Напоминание

Музыка и физическая культура в эстетическом воспитании и формировании здорового образа жизни ребенкаа


Автор: Безлатная Надежда Игоревна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МАДОУ детский сад №25 "Малыш" комбинированного вида
Населённый пункт: г. Щелково
Наименование материала: статья
Тема: Музыка и физическая культура в эстетическом воспитании и формировании здорового образа жизни ребенкаа
Раздел: дошкольное образование





Назад





Музыка и физическая культура в эстетическом воспитании и формировании здорового

образа жизни современного школьника
Физическая культура и музыка являются важнейшими гранями общей культуры человека, его здорового образа жизни, во многом определяют поведение человека в учебе, быту, на работе, способствуют решению порой очень непростых социально-экономических вопросов, исходя из тех задач, которые возложило общество на современную школу, целью физического и художественно-эстетического воспитания в ней является активное содействие всестороннему развитию личности ребенка. Мне, как музыкальному руководителю и инструктору по физической культуре в ДОУ ,хотелось бы подробнее остановиться на музыкальной составляющей физических упражнений и важности подбора музыкальной программы для занятий физическими упражнениями. Здесь недопустима "всеядность" в подборе музыки для работы с детьми. Только правильно пользуясь музыкой, можно усилить ритмические процессы в организме, сделать их более экономичными в энергетических затратах. В результате красота, пластика и ритм движений будет сочетаться с их рациональностью. К тому же определенная музыка мобилизует через нервную систему не совсем здорового детского организма его резервы, что в свою очередь влияет на укрепление здоровья ребенка. Хотелось бы обратить внимание на следующий факт, что подбор музыки - процесс сложный и серьезный. Правильно подобранная музыка - это вопрос не столько прикладного характера, сколько воспитания эстетического вкуса подрастающего поколения, что в нынешней социальной обстановке вопрос не последней важности. Музыка должна подбираться соответственно поставленным задачам, подчиняться рисунку упражнения. И дело здесь не только в том, чтобы правильно выбрать соответствующий темпоритм, но и найти точное соответствие движений внутреннему содержанию музыки, что постепенно приведет к пониманию органичной взаимосвязи музыки и движений. В подборе музыкальных произведений действуют свои правила. При постановке балета хореография полностью подчинена музыке: каждый жест и движение должны выражать характер и содержание музыки - балетмейстер жестко связан этим правилом постановки балетного спектакля. При составлении музыкально оформленных физических упражнений все наоборот: музыка должна "идти" за движениями. Осуществлять эту задачу одному учителю физической культуры или тренеру не под силу, хотя этот сложный процесс иногда упрощают тем, что сначала находят нужную музыку, а затем уже подбирают комплекс соответствующих движений. И в первом, и во втором случае следует помнить, что музыкальное произведение надо теоретически проанализировать, глубоко осмыслить и учесть следующее правило, что все комплексы и комбинации упражнений строятся в соответствии с отдельно взятым музыкальным построением. При этом сплав музыки и движений должен быть органичным. В условиях современной школы обозначенная проблема соединения музыки и физических упражнений становится, на мой взгляд, наиболее актуальной, а работа в этом направлении своевременной и полезной. Предлагаемую форму одновременного физического и музыкального развития школьников рекомендуется внедрять на уроках физической культуры преимущественно начального и среднего звеньев, как наиболее благоприятствующих применению различных методических технологий по данному направлению. На уроках физической культуры учащиеся осваивают программные упражнения из основных видов спорта с преобладанием в каждой учебной четверти одного из них: в I и IV - легкой атлетики и игровые виды спорта, во II - гимнастики, в III - лыжных гонок. Для занятий каждым видом спорта (исключение может составить лыжная подготовка, ввиду того, что занятия проводятся на улице) подбирается соответствующий музыкально-теоретический
