Выявление и развитие одаренных детей. Рисунок- отражение внутреннего мира ребенка
Автор: Петухова Мария Михайловна Должность: учитель искусства Учебное заведение: МОУ СОШ №1 г. Можайска Населённый пункт: МО, г. Можайск Наименование материала: Конспект Тема: Выявление и развитие одаренных детей. Рисунок- отражение внутреннего мира ребенка Раздел: среднее образование
Рисунок- отражение внутреннего мира ребенка.
Выполнила: Петухова Мария Михайловна
Учитель Искусства (Изобразительное искусство)
Первой квалификационной категории
Можайск, 2015-2016г.
Цели:
1. Раскрыть суть понятия «одарённость», рассмотреть её особенности.
2. Определить общие методологические и психолого-педагогические
позиции в работе с одаренными детьми.
3. Выработать систему работы с одаренными детьми.
4. Привлечь внимание коллектива к современным технологиям,
способствующим развитию детской одарённости.
Предварительная подготовка:
1.
Провести опрос (анкетирование) среди обучающихся по выявлению
одарённых детей, определить направленность их одарённости.
2.
Тематическая проверка «Работа с одаренными детьми на уроках и во
внеурочное время».
Повестка:
1.
Вступительное слово «Сообщение по теме: «Выявление. Работа с
одарёнными детьми»
2.
Анализ своей деятельности по проблеме работы с одарёнными детьми.
3.
Просмотр презентации по теме «Выявление и развитие одаренных детей».
Ход выступления.
Способность предполагается заранее,
но она должна стать умением.
Иоганн Вольфганг Гете
В настоящее время проблема работы с одарёнными детьми всё более
актуальна. Обществу нужна творческая личность. Рыночная экономика
формирует спрос на энергичных, с высоким интеллектом и высокими
творческими способностями молодых специалистов.
Выявление одарённых детей, организация системной работы – одна из
главных задач современной школы и образовательной практики в условиях
модернизации российской системы образования. С сентября 2011 года во
всех образовательных учреждениях нашей страны вводится Федеральный
государственный образовательный стандарт (далее ФГОС). В основе ФГОС
лежит
системно
-
деятельностный
подход,
который,
среди
множества
планируемых
результатов,
предполагает:
воспитание
и
развитие
качеств
личности,
отвечающих
требованиям
современного
общества;
учёт
индивидуальных
особенностей
учащихся;
разнообразие
их
развития,
обеспечение роста творческого потенциала и познавательных мотивов.
Одарённость — это системное, развивающееся в течение жизни качество
психики,
которое
определяет
возможность
достижения
человеком
более
высоких,
незаурядных
результатов
в
одном
или
нескольких
видах
деятельности по сравнению с другими людьми.
Одарённый
ребенок
—
это
ребенок,
который
выделяется
яркими,
очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние
предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Общепризнанно,
что
творчество
скорее
процесс,
поиск,
нежели
результат.
Н е
в с е гд а
э т о т
п о и с к
з а к а н ч и в а е т с я
с о з д а н и е м
высококачественного
продукта
деятельности.
Скорее
это
некое
умение
задаваться вопросом, ставить перед собой проблему и попытка ее решения.
Какого же ребёнка считать одарённым?
Вообще существует две крайние
точки зрения:
1 Все дети являются одарёнными.
2. Одарённые дети встречаются крайне редко.
У каждого есть свои мнения.
В настоящее время одарёнными принято считать:
•
детей с интеллектом выше среднего;
•
детей с высоким уровнем творческих способностей;
•
детей, достигших успехов в некоторых областях деятельности (юные
музыканты, художники, математики, шахматисты и т.д.);
•
детей, хорошо обучающихся в школе (академическая одаренность).
Выделяют следующие виды одарённости:
•
Одарённость в практической деятельности;
•
Одарённость в познавательной деятельности;
•
Одарённость в художественно-эстетической деятельности;
•
Одарённость в коммуникативной деятельности;
•
Одарённость в духовно-ценностной деятельности .
«Одаренные дети» — это особые дети, недаром ещё Сергей Есенин писал:
«Не каждый умеет петь, не каждому дано яблоком падать к чужим ногам…».
