Напоминание

"Музыкальный пейзаж"


Автор: Шаткене Ольга Александровна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МОУ СШ № 60
Населённый пункт: г. Волгоград
Наименование материала: Конспект урока
Тема: "Музыкальный пейзаж"
Раздел: среднее образование





Назад





Схема конспекта урока
Аттестуемый педагог (ФИО) Шаткене Ольга Александровна Предмет: музыка Класс: 5 Тема урока: «Музыкальный пейзаж»
Этапы работы

Содержание этапа

(заполняется педагогом)
1.
Организационный

момент
,
включающий:
Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: Подготовиться к продуктивной работе на уроке. Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: Способствовать подготовке учащихся к работе. Задачи: Включить учащихся в учебную деятельность. Метод: словесный. Добрый день! Я рада вас видеть сегодня! Садитесь. Я надеюсь, что мы сегодня хорошо поработаем, и наш урок пройдет плодотворно.
2.
Опрос учащихся по

заданному

материалу
. Цели, которые учитель ставит перед учениками: выявить взаимосвязи музыки и живописи в пройденной теме «Защитники Отечества в музыке и изобразительном искусств»; Цели, которые учитель хочет достичь: выявить затруднения в знаниях учащихся и помочь им ликвидировать обнаруженные недочеты; Подготовить к усвоению новых знаний; Задачи: Актуализировать и проверить знания
У: Ребята, о взаимосвязи каких искусств мы говорили?

Д:
Музыки и живописи. У: А как звучала тема урока?
Д:
Защитники Отечества в музыке и живописи.
У:
Мы говорили о том, что есть музыкальные произведения и живописные произведения, которые по-своему раскрывают образ защитника Отечества. Так с помощью чего нам композиторы открывают музыкальный образ? Назовите средства музыкальной выразительности. Д: Мелодия, темп, ритм, динамика, гармония, регистр, лад.
У:
А художник какими средствами нам выражает образ?
Д:
Художественными средствами: линией, красками,
У:
Очень многие поэты, композиторы, художники обращались к «богатырской теме», которая с давних пор звучала в русском искусстве. Мы часто встречаемся с ней в народном творчестве. С древних времен на Русь со всех концов наступали враги, пытаясь завладеть нашими землями, поработить наш народ, и это нашло отражение в искусстве. Образ богатыря родился в русском искусстве, как образ могучего защитника Родины. Что бы вспомнить композиторов, которые писали о защитниках Отечества, я предлагаю вам выполнить тестовые задания. Свои ответы вы запишете на листочках, которые лежат у вас на партах. Мультимедийная презентация к уроку: (Слайд 1) Выберите композитора, который написал произведение, указанное в тесте. А теперь обменяйтесь своими работами и проверьте друг друга. Давайте проверим ваши ответы. (Слайд 2) (Слайд 3) А теперь, вспомним картины, которые мы рассматривали на предыдущих уроках. Кто автор этих картин? Образ какого музыкального произведения схож с образом картин?
детей о музыкальных и художественных произведениях, посвященных теме защитников Отечества. Развивать умение анализировать, сравнивать. Методы организации работы: тестирование, устный опрос. Метод стимулирования: похвала. 3.
Изучение нового

