став старше ребята с большим интересом участвуют в дебатах, проводят
конференции. Подобные формы уроков вызывают интерес к предмету, а
следовательно и желание узнавать новое.