Автор: Сидорук Наталья Евгеньевна Должность: педагог-психолог Учебное заведение: МБОУ гимназия №82 Населённый пункт: город Краснодар Наименование материала: статья Тема: "Психотерапия кризисных и стрессовых состояний" Раздел: среднее профессиональное
Статья на тему « Психотерапия кризисных и стрессовых состояний»
Сидорук Н.Е.
Психотравмирующие события как и внутренние кризисы вызывают сильные изменения
в представлении о себе, в системе ценностей, в концепции окружающего мира, изменяют
устоявшиеся
представления
о
способах
существования
в
мире.
Тяжелые
переживания,
связанные с воинами, катастрофами, насилием, экстремальными ситуациями, имеют более
отягощенную внешнюю симптоматику, чем при экзистенциальных и духовных кризисах,
однако психологическая природа всех кризисов идентична. Даже неглубокий психологический
анализ показывает, что имеющие чисто внешнее происхождение кризисы и переживания не
ограничиваются изменением социальной ситуации – изменяется внутренний смысл самой
этой ситуации, отношение человека к другим и самому себе.
Все
виды
кризисов
роднит
тот
факт,
что
самым
оптимальным
способом
такой
трансформации
является
не
вытеснение
переживаний
и
травмирующих
обстоятельств
в
бессознательное, а осознание мира и себя, появление новых целей и перспектив, которые
наглядно
доказывают
человеку,
что
не
все
потеряно,
что
смысл
жизни
и
направление
самореализации зависят только от него самого и не могут быть даны ему кем-то или отняты у
него. И в этом смысле все тяжелые переживания едины в своей динамике и конечной цели
психотерапевтической помощи.
При остром переживании кризиса появляется ощущение бесцельности существования,
безвыходности
сложившейся
ситуации.
Человек
встревожен,
подавлен,
чувствует
себя
обессилевшим. Острая тоска, депрессия, обида толкают его к уединению и эмоциональной
изоляции.
Во
многих
ситуациях
собственных
адаптивных
механизмов
психики
бывает
недостаточно,
чтобы
преодолеть
тяжелый
период
жизни.
Актуальность
проблемы
заключается в работе психотерапевта, его помощь становится просто необходимой в случаях,
когда
переживание
кризисной
ситуации
приводит
к
развитию
депрессии,
невротических
расстройств, и особенно если кризис толкает человека к мысли о суициде.
Цели и задачи психотерапии кризисных состояний.
Практика
кризисной
психотерапии
базируется
на
теории
кризиса
Линдеманна
и
концепции
стадии
жизненного
цикла
и
кризиса
идентификации
Эриксона.
Кризис
в
энциклопедическом словаре кризис (от греч. κρίσις — решение, поворотный пункт, исход)
определяется как резкий, крутой перелом или острое затруднение в чем — либо, тяжелое
переходное
состояние
или
тяжелое
положение,
т.е.
понимается
как
состояние
человека,
возникающее при блокировании его целенаправленной жизнедеятельности внешними, по
отношению
к
его
личности,
причинами
(фрустрацией),
либо
внутренними
причинами,
обусловленными ростом, развитием личности и ее переходом к другому жизненному циклу,
этапу развития. В этом понимании кризисы переживаются каждым человеком, это состояния,
при котором невозможно дальнейшее функционирование личности в рамках прежней модели
поведения. Нарушается привычный ход жизни, возникают переживания потери, одиночества,
опасности,
унижения,
неконтролируемости
происходящего,
бе спомощно сти,
неопределенности будущего, безнадежности, страдания; начинаются мучительные поиски
новых
жизненных
ориентиров.
Наблюдаются
депрессия,
тревога,
страх,
бессонница,
хроническая усталость, утрата смысла жизни, разочарование, проявляются
В работе Горовица рассмотрены пять стадий актуального состояния клиента (фазы его
реакции на травматическое событие):
1. Длительное стрессовое состояние в результате реакции на травматическое событие.
2.
Проявление
невыносимых
переживаний:
наплывы
чувств
и
образов,
парализующее
избегание и оглушенность.
3. Застревание в неконтролируемом состоянии избегания и оглушенности.
4. Способность воспринимать и выдерживать воспоминания и переживания.
5. Способность к самостоятельной переработке мыслей и чувств.
Каждой фазе реакции
на травматическое событие соответствуют последовательные цели
психотерапии:
1.
