Напоминание

Формирование лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром


Автор: Коничева Наталья Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ Десткий Сад №107
Населённый пункт: город Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: Формирование лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром
Раздел: дошкольное образование





Назад




Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном образовании как одна из основ воспитания и обучения детей. Речь связана с познанием окружающего мира, развитием сознания и личности ребенка. В совершенствовании речи детей, при подготовке их к школе, значительное место должно отводиться формированию лексико- грамматического строя речи, сформированность которой в свою очередь влияет на развитие устной речи ребенка. К школе ребенок должен уметь активно пользоваться речью как средством познания, на уроках он будет постоянно встречаться с требованиями учителей, самостоятельно отвечать на поставленный вопрос, рассказывать что-либо, объяснять, доказывать. Все это потребует от него владения лексическими и грамматическими значениями языка, его фразеологическим богатством, литературной нормой. Особое внимание к формированию лексико-грамматического строя речи детей дошкольного возраста, как основе речевого развития детей, прослеживается в работах А. Н. Гвоздева, Ф. А. Сохина, А. М. Бородич, В. И. Яшиной, М. М. Алексеевой и др. Формирование лексико-грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста является необходимым условием организации целенаправленной систематической работы по речевому воспитанию. К сожалению, в настоящее время педагоги, психологи, логопеды отмечают возрастание числа детей дошкольного возраста имеющих различные отклонения в речевом развитии. Это объясняется как общей ослабленностью здоровья детей, так и неблагоприятной ситуацией воспитания в семье, когда постоянная занятость, либо пренебрежение родительскими обязанностями, сводит до минимума общение детей и взрослых, в процессе которого ребенок и усваивает нормы языка. Более того, многие дети приходят в школу с так и не исправленными недостатками речи, что отрицательно сказывается на школьной успеваемости ребенка, т.к. современная система образования требует от ребенка 1
умение внимательно слушать, анализировать услышанное и четко высказать свои мысли. Все это предъявляет повышенные требования к речевой подготовке ребенка к школе, развитию лексико-грамматического строя речи детей. В методической литературе много внимания уделено формированию лексико-грамматического строя речи с использованием словесных и дидактических игр. Менее разработанным является вопрос формирования лексико-грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром. Между тем лексика ребенка – это, прежде всего отображение усвоенного языкового знака обозначающего окружающий мир ребенка: мир вещей, людей, природы, взаимоотношений и т.д. Грамматически правильно оформленная речь помогает ребенку включиться в речевое общение, обогащая тем самым опыт познания окружающего.
Актуальность
данной статьи определяется тем, что в процессе овладения словарём и лексико-грамматическим строем речи, происходит познание ребенком действительности, так как язык есть главнейшее условие перехода от живого созерцания к абстрактному мышлению в процессе отражения человеком действительности. Без языка человек не может выйти за пределы единичного, конкретного, не может анализировать и обобщать явления действительности, планировать свою деятельность и предвидеть ее результат. Лексическая сторона речи, грамматические навыки, приобретенные в детском саду, речевой опыт являются опорой для формирования связной (диалогической и монологической) речи, от степени развития которой, зависит успешность ребенка в школе. В настоящее время определяется противоречие между признанием необходимости формирования лексико-грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста и недостаточной организацией работы по ознакомлению с окружающим миром для реализации данной задачи. 2

Лингвистические основы формирования лексико-

грамматического строя речи
Речевое развитие рассматривается в психологии и ᴨедагогике как общая основа обучения и воспитания. Одной из главных задач развития речи является формирование её лексико-грамматического строя речи. Уже в дошкольном возрасте ребенок должен овладеть объемом словаря, достаточным для того, чтобы понимать речь взрослых и сверстников. Своевременное формирование лексико-грамматического строя языка ребенка является основным условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей. Язык и речь - это основное средство проявления важнейших психических процессов - памяти, восприятия, эмоций. Овладение лексико-грамматическими нормами осуществляется на основе познавательного развития, в связи с освоением предметных действий, игры, труда и других видов детской деятельности, опосредствованных словом, в общении с взрослым и детьми. Источники и факторы развития языка ребенка и его грамматического строя многообразны, и соответственно многообразны педагогические условия, средства и формы педагогического воздействия. Прежде чем рассматривать формирование лексико-грамматического строя речи у дошкольников рассмотрим лексическую и грамматическую составляющую слова. Слово имеет две стороны: чувственную и смысловую. Чувственная (внешняя) сторона слова состоит из зрительного и слухового компонентов (увидеть и услышать слово), артикуляторного и моторно-графического компонентов (произнести и написать слово). Смысловая (внутренняя) сторона слова включает значение слова (отнесенность слова к тому предмету или явлению, которое оно обозначает) и понятие (форма мышления, отражающая 3
предметы и явления в их существенных признаках). Смысл - значение, которое слово или словосочетание получает в конкретной речевой ситуации. В зависимости от характера речевой деятельности различают активную лексику, активный словарь (активный словарный запас) - слова, которыми пользуются для выражения мыслей в устной речи и на письме, владея ими продуктивно; пассивную лексику (пассивный словарный запас) - слова, которые служат для приема устной и письменной информации, им владеют пассивно. По определению Л. П. Федоренко: слово - основная единица языка. Оно является как бы «представителем» одновременно всех компонентов языка - фонетики (поскольку состоит из звуков речи), лексики (поскольку обозначает, кодирует какое-то явление действительности, т. е. несет смысловую нагрузку), грамматики (поскольку в данном случае существует в определенной грамматической форме). В речи слово живет в определенном значении и в соответствующем грамматическом оформлении, усваивать «просто слова», без их фонетической оболочки и грамматической формы, невозможно. Лексическим значением слова называют способность слова обозначать (кодировать) внеязыковую реальность: предметы и явления (дом, солнце, человек, закат), отвлеченные понятия (мысль, правда), действия (строить, светить, любить, думать), признаки предметов (белый, вечный, дружелюбный, правдивый), признаки действий (вверх, ярко, искренне, честно), числа (один, двенадцать, сто), указания на предметы, признаки, числа (я, кто, какой, сколько) [; с.80]. Главной особенностью слова, как подчеркивает М. М. Алексеева, является единство его лексического и грамматического значений. Лексические значения – сгустки человеческих знаний об определенных сторонах действительности, без их усвоения невозможно овладение речью как средством общения и орудием мышления. Значение слова имеет сложное строение. Во- первых, в нем можно выделить предметную отнесенность, т.е. обозначение предмета, номинацию. В семантике слова различают и вторую сторону – систему абстракций и обобщений, которая скрывается за словом, систему связей и отношений, которая в нем выражается [; с.90]. 4
