Напоминание

Описание инновационного опыта учителя


Автор: Свиточ Жанна Викторовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Лицей №94" городского округа город Уфа РБ
Населённый пункт: Республика Башкортостан, город Уфа
Наименование материала: статья
Тема: Описание инновационного опыта учителя
Раздел: полное образование





Назад




Описание инновационного опыта учителя Проблема совершенствования содержания образования, проблема методической подготовки учителя современной школы являются в настоящее время важнейшими. Ориентация на гуманизацию обучения, на формирование личности учащегося предполагает признание учителем ее ценности для современного общества. «Общее образование не есть изучение предметов, а есть развитие личности предметами; предметы только средства, цель – личность, ее развитие». Эти слова русского педагога и психолога П.Ф.Каптерева (1885г.) отражают актуальность моего педагогического опыта как учителя литературы, мой поиск собственных эффективных путей, методических приемов, способствующих развитию личности, как учителя, так и ученика. Ибо от личности учителя во многом зависит художественное воображение, восприятие учеником того материала, который предлагается на уроке литературы. Рассматривая литературу как синтез науки и искусства, я стараюсь использовать возможности художественной литературы для эстетического освоения действительности, для нравственного воспитания учащихся. Работа учителя литературы над проблемой духовного обогащения личности ребенка через уроки литературы, литературных произведений – перспективный процесс, т.к. художественный образ связан с нравственными, философскими, психологическими, политическими и т.п. понятиями. Следовательно, литература как предметная дисциплина, способна воздействовать на все стороны личность человека и служить обогащению внутреннего духовного мира человека. Теоретическая база моего педагогического опыта опирается на основные положения системы Е.Н.Ильина: преподавание литературы как предмета, формирующего человека. В своем поиске творческого подхода к преподаванию уроков литературы я использую основные концептуальные положения Е.Н.Ильина преподавания литературы как искусства и нравственно-этического курса, помогающего каждому ученику состояться человеком. «…Общение с книгой – это, прежде всего общение с жизнью!» (Е.Н.Ильин). Я стремлюсь стать ближе к ученикам, посредством книги укрепить с детьми тесную связь. Вопрос – проблема, который является по Ильину ядром моего урока, делает личностно значимым для учащихся, злободневным, стимулирующим к дальнейшей работе. Моя педагогическая позиция к преподаванию литературы как предмету формирующего человека, характеризуется ценностным отношением учителя к ученику как субъекту
жизни, что, в свою очередь, требует от учителя соответствующего содержательного наполнения урока и методического оснащения. Содержание личностно - ориентированного образования через уроки литературы имеет следующие компоненты: когнитивный, деятельностно- творческий, личностный. Основная педагогическая технология, широко применяемая мною на уроках литературы, сформирована в ходе творческой деятельности. Ее характерные черты: сотрудничество, диалогичность, деятельностно-творческий характер, поддержка индивидуального развития, знание – через общение, общение – через знание. Мой опыт работы по развитию духовности ребенка через уроки литературы, создание целостной системы нравственного воспитания и эстетического развития, учащихся средствами художественного слова охватывают широкий круг вопросов, связанных со стратегией литературного образования: от более активной роли учителя – к более активной роли учеников. Как и Е.Н. Ильин, я твердо убеждена: «… школьная книга… прежде всего и в большей степени нравственная тема, а не отрезок теории и истории литературы». Я стараюсь помогать ученикам понять, что литература с ее мудростью и духовностью не далекое прошлое, а самая актуальная современность, что именно она является хранительницей непреходящих духовных ценностей и дает простор не только работе ума, но и души. Я стараюсь сделать свои уроки – уроками-открытиями, на которых ученики открывают для себя слово, героя, значение детали, художественные приемы, особенности произведения; открывают себя; свои способности, раскрывают свое Я. Я учусь вместе со своими учениками, их открытия обогащают мои, их успехи способствуют моим достижениям, а пробудившиеся и вырвавшиеся наружу чувства волнуют, пробуждая и побуждая. Формирование духовно богатой личности через преподавание литературы во многом зависит от педагогического мастерства, личностных качеств учителя. Я стараюсь непрерывно работать над самообразованием. Обогащая свой опыт педагогическими находками, открытиями, пытаюсь воспитывать у учащихся потребность в образовании, формировать стремление к саморазвитию через радость открытий в мире литературы, создавать и постоянно обогащать культурно-информационную и предметно- развивающую образовательную среду на своих уроках, внеклассных мероприятиях, поддерживать индивидуальность каждого ребенка. Опора на принципы организации среды в личностно-ориентированной школе: природосообразность, культуросоообразность, индивидуально- творческий подход позволяет мне добиваться высоких конечных результатов.


В раздел образования