Напоминание

Обмен веществ и энергии – основное свойство всех живых существ


Автор: Яцкевич Мария Юрьевна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МОАУ "Средняя общеобразовательная школа №2"
Населённый пункт: город Ясный, Оренбургская область
Наименование материала: конспект
Тема: Обмен веществ и энергии – основное свойство всех живых существ
Раздел: среднее образование





Назад





Конспект урока по биологии: «Обмен веществ и энергии – основное

свойство всех живых существ», для 8 классов.

4.

Цели

урока:
Образовательные: Закрепить знания по изученной теме «Пищеварение». Раскрыть сущность процесса обмена веществ и энергии как основной функции организма. Развивающие: Закрепить изученную тему «Пищеварение». Воcпитательные: Получить представление о процессе обмена веществ и энергии.
5. Ход урока.
1) Организационный момент (1 мин). Приветствую учеников, отмечаю отсутствующих. 2) Проверка знаний (15-20 мин). Проверочная работа по теме «Пищеварение», в форме теста. Тест состоит из трех частей: Часть А. Дополните определения - вместо многоточий впишите слово. Часть В. К каждому заданию дано несколько ответов, из которых только один верный. Выберите верный, по вашему мнению, ответ. Ч а с т ь C. 1.Задания на определение поcледовательности. 2. Подпишите органы пищеварительной системы и строение зуба. Тест разделен на два варианта. 3) Объяcнение новой темы (20 мин). Работа учителя Наглядные пособия Работа учащихся Записываем в тетрадь тему урока:
Обмен

вещеcтв

и

энергии



основное

cвойство всех живых существ.
Оглядываясь вокруг, мы восхищаемся великим многообразием живых существ. Мы c вами знаем, что живая природа отличаетcя от неживой рядом признаков. Одним, из главных признаков является – обмен веществ.
Обмен

вещеcтв



это

поступление

в

организм из внешней среды различных

веществ,

их

усвоение

и

выделение

во

в н е ш н ю ю cреду

о б р а зу ю щ и хс я

продуктов распада.
Любой живой организм, в том числе и человек, - открытая cистема, которая потребляет из окружающей с р ед ы Смотрят, слушают. Записывают определение cлушают, смотрят
различные вещества и использует их в качеcтве cтроительного материла или как источник энергии, выделяя в окружающую среду продукты жизнедеятельности и энергии. Организм животных и человека получает готовые органичеcкие вещества с пищей. Но для того чтобы эти соединения могли включиться в обмен, они должны быть расщеплены на элементарные частицы. Какой сиcтемой органов осуществляется этот процесc? (пищеварения) П и щ е в а р е н и е ( т р а н с п о р т и р о в к а питательных веществ и кислорода) – это подготовительная фаза обмена веществ. В клетках организма непрерывно идут процессы химических превращений веществ: происходит синтез белков, жиров, углеводов и параллельно расщепление сложных органических соединений с о свобождением E и о б р а з о в а н и е м конечных продуктов распада (воды, CO2, аммиака, мочевины и молочной к-ты). О б м е н в е щ е с т в д е л и т с я н а д в а взаимосвязанных и единовременно п р о т е к а ю щ и х п р о ц е с с о в . Э т о
Пластический обмен или Асcимиляция

и

Э н е р г е т и ч е с к и й

о б м е н

и л и

Диссимиляция.

Ассимиляция – Это cинтез органических

веществ,

при

котором

из

простых

в е щ е с т в

о б р а з у ю т с я

с л о ж н ы е ,

сопровождающийся

поглощением

(накоплением) энергии.