С психологической точки зрения значение слова есть обобщение, выражающее понятие. Значение слова есть «единство обобщения и общения, коммуникации и мышления». «Обобщение и значение слова суть синонимы». Именно в значении слова «завязан узел того единства, которое мы называем речевым мышлением» (Л. С. Выготский). Взгляд на слово как на «феномен мышления» определяет своеобразие и роль словарной работы с детьми. Она тесно связана с развитием познавательной деятельности, с накоплением представлений об окружающей жизни, с формированием элементов понятийного мышления. Родную речь, свой родной язык ребенок перенимает от близких ему людей, из языковой среды, побуждаемый естественной потребностью общения и самовыражения. Знаки языка - это морфемы, слова, словосочетания, предложения. Усвоить языковой знак — это: 1) запомнить его материальную оболочку, т. е. запомнить его звучание и соответствующие ему мышечные движения органов речи; 2) понять, какому предмету или явлению внеязыковой реальности он соответствует, что он кодирует, т. е. понять его смысл. Смысл языковых знаков (морфем, слов, словосочетаний, предложений) -это их соответствие предметам, действиям, признакам, отношениям реального мира, которые они обозначают. Следовательно, понимать слово — значит соотносить его с определенным явлением действительности. Смысл слова может быть или предметным или логическим. Языковые значения предметного ряда называют лексическими языковыми значениями, языковые значения логического (мыслительного) ряда называют грамматическими языковыми значениями. Итак, для удобства усвоения язык целесообразно рассматривать как знаковую систему, кодирующую (шифрующую) окружающую человека действительность (внеязыковую реальность). Знаки языка - это морфемы, слова, словосочетания, предложения. 5
Усвоить языковой знак - это: 1) запомнить его материальную оболочку, т. е. запомнить его звучание и соответствующие ему мышечные движения органов речи; 2) понять, какому предмету или явлению внеязыковой реальности он соответствует, что он кодирует, т. е. понять его смысл. По мнению Л. С. Выготского: речь, являясь средством усвоения общественно-исторического опыта, служит орудием интеллектуальной деятельности (восприятия, памяти, мышления, воображения) и выполняет познавательную функцию. С помощью языка, представленного в словах, обозначающих предметы и явления, информация об окружающем мире и самом человеке, полученная предшествующими поколениями, становится достоянием следующих поколений. Ребенок, вращаясь с окружающими, овладевает значением слов и правилами построения предложений, получает возможность приобщиться к общечеловеческому опыту, чем многократно увеличивает и объем индивидуального опыта. А. Р. Лурия отмечал, что в результате общественной истории язык стал решающим орудием человеческого познания, благодаря которому человек смог выйти за пределы чувственного опыта, выделить признаки, сформулировать известные обобщения или категории. По его словам, если бы у человека не было труда и языка, у него не было бы и отвлеченного «категориального» мышления [; С.23]. Если взрослые, окружающие ребенка, начинают правильно учить его говорить уже с младенческого возраста, то такой ребенок развивается нормально: у него появляется способность представлять, затем и мыслить, и воображать; с каждой возрастной ступенью эти способности совершенствуются. Параллельно с развитием интеллекта развивается и совершенствуется речь ребенка, что, прежде всего, заметно по все увеличивающемуся объему словарного запаса. Своевременное и полноценное овладение словом является первым важнейшим условием становления (появления) у ребенка полноценной психики и дальнейшего правильного развития ее. Своевременное - значит начатое с 6
первых же дней после рождения ребенка; полноценное - значит достаточное по объему языкового материала и побуждающее ребенка к овладению речью в полную меру его возможностей на каждой возрастной ступени. Внимание к развитию лексико-грамматического строя речи ребенка на первых возрастных ступенях особенно важно потому, что в это время интенсивно растет мозг ребенка и формируются его функции. Физиологам известно, что функции центральной нервной системы именно в период их естественного формирования легко поддаются тренировке. Без тренировки развитие этих функций задерживается и даже может остановиться навсегда. По мнению М. М. Кольцовой [; с.78], таким «критическим» периодом развития являются первые три года жизни ребенка: к этому сроку в основном заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, ребенок овладевает главными грамматическими формами родного языка, накапливает большой запас слов. Если же в первые три года речи малыша не было уделено должного внимания, то в дальнейшем потребуется масса усилий, чтобы наверстать упущенное. Смысл языковых знаков (морфем, слов) - это их соответствие предметам, действиям, признакам, отношениям реального мира, которые они обозначают. Следовательно, понимать языковой знак - значит соотносить эту морфему, слово с определенным явлением действительности. Языковые значения предметного ряда называют лексическими языковыми значениями, языковые значения логического (мыслительного) ряда называют грамматическими языковыми значениями. Слово имеет сложное по своей структуре значение. С одной стороны, слово является обозначением определенного предмета, соотносится с конкретным образом предмета. С другой стороны, слово обобщает совокупность предметов, признаков, действий. На значение слова оказывает влияние и связь с другими словами: унылая пора, веселая пора, короткая пора, пора мечтаний. Слово приобретает различные оттенки значения в зависимости от контекста. А. А. Леонтьев выделяет следующие компоненты значения слова: 7
• отражение в значении слова конкретного предмета (стол — это конкретный предмет); • понятийный или лексико-семантический компонент, отражающий формирование понятий, отражение связей слов по семантике; • отражение эмоционального отношения говорящего к слову; • контекстуальный компонент значения слова (холодная вода в реке, холодная вода в чайнике). Формирование лексической стороны речи – это усвоение языкового знака ребенком. Усвоить языковой знак — это: 1) запомнить его материальную оболочку, т. е. запомнить его звучание и соответствующие ему мышечные движения органов речи; 2) понять, какому предмету или явлению внеязыковой реальности он соответствует, что он кодирует, т. е. понять его смысл. Речевая деятельность требует не только механического воспроизведения известных случаев применения слов, но и свободного оперирования словами, понимания и употребления их в новых ситуациях, в новых значениях. Поэтому успешность овладения лексической стороной речи определяется и количеством запомненных слов, и возможностью широко и адекватно пользоваться ими: самостоятельно понять новые случаи применения уже известных слов по аналогии с ранее бывшими в опыте ребенка, догадаться о значении нового слова, уметь выбрать наиболее верное в данной ситуации. Следовательно, эффект обучения характеризуется преимущественно качественными преобразованиями, происходящими в пользовании лексикой. Таким образом, изучение литературы по проблеме формирования лексической стороны речи, позволяет сделать следующие выводы. Слово имеет не только определённое звучание, но и смысловое содержание. Содержанием каждого слова является понятие. Процесс называния предметов – это процесс познания. За каждым словом скрывается сложная система связей и отношений, которые в нём отражаются, поэтому процесс формирования лексической стороны речи тесно связан: 1) с овладением понятиями (значением слова); 8