Задача педагогов - понять таких детей, направить все усилия на то, чтобы
передать им свой опыт и знания. Чтобы работать с одаренными детьми,
нужна большая психологическая подготовка. Педагог должен понимать, что
эти дети нуждаются в поддержке со стороны взрослых, которые призваны
научить их справляться с непомерно завышенными ожиданиями в
отношении своих способностей.
Целостный подход к одаренному человеку, как к личности, необходим,
чтобы реализовать его дар. В процессе целенаправленной деятельности,
опирающейся на познавательные потребности детей, происходит развитие
способностей.
Задачи, стоящие перед коллективом:
- Своевременное выявление одарённых детей;
- Использование на уроке дифференциации на основе индивидуальных
особенностей детей;
- Отбор средств обучения, способствующих развитию самостоятельности
мышления, инициативности и научно-исследовательских навыков,
творчества в разных видах деятельности;
- Организация разнообразной внеурочной и внешкольной деятельности;
- Развитие у одарённых детей качественно высокого уровня представлений о
картине мира, основанных на общечеловеческих ценностях.
Чем одарённые дети отличаются от других детей?
В педагогике и психологии существует множество критериев оценки
творческих работ детей. Но некоторые исследователи отмечают большую
эффективность
подхода
к
анализу
детского
творчества
американского
специалиста
П.Торренса.
Он
выделяет
творческое
мышление
как
обязательный компонент любого творческого поиска и использует основные
показатели
творческого
мышления
(продуктивность,
г и б кос т ь,
оригинальность, разработанность творческих идей и решений) для анализа
результатов творческой деятельности.
Для
того
чтобы выявить
творческий
потенциал
ребёнка,
его
творческие способности Е.С.Белова рекомендует понаблюдать за ребёнком
на занятиях, в игре, отмечая следующие моменты:
- предпочитаемые виды занятий, игр;
- самостоятельность творческого поиска (обращается ли за помощью
к взрослым, другим детям, какая помощь и на каком этапе потребовалась);
-
отношение
ребёнка
к
процессу
творчества
(эмоциональная
окрашенность, увлечённость);
-
инициатива
(в
выборе
вида
деятельности,
создании
замысла,
выборе средств);
-
реализация
творческого
замысла
(полнота,
изменения,
осознанность);
- использование источников информации и выразительных средств
(виды, предпочтения, разнообразие, адекватность замыслу).
Важной особенностью одаренных детей является их познавательная
потребность прежде всего в познавательной информации, которая
выступает в самых разных формах: любознательность, целенаправленная
познавательная деятельность.
Одаренные дети охотно и легко учатся, отличаются остротой мышления,
наблюдательностью, исключительной памятью, проявляют разностороннюю
любознательность, часто уходят с головой в то или иное дело. Выделяются
умением четко излагать свои мысли, демонстрируют способности к
практическому приложению знаний, проявляют исключительные
способности к решению разнообразных задач.
Для них характерна острота восприятия окружающего мира, способность
сосредоточиться сразу на нескольких видах деятельности, высокий порог
восприятия, продолжительный период концентрации внимания.
В нашей школе уделяется должное внимание работе с одарёнными
детьми. Всевозможные формы и виды деятельности позволяют
поддерживать и развивать их способности и таланты. Обучение одаренных
детей в условиях общеобразовательной школы осуществляться на основе
принципов дифференциации :
в 1 классе разработана программа
внеурочной деятельности, где ученики и их родители выбирают кружок той
направленности, где ребёнок может проявить себя, развить свои
способности.
Ежегодно ученики нашей школы принимают участие в олимпиадах, очных
и заочных конкурсах, конференциях. Всё это вносит неоценимый вклад в
работу с одарёнными детьми.
Большое значение для развития способностей детей имеет
исследовательская деятельность на уроках и во внеурочное время. Для
развития творческих способностей, воспитания здорового образа жизни в
школе действуют кружки и секции.
Работа с одаренными детьми трудна, но богата развивающими идеями —
не только для обучающихся, но и для педагога.
Нет волшебства, нет чуда никакого,
Искусство начинается с простого-
К душе ребенка ключик подобрать,
Чтоб смог он целый мир разрисовать...
увидеть синеву в глазах небес,
Платком акриловым укутать зимний лес,
Смотреть на радугу-наследницу дождя
И в этой радуге увидеть вдруг…..себя!
