"Использование песочной терапии в коррекционной работе с детьми ОНР"
Автор: Максимова Надежда Геннадьевна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: МБДОУ "Дульдургинский детский сад "Чебурашка"" Населённый пункт: Забайкальский край, с. Дульдурга Наименование материала: статья Тема: "Использование песочной терапии в коррекционной работе с детьми ОНР" Раздел: дошкольное образование
Максимова Надежда Геннадьевна,
учитель - логопед
МБДОУ «Дульдургинский детский сад «Чебурашка»,
Дульдургинский район, Забайкальский край,
с.Дульдурга
В статье раскрывается коррекционная
работа с детьми общего
недоразвития речи в условиях логопункта детского сада. Представлен
опыт
работы
по
применению
элементов
песочной
терапии,
которые
позволяют
сделать
коррекционно-развивающий
процесс
бол ее
результативным.
Ключевые слова: песок, технология песочной терапии.
«Использование песочной терапии в коррекционной работе
с детьми ОНР»
Речь – величайшее богатство, данное человеку. И ее, как любое
богатство, можно либо приумножать, либо незаметно растерять. Как передать
любовь к слову, умение и желание чувствовать его красоту? Как научить
согласовывать прилагательное с существительным, находить синонимы и
антонимы, называть буквы и звуки, из которых состоит слово? Как отправить
ребенка в интересное
путешествие, в котором речь может преодолеть все
преграды? [1].
Одной из задач, стоящих перед дошкольным учреждением, является
задача подготовки детей к школе. Одним из основных показателей готовности
ребенка к успешному обучению является правильная, хорошо развитая речь.
Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития
детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои
мысли,
тем
шире
его
возможности
в
познании
окружающей
действительности,
содержательнее
и
полноценнее
отношения
со
сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое
развитие.
Своевременное овладение ребенком речью на разных этапах ее
становления
имеет
большое
значение
для
формирования
полноценной
личности
ребенка,
зрелости
центральной
нервной
системы
и
ее
функциональных возможностей, успешного обучения ребенка в школе. Она
включает в себя три основных компонента: лексику, грамматику и фонетику.
В
с т а р ш е м
д о ш кол ь н ом
во зр а с т е
у
д е т е й
с
н о р м а л ь н ы м
психофизиологическим
развитием
эти
компоненты
должны
быть
сформированы [5].
Исследования С.Н. Шаховой, Л.Г. Парамоновой, наблюдения логопедов-
практиков показывают, что в последние годы отмечается стойкий процесс
увеличения
количества
детей,
страдающих
различными
речевыми
нарушениями. Р. М. Боскис (1962), Р. Е. Левина (1958), Ф. А. Рау, М. Е.
Хватцев
указывают
на
зависимость
проявления
специфических
ошибок
чтения
и
письма,
которые
имею
свойства
закреплять,
и
вызывают
ряд
определенных сложностей при овладении грамотой [4].
Кроме того, нарушения речи накладывают отпечаток на формирование
личности
ребенка,
препятствуют
нормальному
общению
с
окружающим
сверстниками
и
взрослыми,
создают
барьеры,
с
которыми
ребенку
самостоятельно справится невозможно[3].
Одним
из
самых
распространенных
нарушений
речи
является
ее
недоразвитие, имеющее характер общего недоразвития речи.
Общее недоразвитие речи – это различные полиморфные дефекты речи, при
которых происходит нарушение в формировании всех компонентов речевой
системы
(звуковой
стороны
речи,
фонематических
процессов,
лексики,
грамматического строя речи) у детей с нормальным слухом и относительно
сохранным интеллектом[7].
К проблеме изучения общего недоразвития речи обращались В. П.
Глухов, Т.А. Ткачева, Р.Н. Лалаева, Г.В. Чиркина, Р.Е. Левина и др. [8].
У детей с
ОНР, как правило, неустойчивая самооценка, эмоционально –
волевая сфера у таких детей искажена. У них наблюдается
замкнутость,
агрессивность, гиперактивность, медлительность, снижен уровень памяти,
внимания, восприятия, мышления.
Развитие речевого общения и улучшение разборчивости речевого
высказывания дошкольников для лучшего понимания их речи окружающими
является главной целью логопедической работы с детьми с ОНР. Работа
логопеда направлена, в первую очередь, на коррекцию нарушений речи в
сочетании со стимуляцией развития всех её сторон – лексики, фонетики,
грамматики, а так же, психических и сенсорных функций.
Для каждого
ребёнка
разрабатывается
программа
индивидуальных
образовательных
маршрутов,
включающая
коррекционно-логопедические
задачи
на
ближайшее время и перспективный план работы. В коррекционную работу
включается работа по развитию и коррекции нарушений артикуляционной
моторики
и
мелкой
моторики.