2) с умением выделять существенные признаки предметов и явлений, вскрывать связи и отношения между ними и обозначать их словом. Сформированная на достаточном уровне лексическая сторона речи означает:  правильное обозначение предмета существительным;  правильное определение его свойства с помощью прилагательных;  точно указать действия, которые можно осуществлять данным предметом;  соединение предметов в множество с помощью числительных правильно обозначить количество или порядковый номер и т.д.  владение синонимическим рядом русского языка;  умение правильно определять противоположные значения слова – антонимы;  употреблять полученные знания в разговорной речи. Грамматика – это наука о строе языка, о его законах. Как строй языка грамматика представляет собой «систему систем», объединяющую словообразование, морфологию, синтаксис. Эти системы можно назвать подсистемами грамматического строя языка или разными его уровнями. Морфология изучает грамматические свойства слова и его формы, грамматические значения в пределах слова; синтаксис – словосочетания и предложения, сочетаемость и порядок следования слов; словообразование – образование слов на базе другого однокоренного слова (или других слов), которым оно мотивировано, т.е. выводится из него по смыслу и по форме с помощью специальных средств, присущих языку. Таким образом, грамматический строй это система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Различают морфологический и синтаксический уровни грамматической системы. Морфологический уровень предполагает умение владеть приемами словоизменения и словообразования, а на синтаксическом уровне определяется умение составлять предложения, грамматически правильно сочетать слова в предложении. Грамматический строй языка – это четкая система языковых единиц (морфем, словообразовательных моделей, конструкций предложений), категорий (падежа, числа, времени, наклонения и т.д.) и правил оперирования 9
ими. Ребенок «извлекает систему из бессистемных факторов слышимой речи и на ее основе строит собственную грамматику. Сначала грамматика эта включает в себя лишь правила следования аморфных слов-корней в двух-трехсловном предложении, далее – правила изменения слов, затем – словообразования и т.д. При естественном усвоении языка взрослый передает ребенку свои знания грамматики вне целенаправленного обучения, не расчленяя грамматический строй на отдельные составляющие. Язык представлен ребенку с самого начала в виде речи, включенной в общение, в деятельность. Его понимание языка опирается на реальные предметные и человеческие отношения, а освоение происходит в процессе форм общения и способов деятельности. Грамматический строй – логика языка, его организующее начало, обеспечивающее использование всех его средств в связной речи. Исследователи детской речи выделяют два взаимосвязанных процесса в освоении грамматики: подражание и языковое обобщение. На разных этапах онтогенеза роль этих процессов неодинакова. Процесс развития речи – это процесс овладения родным языком, его словарным составом и грамматическим строем. Использование богатства словарного состава родного языка, использование его грамматики для выражения своих знаний, своих мыслей и т.п. – составляет сущность развития речи у детей. Освоение ребенком грамматического строя языка имеет большое значение, так как только морфологически и синтаксически оформленная речь может быть понятна собеседнику и может служить для него средством общения со взрослыми и сверстниками. Усвоение грамматических норм языка способствует тому, что речь ребенка начинает выполнять наряду с функцией общения функцию сообщения, когда он овладевает монологической формой связной речи. Синтаксис играет особую роль в формировании и выражении мысли, т.е. в развитии связной речи. 10
Фундаментальным трудом, раскрывающим механизм формирования грамматического строя речи в онтогенезе, стало исследование А. Н. Гвоздева «Формирование грамматического строя языка русского ребенка». В своей работе А. Н. Гвоздев не только описал поэтапное развитие грамматической стороны речи детей, но и очертил круг неточностей и ошибок, свойственных детям. К ним относятся: спряжение глаголов (чередования в основах и изменение места ударения в словоформах), ряд падежных форм, множественное число и родовая принадлежность существительных, предложное управление и др. По данным А. Н. Гвоздева, морфологические элементы начинают выделяться в словах очень рано (около 1г. 11мес.). Расчленение слов охватывает ряд категорий у существительного – единственное и множественное число, именительный, винительный и родительные падежи, глагольные категории (повелительное наклонение, инфинитив, прошедшее и настоящее время). Усвоение ребенком грамматического строя речи происходит в виде усвоения грамматических категорий, которые характеризуются наличием значения. Время и последовательность усвоения отдельных категорий зависят от характера их значений. У детей вызывает затруднение усвоение тех форм, конкретное значение которых не связано логикой детской мысли, т.е. то, что не ясно по значению. А. Н. Гвоздев писал: «В первую очередь усваиваются категории с отчетливо выраженным конкретным значением, которое легко может быть схвачено ребенком»[; с.12]. А. Н. Гвоздев отмечал, что раньше всего ребенок усваивает число существительных (1г. 10мес.), а также разницу между уменьшительными и неуменьшительными существительными. Рано усваивают дети повелительную форму, так как она выражает различные желания, имеющие для ребенка большое значение. Сложнее усваиваются отношения, которые связаны с предметами и пространством (падежи), со временем (времена) и с участниками речи (лица глаголов). Поздно (2г. 10мес.) усваивается условное наклонение, так как оно выражает что-то предполагаемое, а не реально существующее. 11
Исключительно сложным и длительным оказывается усвоение категорий рода. Род усваивается не путем механического запоминания, а связывается с морфологической структурой существительных. М. М. Алексеева подчеркивала, что освоение ребенком грамматического строя языка имеет большое значение, так как только морфологически и синтаксически оформленная речь может быть понятна собеседнику и может служить для него средством общения со взрослыми и сверстниками. Усвоение грамматических норм языка способствует тому, что речь ребенка начинает выполнять наряду с функцией общения функцию сообщения, когда он овладевает монологической формой связной речи. Синтаксис играет особую роль в формировании и выражении мысли, т.е. в развитии связной речи [; с.155]. Усвоение грамматики связано с когнитивным развитием ребенка, поскольку формирование языковых обобщений в речи предполагает работу мышления. Процессы анализа, синтеза, абстракции и обобщения приводят к усвоению лексических и грамматических значений. Трудности и постепенность усвоения грамматического строя объясняется несколькими причинами: особенностями возраста, закономерностями усвоения морфологической и синтаксической сторон речи, сложностью грамматической системы, особенно морфологии. В русском языке много нетипичных форм, что также создает определенные трудности в их употреблении детьми. Морфологические и синтаксические стороны речи развиваются в единстве, поэтому их можно рассматривать как формирование лексико- грамматического строя речи. В овладении синтаксисом меньше сложностей, хотя замечено, что синтаксические ошибки устойчивее. Они менее заметны окружающим, так как дошкольники, пользуясь устной формой речи, в основном употребляют предложения с несложной конструкцией. Овладение лексико-грамматическим строем оказывает огромное влияние на общее развитие ребенка, обеспечивая ему переход к изучению языка в школе. Основой для усвоения лексико-грамматического строя является познание 12
отношений и связей окружающей действительности, которые выражены в слове и его грамматических формах. Познание ребенком окружающего мира способствует раскрытию связей между предметами и явлениями. Познанные связи грамматически оформляются и отражаются в речи. Таким образом, по определению М. М. Алексеевой, В. И. Яшиной грамматика - это наука о строе языка и его законах, а лексика - раздел науки о языке, изучающий значения слов. Лексика изучает словарный состав языка. Словарный состав языка — наиболее открытая и подвижная сфера языка. В него непрерывно входят новые слова и постепенно уходят старые. Лексико- грамматический строй языка – система слов и правил их функционирования в сфере морфологии, словообразования, синтаксиса. Рассмотренные исследования детской речи позволяют нам сделать вывод о том, что становление лексико-грамматической стороны речи начинается еще в раннем возрасте. Усвоение ребенком лексических и грамматических средств языка происходит поэтапно и взаимосвязано с умственным развитием ребенка.
