Музыка и физическая культура в эстетическом воспитании и формировании здорового образа жизни ребенкаа
Автор: Безлатная Надежда Игоревна Должность: инструктор по физической культуре Учебное заведение: МАДОУ детский сад №25 "Малыш" комбинированного вида Населённый пункт: г. Щелково Наименование материала: статья Тема: Музыка и физическая культура в эстетическом воспитании и формировании здорового образа жизни ребенкаа Раздел: дошкольное образование
Музыка и физическая культура в эстетическом воспитании и формировании здорового
образа жизни современного школьника
Физическая культура и музыка являются важнейшими гранями общей культуры человека, его
здорового образа жизни, во многом определяют поведение человека в учебе, быту, на работе,
способствуют решению порой очень непростых социально-экономических вопросов, исходя
из тех задач, которые возложило общество на современную школу, целью физического и
художественно-эстетического воспитания в ней является активное содействие всестороннему
развитию личности ребенка.
Мне, как музыкальному руководителю и инструктору по физической
культуре в
ДОУ ,хотелось бы подробнее остановиться на музыкальной составляющей физических
упражнений и важности подбора музыкальной программы для занятий физическими
упражнениями. Здесь недопустима "всеядность" в подборе музыки для работы с детьми.
Только правильно пользуясь музыкой, можно усилить ритмические процессы в организме,
сделать их более экономичными в энергетических затратах. В результате красота, пластика и
ритм движений будет сочетаться с их рациональностью. К тому же определенная музыка
мобилизует через нервную систему не совсем здорового детского организма его резервы, что
в свою очередь влияет на укрепление здоровья ребенка.
Хотелось бы обратить внимание на следующий факт, что подбор музыки - процесс сложный
и серьезный. Правильно подобранная музыка - это вопрос не столько прикладного характера,
сколько воспитания эстетического вкуса подрастающего поколения, что в нынешней
социальной обстановке вопрос не последней важности.
Музыка должна подбираться соответственно поставленным задачам, подчиняться рисунку
упражнения. И дело здесь не только в том, чтобы правильно выбрать соответствующий
темпоритм, но и найти точное соответствие движений внутреннему содержанию музыки, что
постепенно приведет к пониманию органичной взаимосвязи музыки и движений.
В подборе музыкальных произведений действуют свои правила. При постановке балета
хореография полностью подчинена музыке: каждый жест и движение должны выражать
характер и содержание музыки - балетмейстер жестко связан этим правилом постановки
балетного спектакля. При составлении музыкально оформленных физических упражнений
все наоборот: музыка должна "идти" за движениями. Осуществлять эту задачу одному
учителю физической культуры или тренеру не под силу, хотя этот сложный процесс иногда
упрощают тем, что сначала находят нужную музыку, а затем уже подбирают комплекс
соответствующих движений. И в первом, и во втором случае следует помнить, что
музыкальное произведение надо теоретически проанализировать, глубоко осмыслить и
учесть следующее правило, что все комплексы и комбинации упражнений строятся в
соответствии с отдельно взятым музыкальным построением. При этом сплав музыки и
движений должен быть органичным.
В условиях современной школы обозначенная проблема соединения музыки и физических
упражнений становится, на мой взгляд, наиболее актуальной, а работа в этом направлении
своевременной и полезной.
Предлагаемую форму одновременного физического и музыкального развития школьников
рекомендуется внедрять на уроках физической культуры преимущественно начального и
среднего звеньев, как наиболее благоприятствующих применению различных методических
технологий по данному направлению.
На уроках физической культуры учащиеся осваивают программные упражнения из основных
видов спорта с преобладанием в каждой учебной четверти одного из них: в I и IV - легкой
атлетики и игровые виды спорта, во II - гимнастики, в III - лыжных гонок. Для занятий
каждым видом спорта (исключение может составить лыжная подготовка, ввиду того, что
занятия проводятся на улице) подбирается соответствующий музыкально-теоретический
материал с репертуарным списком, который из класса в класс усложняется по степени
понимания и восприятия.
