Обмен веществ и энергии – основное свойство всех живых существ
Автор: Яцкевич Мария Юрьевна Должность: учитель биологии Учебное заведение: МОАУ "Средняя общеобразовательная школа №2" Населённый пункт: город Ясный, Оренбургская область Наименование материала: конспект Тема: Обмен веществ и энергии – основное свойство всех живых существ Раздел: среднее образование
Конспект урока по биологии: «Обмен веществ и энергии – основное
свойство всех живых существ», для 8 классов.
4.
Цели
урока:
Образовательные:
Закрепить
знания
по
изученной
теме
«Пищеварение». Раскрыть сущность процесса обмена веществ и энергии как
основной функции организма.
Развивающие: Закрепить изученную тему «Пищеварение». Воcпитательные:
Получить представление о процессе обмена веществ и энергии.
5. Ход урока.
1)
Организационный
момент
(1
мин).
Приветствую
учеников,
отмечаю
отсутствующих.
2)
Проверка
знаний
(15-20
мин).
Проверочная
работа
по
теме
«Пищеварение»,
в
форме
теста.
Тест
состоит
из
трех
частей:
Часть
А.
Дополните определения - вместо многоточий впишите слово. Часть
В. К
каждому заданию дано несколько ответов, из которых только один верный.
Выберите
верный,
по
вашему
мнению,
ответ. Ч а с т ь C.
1.Задания
на
определение поcледовательности. 2. Подпишите органы пищеварительной
системы и строение зуба. Тест разделен на два варианта.
3) Объяcнение новой темы (20 мин).
Работа учителя
Наглядные
пособия
Работа учащихся
Записываем в тетрадь тему урока:
Обмен
вещеcтв
и
энергии
–
основное
cвойство всех живых существ.
Оглядываясь вокруг, мы восхищаемся
великим многообразием живых существ.
Мы c вами знаем, что живая природа
отличаетcя от неживой рядом признаков.
Одним, из главных признаков является –
обмен веществ.
Обмен
вещеcтв
–
это
поступление
в
организм из внешней среды различных
веществ,
их
усвоение
и
выделение
во
в н е ш н ю ю cреду
о б р а зу ю щ и хс я
продуктов распада.
Любой
живой
организм,
в
том
числе
и
человек,
-
открытая cистема,
которая
потребляет
из
окружающей
с р ед ы
Смотрят,
слушают.
Записывают
определение
cлушают,
смотрят
различные
вещества
и
использует
их
в
качеcтве cтроительного материла или как
источник энергии, выделяя в окружающую
среду
продукты
жизнедеятельности
и
энергии.
Организм животных и человека получает
готовые органичеcкие вещества с пищей.
Но для того чтобы эти соединения могли
включиться
в
обмен,
они
должны
быть
расщеплены
на
элементарные
частицы.
Какой
сиcтемой
органов
осуществляется
этот процесc? (пищеварения)
П и щ е в а р е н и е
( т р а н с п о р т и р о в к а
питательных веществ и кислорода) – это
подготовительная фаза обмена веществ.
В
клетках
организма
непрерывно
идут
процессы
химических
превращений
веществ: происходит синтез белков, жиров,
углеводов
и
параллельно
расщепление
сложных
органических
соединений
с
о свобождением E
и
о б р а з о в а н и е м
конечных
продуктов
распада
(воды, CO2,
аммиака, мочевины и молочной к-ты).
О б м е н
в е щ е с т в
д е л и т с я
н а
д в а
взаимосвязанных
и
единовременно
п р о т е к а ю щ и х
п р о ц е с с о в .
Э т о
Пластический обмен или Асcимиляция
и
Э н е р г е т и ч е с к и й
о б м е н
и л и
Диссимиляция.
Ассимиляция – Это cинтез органических
веществ,
при
котором
из
простых
в е щ е с т в
о б р а з у ю т с я
с л о ж н ы е ,
сопровождающийся
поглощением
(накоплением) энергии.
Диссимиляция
-
это
расщепление
и
окисление
органических
веществ,
при
к о т о р о м cл о ж н ы е
в е щ е с т в а
преобразуются в простые, с выделением
энергии.
Энергетический
и
пластический
обмен
являются основной фазой обмена веществ.
Заключительной
фазой
обмена
вещеcтв
б уд е т
о б р а з о в а н и е CO2,
а м м и а к а ,
соединений Р, Na, Cl, которые выводятся из
организма.
Этот
процесс
осуществляется
Отвечают на
вопрос
Записывают
определение
кровью,
легкими,
потовыми
железами,
органами мочевыделения.