Формы и методы формирования лексико-

грамматического строя речи у детей старшего

дошкольного возраста
Содержанием речи, усваиваемой ребенком раннего и дошкольного возрастов, как известно, является отраженная в его сознании, воспринимаемая его органами чувств окружающая действительность: он сам, части его тела, близкие люди, комната, где он живет, внутреннее помещение детского сада, где он воспитывается, двор, парк, ближайшие улицы, город; процессы труда людей, природа - неживая и живая. В содержание речи старших дошкольников включаются уже этические понятия, связанные с понятием долга человека в отношении окружающих людей, природы; явления общественной жизни, праздники. Работа по формированию лексико-грамматической стороны речи является важным разделом работы по развитию речи. Ребёнок должен уметь узнавать и понимать те слова, которые слышит, уметь отбирать слова для 13
высказываний и правильно их употреблять как в структурной, так и в смысловой связи. На основе своего значения и грамматических признаков слова в языке группируются в лексико-грамматические критерии – части речи, одни из которых передают вещественные лексические значения, а другие – лишь грамматические и употребляются для связи слов в предложении или для связи предложений. Помимо собственно лексического значения, слова имеют эмоционально-экспрессивную окраску. Лексико-грамматический строй речи формируется прежде всего в повседневном общении и в различных видах детской деятельности – в игре, конструировании, изобразительном творчестве и т. д. И важным педагогическим условием является грамотная организация этой деятельности взрослым в повседневной жизни. Свободное речевое общение ребенка в детском саду происходит: а) в быту (утренний, вечерний туалет, прием пищи и т. д.); б) во время прогулок; в) в процессе игр; г) при ознакомлении с окружающим (общественной жизнью и природой во все времена года); д) в процессе труда (хозяйственно-бытового, ручного, труда в природе); е) во время праздников и развлечений; ж) во время неречевых специальных занятий: по формированию элементарных математических представлений, рисованию, лепке, конструированию, физкультуре, музыкальных. М. М. Алексеева, В. И. Яшина в методике развития речи и обучения родному языку дошкольников выделяют три группы методов – наглядные, словесные и практические. Это деление весьма условно, поскольку между ними нет резкой границы. Наглядные методы сопровождаются словом, а в словесных используются наглядные приемы. Практические методы также связаны и со словом, и с наглядным материалом. Причисление одних методов и приемов к наглядным, других к словесным или практическим зависит от преобладания наглядности, слова или действий как источника и основы высказывания. 14
Наглядные методы используются в детском саду чаще. Применяются как непосредственные, так и опосредованные методы. К непосредственным относится метод наблюдения и его разновидности: экскурсии, осмотры помещения, рассматривание натуральных предметов. Эти методы направлены на накопление содержания речи и обеспечивают связь двух сигнальных систем. Опосредованные методы основаны на применении изобразительной наглядности. Это рассматривание игрушек, картин, фотографий, описание картин и игрушек, рассказывание по игрушкам и картинам. Они используются для закрепления знаний, словаря, развития обобщающей функции слова, обучения связной речи. Опосредованные методы могут быть использованы также для ознакомления с объектами и явлениями, с которыми невозможно познакомиться непосредственно. Словесные методы в детском саду применяются реже: это чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал. Во всех словесных методах используются наглядные приемы: показ предметов, игрушек, картин, рассматривание иллюстраций, поскольку возрастные особенности маленьких детей и природа самого слова требуют наглядности. Практические методы направлены на применение речевых навыков и умений и их совершенствование. К практическим методам относятся различные дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры. Они используются для решения всех речевых задач. В зависимости от характера речевой деятельности детей можно условно выделить репродуктивные и продуктивные методы. Репродуктивные методы основаны на воспроизведении речевого материала, готовых образцов. В детском саду они применяются, главным образом, в словарной работе, в работе по воспитанию звуковой культуры речи, меньше при формировании грамматических навыков и связной речи. К репродуктивным можно условно отнести методы наблюдения и его 15
разновидности, рассматривание картин, чтение художественной литературы, пересказ, заучивание наизусть, игры-драматизации по содержанию литературных произведений, многие дидактические игры, т. е. все те методы, при которых дети осваивают слова и законы их сочетания, фразеологические обороты, некоторые грамматические явления, например управление многих слов, овладевают по подражанию звукопроизношением, пересказывают близко к тексту, копируют рассказ педагога. Продуктивные методы предполагают построение детьми собственных связных высказываний, когда ребенок не просто воспроизводит известные ему языковые единицы, а выбирает и комбинирует их всякий раз по-новому, приспосабливаясь к ситуации общения. В этом и заключается творческий характер речевой деятельности. Отсюда очевидно, что продуктивные методы используются при обучении связной речи. К ним можно отнести обобщающую беседу, рассказывание, пересказ с перестройкой текста, дидактические игры на развитие связной речи, метод моделирования, творческие задания. Каждый метод реализуется через определённые формы работы с детьми. К числу основных форм по развитию лексико-грамматического строя речи старших дошкольников относятся: 1)дидактические игры, направленные на уточнение и закрепление знаний о предметах, природных явлениях, труде взрослых и т.д.; 2)наблюдения; 3)рассматривание картин, репродукций, иллюстраций; 4)осмотры помещений, экскурсии; 5)чтение художественной литературы. Рассмотрим возможности формирования лексико-грамматического строя речи во всех указанных формах подробнее. 1. Важнейшим видом детской деятельности является игра. Достоинство игровых методов и приемов обучения заключаются в том, что они вызывают у детей повышенный интерес, положительные эмоции, помогают концентрировать внимание на учебной задаче, которая становится не 16
