Напоминание

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего дошкольного возраста.


Автор: Максимова Любовь Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад общеразвивающего вида № 218
Населённый пункт: г. Ульяновск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего дошкольного возраста.
Раздел: дошкольное образование





Назад





Формирование культурно-гигиенических навыков

у детей раннего дошкольного возраста.
Педагогический процесс с детьми проходил в 3 этапа по сезонам, так как менялась одежда в соответствии с погодными условиями (тепло – холодно) и природными явлениями (солнечно – пасмурно, дождливо). Первый этап – осень. Основная задача: научить детей надевать головной убор и обувь на прогулку. Образовательная ситуация «Одеваем куклу на прогулку»: на основе фольклорных произведений дети совместно со взрослым помогают кукле правильно одеться на прогулку. Действия детей: малыши запоминают не только предметы одежды, но и последовательность их одевания. Второй этап – зима. Основная задача: научить надевать рубашки, платья, сандалии, колготки после сна. Образовательная ситуация «Кукла купается»: обучает детей ухаживать за собой и формировать положительные эмоции водных процедур. Действия детей: малыши проявляют инициативу в купании, обтирании куклу, одевают с помощью взрослого. Третий этап – весна. Задача: научить детей одеваться на прогулку. Образовательная ситуация «Колобок на прогулке»: показать детям, что и как надевать. Действия детей: малыши проявляют инициативу и самостоятельность. По мере необходимости, обращаются к взрослому за помощью. На всех этапах используются все жанры фольклора: потешки, поговорки, пословицы, считалки, загадки и сказки. Формы работы: образовательные ситуации, организация режимных моментов, развлечения, народные игры и т.п.
Игровые моменты акцентировали внимание на одном элементе. Например, на обучение правильности одевания обуви каждого воспитанника. Одевание детей на прогулку проходит в игровой ситуации по сюжету потешки. Например, режимный момент – умывание перед едой. Обыгрывание р.н.сказки «Теремок» - дети заходят, как сказочные персонажи, превращая руки в лапы и т.п. так дети моют как бы не себя, а своего героя и пытаются ему насухо вытереть руки. Подготавливая детей к последующему режимному моменту, загадывалась загадка. Привлекая внимания на конкретном предмете, вещи использовалась закличка. Например, «Солнышко, колоколнышко – Настенька. Выйди, покажись, в зеркальце посмотрись (в шапку нарядись и т.п.)». Колыбельные помогали не только в игровой ситуации, но и в спальной комнате, где необходимо было успокоить детей и заставить маленькое сердечко биться в более замедленный ритм потешки. Самые сложные элементы культурно-гигиенических навыков (застегивание пуговиц, шнуровка) обучались индивидуально и совместно с родителями. Работая с родителями, привлекала их к выполнению задания по обогащению предметно-развивающей среды и домашних игровых ситуаций. В дошкольном учреждении продолжалось обучение малышей с помощью сказочных персонажей. Параллельно на всеобщее обсуждение выносились злободневные темы и давались конкретные рекомендации. Такие методы к концу учебного года дали положительные результаты. (Максимова Любовь Николаевна, воспитатель МБДОУ детский сад № 218, г. Ульяновск)


В раздел образования