Автор: Харитоненко Алла Петровна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ Духовщинская СШ им. П.К.Козлова Населённый пункт: город Духовщина Наименование материала: Статья Тема: Творческий проект "Мой любимый город" Раздел: начальное образование
Автор: Харитоненко Алла Петровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Духовщинская СШ им. П.К.Козлова
Населённый пункт: город Духовщина
Наименование материала: статья
Тема: Творческий проект " Мой любимый город"
Дата публикации: 18.09.2016
Раздел: начальное образование
Творческий проект « Мой любимый город»
Этапы проекта
I этап: Организационный
Знакомство с конкретной деятельностью, распределение детей на инициативные группы.
II этап: Формулирование темы и целей деятельности
Тема проекта:
« Мой любимый город»
Руководитель проекта: учитель начальных классов
Харитоненко Алла Петровна
Участники проекта: учащиеся 3 класса А
Срок реализации: декабрь 2015г
Вид проекта: групповой, индивидуальный, краткосрочный.
Проблема: Когда появился наш город? Есть ли старинные здания в нашем городе? Как
раньше назывались улицы нашего города? Кто из знаменитых людей родился в нашем
городе?
Актуальность проблемы: такой вид работы воспитывает у школьников причастность
к истории своих предков, заставляет задуматься о прошлом и настоящем через поиск,
исследования,
изучение
традиций
и
обычаев
родного
края,
познание
своих
корней,
неразрывной связи с предшествующими поколениями, т. е. формирует те ценности, которые
необходимы именно сегодня: патриотизм, духовность, национальное самосознание. Но
сопричастность к прошлому и настоящему невозможно воспитать только словами или
передачей знаний: нужны подходы и средства, способные возбуждать, волновать, вызывать
истинно высокие чувства и переживания, которые формируют эмоционально-ценностное
отношение личности к действительности.
Идея проекта – сделать индивидуальные книжки-самоделки
Цель проекта: воспитание нравственного гражданина, любящего и знающего свой край
Задачи проекта:
1 Развить у школьников стремление знать историю своего города;
2.Способствовать развитию гражданских качеств учащихся, патриотического отношения к
малой родине;
3. Создать условия для изучения проблем развития края, формирования у школьников
видения своего места в решении этих проблем, развития установки на необходимость
внести личный вклад в совершенствование его жизни;
4. Способствовать адаптации школьников к действительности,
5. Развивать умение отбирать, сравнивать, обобщать нужный материал
6. Развивать у детей коммуникативные способности.
7.. Воспитывать бережное отношение к истории родному краю.
8. Формировать навыки коллективной работы, взаимопомощи; воспитывать чувство
уверенности в себе.
9. Развивать внимание, мышление, воображение, память, речь.
Ожидаемые результаты
Активный интерес учащихся к приобретаемым знаниям, полученным ими в совместной
творческой, исследовательской и практической работе.
Положительное влияние воспитательной информации, выходящей за рамки стандартных
учебников, воспитание любви к родному городу.
Обучение приемам работы с разными источниками информации.
Развитие способностей адекватного представления результатов своей работы в форме
докладов, рисунков, книжек самоделок.
Формирование на более высоком уровне общеучебных навыков.
Развитие речи и обогащение словаря.
Развитие коммуникативных навыков.
III этап: Подготовительный (вхождение в проект)
Содержание деятельности:
1. Постановка цели и задач проекта.
2. Составление плана реализации проекта.
IV этап: Собственно проектная деятельность (Сбор и обработка информации)
Содержание деятельности:
1. Обсуждение со всеми участниками проекта поэтапного плана работы.
2. Подбор методической, справочной, энциклопедической литературы.
3. Консультации для учащихся.
4. Роль родителей в реализации проекта.
5. Проведение непосредственно образовательной деятельности, бесед.
6. Чтение и заучивание стихов местных поэтов
7. Экскурсия в городской музей ,экскурсия в городскую библиотеку
8. Работа с Интернет-ресурсами
9. Изготовление книжек-самоделок «Мой любимый город»
V этап: Практическое применение разработанного проекта (Описание проекта)
Выступление проектных групп, индивидуальные выступления.
МЫ всем классом ходили на экскурсию в городской музей
и на экскурсию по городу
Видели старинные здания, которые являются архитектурными памятниками. В
детской
библиотеке познакомились со стихами местных поэтов
Для реализации проекта класс был разделен по рядам на три проектные группы.
1 группа (1 ряд)
2 групппа (2 ряд)
3 группа: (3 ряд)
1 проектная группа:
Мы готовились по теме « Как возник город .».