навязанной извне, а желанной личной целью. Решение учебной задачи в процессе игры сопряжено с меньшими затратами нервной энергии, с минимальными волевыми усилиями. Особой группой игр являются дидактические игры. Главной целью любой дидактической игры является обучение. Поэтому ведущим компонентом в ней выступает дидактическая задача, которая скрыта от ребенка игровой. Своеобразие дидактической игры и определяется рациональным сочетанием двух задач: игровой и дидактической. Если преобладает обучающая задача, то игра превращается в упражнение, а если игровая задача, то деятельность теряет свое обучающее значение. По мнению А. В. Менджерицкой, сущность дидактической игры заключается в том, что «дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определенные трудности. Ребенок воспринимает умственную задачу, как практическую, игровую, это повышает его умственную активность». В дидактических играх с грамматическим содержанием решаются задачи активизации, уточнения той или иной грамматической формы, грамматического явления. Разработаны такие игры для того, чтобы помочь детям освоить трудные формы словоизменения (родительный падеж мн. числа, повелительное наклонение глагола, согласование слов в роде и т.д.), способы образования слов (наименований детёнышей животных, людей разных профессий, однокоренных слов). Следует подчеркнуть (А. Г. Арушанова), что ребёнку не хватит жизни, чтобы «обыграть» все грамматические формы языка через дидактические игры и упражнения. Они имеют иной смысл: стимулировать детскую поисковую активность в сфере грамматики, воспитывать у детей языковое чутьё, лингвистическое отношение к слову и элементарные формы осознания языковой действительности. Дидактические игры и упражнения с грамматическим содержанием могут проводиться со всем коллективом детей на занятиях, так и в свободное время с небольшими подгруппами детей, вовлекая в деятельность малоактивных и застенчивых 17
Разработаны специальные игры и упражнения, которые предназначены для того, чтобы учить детей правильно изменять слова, помогать запомнить трудные формы слов, необходимые для повседневного общения. Это хорошо известные игры: «Чего не стало?», «Чего не хватает Мише для прогулки?» (на образование форм родительного падежа множественного числа существительных); «Чудесный мешочек», «Разноцветный сундучок» (на усвоение родовой принадлежности существительных); «Поручения», «Вы хотите?- Мы хотим» (на спряжение глаголов); «Прятки», «Что изменилось?» (на усвоение и активизацию предлогов и наречий) и др. Следует подчеркнуть, что в игре ребёнок не подозревает об истинном её назначении. Он видит и осознаёт игровую задачу: быть внимательным, запомнить, как стояли предметы, узнать игрушку по описанию и т. д. Ребёнок в играх и упражнениях приобретает грамматические знания и умения как бы помимо сознания. Особую роль в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста отводят словесным дидактическим играм (без наглядного материала). В словесной дидактической игре дети учатся мыслить о вещах, которые они непосредственно не воспринимают, с которыми в данное время не действуют. Эта игра учит опираться в решении задачи на представление о ранее воспринятых предметах. Можно использовать следующие игры и упражнения с грамматическим содержанием: «Один-много» (образование множественного числа существительных в именительном и родительном падежах), «Какой, какая, какое?», «Исправь ошибку», «Размытое письмо» (согласование слов в словосочетании и предложении), «Хорошо-лучше» (образование степени сравнения прилагательных и наречий), «Скажи наоборот» (образование антонимов), «Чей хвост? Чья лапа?» (образование притяжательных прилагательных) и др. Таким образом: применение специальных дидактических игр и упражнений позволяет наиболее успешно решать вопросы развития лексико- грамматического строя речи. В них дети пополняют и активизируют словарь. 18
Дидактические игры способствуют активизации мыслительной и речевой деятельности детей. 2. Второй очень важной формой по формированию лексико- грамматического строя речи мы считаем наблюдения. Во время наблюдений дети учатся последовательно выделять существенные признаки предметов, сходства и их различия, учатся обобщать и классифицировать. Наблюдение за деятельностью взрослых определено программой и диктуется окружением детей. Во время наблюдений, по мнению Е. И. Тихеевой не следует перегружать внимание детей деталями, многочисленными подробностями, что отвлекает ребёнка от главного и быстро утомляет. Один и тот же предмет или явление могу быть объектом наблюдений, но методы работы должны быть разными. Так же необходимо, обеспечивать детям во время наблюдения активность восприятия: воспитатель задаёт вопросы, дети отвечают и сами о чём-то спрашивают, им разрешается посмотреть вещь, потрогать, подержать, поиграть с ней. Эти требования педагогически оправданы, они упираются на знание закономерностей развития ребёнка, проверены многолетней практикой и, безусловно, не потеряли своего значения. Авторы О. И. Соловьёва, А. М. Бородич доказывают, что в процессе наблюдений в природе у детей обогащается словарь, а так же осуществляется эстетическое воспитание, которое способствует обогащению чувств и эмоциональной сферы личности. Большая роль при этом принадлежит взрослому, прививая детям чувство прекрасного, педагог должен стремиться, прежде всего, сформировать у них свое эмоциональное, эстетическое отношение к окружающей природе, окружающему миру в целом, показать связь между объектами в различных обстоятельствах. Отношение ребенка ко всему живому во многом зависит от отношения самих взрослых к окружающей природе, будь то веточка растения, воробей, жук или щенок. Наблюдения в природе способствуют развитию у детей любознательности, умению сравнивать, сопоставлять, устанавливать причинно- 19
следственные связи. Дети высказывают свои суждения в форме сложных предложений. Поэтому необходимо научить их свободно пользоваться такими предложениями. Основным приёмом обучения составлению сложных предложений являются вопросы и предлагаемый образец воспитателя. (На дороге лужи, потому что шёл дождь. Если сегодня будет солнечно, мы услышим звон капели. Чтобы птицы не голодали, мы насыплем на кормушку хлебные крошки.). Итак, разнообразные наблюдения создают возможность для совершенствования детской речи, и чем больше воспитатель использует эту возможность, тем богаче и разнообразнее по форме и содержанию становится речь детей. Нужно обязательно поощрять детей, когда они используют образные выражения, сложные, правильно построенные предложения, высказывают собственное отношение к событиям и явлениям. Положительная оценка придаёт ребёнку уверенность в своих силах, что благоприятно влияет на его речевое и умственное развитие. 3. Третьей и очень важной формой работы с детьми по развитию лексико- грамматических навыков выделяют рассматривание картин, репродукций, иллюстраций. С помощью картин и иллюстраций педагог сообщает такие знания, которые нельзя добыть непосредственным путем (о растениях, животных, обитающих на севере, в пустыне, тропиках и т.д.). Художественная иллюстрация - важнейший элемент книги для детей, во многом определяющий ее художественную ценность, характер эмоционального воздействия, возможности использования ее в процессе эстетического воспитания читателей. Иллюстрация помогает ребенку в познании мира, освоении нравственных ценностей, эстетических идеалов, углубляет восприятие литературного произведения. С иллюстрации начинается процесс выбора ребенком книги для чтения. Иллюстрация способствует пониманию ребенком литературного текста, формирует представление о его теме, идее, персонажах, содержит в себе оценку событий и героев литературного действия. 20