Завершить
событие
или
вывести
клиента
из
стрессогенного
окружения.
Построить
временные
отношения.
Помочь
клиенту
в
принятии
решений,
планировании
действий
(например, в устранении его из окружения).
2. Снизить амплитуду состояний до уровня переносимых воспоминаний и переживаний.
3.
Помочь
клиенту
в
повторном
переживании
травмы
и
ее
последствий,
а
также
в
установлении
контроля
над
воспоминаниями
и
в
осуществлении
произвольного
припоминания.
В
ходе
припоминания
оказывать
помощь
клиенту
в
структурировании
и
выражении
переживания:
при
возрастающей
доверительности
отношений
с
клиентом
обеспечить дальнейшую проработку травмы.
4.
Помочь
клиенту
переработать
его
ассоциации
и
связанные
с
ними
когниции
и
эмоции,касающиеся Я-образа и образов других людей. Помочь клиенту установить связь
между травмой и переживаниями угрозы, паттерном межличностных отношений, Я-образом и
планами на будущее.
5. Проработать терапевтические отношения. Завершить психотерапию.
Психотерапи́
я — это
система лечебного воздействия на психику и через психику на
организм
человека.
Часто
определяется
как
деятельность,
направленная
на
избавление
человека
от
различных
проблем(эмоциональных,
личностных,
социальных,
и
т.
п.).
Проводится она как правило специалистом-психотерапевтом, путём установления глубокого
личного контакта с пациентом (часто путём бесед и обсуждений), а также применением
различных когнитивных, поведенческих, медикаментозных и других методик.
Психотерапия как вид психологической помощи представляет :
-
особый
вид
межличностного
взаимодействия,
при
котором
пациентам
оказывается
профессиональная помощь психологическимисредствами при решении возникающих у них
проблем и затруднений психологического характера;
- средство, использующее вербальные методики и межличностные взаимоотношения с целью
помочь
человеку
в
модификации
отношений
и
поведения,
которые
интеллектуально,
социально или эмоционально являются негативными;
-
длительное
межличностное
взаимодействие
между
двумя
или
более
людьми,
один
из
которых специализировался на коррекции человеческих взаимоотношений;
- персонализованная техника, которая представляет собой нечто среднее между техникой
планируемых
изменений
отношений,
чувств
и
поведения
человека,
и
познавательным
процессом, который, в отличие от любого другого, ставит человека лицом к лицу с его
внутренними конфликтами и противоречиями.
Основной целью психотерапии кризисных психических состояний является помощь в
освобождении от преследующих воспоминаний о прошлом и от интерпретации последующих
эмоциональных переживаний как напоминаний о травме, а также в том, чтобы клиент мог
активно и ответственно включиться в настоящее, где для этого ему необходимо вновь обрести
контроль над эмоциональными реакциями и найти произошедшему травматическому событию
надлежащее место в общей временной перспективе своей жизни и личной истории.
Ключевым
моментом
психотерапии
кризисных
и
стрессовых
состояний
ребенка
и
подростка является интеграция того чуждого, неприемлемого, ужасного и непостижимого, что
с ним случилось, в представление о себе («Я-образ»).
Психотерапевтические задачи на этапе кризисной поддержки соответствуют уровню
имеющейся терапевтической мотивации. На этапе кризисного вмешательства осуществляется
коррекция
психотерапевтического
контракта
с
постановкой
терапевтических
задач,
позволяющих изменить отношение к кризисной ситуации.
Основные техники и правила работы в кризисных и стрессовых состояниях.
Психотерапевтическая
работа с детьми и подростками, находящихся в кризисных
психических состояниях, включает три стадии:
1 стадия - установление безопасной атмосферы.
В
процессе
успешного
восстановления
можно
распознать
постепенный
переход
от
настороженности
к
ощущению
безопасности,
от
диссоциированности
к
интеграции
травматических
воспоминаний,
от
выраженной
изоляции
к
выстраиванию
социальных
контактов. Наиболее распространенными терапевтическими ошибками являются:
- избегание травматического материала;
- несвоевременная и стремительная проработка травматического опыта, пока еще не создана
достаточная
атмосфера
безопасности
и
не
построены
доверительные
терапевтические
отношения.
Избегание травматических воспоминаний ведет к прерыванию терапевтического процесса.
