"Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни в условиях введения нового федерального государственного образовательного стандарта"
Автор: Артеева Нина Прокопьевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ "Восяховская СОШ "ОЦ" Населённый пункт: с. Восяхово Наименование материала: статья Тема: "Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни в условиях введения нового федерального государственного образовательного стандарта" Раздел: начальное образование
«ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В
УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ НОВОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА»
Примерная программа формирования ценности здоровья и здорового
образа жизни представлена в федеральном государственном образовательном
стандарте нового поколения с учётом факторов оказывающих существенное
влияние на состояние здоровья детей среди которых:
-неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия;
-факторы риска, имеющие место в образовательных учреждениях, которые
приводят к дальнейшему ухудшению здоровья детей и подростков от первого
к последнему году обучения;
-чувствительность к воздействиям при одновременной к ним инертности по
своей природе, обусловливающей временной разрыв между воздействием и
результатом, который может быть значительным, достигая нескольких лет, и
тем самым между начальным и существенным проявлением
неблагополучных популяционных сдвигов в здоровье детей и подростков и
всего населения страны в целом;
Ребёнок всегда стремится к удовлетворению своих актуальных
потребностей, он не знает, что такое будущее, и поэтому ни за что не
пожертвует настоящим ради будущего и будет сопротивляться
невозможности осуществления своих желаний. Наиболее эффективным
путём формирования ценности здоровья и здорового образа жизни является
направляемая и организуемая взрослыми(учителем, воспитателем,
психологом, взрослыми в семье) самостоятельная работа, способствующая
активной и успешной социализации ребёнка в образовательном учреждении,
развивающая способность понимать своё состояние, знать способы и
варианты рациональной организации режима дня и двигательной активности,
питания, правил личной гигиены. Однако только знание основ здорового
образа жизни не обеспечивает и не гарантирует их использования, если это
не становится необходимым условием ежедневной жизни ребёнка в семье и
образовательном учреждении.
Формирование ценности здоровья и здорового образа жизни -
необходимый и обязательный компонент здоровьесберегающей работы
образовательного учреждения, требующий соответствующей
здоровьесберегающей организации всей жизни образовательного
учреждения, включая её инфраструктуру, создание благоприятного
психологического климата, обеспечение рациональной организации учебного
процесса, эффективной физкультурно-оздоровительной работы,
рационального питания.
Личность – явление социальное. Личностью становится человек,
имеющий собственную позицию в жизни, пришедший к этому в итоге
большой работы над собой. Осознания социальных явлений, общения.
Личность развивается как результат общения и участия в разных видах
деятельности сначала игровой, затем учебной и трудовой. Развитие личности
зависит от трех факторов: наследственности, среды и воспитания.
Формирование личности, ее социализация связаны с социальным
воспитанием Воспитание должно обеспечить такое поведение человека,
которое будет соответствовать нормам и правилам поведения, принятым в
данном обществе. Проблемы воспитания культуры здоровья разрабатываются
в педагогике достаточно давно, их исследовали как зарубежные, так и
отечественные педагоги, такие как Я.А.Коменский, И.Г.Песталоцци,
К.Д.Ушинский, В.А.Сухомлинский.
В отечественной педагогике раскрываются философские, социологические и
психологические аспекты воспитания здорового в физическом и психическом
отношении подрастающего поколения .Поскольку важнейшей составляющей
культуры здоровья и здорового и безопасного образа жизни являются
систематические занятия физической культурой и спортом, в ряде
исследований они рассматриваются как особый вид деятельности,
способствующий воспитанию лучших физических, нравственных,
психических качеств, связанных с формированием самого человека (В.В.
Белорусов, Педагогическая общественность сегодня, как никогда, понимает,
что целостный подход к понятию «здоровье» ведет к осознанию
необходимости существенных изменений в школьной жизни, начиная от
отношений в классе и его связей с внешним миром до управления
образовательным учреждением. Ведь именно в период обучения ребенка в
школе формируются основы физического, психического и социального
здоровья детей, определяющие в последствии его здоровый и безопасный
образ жизни. В связи с этим в последнее время наблюдается усиленное
внимание к проблемам создания здоровьесберегающей среды,
проектированию здоровьесберегающего пространства и собственно
воспитания культуры здоровья и здорового и безопасного образа жизни.