материал с репертуарным списком, который из класса в класс усложняется по степени понимания и восприятия. Особо важная роль на уроках физкультуры отводится подвижным играм. Их использование возможно и необходимо на протяжении всего учебного периода независимо от времени года и видов спорта. К этой части урока подбирается богатейший музыкальный материал, доступный пониманию различных возрастных групп школьников: от музыкальных характеристик сказочных персонажей до проработки более сложных музыкальных форм и содержания. При этом музыка не является активным компонентом урока, а становится основной составляющей его действа, призванного осуществить важнейшую задачу - помимо физического развития нравственное и духовное обогащение учащихся Для более наглядного понимания сути обсуждаемого вопроса предлагается планирование совмещенного учебного материала по предметам "физическая культура" и "музыка" для начальной школы. (Приложение 1) Данная установка предполагает хорошее физическое и нравственное здоровье школьника. Для достижения этой цели, предлагаемый курс учебного материала призван решить следующие взаимосвязанные задачи: - оптимизировать соотношение двигательной и интеллектуальной деятельности школьников; - через формирование умений подчинять движения музыке способствовать развитию музыкального слуха; - дать правильные двигательные навыки: а) ходьбы (бодрая, спокойная, плавная...) б) шага (хороводный, переменный, пружинистый, высокий на носках и т.д.) в) движения рук (плавные, энергичные) г) некоторых элементов танца, как бальных, так и в современных ритмах;  дать элементарные представления о средствах музыкальной выразительности, согласуя их с физическими упражнениями;  усиление эмоционального воздействия музыки при двигательной активности детей;  развитие творческих способностей;  развитие внимания;  формирование навыков коллективных действий;  обучение жизненно важным умениям и навыкам и применение их на практике;  содействие воспитанию нравственных и волевых качеств, развитию психофизиологических процессов и свойств личности ребенка. В рекомендуемом учебном материале (Приложение 1) дан план работы по полугодиям, согласно основным направлениям физической подготовки школьников и соответствующий ему репертуарный список. Учащиеся младших классов имеют хорошую координацию движений при ходьбе, беге, прыжках, а также в действиях с предметами (мячом, скакалками, обручами). К тому же им свойственно ощущение единства музыки и движения, что создает самые благоприятные условия для формирования у учащихся конкретных музыкальных представлений: о темпо- ритме; различать звуки по высоте, громкости, отличать тембры музыкальных инструментов; реагировать на условные музыкальные сигналы. Весь этот музыкальный материал удобно состыкуется с тем несложным арсеналом двигательных упражнений в разделах по легкой атлетике и гимнастике, которые предлагаются учебным планом 1-2 классов. Если в 1 классе активизируется дошкольный опыт детей, то во 2 классе музыкально-двигательная
деятельность учащихся на уроке направлена на закрепление приобретенных ранее навыков и, главное, на отработку выразительности исполнения движений, а также освоение более сложных музыкальных представлений - об агогике в музыке и в движениях. Данный учебный материал способствует активизации ритмического чувства детей. С 1 класса учащиеся приобретают опыт выполнения простейших танцевальных движений - марша, польки, хоровода, вальса. Закрепление представлений об элементарных средствах музыкальной выразительности лучше отрабатывать в играх, которым в учебном плане по физической культуре в начальной школе отводится достаточное время на уроках. Часть подвижных игр 1-2 классов содержат в себе изобразительные технологии (подражание птицам и животным). Во время слушания музыки этой части программы, дети вместе с учителем определяют настроение произведения, элементы звукоподражаний и отдельных средств музыкальной выразительности