Использование ИКТ технологий в процессе обучения математикe
Автор: Грищенко Наталия Савельевна Должность: учитель математики Учебное заведение: МБОУ СОШ № 46 с УИОП Населённый пункт: город Сургут Наименование материала: Статья Тема: Использование ИКТ технологий в процессе обучения математикe Раздел: среднее образование
ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ.
Грищенко Н.С.
г.Сургут
МБОУ СОШ №46 с УИОП
Современную систему основных концептуальных установок образования
принято называть социально – личностной, личностно- - ориентированной, си-
стемой гуманного образования. Главной целью современного образования яв-
ляется развитие социально – значимых качеств учащихся в процессе воспита-
ния и обучения. Основным способом реализации социально – личностного
типа образования является использование педагогических технологий проблем-
ного, дифференцированного, рефлексивного, диалогового обучения и воспита-
ния, технологии коллективной творческой деятельности и др. Каждая из этих
технологий вносит свой вклад в развитие личности учащегося, в его социализа-
цию.
"Образование - род деятельности, направленный в будущее. Роль математи-
ческих знаний и математических методов исследования постоянно возрастает.
Наряду с изучением математики важно показать ее прикладные возможности,
научить школьников использовать математические знания для решения конкрет-
ных задач". Этому очень поможет использование информационных технологий.
Чтобы улучшить восприятие математики необходимо заинтересовать детей.
Как правило, выбираемый учителем средний темп работы на уроке, оказы-
вается нормальным лишь определенной части обучаемых , для других он слиш-
ком быстрый, а для третьих излишне замедленный. Выходит одна и та же зада-
ча для одних учеников почти неразрешимая проблема, а для других - легкий
вопрос. Как нет на дереве двух одинаковых листьев, так нет двух школьников
обладающих одинаковым набором способностей, умений, поведенческих реак-
ций.
Успешность усвоения учебного материала, темп овладения им, прочность
осмысленности знаний, уровень развития ребенка зависят не от одной только
деятельности учителя, но и от познавательных возможностей и способностей
учащихся, обусловленных многими факторами, в том числе особенностями вос-
приятия, памяти, мыслительной деятельности, физическим развитием. Отсюда
следует, что перед каждым учителем постоянно стоит задача – нейтрализовать
негативные последствия подобных противоречий, усилить положительные, т.е.
создать такие условия, при которых стало бы возможным использование факти-
ческих и потенциальных возможностей каждого ребенка при классно – урочной
форме обучения. Решение этой практической задачи связано с последователь-
ной реализацией дифференцированного подхода учителей к ученикам.
Проблема индивидуальных различий детей и их дифференцированного обу-
чения давно волнует учителей и ученых. За последние годы проблеме индиви-
дуализации и дифференциации процесса обучения посвящен ряд педагогиче-
ских работ И.Э.Унт, А.А.Кирсанова, Г.Ф.Суворовой, С.Д.Шевченко и других ав-
торов. В трудах педагогов определены содержание и структура данной пробле-
мы, предложены пути и средства ее реализации.
Современное образование переживает время реформ. При уменьшении отве-
денного на занятия времени увеличивается доля самостоятельной работы уча-
щихся, появляются возможности использование новых технологий, что требует
изменения подходов со стороны учителей. Прежде всего, следует добиться мак-
симальной активизации и визуализации обучения. Этому способствуют как де-
ловые игры, так и применение различных технических средств(прежде всего
компьютеров, проекторов, видео), позволяющих сократить время изложения
нужной информации.
Учитель, использующий компьютер в образовательном процессе, имеет воз-
можность сделать его более интенсивным, наглядным и динамичным. Компью-
терные технологии являются мощным информационным средством, доступным
и интересным для детей.
Применение компьютерных технологий на уроках обусловлено следующим ря-
дом факторов:
применение информационных компьютерных технологий на уроках дает
возможность более наглядного и доступного преподнесение изучаемого
материала;
позволяет оперативно проверить уровень усвоения обучающими про-
граммного материала;
применение данных технологий на уроках отражает дух современности, в
связи с чем, все происходящее на уроке воспринимается обучающимися
по-другому, с большим интересом, что в конечном итоге положительно
сказывается на уровне их успеваемости.
Эти факторы послужили обоснованием выбора мною проблемы «Использова-
ние информационных технологий в обучении математики».