В то же время слишком стремительное обращение к ним также приводит к нарушению
процесса исцеления.
2 стадия - работа с воспоминаниями и переживаниями.
На
второй
стадии
терапии
клиент
рассказывает
историю
травмы.
Он
рассказывает
ее
полностью,
в
деталях.
Восстановление
«травматической
истории»
начинается
с
обзора
событий,
которые
предшествовали
травме,
и
обстоятельств,
которые
определили
«травматическую ситуацию». Некоторые исследователи говорят о важности обращения к
ранней
истории
жизни
клиента,
с
тем,
чтобы
восстановить
«чувство
течения
и
непрерывности» жизни и связи ее с прошлым. Психотерапевт
должен помогать ребенку
говорить
о
важных
отношениях,
идеях,
фантазиях,
трудностях
и
конфликтах,
предшествовавших
травматическому
событию.
Это
создает
контекст,
в
котором
станет
понятным значение травматического опыта в его жизни.
3 стадия- включение в обычную жизнь.
Повествование должно включать в себя не только описание события, но также реакции на него
и реакции значимых других. Повествование, которое не включает образы и ощущения тела,
является неполным и нетерапевтичным. Описание эмоциональных реакций должно быть
столь же подробным, как и описание фактов. Психотерапевт
играет роль свидетеля и
союзника, он помогает нормализовать реакции клиента, облегчает процесс повествования,
помогает
обозначать
реакции
и
разделяет
с
клиентом
эмоциональную
ношу.
Целью
рассказывания травматической истории является интеграция, а не просто выражение чувств.
Процесс реконструкции травматической истории направлен на трансформацию, а для этого
необходима актуализация элементов травматического опыта «здесь и сейчас».
Двумя наиболее детально разработанными техниками, направленными на трансформацию
травматической (молчаливой) памяти, являются:
- прямой рассказ или свободное изложение;
- «формализованная исповедь».
Кроме вышеописанных техник в психотерапии кризисных состояний используется гипноз и
некоторые другие методы (например, ДПДГ – метод десенсибилизации посредством движения
глаз)
для
создания
измененных
состояний
сознания,
в
которых
диссоциированный
травматический
опыт
более
доступен.
Но
какие
бы
техники
не
применялись,
базовыми
остаются следующие правила:
- локус контроля остается за клиентом;
- время, скорость и структура сессии должны быть таковыми, чтобы «открывающие» (те,
которые
обращены
к
травматическому
опыту)
техники
интегрировались
в
процессе
психотерапии.
Кроме того, в психотерапии известно «правило трети». Если «тяжелая работа» должна
быть
сделана,
то
она
должна
быть
сделана
в
первой
трети
сессии
–
или
отложена.
Интенсивное исследование происходит во второй трети сессии, в то время как последняя
треть предназначена для того, чтобы клиент обрел внутреннее равновесие.
В
процессе
психотерапии
кризисных
и
стрессовых
состояний
формируются
терапевтические отношения с клиентом, которые обладают следующими характерными
особенностями:
1.
Постепенное
завоевание
доверия
клиента
с
учетом
того,
что
у
него
наблюдается
выраженная утрата доверия к миру.
2. Повышенная чувствительность по отношению к «формальностям» проведения терапии
(отказ
от
стандартных
диагностических
процедур
перед
разговором
о
травматических
событиях).
3. Создание надежного окружения для клиента во время проведения терапии.
4. Адекватное исполнение ритуалов, которые способствуют удовлетворению потребности в
безопасности клиента.
5.
До
начала
терапии
уменьшение
дозы
медикаментозного
лечения
или
его
отмена
для
проявления успеха психотерапевтического воздействия.
6.
Обсуждение
возможных
источников
опасности
в
реальной
жизни
клиента
и
их
нейтрализация.
Фундаментальное правило терапии кризисных психических состояний – принимать тот
темп
работы
и
самораскрытия
клиента,
который
он
сам
предлагает.
Иногда
нужно
информировать членов его семьи о том, почему необходима работа по воспоминанию и
воспроизведению
травматического
опыта,
поскольку
домашние
поддерживают
у
клиента
избегающие стратегии поведения. Сильнее всего доверие нарушено у жертв насилия или
злоупотребления (например, насилие над детьми, изнасилование, пытки). Эти клиенты в
начале терапии демонстрируют «тестирующее поведение», оценивая, насколько адекватно
терапевт
реагирует
на
их
рассказ
о
травматических
событиях.
