Напоминание

"Внедрение различных режимов двигательной активности в процессе физического воспитания как средство повышения интереса к физической культуре".


Автор: Кочеткова Марина Юрьевна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение "СОШ № 1"
Населённый пункт: г. Энгельс Саратовской области
Наименование материала: Научная статья
Тема: "Внедрение различных режимов двигательной активности в процессе физического воспитания как средство повышения интереса к физической культуре".
Раздел: полное образование





Назад




Научная статья На тему:
«Внедрение различных режимов двигательной активности в

процессе физического воспитания как средство повышения интереса к

физической культуре».
Введение Двигательная активность является одной из предпосылок для разностороннего, полноценного и гармоничного развития личности школьника. Воспитание современного человека обусловлено рядом качественно новых требований, возникающих в результате значительных изменений в социально-политической и экономической жизни нашего общества. Непременной составляющей двигательной активности обучающихся являются уроки физической культуры, направленные, в первую очередь, на развитие физических качеств, формирование двигательных умений и навыков, их освоению и решению практических задач. Высокие учебные нагрузки, недостаточное количество времени, проводимого на свежем воздухе, и ряд других причин приводит к тому, что у большинства школьников наблюдается дефицит двигательной активности. Сокращение детских оздоровительных лагерей, уменьшение количества спортивно-массовых и патриотических мероприятий, слетов, спартакиад различного уровня, соревнований, привело к снижению интереса школьников к занятиям физической культуры, спортом и к здоровому образу жизни в целом. Социальная ценность этой проблемы и ее актуальность для общества не вызывают сомнений. Следовательно, встает вопрос: каковы же стратегии по приобщению ребенка к физической активности, повышению двигательной активности и как осуществить их взаимодействие? Пути повышения двигательной активности у обучающихся основной школы. Большое значение для развития физкультурно-спортивной активности и стремления к здоровому образу жизни, положительного отношения к физкультуре и спорту имеет работа по привлечению детей в различные спортивные секции, клубы, кружки. Занятия физкультурой и спортом не только способствуют укреплению здоровья, повышают настроение и жизненный тонус, заряжают энергией, вызывают положительные эмоции, но и являются главным средством нейтрализации состояния усталости, утомления и переутомления, возникающие у школьников в процессе продолжительной и напряженной умственной деятельности. Неудивительно, что любой человек, почувствовавший пользу и удовлетворение от физических упражнений, стремится к систематическим занятиям ими.
Основываясь на работе оздоровительных, спортивных и пионерских лагерей, комплексный подход объединяет в себе использование разнообразных форм работы со школьниками, например, проведение спортивных праздников «День физкультуры», «День здоровья», военно- спортивных игр «Зарница», «Орленок», внеклассных и внешкольных форм физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы - «Президентские состязания», «Спартианские игры», «Туристические слеты», спартакиады, соревнования различных уровней и т.д. В последнее время в практике работы многих школ используется принцип «физкультура без освобождения», который становится нормой. Режим учебного дня предполагает 3 часа физической культуры в неделю по 40-45 минут, утреннюю гимнастику, динамические паузы во время уроков, подвижные игры на переменах, ежедневный физкультурный час в режиме групп продленного дня. Внеурочная деятельность предусматривает занятия в спортивных клубах, секциях, школах. Безусловно, важность и ценность таких мероприятий не вызывает сомнений. Они не только укрепляют общее здоровье, закаляют организм, способствуют развитию различных навыков (в ходьбе, беге, плавании, различных игр), дают возможность для приобретения определенного социального опыта, развития навыка самообслуживания, поведения и ориентировки на месте, играют огромную роль в создании и укреплении детского коллектива, способствуют психологическому сближению детей, воспитанию чувств дружбы, товарищества, выручки и взаимопомощи стремлению к здоровому образу жизни, но и мотивируют к систематическим физическим упражнениям, что безусловно повышают двигательную активность в целом. Еще одним источником повышения двигательной активности школьников выступают средства массовой информации. Практика показывает, что наличие специальных спортивных теле-и радиопередач, периодических спортивных изданий для детей заметно активизирует интерес к занятиям физкультурой и спортом. В данной статье рассматривается ход формирующего эксперимента, проведенного с целью определения уровня двигательной активности и улучшения условий ее повышения. На основании полученных результатов и с учетом комплексного подхода должны разрабатываться новые педагогические и социолого-психологические проекты, способные поднять уровень интереса обучающихся к занятиям физической культурой и спортом. Формирующий эксперимент Цель исследования: определить условия повышения двигательной активности обучающихся в процессе физического воспитания в 3-х классах. Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в основной школе. Предмет исследования: двигательная активность обучающихся 3-х классов.
В основу исследования положена следующая гипотеза: внедрение различных режимов двигательной активности в процессе физического воспитания способствует повышению интереса и удовлетворения потребностей и мотивов обучающихся 3-х классов. В соответствии с целью и гипотезой определены следующие задачи исследования: 1. Изучит теоретические аспекты проблемы повышения двигательной активности. 2. Определить отношение обучающихся к двигательной активности. В эксперименте приняли участие обучающиеся 3-х классов «МБОУ СОШ № 1» г. Энгельса в количестве 98 человек. Ребятам было предложено анкетирование с вопросами и предполагаемыми ответами, и в итоге получены следующие результаты:
1. Занимаешься ли ты спортом или физкультурой?
А) занимаюсь спортом; Б) занимаюсь физкультурой; В) не занимаюсь Г) затрудняюсь ответить
2. Каким видом спорта хотел бы ты заниматься?
___________________________________________
3. Регулярно ли ты занимаешься физической культурой и спортом?
А) круглый год Б) в основном летом В) в основном зимой Г) затрудняюсь ответить
4. Как часто ты занимаешься физической культурой и спортом?
А) вообще не занимаюсь Б) от случая к случаю (1-2 раза в год) В) 2-3 раза в неделю Г) каждый день Д) затрудняюсь ответить
5. Сколько времени ты тратишь, чтобы добраться до места занятия

