Напоминание

Использование ИКТ технологий в процессе обучения математикe


Автор: Грищенко Наталия Савельевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 46 с УИОП
Населённый пункт: город Сургут
Наименование материала: Статья
Тема: Использование ИКТ технологий в процессе обучения математикe
Раздел: среднее образование





Назад





ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ

ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ.
Грищенко Н.С. г.Сургут МБОУ СОШ №46 с УИОП Современную систему основных концептуальных установок образования принято называть социально – личностной, личностно- - ориентированной, си- стемой гуманного образования. Главной целью современного образования яв- ляется развитие социально – значимых качеств учащихся в процессе воспита- ния и обучения. Основным способом реализации социально – личностного типа образования является использование педагогических технологий проблем- ного, дифференцированного, рефлексивного, диалогового обучения и воспита- ния, технологии коллективной творческой деятельности и др. Каждая из этих технологий вносит свой вклад в развитие личности учащегося, в его социализа- цию. "Образование - род деятельности, направленный в будущее. Роль математи- ческих знаний и математических методов исследования постоянно возрастает. Наряду с изучением математики важно показать ее прикладные возможности, научить школьников использовать математические знания для решения конкрет- ных задач". Этому очень поможет использование информационных технологий. Чтобы улучшить восприятие математики необходимо заинтересовать детей. Как правило, выбираемый учителем средний темп работы на уроке, оказы- вается нормальным лишь определенной части обучаемых , для других он слиш- ком быстрый, а для третьих излишне замедленный. Выходит одна и та же зада- ча для одних учеников почти неразрешимая проблема, а для других - легкий вопрос. Как нет на дереве двух одинаковых листьев, так нет двух школьников обладающих одинаковым набором способностей, умений, поведенческих реак- ций. Успешность усвоения учебного материала, темп овладения им, прочность осмысленности знаний, уровень развития ребенка зависят не от одной только деятельности учителя, но и от познавательных возможностей и способностей учащихся, обусловленных многими факторами, в том числе особенностями вос- приятия, памяти, мыслительной деятельности, физическим развитием. Отсюда следует, что перед каждым учителем постоянно стоит задача – нейтрализовать негативные последствия подобных противоречий, усилить положительные, т.е. создать такие условия, при которых стало бы возможным использование факти- ческих и потенциальных возможностей каждого ребенка при классно – урочной форме обучения. Решение этой практической задачи связано с последователь- ной реализацией дифференцированного подхода учителей к ученикам.
Проблема индивидуальных различий детей и их дифференцированного обу- чения давно волнует учителей и ученых. За последние годы проблеме индиви- дуализации и дифференциации процесса обучения посвящен ряд педагогиче- ских работ И.Э.Унт, А.А.Кирсанова, Г.Ф.Суворовой, С.Д.Шевченко и других ав- торов. В трудах педагогов определены содержание и структура данной пробле- мы, предложены пути и средства ее реализации. Современное образование переживает время реформ. При уменьшении отве- денного на занятия времени увеличивается доля самостоятельной работы уча- щихся, появляются возможности использование новых технологий, что требует изменения подходов со стороны учителей. Прежде всего, следует добиться мак- симальной активизации и визуализации обучения. Этому способствуют как де- ловые игры, так и применение различных технических средств(прежде всего компьютеров, проекторов, видео), позволяющих сократить время изложения нужной информации. Учитель, использующий компьютер в образовательном процессе, имеет воз- можность сделать его более интенсивным, наглядным и динамичным. Компью- терные технологии являются мощным информационным средством, доступным и интересным для детей. Применение компьютерных технологий на уроках обусловлено следующим ря- дом факторов:  применение информационных компьютерных технологий на уроках дает возможность более наглядного и доступного преподнесение изучаемого материала;  позволяет оперативно проверить уровень усвоения обучающими про- граммного материала;  применение данных технологий на уроках отражает дух современности, в связи с чем, все происходящее на уроке воспринимается обучающимися по-другому, с большим интересом, что в конечном итоге положительно сказывается на уровне их успеваемости. Эти факторы послужили обоснованием выбора мною проблемы «Использова- ние информационных технологий в обучении математики». Одной из основных причин при изучении геометрии в школе является проблема наглядности, связанная