"Развитие воображения у детей пятого года жизни посредством изобразительной деятельности"
Автор: Пономарёва Елена Геннадьевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МДОУ д/с №55 Населённый пункт: Республика Коми, г. Ухта Наименование материала: Методическая разработка Тема: "Развитие воображения у детей пятого года жизни посредством изобразительной деятельности" Раздел: дошкольное образование
«Развитие воображения у детей пятого года жизни посредством изобразительной
деятельности»
Актуальность темы данного проекта проявляется не только в педагогической науке, но и
в дошкольной педагогике. Развитое воображение входит в совокупность психических
процессов человека, помогает ему творить и творчески мыслить. Воображение, как
психический познавательный процесс, имеет очень важное значение –от развития
воображения дошкольника во многом зависит развитие других психических процессов, в
частности мышления. Огромное значение для развития воображения играет
изобразительная деятельность дошкольника.
Цель исследования: поиск психолога–педагогических условий развития воображения у
детей пятого года жизни посредством изобразительной деятельности.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия развития воображения у детей
пятого года жизни посредством изобразительной деятельности.
Включения в занятия по изобразительному искусству упражнений, направленных на
развитие воображения ребенка будет способствовать улучшению передачи цвета, формы,
частей и целого предмета, сюжета и образа рисунков у детей дошкольного возраста.
Задачи проекта:
1) Выявить особенности развития воображения у детей.
2) Разработать содержание и методику проведения работы по развитию воображения у
детей.
3) Выявить психолого-педагогические условия развития воображения у детей пятого года
жизни посредством изобразительной деятельности.
Цель данного проекта : выявить особенности развития воображения у детей 5-го года
жизни посредством изобразительной деятельности.
В I серии эксперимента нужно было выявить уровень развития воображения у детей. Для
этого использовалась игровая методика «Неоконченный рисунок » (методика Р. С. Немова)
Во II серии эксперимента следовало выявить уровень сформированности интереса к
изобразительной деятельности у детей.
Данное исследование проводилось по методике «Нарисуй что-нибудь», предложенной Р. С.
Немовым
Было замечено, что при проведении обследования по данной методике большая часть
детей затруднялась превращать предложенные фигуры в новые образы. Самостоятельная
активность не проявлялась. Многие дети создавали новые образы на основе устного
описания и при помощи взрослого, что свидетельствовало о среднем уровне воображения.
Часть детей не справились с заданием – они не смогли создать новые образы, даже при
помощи взрослого.
При обследовании по данной методике мы обращали внимание, способен ли ребенок
реализовывать самостоятельно свои замыслы. В создании, несложных законченных
рисунков дети часто изображали отдельный объект, но с разнообразными деталями.
Изображение контурное, схематичное, лишено деталей. Части детей для решения задания
и достижения цели потребовалась помощь воспитателя.
Таким образом этап исследования показал наличие сложностей и недостатков в развитии
воображения детей 5-го года жизни.
Результаты показали, что с детьми необходимо провести специальную работу по
формированию воображения посредством изобразительной деятельности.
Формирование и развитие воображения детей пятого года жизни посредством
изобразительной деятельности предполагает создание изображения с опорой на наглядный
образ (иллюстрации к сказкам).
Поэтому, методика проводимых нами занятий была трехэтапная:
Занятия проводились с периодичностью 1 раз в неделю в течение 2–х месяцев.
Формирование и развитие воображения детей предполагает создание изображения с
опорой на наглядный образ (иллюстрации к сказкам).
Поэтому, методика проводимых нами занятий была трехэтапная:
Занятия проводились с периодичностью 1 раз в неделю в течение 2–х месяцев.
Таким образом были выделены следующие условия для «Развития воображения у детей
пятого года жизни посредством изобразительной деятельности» будет эффективным:
при выборе доступного для детей содержания материала занятий в ходе изобразительной
деятельности.
Использование в изобразительной деятельности сказок, так как в работе со сказкой
ребёнок идёт через словестный образ сказочного героя к самостоятельному выполнению
его в художественной деятельности.