Основными
разделами
коррекционно-
восстановительной работы, проводимой с детьми дошкольного возраста с
ОНР,
являются:
коррекция
рече
-
двигательных
нарушений
(укрепление
артикуляционного аппарата, развитие мелкой моторики, постановка речевого
дыхания
и
голоса,
силы,
продолжительности,
звонкости,
управляемости
голоса
в
речевом
потоке,
выработка
синхронности
голоса,
дыхания);
-
коррекция звуковой и смысловой стороны речи (формирование правильного
произношения,
фонетических,
морфологических
и
синтаксических
обобщений,
развитие
коммуникативных
навыков,
совершенствование
и
развитие
связной
речи);
-
укрепление
артикуляционного
аппарата;
-
активизация
внимания,
памяти
и
мышления;
-
индивидуализация
коррекционного обучения.
Современные условия работы педагогов предъявляют высокие
требования
к
их
профессионализму. Изменения в системе образования –
принятие
новых
стандартов,
определяющих
результаты
обучения
как
в
области
предметных
и
межпредметных
знаний,
так
и
в
сфере
развития
личности, качественные изменения, происходящие с сегодняшними детьми,
всё это требует внедрения в психолого-педагогическую работу эффективных,
комплексных и, в то же время, простых в использовании технологии. Одна из
такого
рода
технологии
–
работа
с
песком.
Она
сочетает
в
себе
диагностические и коррекционные функции. Игры с песком – удивительный
способ
общения
ребёнка
с
миром
и
с
самим
собой.
Перед
ребёнком
открываются новые пути развития и взаимодействия с окружающим миром.
Принцип
«терапии
песком»
был
предложен
К.Г.
Юнгом,
швейцарским
психотерапевтом,
сначала
он
рекомендовал
использовать
песок
в
целях
диагностики и коррекции эмоционального состояния детей. Позднее, Г.М.
Грабенко и Г.Д. Зинкевич-Евстигнеева предложили систему песочных игр для
сказкотерапии, назвав из коррекционно-развивающими.
Податливость песка провоцирует желание создать из него миниатюру
реального мира. Созданная ребёнком картина из песка является творческим
продуктом.
На
данных
занятиях
происходит
творческое
самовыражение
ребёнка,
благодаря
которому
на
бессознательно-символическом
уровне
происходит выход внутреннего напряжения и поиск путей развития. Ребёнок,
играющий в песочнице с миниатюрными фигурками, воплощает фигурку
волшебника,
который
вступает
во
взаимодействие
с
природными
и
социальными силами.
Специалисты нашего дошкольного учреждения считают, что
использование игр с песком способствуют решению коррекционных задач:
коррекции психических процессов, развитию связной речи, мелкой моторики
пальцев рук. На занятиях с использованием песочной терапии у детей с ОНР
и
лучше
развиваются
психические
процессы,
что
способствует
лучшему
усвоению
программного
материала,
формированию
речеязыковых
умений
дошкольника.
Для решения этих задач мы используем в своей работе технологию
песочной терапии
О. Ю.
Епанчинцевой
«Песочный мир чудес».
Мы
изготовили
стол
с
подсветками
и
приобрели
цветной
песок.
Создали
картотеку
игр
и
игровых
упражнений,
разработали
ряд
занятия
и
апробировали в практике работы с детьми ОНР. Мы считаем, что именно
песочная терапия поможет нам в развитии внимания, восприятия, памяти,
мышления.
Песок
идеально
подходит
для
формирования
персептивных
ощущений, сенсорного воспитания, мелкой моторики.
Песочные игры подходят тем, кому трудно облечь свои переживания (очень
острые и болезненные), в слова или просто потому, что человек не обладает
даром
красноречия.
Занятия
с
песком
способны
заинтересовать,
отвлечь,
расслабить ребенка, а значит, обеспечить наиболее успешное выполнение
задания или же эффективный способ подачи материала[2].
Развитие мелкой моторики эта часть работы представляется наиболее
очевидной
и
приятной.
Дети
рисуют
ребром
ладони
или
пальцем
геометрические
фигуры,
«дорожки
для
слоненка
к
его
домику»,
следы
бегемота или паучка. Оставленные следы обсуждаем кто их оставил, как его
зовут, куда он пошел, в каком эмоциональном состоянии пребывает. Развивая
воображения детей, оставляем следы несуществующих животных. Работая с
контурами и шаблонами. Обводим пальцем контуры и шаблоны, закрепляем
образ букв через «печатанье» их на песке, здесь же обращаем внимание на
детей с ведущей левой рукой, тем самым готовим руку к письму. Работа в
песочнице позволяет не только решать задачу развития фонематического
слуха, но и успешно автоматизировать и дифференцировать поставленные
логопедом звуки. Для развития фонематического слуха дети
выбирают и
называют
фигуры с определенным звуком. Для автоматизации, например:
игра дети собирают в зоопарк только тех животных, в названии которых есть
звук [л] слон, крокодил, ласточка и т.д.