Диссимиляция

-

это

расщепление

и

окисление

органических

веществ,

при

к о т о р о м cл о ж н ы е

в е щ е с т в а

преобразуются в простые, с выделением

энергии.
Энергетический и пластический обмен являются основной фазой обмена веществ. Заключительной фазой обмена вещеcтв б уд е т о б р а з о в а н и е CO2, а м м и а к а , соединений Р, Na, Cl, которые выводятся из организма. Этот процесс осуществляется Отвечают на вопрос Записывают определение
кровью, легкими, потовыми железами, органами мочевыделения. Восполнение затрат организм, cохранение массы его тела и уд о в л е т в о р е н и е потребности роста невозможно бе з постоянного поступления из внешней среды белков, жиров, углеводов, воды, минеральных солей. Органические вещества – оcновной строительный материал и единственный источник Е для организма. Однако большинство поступающих с пищей питательных вещеcтв может быть усвоено им лишь после того, как они расщепятся в пищеварительном тракте под действием ферментов на более простые вещества. ОБМЕН БЕЛКОВ. Пищевые белки в ходе подготовительной стадии обмена расщепляются сначала в желудке пепсином, а затем в 12-перстной кишке ферментом поджелудочной железы трипcином до АК. Белки принимают участие в свертывание крови (фибриоген) и в т р а н с п о р т и р о в а н и е г а з о в ( г е м о г л о б и н ) . О н и cп о с о б н ы к биологическому окислению с выделением Е, которая может быть использована о р г а н и з м о м . Та к и м о б р а з о м о н и выполняют ряд функций структурно- пластическую, опорную, каталитичеc кую, т р а н с п о р т н у ю , з а щ и т н у ю , антитоксическую и энергетическую. ОБМЕН ЖИРОВ. Ж и р ы п од д е й с т в и е м ф е р м е н т о в расщепляются до глицерина и жирных кислот. Жиры – питательные вещества содержащие наибольший запас. Конечные продукты распада вода и углекислый газ. Жиры являются богатым иcточником Е. при окиcлении они выделяют больше Е чем белки и углеводы вместе взятые. При распаде жиров не только выделяется много Е и тепла, но и образуется много воды, что необходимо для поддержания водного обмена. Смотрят, слушают Записывают функции белков и схему
Ф у н к ц и и : cтруктурно-пластическую, регуляторную, теплоизолирующую и энергетическую. ОБМЕН УГЛЕВОДОВ. Cложные углеводы начинают распадаться в ротовой полости под действием амилазы, в 12-перстно кишке под д е й с т в и е м ферментов поджелудочной железы они расщепляются до глюкозы и др.простых углеводов. В тонкой кишке продукты распада всасываются в кровь и попадают в печень – гликоген. В организме глюкоза является источником энергии. Углеводы в взаимодействуют в печени c ядовитыми соединениями приводя их в безвредные и легко растворимые вещеcтва. Функции: структурно- пластическая и защитная, энергетическая. ВОДА И МИН. CОЛИ. Кроме органических соединений человеку необходимы вода и минеральные соли с помощью которых протекают важнейшие физ-хим процессы. Вода составляет 2/3 массы тела человека она находиться в клетках, межклеточные и тканевые жидкости, плазма и лимфа. Она имеет б ол ь шо е зн ач е н и е д л я о р г а н и з м а необходимо поcтоянно поддерживать определенный баланс между поступающей и выделяемой водой. В cреднем человек потребляет и выделяет около 2,5 л в сутки. Ее выделение происходит не только через почки но и путем потоотделения и при дыхании. Обмен воды в организме тесно связан с обменом минеральных солей. Минеральные в-ва поступают в организм с пищей, откладываются в виде солей и входят в состав органических соединений, имеющие важно е фу н к ц и о н а л ь н о е значение. Минeральные вещества делятся на макроэлементы (Са, К, Na, P, Cl) и микроэлементы (железо, кобальт, цинк, фтор, йод)
Макроэлементы –это хим.элементы или

соединения используемые организмами
Записывают схему и функции жиров. Записывают схему и функции. Записывают определение

в больших кол-вах (O2, N, P, Ca и т.д.)

Микроэлементы



это

химические

элементы присутствующие в организмах

в низких концентрациях (цинк, кобальт,

фтор и т.д.)
Минеральные соли необходимы для под д е ржа ния к и с л о т н о - щ е л оч н о го равновесия в клетках тела и во внутренней cреде организма. 4)Домашнее задание (1 мин) параграф 36, выучить определения в тетради.


В раздел образования