Особо важная роль на уроках физкультуры отводится подвижным играм. Их использование
возможно и необходимо на протяжении всего учебного периода независимо от времени года
и видов спорта. К этой части урока подбирается богатейший музыкальный материал,
доступный пониманию различных возрастных групп школьников: от музыкальных
характеристик сказочных персонажей до проработки более сложных музыкальных форм и
содержания. При этом музыка не является активным компонентом урока, а становится
основной составляющей его действа, призванного осуществить важнейшую задачу - помимо
физического развития нравственное и духовное обогащение учащихся
Для более наглядного понимания сути обсуждаемого вопроса предлагается планирование
совмещенного учебного материала по предметам "физическая культура" и "музыка" для
начальной школы. (Приложение 1)
Данная установка предполагает хорошее физическое и нравственное здоровье школьника.
Для достижения этой цели, предлагаемый курс учебного материала призван решить
следующие взаимосвязанные задачи:
- оптимизировать соотношение двигательной и интеллектуальной деятельности школьников;
- через формирование умений подчинять движения музыке способствовать развитию
музыкального слуха;
- дать правильные двигательные навыки:
а) ходьбы (бодрая, спокойная, плавная...)
б) шага (хороводный, переменный, пружинистый, высокий на носках и т.д.)
в) движения рук (плавные, энергичные)
г) некоторых элементов танца, как бальных, так и в современных ритмах;
дать элементарные представления о средствах музыкальной выразительности,
согласуя их с физическими упражнениями;
усиление эмоционального воздействия музыки при двигательной активности детей;
развитие творческих способностей;
развитие внимания;
формирование навыков коллективных действий;
обучение жизненно важным умениям и навыкам и применение их на практике;
содействие воспитанию нравственных и волевых качеств, развитию
психофизиологических процессов и свойств личности ребенка.
В рекомендуемом учебном материале (Приложение 1) дан план работы по полугодиям,
согласно основным направлениям физической подготовки школьников и соответствующий
ему репертуарный список.
Учащиеся младших классов имеют хорошую координацию движений при ходьбе, беге,
прыжках, а также в действиях с предметами (мячом, скакалками, обручами). К тому же им
свойственно ощущение единства музыки и движения, что создает самые благоприятные
условия для формирования у учащихся конкретных музыкальных представлений: о темпо-
ритме; различать звуки по высоте, громкости, отличать тембры музыкальных инструментов;
реагировать на условные музыкальные сигналы. Весь этот музыкальный материал удобно
состыкуется с тем несложным арсеналом двигательных упражнений в разделах по легкой
атлетике и гимнастике, которые предлагаются учебным планом 1-2 классов. Если в 1 классе
активизируется дошкольный опыт детей, то во 2 классе музыкально-двигательная
деятельность учащихся на уроке направлена на закрепление приобретенных ранее навыков и,
главное, на отработку выразительности исполнения движений, а также освоение более
сложных музыкальных представлений - об агогике в музыке и в движениях.
Данный учебный материал способствует активизации ритмического чувства детей. С 1
класса учащиеся приобретают опыт выполнения простейших танцевальных движений -
марша, польки, хоровода, вальса.
Закрепление представлений об элементарных средствах музыкальной выразительности
лучше отрабатывать в играх, которым в учебном плане по физической культуре в начальной
школе отводится достаточное время на уроках. Часть подвижных игр 1-2 классов содержат в
себе изобразительные технологии (подражание птицам и животным). Во время слушания
музыки этой части программы, дети вместе с учителем определяют настроение
произведения, элементы звукоподражаний и отдельных средств музыкальной
выразительности и подбирают соответствующие гимнастические или легкоатлетические
движения, имитирующие персонажей музыки. Это будет способствовать отработке
выразительности движений.
Рекомендуемый список музыкальной литературы для 1-2 класса должен состоять из
небольших музыкальных произведений, доступных слуховому восприятию детей и лучше,
если эта музыка будет подобрана из того, что написано специально для детей, а также
народного танцевально-песенного материала, содержащего в себе четкие мелодические
линии и фразировки.
В 3 классе имеющийся у учащихся музыкально-двигательный опыт обогащается работой с
музыкальным материалом, который дает представление о музыкальном синтаксисе,
формообразовании музыкальной речи, т.е. о принципах развития музыки и построения
музыкальных форм, отрабатывать это музыкальное понятие можно на строевых
упражнениях, используя технику изменения направления движения на каждую музыкальную
фразу или музыкальное построение.