Рисунок - отражение внутреннего мира ребёнка.
(Выявление и развитие одаренных детей в художественно-эстетической
сфере)
Диагностика
творческих
способностей
имеет
свои
особенности,
которые нам необходимо выделить, чтобы увидеть их отличительную черту
от других видов диагностики.
Особенности диагностики:
*Для получения более точных результатов необходимо исключить
учебную мотивацию, проводить в свободное от работы время.
*Экспертная оценка не столько результата, сколько процесса.
*Иные методы: не через тесты, а через включённое наблюдение в
естественных
условиях
(эксперт
играет
вместе);
через
самоопросники,
биографический метод, в котором снимаются только факты (т.к. творчество
возникает эпизодически) и анализируются условия, в которых происходил
факт.
*Игра, тренинги являются основными методами.
*Для снятия напряжённости обязателен подготовительный период.
*Снят лимит времени.
Основные показатели при диагностировании:
-Беглость.
-Гибкость (количество идей, умение переключаться с проблемы на
проблему).
-Оригинальность (стандартный ответ или нет).
-Устойчивость интереса.
-Целостность (способность придавать продукту завершённый вид).
При проведении диагностики с детьми младшего школьного возраста
необходимо создать обстановку для индивидуального обследования, без
контакта с другими детьми, т.к. у детей этого возраста есть склонность к
подражанию.
Методы диагностики должны исключить словесное пояснение детей
со стороны, т.к. их речь неадекватна чувствам. Дети чувствуют больше и
понимают
на
интуитивном
уровне,
чем
могут
сказать.
Предпочтение
отдаётся интуитивной догадке.
Художественно-эстетическое
развитие
проверяется
через
восприятие
выразительности
формы,
а
не
через
овладение
языком
искусства,
тестируется
через
предъявление
художественных
объектов,
репродукций, фото, открыток.
На своих занятиях использую нетрадиционные формы организации
обучения, знакомлю детей с различной техникой изображения (пальцевая
живопись, рисование по мокрой бумаге и т.д.) Дети передают свои замыслы
композицией, цветом, формой, ритмом.
Результатами деятельности педагога и детей являются декорации к
утренникам, праздникам, работы на конкурсы. Это позволяет нам решать
задачу по развитию нравственно – эстетического вкуса.
Исходя из того, что изображение есть отражение внутреннего мира ребенка,
вы можете увидеть, каково духовное развитие и состояние малыша, понять,
что его заботит, определить, какие складываются у него взаимоотношения с
другими детьми.
Рисунок расскажет о типе его характера, подскажет, что именно тревожит
малыша.
Конечно, полностью исследовать личность, исходя только из детского
рисунка, невозможно, но с помощью этого несложного теста вы сможете
узнать больше о внутреннем мире вашего ребенка.
Основные проблемы современного педагогического процесса связаны с
дальнейшим совершенствованием системы образования, направленным на
развитие творческой личности школьника. По мнению психологов, главным
показателем всесторонне развитой личности является не сама по себе
сумма знаний, а знания в союзе с творческими способностями. Таких детей
(творческих, одаренных) с каждым годом всё меньше и меньше, поэтому я
стараюсь брать за основу технологию личностно-ориентированного
обучения, используя на уроках проблемные ситуации, задания
разноуровневые и поискового характера, направленные на развитие
мышления, памяти, внимания, воображения, познавательной сферы…
С этой целью на уроках применяю разноуровневые задания .
На уроках использую задания поискового характера, направленные на
формирование умений добывать информацию, проводить самостоятельные
исследования, формулировать и высказывать суждения. Это находит
отражение в реферативных работах учащихся.
Таким образом, главной задачей уроков является развитие личностных
качеств ребенка, формирование и развитие их интеллекта, творческих
способностей.
Провела диагностику нескольких детей на наличие у них различных
параметров творческих способностей. Дети были выбраны из 1-9 классов.
Для
этого
я
использовала
различные
методики.
