Формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего дошкольного возраста.
Автор: Максимова Любовь Николаевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ Детский сад общеразвивающего вида № 218 Населённый пункт: г. Ульяновск Наименование материала: методическая разработка Тема: Формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего дошкольного возраста. Раздел: дошкольное образование
у детей раннего дошкольного возраста.
Педагогический процесс с детьми проходил в 3 этапа по сезонам, так
как
менялась
одежда
в
соответствии
с
погодными
условиями
(тепло
–
холодно) и природными явлениями (солнечно – пасмурно, дождливо).
Первый этап – осень.
Основная задача: научить детей надевать головной убор и обувь на
прогулку.
Образовательная ситуация «Одеваем куклу на прогулку»: на основе
фольклорных произведений дети совместно со взрослым помогают кукле
правильно одеться на прогулку.
Действия детей: малыши запоминают не только предметы одежды, но и
последовательность их одевания.
Второй этап – зима.
Основная
задача:
научить
надевать
рубашки,
платья,
сандалии,
колготки после сна.
Образовательная ситуация «Кукла купается»: обучает детей ухаживать
за собой и формировать положительные эмоции водных процедур.
Действия детей: малыши проявляют инициативу в купании, обтирании
куклу, одевают с помощью взрослого.
Третий этап – весна.
Задача: научить детей одеваться на прогулку.
Образовательная ситуация «Колобок на прогулке»: показать детям, что
и как надевать.
Действия детей: малыши проявляют инициативу и самостоятельность.
По мере необходимости, обращаются к взрослому за помощью.
На
всех
этапах
используются
все
жанры
фольклора:
потешки,
поговорки, пословицы, считалки, загадки и сказки.
Формы
работы:
образовательные
ситуации,
организация
режимных
моментов, развлечения, народные игры и т.п.
Игровые
моменты
акцентировали
внимание
на
одном
элементе.
Например, на обучение правильности одевания обуви каждого воспитанника.
Одевание
детей
на
прогулку
проходит
в
игровой
ситуации
по
сюжету
потешки.
Например, режимный момент – умывание перед едой. Обыгрывание
р.н.сказки «Теремок» - дети заходят, как сказочные персонажи, превращая
руки в лапы и т.п. так дети моют как бы не себя, а своего героя и пытаются
ему насухо вытереть руки. Подготавливая детей к последующему режимному
моменту, загадывалась загадка.
Привлекая внимания на конкретном предмете, вещи использовалась
закличка.
Например,
«Солнышко,
колоколнышко
–
Настенька.
Выйди,
покажись, в зеркальце посмотрись (в шапку нарядись и т.п.)».
Колыбельные помогали не только в игровой ситуации, но и в спальной
комнате,
где
необходимо
было
успокоить
детей
и
заставить
маленькое
сердечко биться в более замедленный ритм потешки.
Самые
сложные
элементы
культурно-гигиенических
навыков
(застегивание пуговиц, шнуровка) обучались индивидуально и совместно с
родителями. Работая с родителями, привлекала их к выполнению задания по
обогащению предметно-развивающей среды и домашних игровых ситуаций.
В дошкольном учреждении продолжалось обучение малышей с помощью
сказочных персонажей. Параллельно на всеобщее обсуждение выносились
злободневные темы и давались конкретные рекомендации. Такие методы к
концу учебного года дали положительные результаты.
(Максимова Любовь Николаевна, воспитатель МБДОУ детский сад №
218, г. Ульяновск)