Список музыкальной литературы для 3 класса не ограничивается только лишь музыкой,
написанной для детей. Он расширен жанром сюиты, представленным лучшими образцами
изобразительной звукозаписи: Э.Григ "Пер Гюнт", М.Мусоргский "Картинки с выставки",
Ж.Бизе "Арлезианка". А также можно использовать высокохудожественные образцы
танцевального жанра композиторов Ф.Шопена, М.Глинки, П.Чайковского, Д.Шостаковича,
Г.Свиридова.
В 4 классе рекомендуется продолжить знакомство с танцевальными жанрами через освоение
ритмических формул некоторых танцев и их музыкальных характеристик, а также
формирование умений передать в движениях характер музыкального образа. Занимаясь
общеразвивающими упражнениями и легкой атлетикой, дети учатся передавать в движениях
характерные особенности музыкального образа. Например, под марши различного характера
ребята и двигаются по-разному: под спортивный-бодро с высоким подниманием бедра, под
игрушечный - легко, шагом на носках, под военный - высоким шагом и т.д. Притопами и
хлопками можно передать ритмическую формулу польки, а дробным шагом - русский
народный перепляс. В занятиях гимнастическими упражнениями, играми, используя
имеющийся у детей опыт слухового анализа средств музыкальной выразительности на
примере отдельных произведений, следует развивать у учащихся интерес к подбору
функциональной музыки для общеразвивающих и легкоатлетических упражнений
(анализируя вместе с учителем несколько вариантов музыкального сопровождения какого-
либо упражнения, учащиеся самостоятельно выбирают самый подходящий из них). Тем
самым учитель предоставляет детям первый опыт подбора функциональной музыки и
создает самые благоприятные условия для воспитания художественно-эстетического вкуса
подрастающего поколения.
И как бы заключительным аккордом в формировании музыкальных представлений у
учащихся начальной школы является переход к импровизации движений, выражающих
характер музыки. В подвижных играх можно смело использовать движения, с помощью
которых производится инсценировка музыкальных произведений: дети комбинируют
усвоенные движения в новых сочетаниях, создавая свои импровизации. В начале отдельным
ребятам предлагают самостоятельно выполнить под музыку характерный набор движений,
затем это выполняют все вместе. Создавая тот или иной образ в движении, школьники
передают свое понимание содержания и характера произведения. Для такого задания может
быть предложена пьеса Д.Кабалевского "Клоуны" или К.Дебюсси "Танец маленького
негритенка". Подбирая музыкальный материал, педагог определяет в каких произведениях
можно использовать готовую двигательную композицию, а какие предложить для
импровизации.
Развивая творческие способности детей, важно поддерживать их инициативу, стремление
сочинить свои движения. Таким образом, данная методика работы с учащимися начальной
школы предлагает им получить элементарные представления об основных средствах
музыкальной выразительности, взяв их не только на слух, но и отработать первые навыки
двигательной реакции на соответствующий музыкальный образ.
Приложение 1
Планирование учебной работы по физической культуре, музыкальному развитию и
художественно-эстетическому воспитанию учащихся начальной школы
Клас-
сы
Полу-
годия
Учебный
план по
физической
культуре
Сопутствующие
темы
музыкального
развития
Примерный репертуарный
список
1
I
1. Строевые
упражнеия.
1. Формирование
конкретных
музыкальных
представлений.
Н.Римский-Корсаков. Вступление
к опере "Сказка о царе Салтане",
"Три чуда".
2. Ходьба и бег.
2. Знакомство с
тембрами
простейших
ударных
инструментов.
Марши
3. Прыжки и
прыжковые
упражнения.
4. Упражнения с
мячом.
3,4. Формирование
представлений о
темпе.
Э.Григ "В пещере горного
короля".
Р.Шуман "Дед Мороз", "Пьеро"
из Альбома для юношества.
П.Чайковский "Камаринская".
Р.н.п. "Эй, ухнем", "Ах, вы сени".
5. Подвижные
игры (позы птиц и
животных).
5. Музыкальные
характеристики
образов птиц и
животных.
К.Сен-Санс "Карнавал
животных".
II
1.
Гимнастические
упражнения
(ходьба по
гимнастической
скамейке, лазание
по
гимнастической
стенке).
1. Развитие звуко-
высотного слуха.
Д.Шостакович. Танец.
П.Чайковский "Песнь жаворонка".
Э.Григ "В пещере горного короля".
2. Игры,
эстафеты.
2. Развитие
"чувства ритма:
плавное движение
и пунктирный ритм.
П.Чайковский "Марш деревянных
солдатиков". Р.Шуман "Марш
деревянных солдатиков".
