Автор: Шаткене Ольга Александровна Должность: учитель музыки Учебное заведение: МОУ СШ № 60 Населённый пункт: г. Волгоград Наименование материала: Конспект урока Тема: "Музыкальный пейзаж" Раздел: среднее образование
Схема конспекта урока
Аттестуемый педагог (ФИО) Шаткене Ольга Александровна
Предмет: музыка Класс: 5
Тема урока: «Музыкальный пейзаж»
Этапы работы
Содержание этапа
(заполняется педагогом)
1.
Организационный
момент ,
включающий:
Цель, которая
должна быть
достигнута
обучающимися:
Подготовиться к
продуктивной
работе на уроке.
Цель, которую
учитель хочет
достичь на данном
этапе:
Способствовать
подготовке
учащихся к работе.
Задачи:
Включить
учащихся в
учебную
деятельность.
Метод: словесный.
Добрый день! Я рада вас видеть сегодня! Садитесь. Я надеюсь, что мы сегодня хорошо
поработаем, и наш урок пройдет плодотворно.
2.
Опрос учащихся по
заданному
материалу .
Цели, которые учитель
ставит перед
учениками: выявить
взаимосвязи музыки и
живописи в
пройденной теме
«Защитники
Отечества в музыке и
изобразительном
искусств»;
Цели, которые учитель
хочет достичь:
выявить затруднения в
знаниях учащихся и
помочь им
ликвидировать
обнаруженные
недочеты;
Подготовить к
усвоению новых
знаний;
Задачи:
Актуализировать и
проверить знания
У: Ребята, о взаимосвязи каких искусств мы говорили?
Д: Музыки и живописи.
У: А как звучала тема урока?
Д: Защитники Отечества в музыке и живописи.
У: Мы говорили о том, что есть музыкальные произведения и живописные произведения,
которые по-своему раскрывают образ защитника Отечества.
Так с помощью чего нам композиторы открывают музыкальный образ? Назовите средства
музыкальной выразительности.
Д: Мелодия, темп, ритм, динамика, гармония, регистр, лад.
У: А художник какими средствами нам выражает образ?
Д: Художественными средствами: линией, красками,
У: Очень многие поэты, композиторы, художники обращались к «богатырской теме», которая с
давних пор звучала в русском искусстве. Мы часто встречаемся с ней в народном творчестве.
С древних времен на Русь со всех концов наступали враги, пытаясь завладеть нашими
землями, поработить наш народ, и это нашло отражение в искусстве. Образ богатыря родился в
русском искусстве, как образ могучего защитника Родины.
Что бы вспомнить композиторов, которые писали о защитниках Отечества, я предлагаю вам
выполнить тестовые задания. Свои ответы вы запишете на листочках, которые лежат у вас на
партах.
Мультимедийная презентация к уроку: (Слайд 1)
Выберите композитора, который написал произведение, указанное в тесте.
А теперь обменяйтесь своими работами и проверьте друг друга.
Давайте проверим ваши ответы. (Слайд 2)
(Слайд 3)
А теперь, вспомним картины, которые мы рассматривали на предыдущих уроках.
Кто автор этих картин?
Образ какого музыкального произведения схож с образом картин?
детей о музыкальных
и художественных
произведениях,
посвященных теме
защитников
Отечества.
Развивать умение
анализировать,
сравнивать.
Методы организации
работы: тестирование,
устный опрос.
Метод
стимулирования:
похвала.
3.
Изучение нового
учебного материла.
Цель, которая должна
быть достигнута
обучающимися:
Расширить и углубить
представления
учащихся о
многогранных связях
музыки и живописи на
примере жанра
«Пейзаж»
Цель, которую учитель
На прошлых уроках мы говорили, что, слушая музыку, мы можем мысленно увидеть
различные образы. Сегодня мы продолжим эту тему. Я хотела бы зачитать вам несколько
отрывков из разных стихотворений:
1. Задремали звезды золотые
Задрожало зеркало затона
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.
2. Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса-
Люблю я пышное природы увяданье.
3. Белая береза
Под моим окном
хочет достичь:
Создать условия для
расширения и
углубления
представлений в
музыке и живописи,
организовать
деятельность
учащихся
направленную на
выявление
закономерностей
музыки и живописи на
примере жанра
«музыкальный
пейзаж».
Задачи:
1)определить жанр
«Музыкальный
пейзаж»
2) Сопоставлять
средства музыкальной
выразительности и
художественной на
примере музыки
С.Рахманинова.
4)Познакомить детей с
характерными
Принакрылась снегом
Точно серебром
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
У: Как вы считаете, что объединяет эти три отрывка? Какая у них общая тема?
Д: Все они о природе.
У: Природа всегда вдохновляла поэтов на создание замечательных стихов.
Но вдохновляла она не только поэтов, но и композиторов, и художников.
А как называется жанр изобразительного искусства, который воспевает природу?