Так же среди методов опосредованного ознакомления с окружающим и обогащения словаря большое место занимает рассматривание картин. Картина даёт знание детям о тех объектах, которые они не могу наблюдать непосредственно: о диких животных, о жизни народов, о технике и т.д. Так же при рассматривании картин, происходит закрепление и активизация словаря. Используются настенные предметные и сюжетные картины. Предметные картины служат для уточнения названий предметов, признаков. Сюжетные картины служат для активизации словаря. Картины рассматриваются, по ним проводятся беседы, способствующие развитию речевой активности, формированию обобщающей функции слов, умений употреблять их в связной речи. С физиологической точки зрения картина обеспечивает связь второй сигнальной системы с первой, быстрое усвоение слов. К. Д. Ушинский писал: "Учить ребёнка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов - и ребёнок усвоит их на лету". При выборе картин в целях обогащения представлений, развития речи должна соблюдаться строгая постепенность, переход от доступных, простых сюжетов к более сложным. Таким образом, рассматривание картин несёт ребёнку вместе с представлением и слово, сопровождается речевым образцом, пояснениями и рассказом воспитателя, чтением стихов, объяснением и толкованием новых слов. Описанные нами выше формы работы с детьми, а именно рассматривание картин, иллюстраций и репродукций, влияют на формирование чувственного восприятия мира, развивают в ребенке эстетическую восприимчивость, выражающуюся, прежде всего, в стремлении к красоте во всех ее проявлениях. Обогащая и развивая зрительное восприятие - активизируется словарный запас, а значит, происходит и развитие речи. 21
4. Следующей формой работы с детьми по формированию лексико- грамматического строя речи является осмотр помещений, экскурсии. Осмотры помещений - это своеобразные экскурсии по помещению игровой комнаты, затем по всему зданию детского сада, по прилегающему участку, далее по ближайшей улице. По мнению Е. И. Тихеевой осмотры должны быть интересны детям. Заинтересованность детей ведёт к точности наблюдения и глубине восприятия. Учитывая особенности возраста, такие осмотры проводят живо, эмоционально, с применением игровых приёмов. Длительность осмотров достигает 15 минут. За один осмотр надо знакомить детей с какой-нибудь группой предметов, а не со всей обстановкой помещения. При этом вводятся новые слова и закрепляются уже имеющиеся в словаре детей. Большое место в старшем дошкольном возрасте занимают экскурсии за пределы детского сада в природу. Их содержание усложняется, даётся больше новых слов. В процессе экскурсий дети приобретают знания о родном городе, об улице, где находится детский сад, знакомится с трудом взрослых и одновременно осваивают и уточняют разнообразный словарь: название профессий, техники, трудовых процессов. Расширяются и уточняются представления ребёнка о сезонных изменениях в природе, о некоторых животных, растениях и в связи с этим осваивается природоведческий словарь. Итак: осмотры помещений, экскурсии способствуют активизации речевой практики, расширяют кругозор, обогащают словарный запас, а значит способствуют совершенствованию лексико- грамматических навыков. 5. Следующей формой, направленной на формирование лексико- грамматического строя речи, является чтение художественной литературы. Цель ознакомления с художественной литературой дошкольников, по определению С. Я. Маршака - это формирование будущего большого талантливого читателя, культурного образованного человека. Художественная литература - важный проводник эстетической жизни ребенка дошкольного 22
возраста. Чтобы понять сложную и влиятельную роль художественной литературы в развитии восприятия детей, необходимо понять то своеобразие детского мировосприятия, которое можно охарактеризовать, как детский мифологизм, который сближает детей с художником. Для ребенка слова художественного произведения вполне реальны, они имеют глубокую, таинственную связь с вещами, названием которых они являются: дети глядят на слова как на символы вещей, они боятся некоторых слов, верят в волшебную силу других. Мы имеем здесь дело с настоящей верой в волшебную силу слов. Можно сказать, что художественная литература всецело связана с работой фантазии, которая неотделима от чувства восприятия, именно как органа эмоциональной сферы: литературный мир объективирует у ребенка дошкольного возраста те или иные чувства и восприятия, и в этом тайна живучести в нашей душе сказочных образов и тайна их влияния на детскую душу.Конечно, литературный мир открывается ребенку лишь тогда, когда он владеет всеми видами восприятий и речью - и эта связь художественной литературы с восприятиями и языком всегда остается тесной. Задача художественной литературы дать образы, в которых выражаются, которыми питаются чувства, дать познавательную функцию, которая потом раскроет понимание действительности перед ребенком дошкольного возраста через восприятие окружающего мира. В результате формируются нравственные, эстетические и речевые эталоны, происходит скачок в развитии фантазии ребенка, которые являются моделями для восприятия окружающего мира и регуляторами поведения ребенка. Для решения задач всестороннего воспитания средствами художественной литературы, формирования личности ребенка, его художественного развития существенную роль играет правильный отбор произведений как для чтения, так и для рассказывания. В основе отбора - 23
педагогические принципы, разработанные на основе общих положений эстетики. Литературное произведение должно нести познавательные, эстетические, и нравственные функции, т.е. оно должно быть средством умственного, нравственного и эстетического воспитания. Ознакомление с художественной литературой дошкольников действительно занимает важное место во всей системе учебно-воспитательного процесса, так как за ним стоит не только развитие речевых умений ребенка, но и всей личности в целом: ее сущностных сил, духовных потребностей, нравственных идеалов, личных и общественных представлений, мировоззрения. Таким образом, изучив работы Е. И. Тихеевой "Развитие речи детей", А. И. Максакова "Развитие речи детей дошкольного возраста", М. М. Алексеевой, В. И. Яшиной "Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников", можно сделать вывод, что основными методами формирования лексико-грамматического строя речи являются: 1. Методы непосредственного ознакомления с окружающим миром и обогащения словаря: наблюдение, осмотр помещений, экскурсии. 2. Методы опосредованного ознакомления с окружающим миром и обогащения словаря: рассматривание картин, чтение художественной литературы, дидактические игры. Данные методы позволяют накапливать значительный объём знаний, что обеспечивает свободное общение со взрослыми и сверстниками и являются наиболее эффективными для формирования лексико-грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста.
