Напоминание

Выявление и развитие одаренных детей. Рисунок- отражение внутреннего мира ребенка


Автор: Петухова Мария Михайловна
Должность: учитель искусства
Учебное заведение: МОУ СОШ №1 г. Можайска
Населённый пункт: МО, г. Можайск
Наименование материала: Конспект
Тема: Выявление и развитие одаренных детей. Рисунок- отражение внутреннего мира ребенка
Раздел: среднее образование





Назад





МОЖАЙСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Средняя общеобразовательная школа №1г. Можайска

тема:

Выявление и развитие одаренных детей.

Рисунок- отражение внутреннего мира ребенка.
Выполнила: Петухова Мария Михайловна Учитель Искусства (Изобразительное искусство) Первой квалификационной категории Можайск, 2015-2016г.
Цели: 1. Раскрыть суть понятия «одарённость», рассмотреть её особенности. 2. Определить общие методологические и психолого-педагогические позиции в работе с одаренными детьми. 3. Выработать систему работы с одаренными детьми. 4. Привлечь внимание коллектива к современным технологиям, способствующим развитию детской одарённости. Предварительная подготовка: 1. Провести опрос (анкетирование) среди обучающихся по выявлению одарённых детей, определить направленность их одарённости. 2. Тематическая проверка «Работа с одаренными детьми на уроках и во внеурочное время». Повестка: 1. Вступительное слово «Сообщение по теме: «Выявление. Работа с одарёнными детьми» 2. Анализ своей деятельности по проблеме работы с одарёнными детьми. 3. Просмотр презентации по теме «Выявление и развитие одаренных детей».
Ход выступления.
Способность предполагается заранее,

но она должна стать умением.

Иоганн Вольфганг Гете
В настоящее время проблема работы с одарёнными детьми всё более актуальна. Обществу нужна творческая личность. Рыночная экономика формирует спрос на энергичных, с высоким интеллектом и высокими творческими способностями молодых специалистов. Выявление одарённых детей, организация системной работы – одна из главных задач современной школы и образовательной практики в условиях модернизации российской системы образования. С сентября 2011 года во всех образовательных учреждениях нашей страны вводится Федеральный государственный образовательный стандарт (далее ФГОС). В основе ФГОС лежит системно - деятельностный подход, который, среди множества планируемых результатов, предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям современного общества; учёт индивидуальных особенностей учащихся; разнообразие их развития, обеспечение роста творческого потенциала и познавательных мотивов.
Одарённость
— это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одарённый

