Напоминание

Педагогическое сопровождение самоопределения младших школьников


Автор: Широглазова Екатерина Борисовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 83"
Населённый пункт: город Северск, Томская область
Наименование материала: статья
Тема: Педагогическое сопровождение самоопределения младших школьников
Раздел: начальное образование





Назад





Педагогическое сопровождение самоопределения

младших школьников.
Широглазова Е. Б. учитель начальных классов ЗАТО Северск МБОУ «СОШ № 83» «Найти свою дорогу, узнать своё место – в этом всё для человека, это для него значит сделаться самим собой». В. Г. Белинский В настоящее время происходит обновление системы начального образования как по линии наполнения её новым содержанием обучения, так и по структурным компонентам. Уточняются место и роль начального образования в системе базового и профильного обучения. Начальное обучение на современном этапе не является замкнутым, самостоятельным концентром, а рассматривается как звено в системе базового и профильного образования. Его развитие связано с теми целыми и задачами, которые формирует современное общество. Особенность начального обучения состоит в том, что здесь закладывается фундамент умений учиться, который в дальнейшем станет основой непрерывного образования. В начальной школе ребёнок не только овладевает определённым комплексом знаний, но и готовиться к труду, сложным и противоречивым общественным отношениям. В мире существует десятки профессий, а выбрать предстоит одну. Удачно выбранная профессия – это и личная удовлетворенность, и полезность обществу. Хорошо когда обоснованный выбор профессии сделан. А если нет …. Если мучительно трудно ответить на вопрос «Кем быть?». Быть строителем, как папа, или врачом, как мама, а самому нравиться резьба по дереву. Парня с ранних лет привлекает компьютер, а мама волнуется – можно ли этому делу посвятить всю жизнь: ведь у сына со зрением неважно. Советы родственников, друзей, близких…. Кто поможет найти то единственно правильное решение, что станет смыслом жизни. И от того насколько верным, взвешенным будет это решение, зависит порой наша судьба. А что значит принять решение? По сути, это словосочетание тесно связано с понятием «самоопределение». В социально-педагогическом смысле профессиональное самоопределение жизненно необходимо для каждого человека и связано с организацией специальных усилий со стороны государства и общества. Процесс самоопределения сложный, противоречивый и длительный. Возможно, если бы самоопределению обучали с раннего детства – в детском саду, школе, каждый из нас сделал бы меньше ошибок в своей жизни.
Оказание школьникам информационной и психолого-педагогической поддержки в социальном самоопределении и выборе профессии, а соответственно профиля обучения в старших классах и дальнейшего пути продолжения образования, - одна из важнейших задач общеобразовательной школы. И эта задача в нашей стране, как и во многих цивилизованных государствах, становится приоритетной в системе образования, причём непрерывного образования. Мир профессий чрезвычайно динамичен. Ежегодно появляется около 500 новых профессий, многие из которых «живут» лишь 10-15 лет, а затем либо «исчезают», либо претерпевают кардинальные изменения. Поэтому необходимо формировать у школьников познавательную активность, способность к самопознанию и рефлексии. Младшие школьники в течение всех лет обучения накапливают знания о наиболее массовых, экономически и стратегически значимых профессиях, расширяют свой трудовой опыт, в них воспитывается трудолюбие, уважительное отношение к труду и людям труда. Учащиеся знакомятся с трудом взрослых не только на уроках трудового обучения, но и на уроках по другим предметам: русского языка, математики, чтения, природоведения, изобразительного искусства. Учебники математики включают значительное число текстовых задач. Известно, что главное назначение сюжетных арифметических задач, отражающих конкретные жизненные ситуации, состоит в том, чтобы помочь детям усвоить основные математические понятия. В то же время в процессе решения задач младшие школьники получают некоторые сведения о труде людей различных специальностей, например: продавца, строителя, шофёра и других. Решение многочисленной группы задач с величинами – цена, количество, стоимость, сопровождается на первых порах игрой в покупателя, продавца и кассира. В сознании детей откладываются важные факторы: продавец должен хорошо ориентироваться в продуктах и вещах, знать ассортимент магазина, быть вежливым и терпеливым, а кассир – уметь быстро и точно подсчитать стоимость купленных товаров, правильно дать сдачу, владеть навыками работы на современных кассовых аппаратах, которые по следнее в р е м я компьютеризируются. Задачи, отражающие сельскохозяйственную тематику, позволяют в процессе работы над ними вооружать детей определёнными знаниями о полеводстве и животноводстве. Решая задачи на движение, ученики знакомятся с особенностями работы водителя, узнают виды транспорта, сорта горючего. Подобные сведения, полученные при решении задач, помогают составить некоторые представления о профессиях, делают эти профессии более понятными. На уроках русского языка и чтения – это работа с текстами, которые посвящены трудовой деятельности. Уже со страниц первой учебной книги Азбуки (Букваря) происходит знакомство с миром профессий, дети задумываются о будущей профессии. Например, в Азбуке В. Г. Горецкого имеются следующие тексты: «Кто кем станет», «Водолазы», «Строители», «Кто кем работает».
Работа по профориентации ведётся не только на предметных уроках. Воспитательная работа также охватывает это направление. С младшими школьниками проводятся внеклассные занятия, беседы с использованием наглядных материалов, доступных для данного возраста, которых в настоящее время на книжном рынке достаточно. Различные праздники, конкурсы, викторины, приуроченные к календарным праздникам, например, как 23 февраля – познакомят с профессией военнослужащего, 8 марта – с женскими профессиями, 12 апреля День космонавтики – с профессией космонавта. Экскурсионные поездки на различные фабрики, предприятия, объекты также формирует у младших школьников представления о конкретных профессиях. Предпрофильная подготовка, которая обеспечивает создание образовательного пространства для осуществления предварительного самоопределения, во многом определяет успешность социально- психологической адаптации учащихся в дальнейшей жизни. Ранняя профориентация поможет школьникам более основательно оценить свои индивидуальные возможности и способности, которые в дальнейшем повлияют на избираемый профиль обучения и осознанный выбор жизненного пути. Используемая литература: С. Н. Чистякова. Педагогическое сопровождение самоопределения школьников. Н. Л. Смакотина, С. В. Иванова. Профильное обучение, социализация и адаптация.


В раздел образования