и подбирают соответствующие гимнастические или легкоатлетические движения, имитирующие персонажей музыки. Это будет способствовать отработке выразительности движений. Рекомендуемый список музыкальной литературы для 1-2 класса должен состоять из небольших музыкальных произведений, доступных слуховому восприятию детей и лучше, если эта музыка будет подобрана из того, что написано специально для детей, а также народного танцевально-песенного материала, содержащего в себе четкие мелодические линии и фразировки. В 3 классе имеющийся у учащихся музыкально-двигательный опыт обогащается работой с музыкальным материалом, который дает представление о музыкальном синтаксисе, формообразовании музыкальной речи, т.е. о принципах развития музыки и построения музыкальных форм, отрабатывать это музыкальное понятие можно на строевых упражнениях, используя технику изменения направления движения на каждую музыкальную фразу или музыкальное построение. Список музыкальной литературы для 3 класса не ограничивается только лишь музыкой, написанной для детей. Он расширен жанром сюиты, представленным лучшими образцами изобразительной звукозаписи: Э.Григ "Пер Гюнт", М.Мусоргский "Картинки с выставки", Ж.Бизе "Арлезианка". А также можно использовать высокохудожественные образцы танцевального жанра композиторов Ф.Шопена, М.Глинки, П.Чайковского, Д.Шостаковича, Г.Свиридова. В 4 классе рекомендуется продолжить знакомство с танцевальными жанрами через освоение ритмических формул некоторых танцев и их музыкальных характеристик, а также формирование умений передать в движениях характер музыкального образа. Занимаясь общеразвивающими упражнениями и легкой атлетикой, дети учатся передавать в движениях характерные особенности музыкального образа. Например, под марши различного характера ребята и двигаются по-разному: под спортивный-бодро с высоким подниманием бедра, под игрушечный - легко, шагом на носках, под военный - высоким шагом и т.д. Притопами и хлопками можно передать ритмическую формулу польки, а дробным шагом - русский народный перепляс. В занятиях гимнастическими упражнениями, играми, используя имеющийся у детей опыт слухового анализа средств музыкальной выразительности на примере отдельных произведений, следует развивать у учащихся интерес к подбору функциональной музыки для общеразвивающих и легкоатлетических упражнений (анализируя вместе с учителем несколько вариантов музыкального сопровождения какого- либо упражнения, учащиеся самостоятельно выбирают самый подходящий из них). Тем самым учитель предоставляет детям первый опыт подбора функциональной музыки и создает самые благоприятные условия для воспитания художественно-эстетического вкуса подрастающего поколения. И как бы заключительным аккордом в формировании музыкальных представлений у учащихся начальной школы является переход к импровизации движений, выражающих характер музыки. В подвижных играх можно смело использовать движения, с помощью
которых производится инсценировка музыкальных произведений: дети комбинируют усвоенные движения в новых сочетаниях, создавая свои импровизации. В начале отдельным ребятам предлагают самостоятельно выполнить под музыку характерный набор движений, затем это выполняют все вместе. Создавая тот или иной образ в движении, школьники передают свое понимание содержания и характера произведения. Для такого задания может быть предложена пьеса Д.Кабалевского "Клоуны" или К.Дебюсси "Танец маленького негритенка". Подбирая музыкальный материал, педагог определяет в каких произведениях можно использовать готовую двигательную композицию, а какие предложить для импровизации. Развивая творческие способности детей, важно поддерживать их инициативу, стремление сочинить свои движения. Таким образом, данная методика работы с учащимися начальной школы предлагает им получить элементарные представления об основных средствах музыкальной выразительности, взяв их не только на слух, но и отработать первые навыки двигательной реакции на соответствующий музыкальный образ.
Приложение 1
Планирование учебной работы по физической культуре, музыкальному развитию и