Для
постепенного
формирования доверия полезны высказывания терапевта, в которых признаются трудности,
пережитые клиентом; психотерапевт в любом случае должен заслужить доверие ребенка.
Сильно
травматизированные
дети
часто
прибегают
к
помощи
различных
ритуалов
для
канализации своих страхов (например, двери и окна должны быть всегда открыты); терапевт
должен реагировать на это с доверием и пониманием. Снижение дозы медикаментов или
полный отказ от них до начала терапии необходим потому, что в противном случае не будет
достигнуто
улучшение,
основанное
на
новом
понимании
происшедшего
и
на
новых
возможностях совладания с травматическими переживаниями.
Еще один аспект терапевтической работы в кризисном и стрессовом состоянии у детей
и подростков – это психологические трудности, которые испытывает сам психотерапевт в
процессе своей работы. Прежде всего, он должен быть интеллектуально и эмоционально
готовым к столкновению со злом и трагичностью мира.
В
отечественной
психотерапии
в
последние
годы
выделяют
следующие
основные
направления:
1. личностно-ориентированную (реконструктивную) психотерапию (Карвасарский);
2. суггестивную психотерапию;
3. поведенческую психотерапию;
4. эмоционально- стрессовую психотерапию (Рожнов).
Фазами психотерапевтического процесса являются:
показания,
создание
терапевтических
отношений
и
объяснение
целей,
проигрывание
терапевтического научения, оценка до и после окончания терапии.
При работе с суицидальными кризисными пациентами учитывается уровень мотивации
на участие в психотерапии:
1) конструктивный — с ожиданием помощи в преодолении кризисной ситуации;
2) симптоматический — с установкой лишь на ликвидацию симптомов;
3) манипулятивный — с попыткой использования влияния психотерапевта для улучшения
отношения к себе участников конфликта;
4) демобилизующий — с отказом от психотерапии.
В целом, психотерапия кризисных и стрессовых состояний детей и подростков работает
на подкрепление защитных факторов, поскольку она ведет к переосмыслению происшедших
событий и усилению механизмов адаптации. В настоящее время не существует устоявшейся
точки
зрения
на
методику
психотерапии
кризисных
психических
состояний.
Одни
исследователи
считают,
что
это
излечимое
расстройство,
другие
–
что
его
симптомы
полностью не устранимы. Тем не менее, поскольку кризисное состояние психики обычно
вызывает
нарушения
в
социальной,
профессиональной
и
других
важных
сферах
жизнедеятельности,
очевидно
одно:
его
лечение
–
процесс
необходимый,
трудоемкий
и
длительный (он может продолжаться несколько лет).
Формы кризисной психотерапии.
Кризисная психотерапия применяется в трех основных формах:
индивидуальной
семейной
групповой
П р и индивидуальной
кризисной
психотерапии
применяются
различные
методы
и
варианты краткосрочной психотерапии, которые проводятся с соблюдением указанных выше
этапов.
Особенностями
индивидуальной
кризисной
психотерапии
является
использование
специальных технических приемов. Так, на этапе кризисной поддержки при установлении
психотерапевтического
контакта
применяется
прием
выслушивания,
который
является
чрезвычайно
важным
в
кризисной
психотерапии
в
связи
с
тем,
что
это
фактически
единственный
способ,
позволяющий
при
его
правильном
применении
значительно
дезактуализировать
травмирующие
переживания
в
короткие
сроки.
Можно
считать,
что
кризисная психотерапия невозможна без этого приема, и мастерство психотерапевта состоит в
том,
чтобы
любыми
средствами
«разговорить»
пациента
и
создать
условия
для
проговаривания
им
травмирующих
переживаний.
На
этом
этапе
психотерапевт
может
отступить от принятого в психотерапии вообще правила 50-минутной продолжительности
одной встречи с пациентом, и если пациент способен и склонен говорить, то встреча может
продолжаться несколько часов. Пациент при этом выслушивается терпеливо и сочувственно,
психотерапевт
обеспечивает
эмпатическую
обстановку,
способствует
катарсическому
отреагированию
пациента.
Не
следует
прерывать
речь
пациента
(чрезвычайно
важное
правило). На этом этапе работы исключаются конфронтация и другие активные элементы
психотерапии. Выслушивание пациента — основной элемент раскрытия суицидоопасных
переживаний.