учебного материла.
Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: Расширить и углубить представления учащихся о многогранных связях музыки и живописи на примере жанра «Пейзаж» Цель, которую учитель На прошлых уроках мы говорили, что, слушая музыку, мы можем мысленно увидеть различные образы. Сегодня мы продолжим эту тему. Я хотела бы зачитать вам несколько отрывков из разных стихотворений: 1. Задремали звезды золотые Задрожало зеркало затона Брезжит свет на заводи речные И румянит сетку небосклона. 2. Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса- Люблю я пышное природы увяданье. 3. Белая береза Под моим окном
хочет достичь: Создать условия для расширения и углубления представлений в музыке и живописи, организовать деятельность учащихся направленную на выявление закономерностей музыки и живописи на примере жанра «музыкальный пейзаж». Задачи: 1)определить жанр «Музыкальный пейзаж» 2) Сопоставлять средства музыкальной выразительности и художественной на примере музыки С.Рахманинова. 4)Познакомить детей с характерными Принакрылась снегом Точно серебром На пушистых ветках Снежною каймой Распустились кисти Белой бахромой.
У:
Как вы считаете, что объединяет эти три отрывка? Какая у них общая тема?
Д:
Все они о природе.
У:
Природа всегда вдохновляла поэтов на создание замечательных стихов. Но вдохновляла она не только поэтов, но и композиторов, и художников. А как называется жанр изобразительного искусства, который воспевает природу?
Д:
Пейзаж.
У:
Сегодня на уроке мы будем говорить о музыкальном пейзаже. ( Слайд 4): (Читаю у Ф.И. Тютчева) Еще в полях белеет снег, А воды уж весной шумят- Бегут и будят сонный брег, Бегут и блещут и гласят- Они гласят во все концы; «Весна идет, весна идет! Мы молодой весны гонцы, Она нас выслала вперед» Весна идет, весна идет! И тихих, теплых майских дней Румяный, светлый хоровод Толпится весело за ней!
У:
Как вы считаете, какие чувства вдохновляли поэта при написании этих стихов?
Д:
Восхищение, ликование.
У:
Представьте, если бы вы были композиторами и хотели бы написать музыку к этим стихам, как вы думаете, какая бы она получилась? Дети рассуждают.
чертами стиля С.Рахманинова. Методы: Побуждающий от проблемной ситуации диалог, объяснительно- иллюстративный, сравнительный. Методы: Учебный диалог, словесно- индуктивный, наглядно- дедуктивный. С.В.Рахманинов, прочитав стихи Тютчева «Весенние воды», выразил в звуках образ стихотворения и написал романс «Весенние воды». (Включаю романс.) Подобные произведения можно определить как музыкальный пейзаж
У:
В чем своеобразие этого жанра? Что изображает это произведение?
У:
Какие чувства у вас возникли от этого пейзажа?
Д:
Радостные, волнующие.
У:
А как он этого добился? Какими средствами музыкальной выразительности? Учитель вместе с детьми анализирует средства музыкальной выразительности. (Слайд 5): картины о весне. Ребята, а образы какой картины схожи с романсом С.Рахманинова? Дети выбирают. А почему вы выбрали ее? Давайте мы сейчас вместе разберемся в этом. Учитель анализирует средства музыкальной выразительности и живописной. Мы говорили, что романс написан в мажорном ладу, а мажор как мы помним - это светлый, радостный лад. Посмотрите на картину. Какие здесь преобладают цвета, краски? Можем ли мы назвать эту цветовую гамму светлой?
Д:
Цветовая гамма светлая.
У:
Какие чувства рождаются в душе, благодаря светлой цветовой гамме?
У:
Значит, мы можем сделать вывод, что музыка, звучащая в светлом мажорном ладу и картины нарисованные светлыми красками нам рисуют похожий пейзаж, выражают одни и те же чувства?
Д:
Можем.
У:
Молодцы!
У:
Одним из важнейших средств музыкальной выразительности является динамика. Мы говорили, что ликование, восторг, какой динамический оттенок выражает? А картина, которую вы выбрали, какими изображена красками?
Д:
Яркими, сочными красками!
У:
Поэтому композитор передает нам этот образ яркой динамикой. А художник яркими красками, четкими очертаниями. Вы согласны со мной?
Д:
Да.

У:
Ребята, тест романса делает образ более понятным, конкретным. А сейчас мы послушаем музыку, в которой нет слов и попробуем разобраться в содержании. (Слайд 6) Включаю. Как вы думаете эта музыка русского или зарубежного композитора? Дети рассуждают.
У:
А почему, какая это музыка?
Д:
Протяжная, мелодичная, песенная.
У:
Не эти ли качества присущи русской песни? Какие родились образы, слушая это произведение, о чем оно? Дети думают, рассуждают. Можем ли мы сказать, что эта музыка рисует музыкальный пейзаж? Вы прослушали 2 фортепианный концерт с оркестром гениального русского композитора и пианиста С.В. Рахманинова. А сейчас давайте посмотрим видеоряд картин русских художников и посмотрим, как же они воплощают этот образ. (Слайд 7) Можем ли мы сказать, что и музыка и живопись нам говорят об одном и том же?
Д:
Можем.
У:
А о чем они говорят?
Д:
О любви к родному краю.
У:
Значит, мы можем сделать вывод, что хотя художники и композиторы нам передают образ разными средствами, и в тех и в других произведениях искусства живет любовь к своему краю, к своей природе. 4. Закрепление учебного материала: Цель: В песне Г.Струве «Моя Россия» побудить детей выделить живописный образ. Визуализировать музыку песни, выучив припев. Цель, которую ставит А теперь послушаем песню, написанную современным композитором. Г.Струве «Моя Россия». Как вы думаете, о чем она? А что Россия для каждого из нас? Включаю песню. Какие живописные образы содержатся в этой песне? Какой характер песни. Какие чувства она несет? А какие бы вы выбрали краски, если бы нарисовали эту песню? Разучивание песни.
перед собой учитель: Расширить знания учащихся о связи музыки и живописи, о единстве законов в искусстве. 5. Задание на дом: Цель, которая должна быть достигнута учащимися: Уметь применять полученные знания в практической деятельности. Цель, которую учитель хочет достичь: Закрепить полученные знания. Выразить в рисунке образ любого из прослушанных музыкальных произведений.


В раздел образования