художественно-эстетическому воспитанию учащихся начальной школы

Клас-

сы

Полу-

годия

Учебный

план по

физической

культуре

Сопутствующие

темы

музыкального

развития

Примерный репертуарный

список
1 I 1. Строевые упражнеия. 1. Формирование конкретных музыкальных представлений. Н.Римский-Корсаков. Вступление к опере "Сказка о царе Салтане", "Три чуда". 2. Ходьба и бег. 2. Знакомство с тембрами простейших ударных инструментов. Марши 3. Прыжки и прыжковые упражнения. 4. Упражнения с мячом. 3,4. Формирование представлений о темпе. Э.Григ "В пещере горного короля". Р.Шуман "Дед Мороз", "Пьеро" из Альбома для юношества. П.Чайковский "Камаринская". Р.н.п. "Эй, ухнем", "Ах, вы сени". 5. Подвижные игры (позы птиц и животных). 5. Музыкальные характеристики образов птиц и животных. К.Сен-Санс "Карнавал животных". II 1. Гимнастические упражнения (ходьба по гимнастической скамейке, лазание по гимнастической стенке). 1. Развитие звуко- высотного слуха. Д.Шостакович. Танец. П.Чайковский "Песнь жаворонка". Э.Григ "В пещере горного короля".
2. Игры, эстафеты. 2. Развитие "чувства ритма: плавное движение и пунктирный ритм. П.Чайковский "Марш деревянных солдатиков". Р.Шуман "Марш деревянных солдатиков". Р.н.п. "Во поле береза стояла", "Утушка луговая".
II 1. Общеразвивающие упражнения (ОРУ) с мячами и гимнастическими скакалками. 1. Остановки и изменения равномерного движения в музыке (паузы, замедления, ускорения). Ф.Мендельсон. Песни без слов. Э.Григ. Норвежские танцы. И.Брамс. Венгерские танцы. 2. Ходьба, бег, прыжки. 2. Активизация чувства ритма: ритмический рисунок плавного и дробного шага. Р.н.п. "Барыня", "Матаня", "Отдавали молоду". Ребиков "Елка". К.Сен-Санс "Лебедь". 3. Навыки ведения баскетбольного мяча. 4. Игры. 3,4. Формирование представлений об агогике в музыке и в движениях. А.Дворжак. Славянские танцы. 3 I 1. Строевые упражнения. 1. Формирование представлений о музыкальном синтаксисе. Л.Книппер "Полюшко-поле". П.Чайковский. Вальс из балета "Спящая красавица". Д.Шостакович. Марш. 2. ОРУ с гимнастической скакалкой и мячами. 2. Повторение темы агогических изменений в музыке и движении. Ф.Шопен. Вальсы. Мазурки. Э.Григ "Пер Гюнт" 3. Техника ведения баскетбольного мяча. 3. Формирование представление о динамике в музыке. М.Мусоргский "Богатырские ворота", "Утро на Москва-реке". 4. Подвижные игры. 4. Изменение динамики в музыке. М.Глинка "Ходит ветер у ворот". Э.Григ "Утро", "В пещере горного короля". Ж.Бизе "Арлезианка". II 1.ОРУ. 1. Формирование представлений о 2-х и 3-х дольном метре. 1.С.Рахманинов "Итальянская полька". М.Глинка. Полька. С.Майкапар. Вальс. Э.Григ. Вальс. 2. Ходьба, бег, прыжки. 2. Закрепление темы о динамических изменениях в музыке и в движениях. Чешская народная песня "Аннушка". А.Варламов "Вдоль по улице метелица метет". И.Бах "Волынка". С.Атуров "По долинам и по взгорьям". 3. Игры с мячом на волейбольной площадке. 3. Отработка двигательных реакций на способ звуковедения в музыке. А.Рубинштейн. Мелодия. Л.Бетховен. Экоссез. М.Глинка. Краковяк. Ф.Шуберт "Форель". Д.Кабалевский "Наш край".
4 I 1.0РУ. 1. Освоение ритмических формул и музыкальных характеристик простейших танцевальных жанров в движении: марш, полька, вальс. П.Чайковский "Марш солдатиков". М.Глинка "Марш Черномора". М.Глинка. Полька. Е.Дога. Вальс. 2. Легкая атлетика. 2. Формирование умений передавать в движениях характер музыкального образа танца. Агафонов "Марш прощания славянки". Р.Шуман "Марш деревянных солдатиков". Я.Сибелиус "Грустный вальс". П.Чайковский "Ната-вальс". 3. Баскетбол. 4. Игры с гимнастическими скакалками, обручами, мячами. 3,4. Слуховой анализ средств музыкальной выразительности на примере отдельных произведений и передача их движениями. М.Равель "Павана". П.Чайковский "Баба-яга". А.Лядов "Кикимора". Г.Свиридов "Время, вперед!" II 1.ОРУ. 2. Легкая атлетика. 1,2. Первый опыт подбора функциональной музыки для развивающих и легкоатлетических упражнений. 3. Баскетбол. Игры и эстафеты с мячом. 3. Импровизация движений с мячом, выражающих характер музыки. Инсценировка музыкальных пьес с помощью самостоятельно найденных характерных движений. Э.Григ "Песня Сольвейг". Ж.Бизе. Интермеццо. П.Чайковский "Русский танец". В.Калинников "Грустная песенка". Л.Бетховен "Сурок". Д.Кабалевский "Клоуны". К.Дебюсси "Танец маленького негритенка".


В раздел образования