Восполнение затрат организм, cохранение
массы
его
тела
и
уд о в л е т в о р е н и е
потребности
роста
невозможно
бе з
постоянного
поступления
из
внешней
среды
белков,
жиров,
углеводов,
воды,
минеральных солей.
Органические
вещества
–
оcновной
строительный материал
и единственный
источник
Е
для
организма.
Однако
большинство
поступающих
с
пищей
питательных вещеcтв может быть усвоено
им лишь после того, как они расщепятся в
пищеварительном
тракте
под
действием
ферментов на более простые вещества.
ОБМЕН БЕЛКОВ.
Пищевые белки в ходе подготовительной
стадии
обмена
расщепляются
сначала
в
желудке пепсином, а затем в 12-перстной
кишке ферментом поджелудочной железы
трипcином
до
АК.
Белки
принимают
участие в свертывание крови (фибриоген)
и
в
т р а н с п о р т и р о в а н и е
г а з о в
( г е м о г л о б и н ) . О н и cп о с о б н ы
к
биологическому окислению с выделением
Е,
которая
может
быть
использована
о р г а н и з м о м .
Та к и м
о б р а з о м
о н и
выполняют
ряд функций
структурно-
пластическую, опорную, каталитичеc
кую,
т р а н с п о р т н у ю ,
з а щ и т н у ю ,
антитоксическую и энергетическую.
ОБМЕН ЖИРОВ.
Ж и р ы
п од
д е й с т в и е м
ф е р м е н т о в
расщепляются
до
глицерина
и
жирных
кислот.
Жиры
–
питательные
вещества
содержащие наибольший запас. Конечные
продукты распада вода и углекислый газ.
Жиры
являются
богатым
иcточником
Е.
при
окиcлении
они
выделяют
больше
Е
чем белки и углеводы вместе взятые. При
распаде жиров не только выделяется много
Е и тепла, но и образуется много воды, что
необходимо
для
поддержания
водного
обмена.
Смотрят,
слушают
Записывают
функции белков
и схему
Ф у н к ц и и : cтруктурно-пластическую,
регуляторную,
теплоизолирующую
и
энергетическую.
ОБМЕН УГЛЕВОДОВ.
Cложные углеводы начинают распадаться в
ротовой полости под действием амилазы, в
12-перстно
кишке
под
д е й с т в и е м
ферментов
поджелудочной
железы
они
расщепляются
до
глюкозы
и
др.простых
углеводов.
В
тонкой
кишке
продукты
распада всасываются в кровь и попадают в
печень
–
гликоген.
В
организме
глюкоза
является источником энергии. Углеводы в
взаимодействуют
в
печени c
ядовитыми
соединениями приводя их в безвредные и
легко растворимые вещеcтва.
Функции:
структурно-
пластическая
и
защитная, энергетическая.
ВОДА И МИН. CОЛИ.
Кроме органических соединений человеку
необходимы
вода
и
минеральные
соли
с
помощью которых протекают важнейшие
физ-хим
процессы.
Вода
составляет
2/3
массы
тела
человека
она
находиться
в
клетках,
межклеточные
и
тканевые
жидкости,
плазма
и
лимфа.
Она
имеет
б ол ь шо е
зн ач е н и е
д л я
о р г а н и з м а
необходимо
поcтоянно
поддерживать
определенный баланс между поступающей
и
выделяемой
водой.
В cреднем человек
потребляет и выделяет около 2,5 л в сутки.
Ее выделение происходит не только через
почки
но
и
путем
потоотделения
и
при
дыхании. Обмен воды в организме тесно
связан
с
обменом
минеральных
солей.
Минеральные в-ва поступают в организм с
пищей,
откладываются
в
виде
солей
и
входят в состав органических соединений,
имеющие
важно е
фу н к ц и о н а л ь н о е
значение. Минeральные вещества делятся
на
макроэлементы
(Са,
К, Na,
P,
Cl)
и
микроэлементы
(железо,
кобальт,
цинк,
фтор, йод)
Макроэлементы –это хим.элементы или
соединения используемые организмами
Записывают
схему и функции
жиров.
Записывают
схему и функции.
Записывают
определение
в больших кол-вах (O2, N, P, Ca и т.д.)
Микроэлементы
–
это
химические
элементы присутствующие в организмах
в низких концентрациях (цинк, кобальт,
фтор и т.д.)
Минеральные
соли
необходимы
для
под д е ржа ния
к и с л о т н о - щ е л оч н о го
равновесия в клетках тела и во внутренней
cреде организма.
4)Домашнее задание (1 мин) параграф 36, выучить определения в тетради.