Раскрывая сущность и структуру понятия «воспитание культуры
здоровья», мы исходили из следующей семантической последовательности
понятий: «здоровье», «образ жизни», «культура», «культура здоровья»,
«воспитание», «воспитание культуры здоровья», «Воспитание культуры
здорового и безопасного образа жизни».
И.Х.Нотфуллин предложил определение культуры здоровьярассматривать
как интегральную характеристику личности, включающей в себя
з доровьесберегающиемотивационно-ценностные ориентации, знания о
здоровом образе жизни, способность к саморегуляции и управлению своим
организмом, умение пользоваться различными методами и способами,
необходимыми для диагностирования уровня своего здоровья. Воспитание
культуры здоровья школьника можно рассматривать как процесс создания
педагогических условий, обеспечивающих развитие личности школьника как
субъекта оздоровительной деятельности в соответствии с его интересами,
склонностями, способностями, ценностными установками на
самосохранение здоровья, а также знаниями, умениями и навыками
обоснованного ведения здорового образа жизни. О здоровьесберегающей
педагогике сегодня написано много, как достаточно много и осуществлено в
этой области, однако еще имеются аспекты этой проблемы, которые
исследованы не во всей полноте. И одним из этих аспектов является
влияние среды на формирование культуры здоровья школьников,
поскольку они формируются и развиваются под влиянием улицы тех
культурных ценностей, которые сложились в их среде обитания. Исходя
из того, что понятие «культура» является сложным междисциплинарным
общеметодологическим понятием. Мы различаем несколько составляющих
общей культуры: нравственную, физическую, национальную, правовую,
валеологическую и другие.
Областью экспериментальной работы является культура здоровья и
здорового безопасного образа жизни школьников, условия ее формирования.
Выступая одним из видов культуры общества, культура здоровья, имея
видовые отличия, несет в своем содержании и общие родовые черты: знания,
гуманистическая направленность усвоения и развития знаний, их применение
в ходе деятельности, умелое использование в практической деятельности.
Необходимо интегрировать усилия региональных и муниципальных органов
власти, медицинских учреждений, различных воспитательных и спортивно-
оздоровительных центров с усилиями образовательного учреждения в
единую систему, способную стимулировать развитие здорового образа жизни
молодого поколения, находящегося в его пределах. Речь идет о создании
своеобразного здоровьетворящего воспитательного пространства. Именно эта
идея должна, на наш взгляд, стать центральной при реализации задач
воспитания у школьников культуры здорового и безопасного образа жизни
через социализацию личности в систему общественных отношений.
Как показывает анализ литературы, социализация личности – двоякий
процесс. С одной стороны, его можно организовать посредством воздействия
на окружающую среду и систему отношений между людьми, а с другой – это
стихийный многофакторный процесс, и это необходимо учитывать при
организации работы с личностью.
Социализация протекает во взаимодействии детей, подростков с
огромным количеством разнообразных условий, более или менее активно
влияющих на их развитие. Эти действующие на человека условия принято
называть факторами, именно их под их воздействием формируется культура
здорового и безопасного образа жизни.
В процессе воспитания «в широком смысле слова» происходит
становление, обогащение и совершенствование субъективно-личностного и
духовного мира человека. Оно складывается из целенаправленных влияний
на поведение и деятельность человека воспитательных институтов общества,
воздействия среды (как необходимого условия становления и развития
личности) и активности самой личности как субъекта этого процесса.
Социальная микросреда является, с одной стороны, одним из важнейших
факторов, ускоряющих или сдерживающих процесс самореализации
личности, с другой – необходимым условием успешного развития этого
процесса. Общественное (социальное) воспитание – это педагогически
ориентированная и целесообразная система общественной помощи,
необходимая подрастающему поколению в период формирования культуры
здорового и безопасного образа жизни.
Характерной особенностью современной России является то, что в
социальной сфере резко интенсифицировались политические,
экономические, энергетические, экологические и другие процессы, принимая
подчас кризисный характер. Это вынуждает человека многопланово
усиливать свою жизненную активность, проявлять все свои способности к
выживанию и развитию. С переходом Российского государства к экономике
рыночного типа возникает необходимость подготовки личности, обладающей
универсальными знаниями, которые помогут ему самостоятельно,
критически и творчески мыслить, вырабатывать здоровый и безопасный
образ жизни.