Город Духовщина - центр Духовщинского района на реке Царевич, стоит в 50 километрах
от Смоленска и в 23 километрах от железнодорожной станции Ярцево.
Письменные источники свидетельствуют, что на месте современного города Духовщины
в конце XIII - начале XIV века стоял женский монастырь, освященный во имя Святого
Духа, он получил название Духовского. Возникшая вокруг монастыря в XV
веке Духовщинская слобода, заселенная ремесленным и торговым людом, стала
впоследствии ядром будущего города. Но сначала Духовщина в течение длительного
времени числилась дворцовым селом и центром широко известной на
Смоленщине Рудской (Руцкой) волости, на землях которой после их освобождения от
польского владычества (1654г.)и закрепления за царем Алексеем Михайловичем
осуществлялась интенсивная разработка болотных руд для получения из них железа.
В названии Духовщины присутствует словообразовательная модель, оканчивающаяся на
- щина. Следовательно, это название имеет непосредственную связь не с Духовским
монастырем и одноименной слободой, а территориальным пространством,
местностью Духовщиной.
Знаменательной датой для Духовщины стал 1777 год, когда в ответ на ходатайство
смоленского генерал-губернатора Д. В. Волкова последовал указ Екатерины II о
преобразовании дворцового села в город. Это стало возможным в связи с развитием
экономики и культуры края и было необходимо для укрепления централизованной власти на
местах. В указе Екатерины II от 1777г. говорилось: «... ныне же по лучшему нашему
усмотрению споспешствуя настоящему во всем благоустройству повелеваем ... Город
Касплю перевесть в село Духовщина и назвать город Духовщина.»
В октябре 1780 года были утверждены гербы Смоленского наместничества, в том
числе и Духовщины, описание его гласило: «В белом поле куст розов, производящих
приятный запах».
После утверждения Духовщины городом появился генеральный |план застройки городов
Смоленского наместничества, утвержденный Екатериной II в 1780 году.
Согласно плану стали застраиваться Смоленская, Вельская, Поречская и Ильинская улицы.
Появилась деревянная церковь. Затем строятся деревянные
здания магистрата и присутственных мест. Основной улицей была улица вдоль Смоленской
дороги. К западу от центра располагались кузницы, на южной стороне магазины.
2 проектная группа: Мы готовились по теме « Старинные здания нашего города»
В городе Духовщина до сего времени сохранились здания, построенные давно, но
старожилы нашего города помнят чьи они были, кто их строил.
Дом, где располагалается отдел социальной защиты, это дом купца Лебедева,
построенный в конце XIX века.
Бывшая Земская больница. Поликлиника.
Присутственные места, где нынче располагается милиция, построены земством на
средства пожертвований горожан в XIX начале XX века. -
Присутственное место (Устар. Государственное учреждение: департамент, канцелярия,
контора и т. п. ) Бывшая
городская гимназия , затем средняя школа, затем филиал завода XXV партсъезда, в
настоящее время «бесхозное» здание, переходящее в полный упадок и к разрухе.
А ведь некогда здесь учился академик П.К. Козлов, выдающейся путешественник, друг и
последователь Н.М. Пржевальского. А преподавал здесь известный педагог и методист
русского языка В.П. Вахтеров. В этой школе учился известный советский писатель В.
Ардаматский.
Здание, где работала типография - это было владение купца Фалилеева.
Здание, где ныне располагается райпо, районный финансовый отдел было собственностью
купца Ребикова (XIX век)
Здание библиотеки –это бывшая типография Афанасьевых
Все эти здания являются историческими памятниками и охраняются государством.
3 проектная группа:
Мы готовились по теме « Знаменитые люди земли Духовщинской»
Наша Духовщинская земля такая тихая, скромная с особым обликом и своей
непритязательной красотой дала России немало Великих людей. Здесь родились и выросли
государственные деятели, полководцы, писатели, ученые, художники. Это люди с мировым
именем, прославившие Россию за ее пределами. I
Итак, начнем знакомство с именами наших знаменитых земляков.
И первое место в ряду выдающихся личностей несомненно занимает имя
Г.А.Потемкина.
30 сентября 1739г .в сельце Чижево родился самый выдающийся государственный деятель
Екатерининской эпохи, князь (после посещения Екатериной Тавриды, получил название
князь Таврический), генерал-фельдмаршал Г.А. Потемкин.
Это был, энергичный, мудрый, очень талантливый человек. Необыкновенно
трудоспособный. Историки подсчитали, что иногда в день он готовил до 40 указов и депеш.