Психотерапевтические
задачи
установления
контакта
и
раскрытия
суицидоопасных переживаний считаются реализованными тогда, когда, несмотря на усилия
психотерапевта
и
применение
им
техники
классической
вербализации
и
избирательной
вербализации (обобщающие высказывания психотерапевта касаются только травмирующей
ситуации, другие же темы игнорируются), пациент самостоятельно перестает говорить на
травмирующую для него тему и самостоятельно же выбирает другую тему для обсуждения.
По
невербальным
признакам
отмечается
снижение
эмоционального
напряжения
и
эмоциональная разрядка пациента при сфокусированном обращении к теме травмирующих
переживаний.
Задача
установления
терапевтического
контакта
и
прием
выслушивания
требуют в некоторых случаях 4-5 встреч.
Далее реализуется терапевтическая задача актуализации адаптивных вариантов копинг-
поведения
и
личностной
защиты,
требующие
обязательной
эмоциональной
поддержки
пациента. Реализуя эту задачу, психотерапевт актуализирует антисуицидальную мотивацию
путем обращения пациента к прошлым достижениям и будущим перспективам. Проявления
личностной
несостоятельности
пациента
не
интерпретируются
и
не
анализируются.
Сопротивление пациента игнорируется. Этап кризисной поддержки завершается заключением
психотерапевтического
контракта,
основная
задача
которого
состоит
в
кризисной
психотерапии
—
в
локализации
кризисной
ситуации
и
проблематики.
В
целом
задачи
кризисной
поддержки
считаются
выполненными,
когда
купируются
аффективные
расстройства, что значительно снижает актуальность суицидальных тенденций и позволяет
перейти к этапу кризисного вмешательства.
Кризисное
вмешательство
имеет
своей
целью
реконструкцию
нарушенной
микросоциальной сферы пациента и когнитивной перестройки его представлений о причинах
и путях выхода из кризиса. На этом этапе применяются известные технические приемы
когнитивно-поведенческой
психотерапии.
Особенностью
психотерапевтической
работы
является точная фокусировка пациента на терапевтических задачах этапа и игнорирование его
стремления вернуться к обсуждению симптоматики и других незначимых проблем. На этапе
повышения
уровня
адаптации
применяются
различные
варианты
поведенческой
психотерапии,
проводится
индивидуальный
поведенческий
тренинг,
который
может
быть
реализован через систему домашних заданий пациенту.
Семейная
кризисная
психотерапия
показана
в
ситуации,
когда
кризисное
состояние
определяется
семейно-бытовыми
конфликтами.
Особое
значение
таких
конфликтов,
по-
видимому, состоит в том, что кризисный пациент лишается поддержки своего ближайшего
окружения,
и
у
него
возникает
чувство
одиночества
на
фоне
эмоциональной
изоляции.
Выделяют два варианта указанных конфликтов: семейно-супружеский конфликт (или шире -
конфликт между сексуальными партнерами) и конфликт между родственниками (в том числе
детско-родительский). Особенно опасной считается ситуация развода (разрыва отношений
между сексуальными партнерами): разведенные прибегают к самоубийству как к способу
разрешения кризисной ситуации в 5 раз чаще, чем семейные.
В отличие от пациентов, обращающихся за семейно-супружеской психотерапией, кризисные
пациенты,
во-первых,
обнаруживают
суицидальные
тенденции,
во-вторых,
как
правило,
находятся
на
поздних
стадиях
семейного
кризиса.
В
связи
с
этим,
семейная
кризисная
психотерапия отличается от традиционных форм семейно-супружеской психотерапии тем, что
она направлена на устранение суицидоопасных тенденций путем быстрейшего разре-
шения семейного кризиса, а не на сохранение семьи. Семейная кризисная психотерапия
возможна
и
показана
только
в
случае
собственной
инициативы
членов
семьи,
их
вовлеченности
в
кризис,
необходимости
их
включения
в
систему
помощи
кризисному
пациенту, развитии кризиса у других членов семьи.