ребенок
— это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Общепризнанно,

что

творчество

скорее

процесс,

поиск,

нежели

результат.
Н е в с е гд а э т о т п о и с к з а к а н ч и в а е т с я с о з д а н и е м высококачественного продукта деятельности. Скорее это некое умение задаваться вопросом, ставить перед собой проблему и попытка ее решения.
Какого же ребёнка считать одарённым? Вообще существует две крайние точки зрения: 1 Все дети являются одарёнными. 2. Одарённые дети встречаются крайне редко. У каждого есть свои мнения. В настоящее время одарёнными принято считать: • детей с интеллектом выше среднего; • детей с высоким уровнем творческих способностей; • детей, достигших успехов в некоторых областях деятельности (юные музыканты, художники, математики, шахматисты и т.д.); • детей, хорошо обучающихся в школе (академическая одаренность). Выделяют следующие виды одарённости: • Одарённость в практической деятельности; • Одарённость в познавательной деятельности; • Одарённость в художественно-эстетической деятельности; • Одарённость в коммуникативной деятельности; • Одарённость в духовно-ценностной деятельности
.
«Одаренные дети» — это особые дети, недаром ещё Сергей Есенин писал: «Не каждый умеет петь, не каждому дано яблоком падать к чужим ногам…». Задача педагогов - понять таких детей, направить все усилия на то, чтобы передать им свой опыт и знания. Чтобы работать с одаренными детьми, нужна большая психологическая подготовка. Педагог должен понимать, что эти дети нуждаются в поддержке со стороны взрослых, которые призваны научить их справляться с непомерно завышенными ожиданиями в отношении своих способностей. Целостный подход к одаренному человеку, как к личности, необходим, чтобы реализовать его дар. В процессе целенаправленной деятельности,
опирающейся на познавательные потребности детей, происходит развитие способностей. Задачи, стоящие перед коллективом: - Своевременное выявление одарённых детей; - Использование на уроке дифференциации на основе индивидуальных особенностей детей; - Отбор средств обучения, способствующих развитию самостоятельности мышления, инициативности и научно-исследовательских навыков, творчества в разных видах деятельности; - Организация разнообразной внеурочной и внешкольной деятельности; - Развитие у одарённых детей качественно высокого уровня представлений о картине мира, основанных на общечеловеческих ценностях. Чем одарённые дети отличаются от других детей? В педагогике и психологии существует множество критериев оценки творческих работ детей. Но некоторые исследователи отмечают большую эффективность подхода к анализу детского творчества американского специалиста П.Торренса. Он выделяет творческое мышление как обязательный компонент любого творческого поиска и использует основные показатели творческого мышления (продуктивность, г и б кос т ь, оригинальность, разработанность творческих идей и решений) для анализа результатов творческой деятельности. Для того чтобы
выявить
творческий потенциал ребёнка, его творческие способности Е.С.Белова рекомендует понаблюдать за ребёнком на занятиях, в игре, отмечая следующие моменты: - предпочитаемые виды занятий, игр; - самостоятельность творческого поиска (обращается ли за помощью к взрослым, другим детям, какая помощь и на каком этапе потребовалась); - отношение ребёнка к процессу творчества (эмоциональная окрашенность, увлечённость); - инициатива (в выборе вида деятельности, создании замысла, выборе средств);
- реализация творческого замысла (полнота, изменения, осознанность); - использование источников информации и выразительных средств (виды, предпочтения, разнообразие, адекватность замыслу). Важной
особенностью одаренных детей
является их познавательная потребность прежде всего в познавательной информации, которая выступает в самых разных формах: любознательность, целенаправленная познавательная деятельность. Одаренные дети охотно и легко учатся, отличаются остротой мышления, наблюдательностью, исключительной памятью, проявляют разностороннюю любознательность, часто уходят с головой в то или иное дело. Выделяются умением четко излагать свои мысли, демонстрируют способности к практическому приложению знаний, проявляют исключительные способности к решению разнообразных задач. Для них характерна острота восприятия окружающего мира, способность сосредоточиться сразу на нескольких видах деятельности, высокий порог восприятия, продолжительный период концентрации внимания. В нашей школе уделяется должное внимание работе с одарёнными детьми. Всевозможные формы и виды деятельности позволяют поддерживать и развивать их способности и таланты. Обучение одаренных детей в условиях общеобразовательной школы осуществляться на основе