Первая
методика
по
определению одаренных детей эта методика создана на основе методики
Хаана и Каффа. Получила следующие результаты:
При работе с такими одаренными детьми необходимо уметь:
-обогащать учебные программы, т.е. обновлять и расширять содержание
образования; -стимулировать познавательные способности учащихся;
-работать дифференцированно, осуществлять индивидуальный подход и
консультировать учащихся;
В целях поддержки интереса к предмету и развития природных задатков
учащихся я использую творческие задания, разноуровневые материалы и
задачи. На всех этапах урока я стараюсь использовать дифференциацию: для
способных детей я предлагаю более сложные задачи: комбинированные, с
недостающими или лишними данными.
На
уроках
я
стараюсь
показать
учащимся,
что
знание
необходимо
всем
людям, в любой работе, специализации. Для этого я использую беседы,
конкретные примеры, эксперименты, качественные задачи.
Невозможно
привить
интерес
к
дисциплине
ребятам,
если
сам
учитель
своим предметом не увлечен. Поэтому я постоянно учусь, совершенствую
свои
знания
через
курсы
повышения
квалификации,
методические
объединения школы и района.
Большое внимание придаю вовлечению талантливых детей во внеурочную
работу.
Важнейшей
формой
работы
с
одаренными
учащимися
в
практике
моей
работы
являются
олимпиады.
Они
способствуют
выявлению
наиболее
способных и одаренных детей, становлению и развитию образовательных
потребностей
личности,
подготовки
учащихся
к
получению
высшего
образования, творческому труду в разных областях, научной и практической
деятельности. С талантливыми детьми я занимаюсь после уроков.
Немаловажным
считаю
и
создание
условия
для
развития
всесторонней
личности.
Добиваюсь
того,
чтобы
ребенок
занимался
работой
над
собой,
то
есть
самостоятельно
умел
ставить
и
решать
поставленные
задачи,
так
как
стимулировать
творческую
активность,
развивать
её
возможно
лишь
благодаря самовоспитанию, умел самостоятельно использовать страницы
Интернета
для
саморазвития
и
получения
дополнительной
учебной
информации.
Стараюсь следить за тем, чтобы интеллект ребенка развивался не в ущерб
физическому, эмоциональному, личностному развитию ребенка.
Сознание ребенка находится в стадии становления, и именно поэтому я
слежу за тем, чтобы творческий потенциал не был растрачен впустую, а лишь
приумножался.
Для
того
чтобы
работать
с
талантливой
молодежью,
н е о бходи м о
м н о го
р аб от ат ь
н а д
с о б о й ,
то
е с т ь
п о с т о я н н о
самосовершенствоваться.
Одной из основных проблем образования является поддержка одарённости
и таланта. К школе предъявляются сегодня высокие требования. Я считаю,
что наша школа:
Это школа, где хорошо учат по всем предметам, а по окончании дети
легко поступают в вузы.
В нашей школе преподают квалифицированные и
высококвалифицированные педагоги.
В школе есть свои традиции.
Школа даёт современное образование.
В нашей школе уважают личность ребенка, с ним занимаются не только
на уроках, но и во внеурочное время.
В нашей школе созданы условия для реализации личностных качеств,
своей одарённости.
Проблема развития одарённости в нашей школе актуальна, у нас есть
условия для развития обучающихся и существует необходимость выявления
их способностей.
Существуют разные формы и методы работы с одарёнными детьми, но на
первый план выдвигается формирование интеллектуальных способностей.
Независимо от уровня одарённости и даже уровня интеллектуальных
возможностей, необходимо развивать и их креативные качества. Важным
условием является умение отыскать среди множества учеников талантливых
детей. Процесс выявления одарённых детей основан не только на таких
объективных данных, как уровень успеваемости, но и на опыте педагога, его
интуиции. Эта задача - выявить как можно больше детей с признаками
одаренности и обеспечить им благоприятные условия для
совершенствования присущих им видов деятельности – является одной из
важнейших в работе учителя и классного руководителя. Формы работы с
одарёнными обучающимися различны. Это кружки по интересам, групповые
занятия с сильными обучающимися, исследовательская деятельность,
участие в олимпиадах и др.
Опыт работы показывает, что чем раньше начата работа с одарённым
ребёнком, тем полнее, шире раскрывается его талант. Мы, учителя,
начинаем эту работу с первого класса.
Естественно, каждому учителю самому приходится много работать над
созданием
собственной
системы
личностных,
деловых,
нравственных
качеств,
в
основе
которой
-
желание
развить
исходные
возможности
ученика.