Р.н.п. "Во поле береза стояла",
"Утушка луговая".
II
1. Общеразвивающие
упражнения (ОРУ) с
мячами и
гимнастическими
скакалками.
1. Остановки и
изменения равномерного
движения в музыке
(паузы, замедления,
ускорения).
Ф.Мендельсон. Песни без слов.
Э.Григ. Норвежские танцы. И.Брамс.
Венгерские танцы.
2. Ходьба, бег, прыжки.
2. Активизация чувства
ритма: ритмический
рисунок плавного и
дробного шага.
Р.н.п. "Барыня", "Матаня",
"Отдавали молоду".
Ребиков "Елка".
К.Сен-Санс "Лебедь".
3. Навыки ведения
баскетбольного мяча. 4.
Игры.
3,4. Формирование
представлений об агогике
в музыке и в движениях.
А.Дворжак. Славянские танцы.
3
I
1. Строевые
упражнения.
1. Формирование
представлений о
музыкальном
синтаксисе.
Л.Книппер "Полюшко-поле".
П.Чайковский. Вальс из балета
"Спящая красавица".
Д.Шостакович. Марш.
2. ОРУ с гимнастической
скакалкой и мячами.
2. Повторение темы
агогических изменений в
музыке и движении.
Ф.Шопен. Вальсы. Мазурки.
Э.Григ "Пер Гюнт"
3. Техника ведения
баскетбольного мяча.
3. Формирование
представление о
динамике в музыке.
М.Мусоргский "Богатырские
ворота", "Утро на Москва-реке".
4. Подвижные игры.
4. Изменение динамики
в музыке.
М.Глинка "Ходит ветер у ворот".
Э.Григ "Утро", "В пещере горного
короля".
Ж.Бизе "Арлезианка".
II
1.ОРУ.
1. Формирование
представлений о 2-х и
3-х дольном метре.
1.С.Рахманинов "Итальянская
полька".
М.Глинка. Полька.
С.Майкапар. Вальс.
Э.Григ. Вальс.
2. Ходьба, бег, прыжки.
2. Закрепление темы о
динамических
изменениях в музыке и в
движениях.
Чешская народная песня
"Аннушка".
А.Варламов "Вдоль по улице
метелица метет".
И.Бах "Волынка".
С.Атуров "По долинам и по
взгорьям".
3. Игры с мячом на
волейбольной площадке.
3. Отработка
двигательных реакций на
способ звуковедения в
музыке.
А.Рубинштейн. Мелодия.
Л.Бетховен. Экоссез.
М.Глинка. Краковяк.
Ф.Шуберт "Форель".
Д.Кабалевский "Наш край".
4
I
1.0РУ.
1. Освоение
ритмических формул и
музыкальных
характеристик
простейших
танцевальных жанров
в движении: марш,
полька, вальс.
П.Чайковский "Марш
солдатиков".
М.Глинка "Марш Черномора".
М.Глинка. Полька.
Е.Дога. Вальс.
2. Легкая
атлетика.
2. Формирование
умений передавать в
движениях характер
музыкального образа
танца.
Агафонов "Марш
прощания славянки".
Р.Шуман "Марш деревянных
солдатиков".
Я.Сибелиус "Грустный вальс".
П.Чайковский "Ната-вальс".
3. Баскетбол.
4. Игры с
гимнастическими
скакалками,
обручами,
мячами.
3,4. Слуховой анализ
средств музыкальной
выразительности на
примере отдельных
произведений и
передача их
движениями.
М.Равель "Павана".
П.Чайковский "Баба-яга".
А.Лядов "Кикимора".
Г.Свиридов "Время, вперед!"
II
1.ОРУ.
2. Легкая
атлетика.
1,2. Первый опыт
подбора
функциональной
музыки для
развивающих и
легкоатлетических
упражнений.
3. Баскетбол.
Игры и
эстафеты с мячом.
3. Импровизация
движений с мячом,
выражающих характер
музыки. Инсценировка
музыкальных пьес с
помощью
самостоятельно
найденных
характерных
движений.
Э.Григ "Песня Сольвейг".
Ж.Бизе. Интермеццо.
П.Чайковский "Русский танец".
В.Калинников "Грустная
песенка".
Л.Бетховен "Сурок".
Д.Кабалевский "Клоуны".
К.Дебюсси "Танец маленького
негритенка".