Обогащение и закрепление слов родного языка одна из самых важных
задач развития или коррекции речи детей с ОНР. Что же можно делать в
песочнице спросят нас? Расширяем и активизируем лексику, связанную с той
же песочницей… песок, песчинка, песочек. Закрепляем новые слова
и
активизируем
словарь,
используя
сюжетные
игры
«Зоопарк»,
«Магазин»,
«Покупаем продукты».
Говоря о грамматической стороне речи, образовываем новые слова и
очень удачный нам кажется опыт показа значений приставок на примере
действий с песком. Например: насыпать, засыпать, пересыпать, подсыпать,
досыпать и т.д.
Нельзя забывать, и о формировании связной речи мы проигрываем
литературные произведения с последующим пересказом ребенка. Здесь мы
применяем
как
коллективные,
так
и
индивидуальные
формы
работы.
Обыгрываем
народные
сказки
«Колобок»,
«Репка»,
«Теремок»,
«Три
медведя» и др. Сказки детям хорошо известные, и это помогает ребенку с
нарушенным речевым развитием.
Мы обращаем внимание и на активное использование принципа
наглядности,
поскольку
все
необходимое
для
развития
сюжета
фигурки
находятся
перед
глазами
ребенка.
Наглядность
помогает
и
тем,
кто
испытывает трудности запоминания или удержания мнестических объектов.
Применение
элементов
песочной
терапии
на
логопедических
занятиях,
вызывает огромный интерес у детей к обучению, постоянно поддерживают
их
положительный
настрои,
стимулируют
мыслительную
деятельность,
удерживают работоспособность, а также более легкое и быстрое усвоение
программного материала.
Мониторинг результатов коррекционной работы логопеда с детьми с
ОНР показал, что в ходе реализации программ у таких деток значительно
повышается уровень развития, а именно: - происходит развитие игровой
деятельности; - развитие общих двигательных навыков; - развитие речевого
общения с окружающими; - коррекция речевой функциональной системы и
психических функций.
В
ФГОСТ
ДО
говорится,
что
работа
с
родителями
должна
иметь
дифференцированный
подход,
учитывая
социальный
статус,
микроклимат
семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей[6].
Чтобы добиться эффективных результатов коррекционной работы, мы
большое
значение
уделяем
работе
с
семьёй.
Реализация
проектов:
«Речецветик»,
«Влияние
песочной
терапии
на
развитие
эмоциональной
сферы детей с нарушениями речи». Регулярно проводим консультации по
интересующим
вопросам,
обучаем
родителей
методам
пальчикового
массажа и пальчиковой гимнастики, проходят
совместные
тренинги
по
развитию мелкой моторики «Опасные повороты», « Чудовище на острове»;
мастер
–
классы
«К
логопеду
в
песочницу»,
а
так
же
правильному
выполнению артикуляционной гимнастики, консультируем родителей, чем
занять ребенка дома
«Игры с мамой на кухне»
заменяя песок
манной
крупой, солью и др.
Таким образом, актуальность использования песочной терапии
определяется,
во-первых,
решением
речевых
задач;
во-вторых,
развитием
связной
речи;
в-
третьих,
развитием
мелкой
моторики
кисти
руки;
в-
четвертых, коррекцией психических процессов детей с ОНР.
Литература:
1.Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: книга для
воспитателей детского сада. - М.: Мозайка-Синтез, 1999.-272с.
2.Епанчинцева О.Ю., Роль песочной терапии в развитии
эмоциональной
сферы детей дошкольного возраста. - СПб.,2009.
3.Лалаева
Р.И.
Логопедическая
работа
в
коррекционных
классах.
–
М.:
Владос,1998.-С.224.
4.Михнева Е.Б. Участие родителей в коррекционно – воспитательной работе
по
преодолению
речевых
нарушений
у
детей
дошкольного
возраста
//
Логопед в детском саду.-2006.-№4.-С.34-36.
5.Сафонова
О.В.
Коррекционно
–
педагогическая
работа
по
активизации
речевой деятельности дошкольников с общим недоразвитием речи // Логопед
в детском саду.-2006.-№6.-С.37-40.
6.Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
дошкольного
образования: Приказ Минобрнауки России № 1155 от 17.10.2013г.
7.Филичева
Т.Б.,
Чиркина
Г.
В.
Устранение
ОНР
у
детей
дошкольного
возраста. – М.: Айрис-Пресс,2004.
8.Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с ФФН. Воспитание и обучение. - М.:
ГНОМ и Д.2000.