Автор: Широглазова Екатерина Борисовна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 83" Населённый пункт: город Северск, Томская область Наименование материала: статья Тема: Педагогическое сопровождение самоопределения младших школьников Раздел: начальное образование
младших школьников.
Широглазова Е. Б.
учитель начальных классов
ЗАТО Северск МБОУ «СОШ № 83»
«Найти свою дорогу, узнать своё
место – в этом всё для человека,
это для него значит сделаться
самим собой».
В. Г. Белинский
В
настоящее
время
происходит
обновление
системы
начального
образования как по линии наполнения её новым содержанием обучения, так и
по
структурным
компонентам.
Уточняются
место
и
роль
начального
образования
в
системе
базового
и
профильного
обучения.
Начальное
обучение на современном этапе не является замкнутым, самостоятельным
концентром, а рассматривается как звено в системе базового и профильного
образования.
Его
развитие
связано
с
теми
целыми
и
задачами,
которые
формирует
современное
общество.
Особенность
начального
обучения
состоит в том, что здесь закладывается фундамент умений учиться, который в
дальнейшем станет основой непрерывного образования. В начальной школе
ребёнок
не
только
овладевает
определённым
комплексом
знаний,
но
и
готовиться к труду, сложным и противоречивым общественным отношениям.
В
мире
существует
десятки
профессий,
а
выбрать
предстоит
одну.
Удачно
выбранная
профессия
–
это
и
личная
удовлетворенность,
и
полезность обществу. Хорошо когда обоснованный выбор профессии сделан.
А если нет …. Если мучительно трудно ответить на вопрос «Кем быть?».
Быть строителем, как папа, или врачом, как мама, а самому нравиться резьба
по дереву. Парня с ранних лет привлекает компьютер, а мама волнуется –
можно ли этому делу посвятить всю жизнь: ведь у сына со зрением неважно.
Советы
родственников,
друзей,
близких….
Кто
поможет
найти
то
единственно правильное решение, что станет смыслом жизни. И от того
насколько
верным,
взвешенным
будет
это
решение,
зависит
порой
наша
судьба.
А что значит принять решение? По сути, это словосочетание тесно
связано с понятием «самоопределение». В социально-педагогическом смысле
профессиональное
самоопределение
жизненно
необходимо
для
каждого
человека
и
связано
с
организацией
специальных
усилий
со
стороны
государства
и
общества.
Процесс
самоопределения
сложный,
противоречивый
и
длительный.
Возможно,
если
бы
самоопределению
обучали с раннего детства – в детском саду, школе, каждый из нас сделал бы
меньше ошибок в своей жизни.
Оказание
школьникам
информационной
и
психолого-педагогической
поддержки
в
социальном
самоопределении
и
выборе
профессии,
а
соответственно профиля обучения в старших классах и дальнейшего пути
продолжения образования, - одна из важнейших задач общеобразовательной
школы. И эта задача в нашей стране, как и во многих цивилизованных
государствах,
становится
приоритетной
в
системе
образования,
причём
непрерывного образования.
Мир профессий чрезвычайно динамичен. Ежегодно появляется около
500 новых профессий, многие из которых «живут» лишь 10-15 лет, а затем
либо
«исчезают»,
либо
претерпевают
кардинальные
изменения.
Поэтому
необходимо
формировать
у
школьников
познавательную
активность,
способность к самопознанию и рефлексии.
Младшие школьники в течение всех лет обучения накапливают знания о
наиболее массовых, экономически и стратегически значимых профессиях,
расширяют
свой
трудовой
опыт,
в
них
воспитывается
трудолюбие,
уважительное отношение к труду и людям труда. Учащиеся знакомятся с
трудом взрослых не только на уроках трудового обучения, но и на уроках по
другим
предметам:
русского
языка,
математики,
чтения,
природоведения,
изобразительного искусства. Учебники математики включают значительное
число
текстовых
задач.
Известно,
что
главное
назначение
сюжетных
арифметических
задач,
отражающих
конкретные
жизненные
ситуации,
состоит
в
том,
чтобы
помочь
детям
усвоить
основные
математические
понятия. В то же время в процессе решения задач младшие школьники
получают некоторые сведения о труде людей различных специальностей,
например: продавца, строителя, шофёра и других. Решение многочисленной
группы задач с величинами – цена, количество, стоимость, сопровождается
на первых порах игрой в покупателя, продавца и кассира. В сознании детей
откладываются важные факторы: продавец должен хорошо ориентироваться в
продуктах
и
вещах,
знать
ассортимент
магазина,
быть
вежливым
и
терпеливым,
а
кассир
–
уметь
быстро
и
точно
подсчитать
стоимость
купленных
товаров,
правильно
дать
сдачу,
владеть
навыками
работы
на
современных
кассовых
аппаратах,
которые
по следнее
в р е м я
компьютеризируются. Задачи, отражающие сельскохозяйственную тематику,
позволяют в процессе работы над ними вооружать детей определёнными
знаниями
о
полеводстве
и
животноводстве.
Решая
задачи
на
движение,
ученики
знакомятся
с
особенностями
работы
водителя,
узнают
виды
транспорта, сорта горючего. Подобные сведения, полученные при решении
задач, помогают составить некоторые представления о профессиях, делают
эти профессии более понятными.
На уроках русского языка и чтения – это работа с текстами, которые
посвящены трудовой деятельности. Уже со страниц первой учебной книги
Азбуки
(Букваря)
происходит
знакомство
с
миром
профессий,
дети
задумываются о будущей профессии. Например, в Азбуке В. Г. Горецкого
имеются следующие тексты: «Кто кем станет», «Водолазы», «Строители»,
«Кто кем работает».
Работа по профориентации ведётся не только на предметных уроках.
Воспитательная
работа
также
охватывает
это
направление.
С
младшими
школьниками
проводятся
внеклассные
занятия,
беседы
с
использованием
наглядных
материалов,
доступных
для
данного
возраста,
которых
в
настоящее
время
на
книжном
рынке
достаточно.
Различные
праздники,
конкурсы, викторины, приуроченные к календарным праздникам, например,
как 23 февраля – познакомят с профессией военнослужащего, 8 марта – с
женскими
профессиями,
12
апреля
День
космонавтики
–
с
профессией
космонавта. Экскурсионные поездки на различные фабрики, предприятия,
объекты
также
формирует
у
младших
школьников
представления
о
конкретных профессиях.
Предпрофильная
подготовка,
которая
обеспечивает
создание
образовательного
пространства
для
осуществления
предварительного
самоопределения,
во
многом
определяет
успешность
социально-
психологической
адаптации
учащихся
в
дальнейшей
жизни.
Ранняя
профориентация
поможет
школьникам
более
основательно
оценить
свои
индивидуальные
возможности
и
способности,
которые
в
дальнейшем
повлияют на избираемый профиль обучения и осознанный выбор жизненного
пути.
Используемая литература:
С. Н. Чистякова. Педагогическое сопровождение самоопределения
школьников.
Н. Л. Смакотина, С. В. Иванова. Профильное обучение, социализация и
адаптация.