Инновационные технологии в логопедической работе с дошкольниками
Автор: Целяева Ольга Алексеевна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: МБДОУ №20 "Солнышко" Населённый пункт: г. Железногорск, Красноярский край Наименование материала: статья Тема: Инновационные технологии в логопедической работе с дошкольниками Раздел: дошкольное образование
Инновационные технологии в логопедической работе с
дошкольниками
Сегодня цифровые технологии прочно вошли в нашу жизнь. Дети с
раннего
возраста
свободно
могут
использовать
не
только
пульт
от
телевизора, но и планшет, компьютер. Они с большим интересом играют в
компьютерные игры. Сейчас существует много таких программ, которые не
только развлекают, но развивают детей. Во время таких игр дети закрепляют
полученные
ранее
знания
и
получают
новые,
учатся
применять
их
в
различных ситуациях.
Мой
опыт
работы
позволяет
утверждать,
что
использование
на
логопедических
занятиях
компьютерных
игр
повышает
мотивацию
на
осознанное усвоение новых знаний, навыков. Система объективной оценки
повышает
самооценку
каждого
ребенка,
помогает
заметить
ошибки
и
исправить их в занимательной форме.
Но
главное
достоинство
компьютерных
игр
заключается
в
их
соответствии ведущей деятельности дошкольного возраста – игре. Ребенок в
это
время
не
занимается,
а
играет.
При
этом
для
достижения
игрового
задания он закрепляет уже полученные знания, навыки.
Иногда он даже
приходит к пониманию, что для достижения игровой цели необходимо чему-
то научиться. Кроме того компьютерные технологии позволяют использовать
традиционные методы обучения в новой современной форме.
При работе с компьютером необходимо соблюдать требования санПиН
2.4.1.2660-10:
1.
Непосредственную
образовательную
деятельность
с
использованием
компьютера для детей 5-7 лет следует проводить не более одного в течение
дня и не чаще 3 раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности: во
вторник, в и в четверг.
2. После работы с компьютером проводится гимнастика для глаз.
3. Непрерывная продолжительность работы в форме развивающих игр для
детей 5 лет не должна превышать 10 минут (для часто болеющих до 7 минут)
и для детей 6-7 лет – 15 минут (для часто болеющих – до 10 минут).
4. Мебель должна соответствовать росту ребенка.
5. Экран видеомонитора должен находиться на уровне глаз ребенка или чуть
ниже.
6. Расстояние от глаз до видеомонитора должно быть не менее 50 см.
7. На одном компьютере работает только один ребенок.
8. Непосредственная образовательная деятельность с использованием детьми
компьютера проводится в присутствии педагога.
Кроме этого при подборе
игр необходимо уделять внимание тому,
насколько методически грамотно составлены задания, на графику, четкость,
правильность инструкций, на продолжительность каждого занятия. Важно,
чтобы игры не были перегружены второстепенными элементами, лишними
словесными
инструкциями,
т.к.
это
отвлекает
и
приводит
к
быстрому
переутомлению.
На своих коррекционных логопедических занятиях с дошкольниками
имеющими фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи (особенно
при ЗПР) я использую игровую программу авторов Г.О. Аствацуров, Л.Е.
Шевченко «Учимся говорить».
В этой программе 4 раздела: «Неречевые звуки», «Звукоподражание»,
«Речевые звуки», «Развитие связной речи». Каждый раздел имеет несколько
уровней сложности.
В разделе «Неречевые звуки» дети учатся слышать и различать звуки
окружающего мира, соотносить их с конкретными ситуациями. В разделе
«Звукоподражания
»
дети
произносят
звукоподражания,
слушают
их
и
соотносят с тем или иным животным. В разделе «Речевые звуки» дети учатся
выделять заданные звуки речи из серии звуков, слогов, слов. Кроме того они
учатся
сравнивать
и
различать
на
слух
звуки
сходные
между
собой
акустически.
В
процессе
игры
дети
развивают
слуховую
память,
внимание,
зрительные память и внимание, зрительный гнозис и праксис, соотнесение
частей
и
целого,
фонематическое
восприятие,
пространственную
ориентировку.
Кроме того при автоматизации поставленных звуков и дифференциации
сходных
акустически
звуков
я
использую
разработанные
мною
игры-
презентации
«4-й лишний», «Разложи по полочкам», «Подбери похожее
слово», «Составь предложение», «Подбери слово к схеме».
Все эти игры я использую, как правило, в конце занятия и только одно
задание из игры «Учимся говорить» или 2-3 задания из игр-презентаций.
Группа детей при этом не более 4 человек. Во время игры дети садятся за
стол. На другом столе стоит ноутбук таким образом, что монитор от каждого
ребенка находится на расстоянии не меньше 50 см. Дети по очереди передают
друг другу мышку, выполняя свою часть задания. Сказочные герои помогают
ребенку понять, правильно ли он выполнил задание и стимулировать его, в
случае ошибки, на положительный результат.
Таким образом, использование компьютерных технологий при работе с
детьми
повышает
их
заинтересованность
в
занятиях,
стимулирует
к
быстрому достижению результатов, увеличивает речевую активность, дает
возможность
индивидуально
подойти
к
каждому
ребенку
с
учетом
его
потребностей,
осознанно
контролировать
и
исправлять
свои
ошибки,
ориентируют на успех.