Роль дидактических игр в формировании математических представлений у детей дошкольного возраста
Автор: Алексеева Маргарита Викторовна Должность: воспитатель доу Учебное заведение: МБДОУ ЦРР детский сад №7 " Солнышко" Населённый пункт: город Луховицы, Московская область Наименование материала: статья Тема: Роль дидактических игр в формировании математических представлений у детей дошкольного возраста Раздел: дошкольное образование
представлений у детей дошкольного возраста»
Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка
играет математика.
Математика – один из наиболее трудных учебных предметов. Следовательно,
одной из наиболее важных задач воспитателя и родителей – развить у ребенка
интерес к математике в дошкольном возрасте. Приобщение к этому предмету
в игровой и занимательной форме поможет ребенку в дальнейшем быстрее и
легче усваивать школьную программу.
Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение
способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует
настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.
Формированию у детей математических представлений способствует
использование разнообразных дидактических игр. Дидактические игры – это
игры, в которых познавательная деятельность сочетается с игровой
деятельностью. С одной стороны ,дидактическая игра – одна из
форм обучающего воздействия взрослого на ребенка, а с другой – игра
является основным видом самостоятельной деятельности детей. А
самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае,
если дети проявляют интерес к игре, ее правилам и действиям.
Какое же значение имеет игра? В процессе игры у детей вырабатывается
привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается
внимание, стремление к знаниям. Увлёкшись, дети не замечают, что учатся:
познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях,
пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые
пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагают все
усилия, чтобы не подвести товарищей по игре.
Дидактическая игра требует усидчивости, использование мыслительного
процесса. Игра – естественный способ развития ребенка. Только в игре
ребенок радостно и легко, как цветок под солнцем, раскрывает свои
творческие способности, осваивает новые навыки и знания, развивает,
наблюдательность, фантазию, память; учится размышлять, анализировать,
преодолевать трудности, одновременно впитывая неоценимый опыт общения.
Все дидактические игры разделили на группы:
1. Игры с цифрами и числами
2. Игры путешествия во времени
3. Игры на ориентировку в пространстве
4. Игры с геометрическими фигурами.
5. Игры на развитие логического мышления
При проведении занятий я использую стихи, пословицы, загадки
с математическим содержанием. Это помогает разнообразить обучение и
сделать его эмоционально насыщенным. Предлагаю детям подсказывать
некоторые строчки или последнее слово в строке, например: мы делили
апельсин, много нас, а он (один).
Такие задания не только знакомят ребенка с математическими понятиями, но
и тренируют внимание, память, речь. При использовании дидактических игр
широко применяются различные предметы и наглядный материал, который
способствует тому, что занятия проходят в веселой, занимательной и
доступной форме.
Приведу примеры некоторых игр, которые проводятся, обучая детей
математике.
Игра-конструктор «Сложи из фигур»
Цель: Развивать воображение, знакомить детей с геометрическими
фигурами (круг, треугольник, прямоугольник, квадрат).
Материал: плоские геометрические фигуры разной величины.
Дидактическая игра на логическое мышление «Найди лишнее»
Материал: набор фигур - пять кругов (синие: большой и два
маленьких, зеленые: большой и маленький, маленький красный квадрат).
Задание: "Определи, какая из фигур в этом наборе
лишняя. (Квадрат) Объясни почему.(Все остальные - круги) ".
Дидактическая игра по развитию количественных представлений
«Один-много»
Цель игры: формировать у детей представления о количестве
предметов «один - много», активизировать в речи детей слова «один, много».
Дидактическая игра по развитию представлений о величинах «большой,
маленький»
Цель игры: развивать умение детей сравнивать два предмета по величине,
активизировать в речи детей слова «большой, маленький».
«Подбери дорожки к домикам»
Цель игры: развивать умение детей сравнивать два предмета по длине,
активизировать в речи детей слова«длинный, короткий».
Важно отметить, что каждая игра дает упражнения полезные для умственного
развития детей и их воспитания. Благодаря играм удается сконцентрировать
внимание и привлечь интерес даже самых несобранных детей дошкольного
возраста. В начале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему
учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес и к
самому предмету обучения.
Роль дидактических игр в формировании элементарных математических
представлений у дошкольников очень велика. Они помогают ребенку узнать,
как устроен окружающий мир, и расширить его кругозор.