принципов дифференциации
: в 1 классе разработана программа внеурочной деятельности, где ученики и их родители выбирают кружок той направленности, где ребёнок может проявить себя, развить свои способности. Ежегодно ученики нашей школы принимают участие в олимпиадах, очных и заочных конкурсах, конференциях. Всё это вносит неоценимый вклад в работу с одарёнными детьми. Большое значение
для развития
способностей детей имеет исследовательская деятельность на уроках и во внеурочное время. Для развития творческих способностей, воспитания здорового образа жизни в школе действуют кружки и секции.
Работа с одаренными детьми трудна, но богата развивающими идеями — не только для обучающихся, но и для педагога. Нет волшебства, нет чуда никакого, Искусство начинается с простого- К душе ребенка ключик подобрать, Чтоб смог он целый мир разрисовать... увидеть синеву в глазах небес, Платком акриловым укутать зимний лес, Смотреть на радугу-наследницу дождя И в этой радуге увидеть вдруг…..себя!
Рисунок - отражение внутреннего мира ребёнка.
(Выявление и развитие одаренных детей в художественно-эстетической сфере) Диагностика творческих способностей имеет свои особенности, которые нам необходимо выделить, чтобы увидеть их отличительную черту от других видов диагностики. Особенности диагностики: *Для получения более точных результатов необходимо исключить учебную мотивацию, проводить в свободное от работы время. *Экспертная оценка не столько результата, сколько процесса. *Иные методы: не через тесты, а через включённое наблюдение в естественных условиях (эксперт играет вместе); через самоопросники,
биографический метод, в котором снимаются только факты (т.к. творчество возникает эпизодически) и анализируются условия, в которых происходил факт. *Игра, тренинги являются основными методами. *Для снятия напряжённости обязателен подготовительный период. *Снят лимит времени. Основные показатели при диагностировании: -Беглость. -Гибкость (количество идей, умение переключаться с проблемы на проблему). -Оригинальность (стандартный ответ или нет). -Устойчивость интереса. -Целостность (способность придавать продукту завершённый вид). При проведении диагностики с детьми младшего школьного возраста необходимо создать обстановку для индивидуального обследования, без контакта с другими детьми, т.к. у детей этого возраста есть склонность к подражанию. Методы диагностики должны исключить словесное пояснение детей со стороны, т.к. их речь неадекватна чувствам. Дети чувствуют больше и понимают на интуитивном уровне, чем могут сказать. Предпочтение отдаётся интуитивной догадке.
Художественно-эстетическое развитие проверяется через восприятие выразительности формы, а не через овладение языком искусства, тестируется через предъявление художественных объектов, репродукций, фото, открыток. На своих занятиях использую нетрадиционные формы организации обучения, знакомлю детей с различной техникой изображения (пальцевая живопись, рисование по мокрой бумаге и т.д.) Дети передают свои замыслы композицией, цветом, формой, ритмом. Результатами деятельности педагога и детей являются декорации к утренникам, праздникам, работы на конкурсы. Это позволяет нам решать задачу по развитию нравственно – эстетического вкуса. Исходя из того, что изображение есть отражение внутреннего мира ребенка, вы можете увидеть, каково духовное развитие и состояние малыша, понять, что его заботит, определить, какие складываются у него взаимоотношения с другими детьми. Рисунок расскажет о типе его характера, подскажет, что именно тревожит малыша. Конечно, полностью исследовать личность, исходя только из детского рисунка, невозможно, но с помощью этого несложного теста вы сможете узнать больше о внутреннем мире вашего ребенка. Основные проблемы современного педагогического процесса связаны с дальнейшим совершенствованием системы образования, направленным на развитие творческой личности школьника. По мнению психологов,
главным