Ознакомление с окружающим миром для формирования лексико-

грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста
24
Богат, прекрасен и бесконечно разнообразен окружающий нас мир. Ввести ребенка в этот мир, раскрыть его красоту, неповторимость, научить любить и беречь – задача и долг педагога. В период дошкольного детства у ребенка возникают первые представления об окружающем мире, формируется умение устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности о явлениях окружающей жизни, а также самостоятельно применять полученные знания в доступной практической деятельности. По мнению Л. И. Аксеновой, Б. А. Архиповой: "Окружающий мир многообразен. Это и семья, и детский сад, и родной город. Это мир взрослых, с которыми ребенок общается, мир предметов, которые помогают ему познавать окружающую действительность ". Природа окружает ребенка с ранних лет. Крупнейшие представители классической педагогики прошлого уделяли большое внимание влиянию окружающей природы на развитие личности ребенка. И. Г. Песталоцци отмечал, что это – источник, благодаря которому «ум поднимается от смутных чувственных восприятий к четким понятиям», а познание различных природных явлений идет в единстве с овладением искусством речи. Он писал по этому поводу: «С самых ранних этапов развития я хочу ввести своего ребенка во всё многообразие окружающей природы; хочу организовать его обучение речи, собирая для этого все простые произведения природы. Единственный подлинный фундамент человеческого познания – созерцание природы». Особую роль природы в умственном развитии ребенка подчеркивал К. Д. Ушинский. Он считал: «логика природы есть самая доступная и самая полезная логика для детей». Именно непосредственное наблюдение окружающей природы «…составит те первоначальные логические упражнения мысли, от которых зависит логичность, т.е. истина самого слова, и на которых потом вытекают само собой логическая речь и понимание грамматических законов». Чтобы совершенствовать мысль и слово ребенка, необходимо обогащать его душу полными, верными, яркими образами природы, потому что все, «что есть 25
в речи логического … протекает из наблюдений человека над природой…», а сама логика «есть не что иное, как отражение в нашем уме связи предметов и явлений природы». Ознакомление дошкольников с окружающим миром – это средство образования в их сознании адекватных представлений и знаний о мире, основанных на чувственном опыте, и воспитании правильного отношения к нему. Оно является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь. Богатство и широта представлений ребёнка о явлениях общественной жизни, о мире вещей, созданных руками человека, во многом определяют как умственное, так и нравственное развитие детей. Чем правильнее и ярче будет впечатление, тем интереснее и содержательнее будет их жизнь. Ознакомление дошкольников с явлениями и предметами окружающего мира – системообразующая часть воспитательно-образовательного процесса, в ходе которого происходит их социализация и интеграция в социум. Поэтому последовательность изучения и распределения материала по возрастам должно быть подчинено дидактическим принципам научности, доступности, линейности и систематичности. В современной системе дошкольного образования активно разрабатываются новые методы разностороннего развития детей. «Ознакомление с окружающим миром», является ключевым в интеллектуальном и речевом воспитании дошкольников. Одной из главных задач является накопление и систематизация представлений о природе и жизни общества в тесной взаимосвязи с овладением приемами анализирующего наблюдения, действиями сравнения и обобщения. Вопросы, ознакомления детей с окружающим миром, находят отражение в современных комплексных программах дошкольного образования: «Радуга», «Детство», «Развитие», «Программа воспитания и обучения в детском саду», «Истоки». 26
Рассмотрим и проанализируем все выше перечисленные программы дошкольного образования. Программа «Детство» (авторы: В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др./ под ред. Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой, Л. И. Гурович). «Детство» — комплексная образовательная программа, разработанная авторами с позиций гуманистической педагогики, личностно-деятельностного подхода к развитию и воспитанию ребенка. Она включает три части в соответствии с тремя ступенями дошкольного периода (младший, средний, старший дошкольный возраст). Цель программы: обеспечение всестороннего развития ребенка в период дошкольного детства: интеллектуального, физического, эмоционально- нравственного, волевого, социально-личностного - через соответствующую его возрастным особенностям развивающую среду. Введение ребенка в окружающий мир осуществляется путем его взаимодействия с различными сферами бытия (миром людей, природы и др.) и культуры (изобразительным искусством, музыкой, детской литературой и родным языком, математикой и др.). Особый акцент в программе сделан на приобщение детей к миру природы, воспитание бережного отношения к природным объектам. Программа имеет полный комплект методического обеспечения. Особое внимание в программе обращается на приобщение детей к миру природы, воспитание бережного отношения к природным объектам. Развитие характерной для дошкольников любознательности и познавательной активности стимулируется благодаря насыщенности программы познавательными задачами и расширению круга объектов познания (люди и их отношения, мир предметов и трудовая деятельность, природа, искусство и др.) 27
Введение ребенка в окружающий мир осуществляется путем его взаимодействия с различными сферами бытия (миром людей, природы и пр.) и культуры. Программа «Детство» ориентирует внимание не только на экологические представления детей, но и на разные личностные проявления – познавательные и речевые умения, трудовые навыки, отношение к природе. Следующая программа, которая широко применяется в современных ДОУ - программа "Радуга". Авторы: Т. Н. Доронова, С. Г. Якобсон, Е. В. Соловьев, Т. И. Гризик, В. В. Гербова, направлена на воспитание, образование и развитие ребенка дошкольного возраста. В данной программе выделен раздел «Ребенок и окружающий его мир». Цель этого раздела: помочь научиться общению со взрослыми и сверстниками, понятно для окружающих выражать свои мысли, уметь слушать и понимать других, формировать простейшие выводы. Этот раздел тесно связан с разделом «Обучение родному и иностранному языкам». Одно из положений, на которых базируется программа, - личность представляет собой систему, основанную на отношение человека к окружающему миру, другим людям, к самому себе. В программе поставлены задачи формирования бережного и уважительного отношения к окружающему миру рукотворных предметов и сфер человеческого труда, экологического отношения к природе, разработаны и предложены эффективные технологии создания в группе спокойных и доброжелательных взаимоотношений. Авторы программы «Радуга» ставят перед воспитателями следующие задачи: - формировать активное и бережное уважительное отношение к окружающему миру; - приобщать к основным сферам человеческой культуры (труду, знаниям, искусству, морали и пр.). 28