Д: Пейзаж.
У: Сегодня на уроке мы будем говорить о музыкальном пейзаже.
( Слайд 4):
(Читаю у Ф.И. Тютчева)
Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят-
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут и гласят-
Они гласят во все концы;
«Весна идет, весна идет!
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперед»
Весна идет, весна идет!
И тихих, теплых майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней!
У: Как вы считаете, какие чувства вдохновляли поэта при написании этих стихов?
Д: Восхищение, ликование.
У: Представьте, если бы вы были композиторами и хотели бы написать музыку к этим стихам,
как вы думаете, какая бы она получилась?
Дети рассуждают.
чертами стиля
С.Рахманинова.
Методы:
Побуждающий от
проблемной ситуации
диалог,
объяснительно-
иллюстративный,
сравнительный.
Методы: Учебный
диалог, словесно-
индуктивный,
наглядно-
дедуктивный.
С.В.Рахманинов, прочитав стихи Тютчева «Весенние воды», выразил в звуках образ
стихотворения и написал романс «Весенние воды».
(Включаю романс.)
Подобные произведения можно определить как музыкальный пейзаж
У: В чем своеобразие этого жанра? Что изображает это произведение?
У: Какие чувства у вас возникли от этого пейзажа?
Д: Радостные, волнующие.
У: А как он этого добился? Какими средствами музыкальной выразительности?
Учитель вместе с детьми анализирует средства музыкальной выразительности.
(Слайд 5): картины о весне.
Ребята, а образы какой картины схожи с романсом С.Рахманинова?
Дети выбирают.
А почему вы выбрали ее?
Давайте мы сейчас вместе разберемся в этом.
Учитель анализирует средства музыкальной выразительности и живописной.
Мы говорили, что романс написан в мажорном ладу, а мажор как мы помним - это светлый,
радостный лад. Посмотрите на картину. Какие здесь преобладают цвета, краски? Можем ли мы
назвать эту цветовую гамму светлой?
Д: Цветовая гамма светлая.
У: Какие чувства рождаются в душе, благодаря светлой цветовой гамме?
У: Значит, мы можем сделать вывод, что музыка, звучащая в светлом мажорном ладу и
картины нарисованные светлыми красками нам рисуют похожий пейзаж, выражают одни и те
же чувства?
Д: Можем.
У: Молодцы!
У: Одним из важнейших средств музыкальной выразительности является динамика. Мы
говорили, что ликование, восторг, какой динамический оттенок выражает?
А картина, которую вы выбрали, какими изображена красками?
Д: Яркими, сочными красками!
У: Поэтому композитор передает нам этот образ яркой динамикой. А художник яркими
красками, четкими очертаниями. Вы согласны со мной?
Д: Да.
У: Ребята, тест романса делает образ более понятным, конкретным. А сейчас мы послушаем
музыку, в которой нет слов и попробуем разобраться в содержании. (Слайд 6)
Включаю.
Как вы думаете эта музыка русского или зарубежного композитора?
Дети рассуждают.
У: А почему, какая это музыка?
Д: Протяжная, мелодичная, песенная.
У: Не эти ли качества присущи русской песни?
Какие родились образы, слушая это произведение, о чем оно?
Дети думают, рассуждают.
Можем ли мы сказать, что эта музыка рисует музыкальный пейзаж?
Вы прослушали 2 фортепианный концерт с оркестром гениального русского композитора и
пианиста С.В. Рахманинова.
А сейчас давайте посмотрим видеоряд картин русских художников и посмотрим, как же они
воплощают этот образ.
(Слайд 7)
Можем ли мы сказать, что и музыка и живопись нам говорят об одном и том же?
Д: Можем.
У: А о чем они говорят?
Д: О любви к родному краю.
У: Значит, мы можем сделать вывод, что хотя художники и композиторы нам передают образ
разными средствами, и в тех и в других произведениях искусства живет любовь к своему краю,
к своей природе.
4.
Закрепление учебного
материала:
Цель: В песне
Г.Струве «Моя
Россия» побудить
детей выделить
живописный образ.
Визуализировать
музыку песни, выучив
припев.
Цель, которую ставит
А теперь послушаем песню, написанную современным композитором. Г.Струве «Моя
Россия». Как вы думаете, о чем она?
А что Россия для каждого из нас?
Включаю песню.
Какие живописные образы содержатся в этой песне?
Какой характер песни. Какие чувства она несет?
А какие бы вы выбрали краски, если бы нарисовали эту песню?
Разучивание песни.
перед собой учитель:
Расширить знания
учащихся о связи
музыки и живописи, о
единстве законов в
искусстве.
5.
Задание на дом:
Цель, которая должна
быть достигнута
учащимися: Уметь
применять
полученные знания в
практической
деятельности.
Цель, которую учитель
хочет достичь:
Закрепить полученные
знания.
Выразить в рисунке образ любого из прослушанных музыкальных произведений.