Групповая кризисная психотерапия является высокоспецифичной формой кризисной
психотерапии,
которая
удовлетворяет
повышенную
потребность
детей
и
подростков
в
психологической поддержке и практической помощи со стороны окружающих. В отличие от
традиционной
групповой
психотерапии
пограничных
больных
групповая
кризисная
психотерапия направлена на разрешение актуальной ситуации, обладающей для пациента
жизненным значением. Это обусловливает краткосрочность, интенсивность и ее проблемную
ориентацию. В фокусе занятий кризисной группы находятся высокозначимые
для детей и
подростков
взаимоотношения в их реальной жизни, а не взаимодействия, происходящие
между
членами
группы
«здесь
и
сейчас».
Показаниями
для
этого
вида
кризисной
психотерапии являются: 1) наличие суицидальных тенденций или высокая вероятность их
возобновления
при
ухудшении
кризисной
ситуации;
2)
выраженная
потребность
в
психологической поддержке и практической помощи, установлении значимых отношений
взамен утраченных, необходимость создания терапевтической и жизненной оптимистической
перспективы, разработка и проверка новых способов адаптации; 3) готовность обсуждать свои
проблемы
в
группе,
рассматривать
и
воспринимать
мнение
участников
группы
с
целью
терапевтической перестройки, необходимой для разрешения кризиса и профилактики его
рецидива в будущем. Окончательные показания устанавливаются на основании наблюдения за
поведением пациента на первом групповом занятии и знакомства с его переживаниями,
связанными с участием в группе. Недостаточный учет данного положения может привести к
отрицательному воздействию группового напряжения на состояние пациента и усилению
суицидальных тенденций. В кризисной группе суицидальное поведение одного из участников
сравнительно
легко
может
актуализировать
аналогичные
тенденции
у
остальных
членов
группы. В связи с этим в ходе предварительной беседы с пациентом оговаривается, что его
первое участие в занятиях группы является пробным и обсуждение вопроса о методах его
дальнейшего лечения состоится после этого занятия. С пациентом проводится беседа, в ходе
которой обсуждаются возможности использования помощи кризисной группы.
Групповые психотерапии применяются для того, чтобы пациенты не зацикливались в
себе и не замыкались. Чтобы переживающий психологический кризис человек не оказывался
наедине со своей проблемой в эмоциональной изоляции, а также для того, чтобы он мог
ощутить
разноплановую
мощную
поддержку
от
разных
людей,
применяется
групповая
психотерапия. Во время нее специалист контролирует происходящее в группе, задавая темы
обсуждения
и
гася
нежелательные
реакции
в
группе.
Находясь
среди
других
людей,
объединенных
общей
проблемой
–
острым
переживанием
кризиса,
человек
получает
сочувствие,
поддержку
и
дает
обратную
поддержку
окружающим.
Во
время
групповых
занятий завязываются основанные на взаимной симпатии отношения между людьми, которые
в дальнейшем иногда перерастают в приятельские и дружеские.
Размеры
кризисной
группы
ограничиваются
10
участниками.
Обычно
в
нее
включаются два пациента с высоким суицидальным риском, поскольку взаимная идентифика-
ция
способствует
публичному
раскрытию
и
обсуждению
ими
своих
суицидальных
переживаний.
Более
двух
таких
пациентов
создают
трудности
в
работе
группы,
требуя
слишком много времени и внимания в ущерб остальным членам группы, создавая тягостную
пессимистическую атмосферу, чреватую актуализацией суицидальных переживаний у других
пациентов. Низкая групповая активность кризисных пациентов преодолевается тем, что в
группу в качестве сублидера — проводника эмоционального влияния психотерапевта —
включается больной с выраженной акцентуацией характера или психопатией аффективного
или истерического типа с нерезко выраженной ситуационной декомпенсацией. Двое таких
больных могут вступать в соперничество между собой, подавляя активность остальных и
дезорганизуя
работу
группы,
что
может
преодолеваться
за
счет
опыта
психотерапевта,
имеющего специальную подготовку по групповой психотерапии. Состав группы может быть
разнороден
по
возрасту
и
полу;
это
снимает
представление
о
возрастной
и
половой
уникальности
собственных
кризисных
проблем,
расширяет
возможность
взаимодействий.
Старшие по возрасту опекают младших, мужчины и женщины удовлетворяют взаимную
потребность в признании своей сексуальной привлекательности, при этом выявляются и
корригируются
неадаптивные
полоролевые
установки.
Неотложность
решения
кризисных
проблем,
охваченно сть
ими
позволяют
максима ль но
и н т е н с и ф и ц и р о в ат ь
психотерапевтические воздействия.