По словам авторов программы «Радуга» в процессе воспитательно- образовательной работы с детьми закладываются основы познавательного, бережного, созидательного отношения к миру, уважительное, заинтересованное отношения к культуре других народов; формируется эмоциональная отзывчивость к эстетической стороне окружающей действительности. Основу следующей программы «Развитие» (авторы: Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко, Н. С. Варенцова и др.) составляет теория А. В. Запорожца о самоценности дошкольного периода развития, согласно которой основной путь развития ребенка — это амплификация развития, т. е. его обогащение, наполнение наиболее значимыми для дошкольника формами и способами деятельности. Это положение потребовало разработки особых, дошкольных путей развития ребенка. В процессе работы по разделу «Ознакомление с природой» дети знакомятся с явлениями живой и неживой природы, как на занятиях, так и вне их: на прогулках, в уголке природы и т. д. На занятиях уточняются, расширяются и систематизируются знания детей с помощью усвоения ими специальных условных обозначений тех или иных явлений природы. Учебный материал дается в соответствии со временем года. На протяжении всего обучения ведется своеобразный календарь природы — круговая диаграмма, моделирующая смену времени года. На сектора диаграммы наносятся знаки, отображающие те или иные явления данного сезона. Таким образом, дети могут наглядно проследить изменения в погоде, жизни растений и животных от одного времени года к другому. Раздел программы «Ознакомление с природой» включает в себя пять подразделов. Первый направлен на развитие представлений о смене времен года. Здесь уточняются представления детей о характерных особенностях каждого сезона, и формируется представление о закономерной повторяемости изменений в жизни природы от сезона к сезону. 29
Остальные четыре раздела соответствуют четырем временам года (осень, зима, весна, лето). На протяжении каждого сезона дети знакомятся с сезонными изменениями в природе, изменениями в мире растений и животных. Следующая программа построена на концепции психологического возраста, как этапа детского развития, характеризующегося своей структурой и динамикой. Базисная программа «Истоки» (авторы: Т. И. Алиева, Т.В . Антонова, Е. П. Арнаутова, А. Г. Арушанова, Л. А. Парамонова и др.). Название программы отражает особое значение дошкольного детства как уникального периода, в котором закладываются основы всего будущего развития человека. В основу программы положена концепция психологического возраста как этапа детского развития, характеризующегося своей структурой и динамикой. В «Познавательном развитии» выделяются следующие задачи: -расширение и обогащение ориентировки ребенка в окружающем мире; -формирование способов и средств познавательной деятельности; -развитие способности видеть общее в единичном явлении и находить самостоятельное решение возникающих проблем; - познание окружающего мира посредством представлений о природе и человеке (развивается интерес ко всему живому, обогащаются представления о связях между природными явлениями, обнаруживаются их отличия и общие черты, изучаются свойства природных объектов; дети приобщаются к разнообразной деятельности в природе, воспитывается бережное отношение к ней); -культуру быта (развиваются представления об устройстве человеческого жилья и предметах домашнего обихода, устанавливаются причинно- следственные связи между назначением предмета, его строением и материалом, 30
из которого он изготовлен; воспитывается умение пользоваться предметами и ряд необходимых качеств, связанных с этим, и т.п.). Проанализировав рассмотренные выше комплексные программы дошкольного образования, мы считаем, что данные программы обеспечивают возможность приобщения ребенка к истокам отечественной и мировой культуры, знакомство с родным городом, его историей и традициями; обеспечивают развитие любознательности, познавательной активности, стимулируют речевое развитие и познание окружающего мира (люди, их отношения, мир предметов, трудовая деятельность, природа и т.д). Данные программы, на наш взгляд, способствуют активному взаимодействию ребенка с миром. Одной из важнейших задач по ознакомлению с окружающим миром старших дошкольников в детском саду является обогащение словаря, а именно с развитием словаря происходит совершенствование лексико-грамматических навыков. Таким образом, работа по ознакомлению с окружающим миром старших дошкольников, направлена не только на расширение представлений об явлениях окружающего мира, но и облегчает и ускоряет процессы запоминания, формирует приёмы работы с памятью, а так же способствует развитию речи.
Список использованных источников и литературы
1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М.: Академия,1998. – 320с. 2. Аркин Е. А. Ребенок в дошкольные годы / Под ред. А. В. Запорожца и В. В. Давыдова. - М.: Просвещение, 1968 – 280с. 3. Белобрыкина О.А. Речь и общение. – Ярославль,1998. – 220с. 31
4. Бородич А.М. Методика развития речи детей. – М.: Просвещение, 1981. – 255с. 5. Возрастная и педагогическая психология: учебное пособие для вузов / М. В. Матюхина и др.; под ред. М. В. Гамезо. – М.: Просвещение, 1984. - 253с. 6. Выготский Л.С. Мышление и речь. – М.: Лабиринт, 1999. – 352с. 7. Выготский, Л.С. Развитие устной речи / Л.С. Выготский // Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.3 Проблемы развития психики / Под ред. А. М. Матюшкина. - М.: Педагогика, 1983. - 368 с. 8. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи.- М. : Детство-Пресс, 2007. - 471 с. 9. Жинкин Н.И. Механизмы речи. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. – 370с. 10.Занятия по развитию речи в детском саду / Под ред. О.С.Ушаковой. - М.: Просвещение,1993.-271с. 11.Захарова А. В. Опыт лингвистического анализа словаря детской речи автореф. дис. . канд. филол. наук / А. В. Захарова. — Новосибирск, 1975. - 24 с. // 12.Карельская Е. Поможем Буратино заговорить: Игры со словами //Дошкольное воспитание. – 2002. - №5. – С.44-49. 13.Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. - М.: Советская Россия, 1973 - 192с. 14.Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность. – М.: Политиздат, 1965. – 128с. 15.Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Смысл,2000. – 511с. 16.Леушина А.М. О своеобразии образов в речи маленьких детей //Психология дошкольника: Хрестоматия / Сост. Г.А. Урунтаева. – М.,1997. – С.102 – 112 17.Логинова В.И. Формирование словаря // Развитие речи детей дошкольного возраста / Под ред. Ф.А.Сохина. – М, 1984. – С.79-83. 18.Лурия А.Д., Юдович Ф.Я. Речь и развитие психических процессов у ребенка. - М.: академия педагогических наук РСФСР, 1956-94с. 19.Лурия А.Р. Язык и сознание. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. – 416с. 20.Львов М.Р. Основы теории речи.- М.:Академия,2000.-247с. 32
21.Ляшко Т. О чем поведал дверной замок: О некоторых приемах развития речи //Дошкольное воспитание. – 1999. - №9. – С.56-60. 22.Развитие речи детей дошкольного возраста / В.И.Логинова и др., под ред. Ф.А.Сохина. – М.: Просвещение. – 1984. – 223с. 23.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 1999. – 705с. 24.Смирнов С.Д. Мир образов и образ мира // Вестник МГУ. Психология. – 1981. - №2. – С.15 – 29 25.Сохин Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи // Умственное воспитание детей дошкольного возраста. – М.,1984. – С.202- 206 26.Сохин Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста. – М.: Педагогика,1984. – 280с. 27.Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). – М.: Просвещение, 1981. – 180с. 28.Ушакова О. «Вышел зайчик погулять»: Развитие речи детей четырех – семи лет //Дошкольное воспитание. – 1995. - №1. – С.59-66 29.Ушакова О.С. Занятия по развитию речи в детском саду. – М.: Просвещение, 1993. – 220с. 30.Ушакова Т.Н. Психология речи и психолингвистика // Психологический журнал. – 1991. - №6. – С.12-25 31.Федоренко Л.П. и др. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1977. – 239с. 32.Швачкин Н.Х. Развитие речевых форм у младшего дошкольника // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: Сб. ст. / Отв. ред. А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец. М.: Педагогика, 1995. с. 24-36 33.Эльконин Д.Б. Детская психология (Развитие ребенка от рождения до семи лет). – М.: Учпедгиз, 1960. – 323с. 34.Яшина В.И. Некоторые вопросы методики словарной работы в средней группе детского сада // Вопросы дошкольной педагогики. – М.: Педагогика, 1975. - C.24-35. 35.Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников 33


В раздел образования