с тем, что изображение простейших геометрических фи- гур, выполненных в тетради или на доске, как правило, содержит большие по- грешности. Современные компьютерные средства позволяют решить эту проблему. Стереометрия – одна из немногих, если не единственная область ма- тематики, в отношении которой не приходится агитировать за ИКТ. Современ- ная трехмерная графика позволяет создавать модели сложных геометрических тел и их комбинаций, вращать их на экране, менять освещенность, делать раз- вертки тел. Есть полный интерактивный курс стереометрии, предложенный компанией «Физикон» помогает учителю решить эти проблемы. Организуя работу на уроке я использую мультимедийные учебные пособия из серии «Математика не для отличников», «Все задачи школьной математики», которые по сути являются идентичными электронными версиями печатных учебников. Компьютер выступает в роли эффективного средства для наглядной
иллюстрации математических понятий. Я считаю, что удачно сделана мультиме- дийная программа для 5-6 класса «Нескучная математика с Мудрым Вороном» Таким образом, учитель может читать лекции без рисования мелом на доске и заметно ускорить подачу материала. Кроме применения программ, рекомендованных для использования в образова- нии, я использую слайды, созданные мною и учащимися. Большую помощь в работе мне оказывают справочники по темам «Прямоуголь- ный треугольник», «Площади фигур», «Решение треугольников», сделанные в виде слайдов. На слайдах с нечетными номерами задан вопрос, а на слайдах с четными номерами ответ на него. Во время урока я имею возможность за ко- роткий промежуток времени повторить теоретический материал и решить основные задачи на нахождение площади и других элементов в треугольнике и четырехугольнике. Данные справочники переданы всем обучающимся на их компьютеры, где они могут подготовиться дома, повторить необходимый мате- риал. Приведу пример справочника «Прямоугольный треугольник» 24 слайды, где собран весь теоретический материал о прямоугольном треугольнике и его свой- ствах.
В виде слайдов подготовлены проверочные тесты по всем темам курса плани- метрии на 4 варианта, один из которых обучающиеся получают на свои элек- тронные носители и готовятся к ним самостоятельно. Критерием успешности ребенка становится не только результативность в обуче- нии школьных предметов, сколько отношение человека к возможностям соб- ственного познания и преобразования природы, истории, самого себя. Ведь за- дача учителя не только научить детей, сколько научить их учиться, самому постигать знания. Поэтому, начиная с 5 класса, учу детей проводить исследова- тельскую работу. Например, в 6 классе при изучении темы «Признаки делимости», предложи- ла ребятам, используя дополнительную литературу, выяснить признаки делимо- сти на 25 и на 11 и выступить с презентацией перед учащимися класса. В 9 классе, при решении планиметрических задач, обучающиеся столкнулись с тем, что без дополнительного построения решить задачу довольно трудно, поэтому я предложила подготовить проект по теме «Дополнительные построе- ния при решении планиметрических задач»
.
Ребята работали в группах, кото- рые сами создали. Деятельность учащихся в рамках проектного метода направ- лена на выполнение учебного проекта. Работая в группах и индивидуально, уча- щиеся развивают творческую, познавательную, самостоятельную деятельность на достижения конкретного результата, учатся прислушиваться к чужому мне- нию, выбирать правильное решение в ходе обсуждения того или иного вопроса. Закончив работу над проектом, ребята подготовили презентацию и выступили с результатом своей деятельности перед учащимися 9а и 9б классов.
Таким образом, применение компьютерных технологий позволяет:  выиграть время для более интенсивного обучения;  сделать урок интересным, разнообразным и наглядным;  вовлечь всех детей в учебный процесс;  вводить новое через компьютерные технологии;  развивать творчество и самостоятельность
Литература
1. Е.А.Задорожная Образовательно- компьютерный проект "Математика для бу- дущего". - ж/л "Математика в школе" №5 1994 2. И.Р.Высоцкий, Н.П. Данилова Компьютер на уроках. - ж/л "Информатика и образование" №7 1999 3. Л.П.Мартиросян Реализация возможностей информационных технологий в процессе преподавания математики. - ж/л "Информатика и образование" №12 2002 4. М.А.Плаксин Модуль "Диаграммы" начального курса информатики. - ж/л "Информатика и образование" №2 2003 5.А.И.Азевич Advanced Grapher на уроках и после него. - ж/л "Математика в школе" №6 2001 6.А.И.Азевич Несколько компьютерных программ. - ж/л "Математика в школе" №10 2002 7. Н.Г.Миндюк Организация мыслительной деятельности учащихся на уроках математики. - М.,"Просвещение" 1988 8. Ю.А. Сениченков Компьютерные инструменты педагога. - газета "Математи- ка" №3 2003


В раздел образования