Групповые занятия проводятся до 5 раз в неделю и длятся 1,5-2 часа. С учетом того,
что обычные сроки разрешения пациентом кризиса составляют 4-6 недель, курс групповой
кризисной
психотерапии
равен
в
среднем
одному
месяцу.
За
такой
срок
оказывается
возможным
сплочение
группы
на
основе
общих
кризисных
проблем.
Роль
групповой
сплоченности в кризисной группе отличает последнюю от группы больных с пограничными
состояниями,
где
она
возникает
в
процессе
групповой
динамики
и
является
важным
терапевтическим фактором в поздних фазах развития группы. В кризисной группе сплочение
ее
участников
определяется
взаимной
поддержкой
и
используется
для
разрешения
их
кризисных ситуаций. Здесь терапевтически оправданным является поведение психотерапевта,
направленное на стимулирование поддержки пациентами друг друга уже на ранних этапах
терапии. Баланс эмоциональной поддержки и сплочения — напряжения в группе кризисной
психотерапии сдвинут в сторону сплочения и поддержки. Поощряется общение участников
группы
вне
занятий,
в
отличие
от
традиционной
групповой
психотерапии
пограничных
состояния, где оно не рекомендуется.
Группа является открытой, т. е. еженедельно из нее выбывают, в связи с окончанием
срока терапии, 1-2 пациента, и она пополняется новыми участниками. Открытость группы,
создавая определенные трудности для сплочения ее участников, позволяет в то же время
решать ряд важных терапевтических задач. Так, лица, находящиеся на более поздних этапах
выхода из кризиса, своим успешным примером ободряют вновь поступивших на лечение,
помогают созданию у них оптимистической лечебной перспективы. Кроме того, в открытой
кризисной
группе
легче
осуществляется
когнитивная
перестройка
путем
взаимного
обогащения жизненным опытом, обменом различными способами адаптации.
Программа индивидуальной психотерапии кризисных и стрессовых состояний.
Схема индивидуальной программы кризисной психотерапии.
Этап-1: кризисной поддержки:
1. Установление терапевтического контакта.
2. Раскрытие суицидоопасных переживаний.
3. Мобилизация адаптивных вариантов копинг-поведения и личностной защиты.
4. Заключение психотерапевтического контракта.
Этап-2: кризисное вмешательство:
1. Когнитивный анализ неопробованных способов решения кризисной проблемы.
2. Выявление неадаптивных когнитивных механизмов, блокирующих оптимальные способы
разрешения кризисной ситуации.
3. Коррекция неадаптивных когнитивных механизмов.
Этап-3: повышение уровня адаптации:
1. Поведенческий тренинг неопробованных способов разрешения кризисной ситуации.
2. Выработка навыков самоанализа и самонаблюдения за неадаптивными механизмами, а
также их преодоление.
3. Введение новых значимых лиц для поддержки и помощи после окончания кризисной
терапии.
Этап -4: кризисного вмешательства.
Кризисное вмешательство имеет своей целью реконструкцию нарушенной микросоциальной
сферы пациента и когнитивной перестройки его представлений о причинах и путях выхода из
кризиса.
На
этом
этапе
применяются
известные
технические
приемы
когнитивно-
поведенческой психотерапии. Особенностью психотерапевтической работы является точная
фокусировка пациента на терапевтических задачах этапа и игнорирование его стремления
вернуться к обсуждению симптоматики и других незначимых проблем. На этапе повышения
уровня
адаптации
применяются
различные
варианты
поведенческой
психотерапии,
проводится индивидуальный поведенческий тренинг, который может быть реализован через
систему домашних заданий пациенту.
Примерами
психотерапии
кризисных
состояний
являются
аксиопсихотерапия
(метод,
направленный
на
переоценку
ценностей,
переориентацию
больного,
адаптацию
его
к
реальности) и профилактически-ориентированная патогенетическая психотерапия.
В связи с этим существуют четыре стратегии психотерапии:
1. Поддержка адаптивных навыков Я (одним из наиболее важных аспектов тут является
создание позитивного отношения к терапии).
2. Формирование позитивного отношения к симптомам (смысл данной стратегии заключается
в том, чтобы научить клиента воспринимать свои расстройства как нормальные для той
ситуации, которую он пережил, и, тем самым, предотвратить его дальнейшую травматизацию
самим фактом существования этих расстройств).
3.
