Напоминание

Интегрированный урок "Одежда говорит о человеке"


Автор: Псуй Ольга Николаевна
Должность: учитель якутского языка
Учебное заведение: МОУ СОШ №22
Населённый пункт: п. Беркакит
Наименование материала: Разработка урока
Тема: Интегрированный урок "Одежда говорит о человеке"
Раздел: начальное образование





Назад





Интегрированный урок по предметам: якутский язык и изобразительное искусство

Тема: «Якутская одежда».

Псуй

Ольга

Николаевна
, учитель якутского языка МОУ СОШ № 22, пос. Беркакит, Нерюншринский район РС (Я).
Цели:
 Закрепить знание изученных якутских слов по теме одежда, выучить новые слова по данной теме.  Развивать произносительные навыки, умение понимать речь учителя, отвечать типичными фразами на знакомые вопросы, вести простейший диалог.  Воспитывать уважительное отношение к языку народа саха.  Закрепить понятия: «костюм, одежда», знать роль одежды в жизни человека.  Развивать зрительную память, творческое воображение, умение анализировать предмет, согласовывать между собой детали одежды для объединения их в целый ансамбль.  Воспитывать культуру учебного труда, эстетические чувства, любовь к изобразительному искусству.
Задачи:
 Закреплять произносительные и интонационные навыки якутской речи в стандартных речевых ситуациях.  Познакомить учащихся с национальным костюмом и национальной одеждой якутов.  Учить детей планировать этапы своей деятельности.  Познакомить с элементами якутского орнамента.  Научить рисовать якутский орнамент.  Через различные виды учебной деятельности развивать творческие способности учащихся.
I. Организационный момент: (проверка готовности к уроку).

Учитель якутского языка:


- Дорооболорун. Бары олорун. Сегодня у нас урок якутского языка с элементами изобразительного искусства. Откроем тетради, запишем число.
II. Актуализация знаний (использование «интерактивной доски»):

Учитель якутского языка:

1. Ответы на вопросы:
- Назовите числа на якутском языке 10, 20,30,17, 21,45; - Назовите времена года (зима - кыhын, весна – саас, лето – сайын, осень – кYhYн). - Назовите весенние месяцы (март - кулун тутар, апрель - муус устар, май - ыам ыйа)



Учитель ИЗО:

2.

Закрепление понятий: «костюм», «одежда». Игра «Волшебный сундучок».
- Из «волшебного сундучка» достаньте картинки и разложите их на группы: костюм, одежда.
3. Обобщение
. - Чем костюм отличается от одежды? - Соотнесите название эпохи или народа с представленными костюмами: египетский, европейский ХVII в. китайский, русский. - Как вы думаете, какому народу принадлежит оставшиеся костюмы? Почему вы так решили?
4.

Сообщение темы урока.

Учитель якутского языка:
- Тема урока: Слова по теме «одежда», одежда «говорит о человеке» - Сегодня на уроке мы закрепим якутские названия одежды, выучим новые слова по теме одежда, поговорим о якутской одежде, её декоративном украшении, научимся рисовать якутский орнамент.
III. Работа по теме урока (использование «интерактивной доски»).

1. Повторение изученных слов по теме «одежда».
- Установите соответствия между якутскими словами и русскими: Сон рубаха Кур рукавицы Yт yлyк ремень Ырбаахы пальто

2. Знакомство с новыми словами (запись в тетради и на доске. Повторение правил произношения)



Этэрбэс

торбаса Кэсиэччик – безрукавка Сары – лёгкая обувь Бэргэhэ – шапка Былааччыйа – платье Дьябакка – праздничная шапка
3. Повторение правил правописания и произношения.
- Какие правила встретились в изученных словах?

IV. Закрепление изученного материала.

1.

Игра «Лото».
Игровое поле разбито на шесть квадратов. В каждом квадрате записаны на якутском языке названия одежды. Над игровым полем расположены картинки одежды. Ученик должен найти картинку, соответствующую надписи, и переместить её в игровое поле. Если, ученик «взял» «неправильную» картинку, то она в игровом поле не устанавливается.
2. Ответы на вопросы (по образцу):
- Манна туох баар (здесь что есть) … . - Манна туох суох (здесь чего нет) … .
Учитель ИЗО

3. Беседа.
- Как вы думаете, из чего якуты шили одежду? - Одежда в жизни народа саха имела важную роль. Она спасала людей от жестоких северных холодов зимой, летом защищала от комаров и гнуса, была практичной, удобной для охоты и работы. По одежде люди судили о достатке той или иной семьи. Одежда богатых якутов была сшита из ценных мехов соболя, песца, чернобурки. Бедняки шили одежду из менее ценного меха белки, куницы, шкур лося или рогатого скота. Всякий уважающий себя якут имел повседневную одежду и одежду праздничную. Основные цвета одежды были чёрные, красные, зелёные. Праздничная одежда украшалась вышивкой из бисера, орнаментом из кусочков меха. Для орнамента чаще всего использовался лировидный узор, растительный узор, узор «бараньи рога».
4. Работа со зрительным рядом
. - Какая одежда представлена в зрительном ряду: праздничная или повседневная? Почему? - Попробуйте определить виды узоров в декоративном украшении торбасов и праздничной шапки. - Какие виды орнамента вы знаете? - Как вы думаете, какой вид орнамента использовался для украшения одежды?
5. Анализ орнаментов.
Растительный узор:





Узор «бараньи рога»: Лировидный узор: - Из каких элементов состоит растительный орнамент? - Выделите мотив повторяющегося узора. - Из каких элементов состоит орнамент в виде бараньих рогов? - Выделите мотив повторяющегося узора. - Из каких элементов состоит лировидный орнамент?
- Выделите мотив повторяющегося узора.
6. Техника выполнения основных узоров.
(2 – 3 ученика под руководством учителя выполняют мотивы узоров)
7. Самостоятельная работа в группах.
(учащиеся выполняют декор одежды национальными узорами)
8. Мини – выставка работ.

IV. Рефлексия.

Учитель якутского языка:

-
Что нового для себя узнали на уроке?
-
Назовите слова, обозначающие одежду.
-
Подумайте, где и как вы можете применить полученные знания?
-
Бары турун. Уруок бyттэ. Корсyоххэ диэри (Все встали. Урок закончен. До свидания).


В раздел образования