"Театрализованные игры как средство развития коммуникативных способностей дошкольников"
Автор: Сердюк Елена Анатольевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 31 Населённый пункт: Краснодарский край, Каневской район Наименование материала: статья Тема: "Театрализованные игры как средство развития коммуникативных способностей дошкольников" Раздел: дошкольное образование
коммуникативных способностей дошкольников»
Театр
-
один
из
самых
доступных
видов
искусства
для
детей,
помогающий
решить
многие
актуальные
проблемы
реализации
содержания
образовательных областей.
А учитывая, что игра в дошкольном возрасте является ведущим видом
деятельности и проходит через все образовательные области, она и является
одним
из
наиболее
эффективных
и
доступных
средств
в
развитии
коммуникативных способностей дошкольников.
Современное
общество
предъявляет
высокие
требования
к
коммуникативной
деятельности
личности.
Обществу
нужны
творческие
личности,
которые
могут
нестандартно
мыслить,
грамотно
выражать
свои
мысли, находить решения в любых жизненных ситуациях
В настоящее время коммуникативное развитие дошкольника вызывает
тревогу.
У
многих
детей
нарушена
коммуникативная
функция
речи.
Дошкольники не всегда могут правильно сформулировать свою мысль, ответить
на вопросы, затрудняются в установлении контакта со сверстниками, вступают
в конфликты и не могут разрешить его в вежливой форме. Именно посредством
театрализованной игры, ребёнок учится заранее продумывать свои действия,
поступки героев, ролевые высказывания, подбирает выразительные средства –
мимику,
интонацию,
позу,
для
установления
контакта
и
разрешения
конфликтных ситуаций.
Яркость, зрелищность и иносказательность, присуще театральным играм,
позволяют
довести
до
сознания
ребёнка
возвышенные
предоставления
о
дружбе,
добре,
справедливости,
красоте
человеческих
отношений.
Театрализованные игры оптимизируют познавательное развитие дошкольников,
вводят детей в богатый мир образов, человеческих поступков и отношений.
Театрализованная игровая деятельность способствует развитию у детей
организованности,
самостоятельности
и
коммуникативных
способностей.
Дошкольники учатся последовательно рассуждать и доказывать свою точку
зрения.
Я
ежедневно
включаю
театрализованные
игры
во
все
формы
педагогического процесса, что делает их такими же необходимыми для детей,
как и сюжетно- ролевые игры.
Формирование
интереса
к
театрализованным
играм
складывается
в
процессе просмотра кукольных спектаклей, которые мы показываем вместе с
детьми для воспитанников младших групп. Это стимулирует желания детей
включиться в игровую деятельность, дополняя отдельные фразы в диалогах
героев, устойчивые обороты зачина и концовки сказки.
Театрализованные игры (обыгрывание стихотворений, сказок): строятся
по единой схеме:
Введение в тему, создание эмоционального настроения
действия детей с кукольными персонажами
непосредственные действия детей по ролям
литературная деятельность (диалоги и монологи)
музыкальное
исполнительство-
исполнение
знакомых
песен
от
лица персонажа, их инсценирование, напевании
Также
для
обучения
детей
средствам
выразительно сти
в
театрализованных
играх используются речевые упражнения. Например,
можно предложить детям произнести с разной интонацией самые привычные
слова:
«возьми»,
«помоги»,
«здравствуй»
(приветливо,
небрежно,
просяще,
требовательно).
Выполнение
таких
упражнений
закономерно
приводит
к
необходимости
ознакомления
детей
с
основными
эмоциональными
состояниями
(радость,
печаль,
страх,
удивление,
злость)
и
способами
их
невербального выражения.
Мы с родителями и детьми создали в группе предметно- развивающую
среду, которая обеспечивает возможность одновременно заниматься разными
видами деятельности
В моей группе оформлен театральный центр, который включает в себя
несколько блоков отличающихся
друг от друга: «мини музей», «театральная
ширма», «театральная мастерская», «гардеробная».
Создание
таких
блоков
подталкивают
детей
к
самостоятельной
творческой деятельности, к игре в театр.
Реализация
поставленных
задач
была
бы
невозможна
без
участия
родителей.
Прежде
всего,
я
познакомила
родителей
с
важностью
театрализованной
игры
для
развития
речи,
социально-коммуникативных
навыков дошкольников, их ролью в развитии детей, тем самым мотивировала
их к совместной творческой деятельности в данном направлении.
На
базе
своей
группы
я
организовала
детско-родительский
клуб.
«В
гостях у сказки» .
Использование данной
формы работы с родителями позволило мне
привлечь родителей к участию в жизни детского сада и группы. Я вовлекаю их
в
выполнение
творческих
домашних
заданий,
привлекаю
к
участию
в
совместных праздниках и развлечениях и совместной игровой деятельности с
детьми.
Итогом
нашей
работы
является
проведение
тематической
недели
«Театральный фестиваль», участие в фестивале театральных искусств:
показ спектаклей с участием родителей воспитанников,
выставки разных видов театра,
представление семейных театров,
Всё это позволяет вовлечь родителей в творческий процесс, обогатить
отношения родителей и детей опытом совместной игровой деятельности.
Родители
моей
группы
стали
активными
партнёрами
в
работе
по
формированию коммуникативных навыков, активно включаясь в совместную
деятельность.
Развитие
коммуникативных
способностей
детей
средствами
театрализованной игры, частые их выступления перед зрителями, формируют у
детей моей группы, потребность в дружеском общении умение согласовывать
свои действия, с потребностями партнёров по общению с использованием не
только вербальных средств, но и мимики, жестов. А самое главное – участие в
театрализованных
играх
вызывает
активный
интерес
детей
и
родителей,
доставляет им радость, увлекая их в чудесный мир театра и игры.