Снижение
избегания
(потому
что
стремление
клиента
избегать
всего,
что
связано
с
психической травмой, мешает ему переработать ее опыт).
4. Изменение атрибуции смысла (цель этой стратегии – изменить смысл, который клиент
придает перенесенной психической травме, и, таким образом, создать у клиента ощущение
«контроля над травмой»).
Психотерапия
должна
обращаться
к
фундаментальным
аспектам
кризисного
психического
состояния:
снижению
тревоги
и
восстановлению
чувства
личностной
целостности
и
контроля
над
происходящим.
При
этом
необходимо
помнить,
что
терапевтические отношения с клиентами, находящимися в кризисном состоянии, чрезвычайно
сложны,
поскольку
межличностные
компоненты
травматического
опыта:
недоверие,
предательство,
зависимость,
любовь,
ненависть
–
имеют
тенденцию
проявляться
при
построении взаимодействия с психотерапевтом.
Основные этапы психотерапии кризисов и стрессов работы.
Как
правило,
человек,
обратившийся
за
помощью
к
психотерапевту,
нуждается
в
немедленной помощи «здесь и сейчас». Вначале, на первом этапе,
просто необходимо
выговориться, высказать всю свою боль – и получить поддержку, эмоциональный отклик,
понимание. Психотерапевт помогает преодолеть «пик» эмоций и справиться с тягостными
мыслями.
Уже спустя 2-3 сеанса пациенту становится значительно легче, и он может обсуждать
со
специалистом
пути
выхода
из
сложившейся
ситуации.
На
этом
этапе
психотерапевт
помогает выявить причины, из-за которых человек зашел в психологический «тупик». Как
правило, это какие-то ошибочные взгляды, дезадаптирующие установки на жизнь. Анализируя
ситуацию
со
всех
сторон,
психотерапевт
помогает
клиенту
увидеть
различные
способы
преодоления кризиса.
На третьем этапе психотерапии кризисов проводится очень важная работа, которая
помогает человеку адаптироваться к изменившимся условиям жизни. Специалист обучает
пациента навыком самоанализа и наблюдения за собой «со стороны». Проводится обучение, в
ходе
которого
клиент
пробует
преодолеть
кризисную
ситуацию,
применяя
до
того
отвергаемые, а потому не опробованные на практике идеи.
При работе с суицидальными кризисными пациентами учитывается уровень мотивации
на участие в психотерапии:
1) конструктивный — с ожиданием помощи в преодолении кризисной ситуации;
2) симптоматический — с установкой лишь на ликвидацию симптомов;
3)
манипулятивный
—
с
попыткой
использования
влияния
психотерапевта
для
улучшения отношения к себе участников конфликта;
4) демобилизирующий — с отказом от психотерапии.
Заключение.
Актуальность
темы
обусловлена
распространенностью
стрессовых
расстройств
и
кризисных ситуаций в связи с обстановкой в современном мире. Душа человека является
предметом
изучения
многих
наук,
но
одним
и
важным
последнее
время
становится
восстановление душевной гармонии психотерапией, это доказывает тот факт, что в последнее
время очень возросла потребность в психотерапии.
В данной статье были рассмотрены цели и задачи, формы, методы, различные подходы
работы в восстановлении гармонии с собой и миром. Психотерапия помогает человеку создать
свое
собственное
жизненное
пространтсво
во
вселенной
культуре,
реализовать
свои
возможности и стать самим собою.
Одним из главным средств воздействия в психотерапии является слово, именно слово
лежит в основе психотерапии, ведь только через общение человек может изменить, и меняет
свой взгляд на мир, воспринимает его и начинает жить по-новому.
Список используемой литературы:
1.
Психотерапия // Справочник по психотерапии. — 1985.
2.
Александров А. А. Интегративная психотерапия. — СПб: Питер, 2009. — 352 с.: ил. —
ISBN 978-5-388-00270-9.
3.
Александров А. А. Психотерапия : учебное пособие. — СПб: Питер, 2004.
4.
Психотерапевтическая энциклопедия. — 2-е изд., доп. и перераб. — СПб., 2000.
5.
Психотерапевтическая энциклопедия под ред. Б. В. Карвасарского.— 3-е изд., перераб.
И доп., СПб.: Питер, 2006.
6.
Макаров В.В. избранные лекции по психотерапии. -2е изд., М.: Академический проект,
2007.