показателем всесторонне развитой личности является не сама по себе

сумма знаний, а знания в союзе с творческими способностями.
Таких детей (творческих, одаренных) с каждым годом всё меньше и меньше, поэтому я стараюсь брать за основу технологию личностно-ориентированного обучения, используя на уроках проблемные ситуации, задания разноуровневые и поискового характера, направленные на развитие мышления, памяти, внимания, воображения, познавательной сферы… С этой целью на уроках применяю разноуровневые задания
.

На уроках использую задания поискового характера, направленные на формирование умений добывать информацию, проводить самостоятельные исследования, формулировать и высказывать суждения. Это находит отражение в реферативных работах учащихся. Таким образом, главной задачей уроков является развитие личностных качеств ребенка, формирование и развитие их интеллекта, творческих способностей. Провела диагностику нескольких детей на наличие у них различных параметров творческих способностей. Дети были выбраны из 1-9 классов. Для этого я использовала различные методики. Первая методика по определению одаренных детей эта методика создана на основе методики Хаана и Каффа. Получила следующие результаты: При работе с такими одаренными детьми необходимо уметь: -обогащать учебные программы, т.е. обновлять и расширять содержание образования; -стимулировать познавательные способности учащихся; -работать дифференцированно, осуществлять индивидуальный подход и консультировать учащихся; В целях поддержки интереса к предмету и развития природных задатков учащихся я использую творческие задания, разноуровневые материалы и задачи. На всех этапах урока я стараюсь использовать дифференциацию: для способных детей я предлагаю более сложные задачи: комбинированные, с недостающими или лишними данными. На уроках я стараюсь показать учащимся, что знание необходимо всем людям, в любой работе, специализации. Для этого я использую беседы, конкретные примеры, эксперименты, качественные задачи. Невозможно привить интерес к дисциплине ребятам, если сам учитель своим предметом не увлечен. Поэтому я постоянно учусь, совершенствую свои знания через курсы повышения квалификации, методические объединения школы и района. Большое внимание придаю вовлечению талантливых детей во внеурочную работу.
Важнейшей формой работы с одаренными учащимися в практике моей работы являются олимпиады. Они способствуют выявлению наиболее способных и одаренных детей, становлению и развитию образовательных потребностей личности, подготовки учащихся к получению высшего образования, творческому труду в разных областях, научной и практической деятельности. С талантливыми детьми я занимаюсь после уроков. Немаловажным считаю и создание условия для развития всесторонней личности. Добиваюсь того, чтобы ребенок занимался работой над собой, то есть самостоятельно умел ставить и решать поставленные задачи, так как стимулировать творческую активность, развивать её возможно лишь благодаря самовоспитанию, умел самостоятельно использовать страницы Интернета для саморазвития и получения дополнительной учебной информации. Стараюсь следить за тем, чтобы интеллект ребенка развивался не в ущерб физическому, эмоциональному, личностному развитию ребенка. Сознание ребенка находится в стадии становления, и именно поэтому я слежу за тем, чтобы творческий потенциал не был растрачен впустую, а лишь приумножался. Для того чтобы работать с талантливой молодежью, н е о бходи м о м н о го р аб от ат ь н а д с о б о й , то е с т ь п о с т о я н н о самосовершенствоваться. Одной из основных проблем образования является поддержка одарённости и таланта. К школе предъявляются сегодня высокие требования. Я считаю, что наша школа:  Это школа, где хорошо учат по всем предметам, а по окончании дети легко поступают в вузы.  В нашей школе преподают квалифицированные и высококвалифицированные педагоги.  В школе есть свои традиции.
 Школа даёт современное образование.  В нашей школе уважают личность ребенка, с ним занимаются не только на уроках, но и во внеурочное время.  В нашей школе созданы условия для реализации личностных качеств, своей одарённости. Проблема развития одарённости в нашей школе актуальна, у нас есть условия для развития обучающихся и существует необходимость выявления их способностей. Существуют разные формы и методы работы с одарёнными детьми, но на первый план выдвигается формирование интеллектуальных способностей. Независимо от уровня одарённости и даже уровня интеллектуальных возможностей, необходимо развивать и их креативные качества. Важным условием является умение отыскать среди множества учеников талантливых детей. Процесс выявления одарённых детей основан не только на таких объективных данных, как уровень успеваемости, но и на опыте педагога, его интуиции. Эта задача - выявить как можно больше детей с признаками одаренности и обеспечить им благоприятные условия для совершенствования присущих им видов деятельности – является одной из важнейших в работе учителя и классного руководителя. Формы работы с одарёнными обучающимися различны. Это кружки по интересам, групповые занятия с сильными обучающимися, исследовательская деятельность, участие в олимпиадах и др. Опыт работы показывает, что чем раньше начата работа с одарённым ребёнком, тем полнее, шире раскрывается его талант. Мы, учителя, начинаем эту работу с первого класса. Естественно, каждому учителю самому приходится много работать над созданием собственной системы личностных, деловых, нравственных качеств, в основе которой - желание развить исходные возможности ученика.


В раздел образования