Автор: Свиточ Жанна Викторовна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МБОУ "Лицей №94" городского округа город Уфа РБ Населённый пункт: Республика Башкортостан, город Уфа Наименование материала: статья Тема: Описание инновационного опыта учителя Раздел: полное образование
Описание инновационного опыта учителя
Проблема
совершенствования
содержания
образования,
проблема
методической подготовки учителя современной школы являются в настоящее
время
важнейшими.
Ориентация
на
гуманизацию
обучения,
на
формирование
личности
учащегося
предполагает
признание
учителем
ее
ценности для современного общества. «Общее образование не есть изучение
предметов, а есть развитие личности предметами; предметы только средства,
цель – личность, ее развитие». Эти слова русского педагога и психолога
П.Ф.Каптерева (1885г.) отражают актуальность моего педагогического опыта
как
учителя
литературы,
мой
поиск
собственных
эффективных
путей,
методических приемов, способствующих развитию личности, как учителя,
так и ученика. Ибо от личности учителя во многом зависит художественное
воображение, восприятие учеником того материала, который предлагается на
уроке литературы. Рассматривая литературу как синтез науки и искусства, я
стараюсь
использовать
возможности
художественной
литературы
для
эстетического
освоения действительности, для нравственного воспитания
учащихся.
Работа учителя литературы над проблемой духовного обогащения
личности ребенка через уроки литературы, литературных произведений –
перспективный процесс, т.к. художественный образ связан с нравственными,
философскими, психологическими, политическими и т.п. понятиями.
Следовательно,
литература
как
предметная
дисциплина,
способна
воздействовать на все стороны личность человека и служить обогащению
внутреннего духовного мира человека.
Теоретическая база моего педагогического опыта опирается на основные
положения
системы
Е.Н.Ильина:
преподавание
литературы
как
предмета,
формирующего
человека.
В
своем
поиске
творческого
подхода
к
преподаванию уроков литературы я использую основные концептуальные
положения
Е.Н.Ильина
преподавания
литературы
как
искусства
и
нравственно-этического
курса,
помогающего
каждому
ученику
состояться
человеком. «…Общение с книгой – это, прежде всего общение с жизнью!»
(Е.Н.Ильин).
Я стремлюсь стать ближе к ученикам, посредством книги укрепить с
детьми тесную связь. Вопрос – проблема, который является по Ильину ядром
моего
урока,
делает
личностно
значимым
для
учащихся,
злободневным,
стимулирующим к дальнейшей работе.
Моя педагогическая позиция
к
преподаванию
литературы
как
предмету
формирующего
человека,
характеризуется ценностным отношением учителя к ученику как субъекту
жизни,
что,
в
свою
очередь,
требует
от
учителя
соответствующего
содержательного наполнения урока и методического оснащения.
Содержание личностно - ориентированного образования через уроки
литературы имеет следующие компоненты: когнитивный, деятельностно-
творческий,
личностный.
Основная
педагогическая
технология,
широко
применяемая мною на уроках литературы, сформирована в ходе творческой
деятельности.
Ее
характерные
черты:
сотрудничество,
диалогичность,
деятельностно-творческий характер, поддержка индивидуального развития,
знание – через общение, общение – через знание.
Мой опыт работы по развитию духовности ребенка через уроки
литературы,
создание
целостной
системы
нравственного
воспитания
и
эстетического
развития,
учащихся
средствами
художественного
слова
охватывают широкий круг вопросов, связанных со стратегией литературного
образования:
от более активной роли учителя – к более активной роли
учеников. Как и Е.Н. Ильин,
я твердо убеждена: «… школьная книга…
прежде всего и в большей степени нравственная тема, а не отрезок теории и
истории
литературы».
Я
стараюсь
помогать
ученикам
понять,
что
литература с ее мудростью и духовностью не далекое прошлое, а самая
актуальная
современность,
что
именно
она
является
хранительницей
непреходящих духовных ценностей и дает простор не только работе ума, но
и души.
Я стараюсь сделать свои уроки – уроками-открытиями, на которых
ученики открывают для себя слово, героя, значение детали, художественные
приемы,
особенности
произведения;
открывают
себя;
свои
способности,
раскрывают свое Я. Я учусь вместе со своими учениками,
их открытия
обогащают
мои,
их
успехи
способствуют
моим
достижениям,
а
пробудившиеся
и
вырвавшиеся
наружу
чувства
волнуют,
пробуждая
и
побуждая.
Формирование
духовно
богатой
личности
через
преподавание
литературы во многом зависит от педагогического мастерства, личностных
качеств учителя. Я стараюсь непрерывно работать над самообразованием.
Обогащая
свой
опыт
педагогическими
находками,
открытиями,
пытаюсь
воспитывать
у
учащихся
потребность
в
образовании,
формировать
стремление к саморазвитию через радость открытий в мире литературы,
создавать и постоянно обогащать культурно-информационную и предметно-
развивающую
образовательную
среду
на
своих
уроках,
внеклассных
мероприятиях, поддерживать индивидуальность каждого ребенка.
Опора на принципы организации среды в личностно-ориентированной
школе: природосообразность, культуросоообразность, индивидуально-
творческий подход позволяет мне добиваться высоких конечных результатов.