Одной из основных причин при изучении геометрии в школе является проблема
наглядности, связанная с тем, что изображение простейших геометрических фи-
гур, выполненных в тетради или на доске, как правило, содержит большие по-
грешности. Современные компьютерные средства позволяют решить эту
проблему. Стереометрия – одна из немногих, если не единственная область ма-
тематики, в отношении которой не приходится агитировать за ИКТ. Современ-
ная трехмерная графика позволяет создавать модели сложных геометрических
тел и их комбинаций, вращать их на экране, менять освещенность, делать раз-
вертки тел. Есть полный интерактивный курс стереометрии, предложенный
компанией «Физикон» помогает учителю решить эти проблемы.
Организуя работу на уроке я использую мультимедийные учебные пособия из
серии «Математика не для отличников», «Все задачи школьной математики»,
которые по сути являются идентичными электронными версиями печатных
учебников. Компьютер выступает в роли эффективного средства для наглядной
иллюстрации математических понятий. Я считаю, что удачно сделана мультиме-
дийная программа для 5-6 класса «Нескучная математика с Мудрым Вороном»
Таким образом, учитель может читать лекции без рисования мелом на доске и
заметно ускорить подачу материала.
Кроме применения программ, рекомендованных для использования в образова-
нии, я использую слайды, созданные мною и учащимися.
Большую помощь в работе мне оказывают справочники по темам «Прямоуголь-
ный треугольник», «Площади фигур», «Решение треугольников», сделанные в
виде слайдов. На слайдах с нечетными номерами задан вопрос, а на слайдах с
четными номерами ответ на него. Во время урока я имею возможность за ко-
роткий промежуток времени повторить теоретический материал и решить
основные задачи на нахождение площади и других элементов в треугольнике и
четырехугольнике. Данные справочники переданы всем обучающимся на их
компьютеры, где они могут подготовиться дома, повторить необходимый мате-
риал.
Приведу пример справочника «Прямоугольный треугольник» 24 слайды, где
собран весь теоретический материал о прямоугольном треугольнике и его свой-
ствах.
В виде слайдов подготовлены проверочные тесты по всем темам курса плани-
метрии на 4 варианта, один из которых обучающиеся получают на свои элек-
тронные носители и готовятся к ним самостоятельно.
Критерием успешности ребенка становится не только результативность в обуче-
нии школьных предметов, сколько отношение человека к возможностям соб-
ственного познания и преобразования природы, истории, самого себя. Ведь за-
дача учителя не только научить детей, сколько научить их учиться, самому
постигать знания. Поэтому, начиная с 5 класса, учу детей проводить исследова-
тельскую работу.
Например, в 6 классе при изучении темы «Признаки делимости», предложи-
ла ребятам, используя дополнительную литературу, выяснить признаки делимо-
сти на 25 и на 11 и выступить с презентацией
перед учащимися класса.
В 9 классе, при решении планиметрических задач, обучающиеся столкнулись с
тем, что без дополнительного построения решить задачу довольно трудно,
поэтому я предложила подготовить проект по теме «Дополнительные построе-
ния при решении планиметрических задач» . Ребята работали в группах, кото-
рые сами создали. Деятельность учащихся в рамках проектного метода направ-
лена на выполнение учебного проекта. Работая в группах и индивидуально, уча-
щиеся развивают творческую, познавательную, самостоятельную деятельность
на достижения конкретного результата, учатся прислушиваться к чужому мне-
нию, выбирать правильное решение в ходе обсуждения того или иного вопроса.
Закончив работу над проектом, ребята подготовили презентацию и выступили с
результатом своей деятельности перед учащимися 9а и 9б классов.
Таким образом, применение компьютерных технологий позволяет:
выиграть время для более интенсивного обучения;
сделать урок интересным, разнообразным и наглядным;
вовлечь всех детей в учебный процесс;
вводить новое через компьютерные технологии;
развивать творчество и самостоятельность
Литература
1. Е.А.Задорожная Образовательно- компьютерный проект "Математика для бу-
дущего". - ж/л "Математика в школе" №5 1994
2. И.Р.Высоцкий, Н.П. Данилова Компьютер на уроках. - ж/л "Информатика и
образование" №7 1999
3. Л.П.Мартиросян Реализация возможностей информационных технологий в
процессе преподавания математики. - ж/л "Информатика и образование" №12
2002
4. М.А.Плаксин Модуль "Диаграммы" начального курса информатики. - ж/л
"Информатика и образование" №2 2003
5.А.И.Азевич Advanced Grapher на уроках и после него. - ж/л "Математика в
школе" №6 2001
6.А.И.Азевич Несколько компьютерных программ. - ж/л "Математика в школе"
№10 2002
7. Н.Г.Миндюк Организация мыслительной деятельности учащихся на уроках
математики. - М.,"Просвещение" 1988
8. Ю.А. Сениченков Компьютерные инструменты педагога. - газета "Математи-
ка" №3 2003