Напоминание

Роль дидактических игр в формировании математических представлений у детей дошкольного возраста


Автор: Алексеева Маргарита Викторовна
Должность: воспитатель доу
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР детский сад №7 " Солнышко"
Населённый пункт: город Луховицы, Московская область
Наименование материала: статья
Тема: Роль дидактических игр в формировании математических представлений у детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад





Консультация «Роль дидактических игр в

формировании элементарных математических

представлений у детей дошкольного возраста»
Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математика. Математика – один из наиболее трудных учебных предметов. Следовательно, одной из наиболее важных задач воспитателя и родителей – развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте. Приобщение к этому предмету в игровой и занимательной форме поможет ребенку в дальнейшем быстрее и легче усваивать школьную программу. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Формированию у детей математических представлений способствует использование разнообразных дидактических игр. Дидактические игры – это игры, в которых познавательная деятельность сочетается с игровой деятельностью. С одной стороны ,дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка, а с другой – игра является основным видом самостоятельной деятельности детей. А самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, ее правилам и действиям. Какое же значение имеет игра? В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлёкшись, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагают все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре. Дидактическая игра требует усидчивости, использование мыслительного процесса. Игра – естественный способ развития ребенка. Только в игре ребенок радостно и легко, как цветок под солнцем, раскрывает свои творческие способности, осваивает новые навыки и знания, развивает, наблюдательность, фантазию, память; учится размышлять, анализировать, преодолевать трудности, одновременно впитывая неоценимый опыт общения. Все дидактические игры разделили на группы: 1. Игры с цифрами и числами 2. Игры путешествия во времени 3. Игры на ориентировку в пространстве
4. Игры с геометрическими фигурами. 5. Игры на развитие логического мышления При проведении занятий я использую стихи, пословицы, загадки с математическим содержанием. Это помогает разнообразить обучение и сделать его эмоционально насыщенным. Предлагаю детям подсказывать некоторые строчки или последнее слово в строке, например: мы делили апельсин, много нас, а он (один). Такие задания не только знакомят ребенка с математическими понятиями, но и тренируют внимание, память, речь. При использовании дидактических игр широко применяются различные предметы и наглядный материал, который способствует тому, что занятия проходят в веселой, занимательной и доступной форме. Приведу примеры некоторых игр, которые проводятся, обучая детей математике. Игра-конструктор «Сложи из фигур» Цель: Развивать воображение, знакомить детей с геометрическими фигурами (круг, треугольник, прямоугольник, квадрат). Материал: плоские геометрические фигуры разной величины. Дидактическая игра на логическое мышление «Найди лишнее» Материал: набор фигур - пять кругов (синие: большой и два маленьких, зеленые: большой и маленький, маленький красный квадрат). Задание: "Определи, какая из фигур в этом наборе лишняя. (Квадрат) Объясни почему.(Все остальные - круги) ". Дидактическая игра по развитию количественных представлений «Один-много» Цель игры: формировать у детей представления о количестве предметов «один - много», активизировать в речи детей слова «один, много». Дидактическая игра по развитию представлений о величинах «большой, маленький» Цель игры: развивать умение детей сравнивать два предмета по величине, активизировать в речи детей слова «большой, маленький». «Подбери дорожки к домикам» Цель игры: развивать умение детей сравнивать два предмета по длине, активизировать в речи детей слова«длинный, короткий». Важно отметить, что каждая игра дает упражнения полезные для умственного развития детей и их воспитания. Благодаря играм удается сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже самых несобранных детей дошкольного возраста. В начале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения. Роль дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у дошкольников очень велика. Они помогают ребенку узнать, как устроен окружающий мир, и расширить его кругозор.


В раздел образования