Человек очень разносторонний. Он увлекался литературой, историей, живописью.
И всю свою недолгую жизнь (52года) он посвятил укреплению и процветанию Отечества и
успел сделать очень много.
В1783году благодаря стараниям Потемкина, путем переговоров, без единого выстрела,
Крым был присоединен к России. И мы получили не только земли Причерноморья, но и
выход в Черное море. За что получил титул князь Таврический и был произведен в
фельдмаршалы. И здесь быстро начинает осваивать земли Причерноморья. Возводит
города: Херсон, Одесса, Николаев и др.
С нуля создал Черноморский флот, о котором еще мечтал Петр 1.
Был командующий армией в русско-турецкой войне
Екатерина очень высоко ценила его деятельность .
Петр Кузьмич Козлов (15окт 1863 26сент. 1935г.) прославленный путешественник,
ученый, ученик и последователь величайшего русского путешественника - Николая
Михайловича Пржевальского. ( Сохранил много вещей Пржевальского и передал их в
музей) За годы своей жизни 17лет провел в путешествиях , где исследовал природу и
население Центральной Азии, тем самым обогатил и прославил отечественную науку.
Он был первым блестящим выпускником городского училища, а его учителем был
известный ученый и педагог В. П. Вахтеров. Именно Вахтеров подбирал для своего
ученика книги в библиотеке. И вот ,прочитав книги Пржевальского ,Козлов очень
заинтересовала жизнь и исследование великого путешественника. И это стало его мечтой,
ну а потом делом всей его жизни. А со своим учителем Вахтеровым они все время
поддерживал связь ,и уже после окончания училища приезжал в гости к своему учителю
после походов, советовал с в жизненных вопросах.
Память об этом человеке жива.
Его именем названы улицы в Смоленске, Духовщине и др. городах. В городе установлен
памятник Петру Кузьмичу, а наша средняя школа носит его имя
VI этап: Самоанализ проектной деятельности
Анализ положительных и отрицательных сторон своей деятельности.
Основные виды деятельности в работе над проектом
Этапы, сроки
Деятельность
учащихся
Деятельность
учителя
Деятельность родителей
1 этап:
Организационны
й
З н а к о м с т в о с
конкретной
деятельностью,
распределение детей
н а и н и ц и ат и в н
ы е группы.
Знакомит
родителей и
учащихся с
проектом
Знакомятся с проектом на
родительском собрании
II этап:
Формулирование
темы и целей
деятельности
Экскурсия по городу.
Посещают городской
музей, детскую
библиотеку,
Определяет цели
и задачи проекта.
Мотивирует
учащихся и
Определяют цели и задачи
проекта, обсуждают этапы
его реализации.
родителей на
активное
включение в
проектную
деятельность.
IV этап:
Собственно
проектная
деятельность
1 проектная группа:
Под готовка по теме
«Как возник город».
Чтение книг и
журналов,
знакомство с
историческими
документами
2 проектная группа:
Подготовка по теме
«Старинные здания
нашего города».
3 проектная
группа .Подготовка
по теме
« Знаменитые люди
земли
Духовщинской »
Работа с
энциклопедическим
и материалами.
Организует
прослушивание
детей на уроках и
во внеурочное
время
. Обсуждают страницы
книги самоделки с
учителем. Устанавливаются
сроки.
VI э т а п :
Самоанализ
проектной
деятельности
Выступление групп с
сообщениями и
рассказами на
уроках и внеурочное
время. Подготовка к
сочинению « Я
люблю свой город»
Чтение детьми
наизусть
стихотворений о
Духовщине и чтение
стихов местных
поэтов
Анализ
положительных и
отрицательных
сторон своей
деятельности
Рассматривают выставку
работ на следующем
собрании Заслушивают
сочинения на родительском
собрании
VII э т а п :
Подведение
итогов
Выступление с
сообщениями на Дне
науки.
Благодарность
родителям за
помощь
Демонстрация
своих книжек-
самоделок
Рассматривание книжек
самоделок на классной
выставке.
VII этап: Подведение итогов
Конечным результатом нашей проектной деятельности стали книжки- самоделки «Мой
любимый город».
В ходе реализации проекта мы смогли приготовить и оформить сообщения « Как возник
наш город?», «Знаменитые люди Духовщинской земли», «Старинные здания нашего
города». Мы выучили стихи о нашем городе и стихи местных поэтов, провели конкурс
сочинений по теме «Я люблю свой город», поучаствовали в Дне науке ( проводимом в
школе), книжки самоделки « Мой любимый город»