Учитывая такую роль данной личностной характеристики, становится
понятным, насколько важно обеспечить ее эффективное формирование с
использованием комплекса педагогических средств уже в детском возрасте.
Это предполагает, прежде всего, целенаправленную деятельность
общеобразовательного учреждения, адекватные цели формирования
конкурентоспособности и реализуемые в нем содержание обучения и
воспитания, образовательные технологии и т. д.
В то же время, как свидетельствует обзор состояния изученности
избранной нами темы, несмотря на довольно устойчивый интерес к ней
широкого круга ученых и педагогов, до сих пор нет специального
исследования теории и практики воспитания культуры здоровья и здорового
образа жизни у школьников, хотя имеющиеся работы составляют для этого
серьезную научную источниковедческую базу.
Вышеизложенное позволяет утверждать, что в современной теории и
практике существуют противоречия между потребностями социума в
поколении граждан, ведущих здоровый и безопасный образ жизни и
недостаточной разработанностью системы здоровьесберегающей и
здоровьетворящей образовательной практики в школе; функциональными
потенциальными возможностями образовательных учреждений в решении
задач воспитания культуры здоровья и здорового образа жизни и
недостаточным научно-педагогическим обеспечением этого процесса;
объективной потребностью в личностном подходе к воспитанию культуры
здоровья детей и учащейся молодежи и традиционной практикой
обеспечения данного процесса; требованиями к профессиональной
компетенции педагогических кадров по реализации здоровьесберегающих
начал образовательного процесса и их способностью проектировать и
эффективно осуществлять на практике здоровьесберегающие и
здоровьетворящие образовательные технологии.
Принципы формирования культуры здорового и безопасного образа
жизни
-принцип природосообразности, предполагающий учет возрастных и
индивидуальных особенностей учащихся на основе изучения их
потребностей и интересов и организация в связи с этим их
здоровьесберегающей деятельности;
-принцип формирования ценностных установок школьников на здоровый
образ жизни, следование которому обеспечивает формирование системы
ценностей, мотивов и установок учащихся на здоровый образ жизни;
-принцип народности предполагает учёт национальной культуры, традиций и
родного языка
-принцип культуросообразности(включение в культуру посредством
специально ориентированной и организованной здоровьетворческой
деятельности);
- принцип ориентации на саморазвитие культуры здоровья(признание
подростка субъектом процесса здоровьетворческой деятельности) ;
- принцип здоровьетворческой активности(опора на активную личностную
позицию школьников в формировании здорового образа жизни;
- принцип интеграции воспитательного воздействия, следование которому
означает активное взаимодействие всех субъектов педагогического процесса:
учителей, родителей и детей, направленное на обеспечение физического и
психического здоровья каждого ребенка ;
- принцип гуманности основан на признании индивидуальности каждого
ребенка, его физического, духовного, эмоционального, социального и
нравственного развития, милосердия и поддержки в критической ситуации.
Проявляется это в поддержке личности в стремлении к самоопределению,
помощи ребёнку в самореализации в семье, в школе, в оздоровительных
культурных, правовых, социальных, государственных и общественных
учреждениях.
- принцип социальной ответственности общества за реализацию человека в
творчестве, приобретение знаний, удовлетворение в общении. Он выражается
в создании условий для развития одарённых детей, детей физически слабых,
с отклонениями в поведении, детей – сирот, детей – инвалидов, детей –
мигрантов, детей, страдающих от жестокого обращения и нуждающихся в
попечительстве;
Необходимо отметить, что многие из выше приведенных принципов носят
общую направленность, однако каждый из них несет в себе и ряд
специфических особенностей формирования культуры здорового и
безопасного образа жизни школьников, что позволяет утверждать, что их
совокупность может считаться методологической основой для реализации
задачи по организации учебно-воспитательного процесса и
жизнедеятельности учащихся, обеспечивающие сохранение и укрепление их
здоровья, полноценное образование и развитие.