физической культурой и спортом?
А) 5-10 минут Б) до 30 минут В) около одного часа Г) более одного часа Д) затрудняюсь ответить
6. Доволен ли ты условиями, где тебе приходится заниматься

(состоянием раздевалок, спортивного инвентаря)?
А) очень доволен; Б) доволен В) не доволен
Г) очень не доволен Д) затрудняюсь ответить
7. Занимается ли кто-нибудь из твоей семьи физической культурой

и спортом?
_______ _____________________________________________________________ __
8.Для чего ты занимаешься физической культурой и спортом?
А) Улучшить здоровье Б) Научиться В) Найти новых друзей Г) Заслуживать уважение сверстников и родителей Д) Свой вариант____________________________________ Е) Затрудняюсь ответить
9.Что способствует укреплению и сохранению здоровья?
А)Правильное питание Б) Соблюдение личной гигиены В) Занятия физическими упражнениями Г) Отсутствие стрессовых ситуаций Д) Отказ от вредных привычек Е) Свой ответ_______________________________________ Ж) Затрудняюсь ответить
10. Имеется ли в вашем доме какой-либо спортинвентарь (гантели,

перекладина, скакалка, мяч, обруч и.т.д)?
А) Да Б) Нет В) Затрудняюсь ответить
11.Смотришь ли ты спортивные программы?
А) Смотрю регулярно Б) Смотрю редко В) Не смотрю Г) Затрудняюсь ответить
12.Участвуешь ли ты в спортивной жизни школы, класса?
А) Только в спортивной жизни класса Б) Выступаю в соревнованиях школы В) Вообще не участвую (перейти к вопросу 12 А) Г) Затрудняюсь ответить
12 А. Укажи причину, по которой ты не участвуешь в спортивной

жизни школы.

13.Какие средства поощрения для тебя наиболее значимы?
А) Диплом Б) Медаль В) Ценный приз Г) Похвала учителя физической культуры, классного руководителя
Д) Похвала родителей Е) Затрудняюсь ответить
14.Как ты оцениваешь уровень своего физического развития?
А) Намного выше Б) Затрудняюсь ответить
15.Твой пол?
А) Мужской Б) Женский Результаты опытно-экспериментальной работы: Опытно-экспериментальная работа по повышению двигательной активности обучающихся 3-х классов методом анкетирования показала, что 44,2 % обучающихся занимаются физической культурой; 54, 8 % занимаются спортом; 1 % не занимаются вообще. Выразили желание заниматься игровыми видами спорта – 62 %; Единоборствами – 20 %; Циклическими видами спорта – 8 %; Другими видами спорта – 10 %. Хотели бы заниматься: Волейболом-16, 7% Баскетболом -0,5% Футболом-19, 5% Плаванием-17,2% Хоккеем-0,2% Пионерболом-0,7% Роликами-0,2% Скайдайвингом-0,5% Боксом-0,2% Бадминтоном-0,2% Гимнастикой-0,5% Легкой атлетикой-0,7% Фигурным катанием-0,5% Борьбой-0,2% Спортивной ходьбой-0,2% Спортивными танцами-0.2% Теннисом-0,2% Никаким-0,2%

Выводы
На основании изученной проблемы улучшения организации занятий физической культурой и спортом в условиях нашей школы и определения их уровня двигательной активности, подтвердилась гипотеза, что внедрение различных режимов двигательной активности в процесс физического воспитания способствует повышению интереса и удовлетворения потребностей и мотивов обучающихся 3-х классов. Результаты изучения позволили выявить удовлетворительный уровень физической подготовленности обучающихся. Поэтому, необходим продуманный педагогический процесс, обеспечивающий преемственность разных организационных форм, преемственность физического воспитания в школе и в семье. Комплексное развитие физических качеств и формирование двигательных умений и навыков, усиление образовательной направленности обучающихся за счет физической культуры и внеклассной работы позволит повысить качество обучения и уровень двигательной активности школьников. По результатам педагогического исследования определено следующее: детей не привлекают циклические виды спорта, отличающиеся своей монотонностью, трудоемкостью и энергозатратами. Предпочтение отдается игровым видам спорта, а также современным видам единоборств и экстремальным видам спорта. Вследствие этого необходимо применять элементы нижеперечисленных видов, которые вызывают наибольший интерес у детей для повышения двигательной активности на урочных и внеурочных видах деятельности.


В раздел образования