Цель урока: сформировать представления обучающихся о водоёмах.
Задачи:
1)познакомить детей с видами водоемов; научить различать части реки
(исток, устье, русло, берега); сравнить реку и озеро.
2)развивать умение работать с картой и с дополнительной информацией,
умение работать в группах, в парах, умение рассуждать, анализировать.
3)Воспитывать бережное отношение к природе, экологически грамотное
поведение в природе, понимать некоторые современные экологические
проблемы; определять необходимые меры по охране природы, варианты
личного участия в сохранении природного окружения.
Технологии: игровая, ИКТ, здоровьесберегающие.
Оборудование: интерактивная доска, карта России, раздаточный материал,
учебники.
Ход урока
1.Организационный момент
Цель: формирование самооценки готовности к уроку
С давних времён из века в век
Узнать стремился человек
Как труден путь, что там вдали?
И снаряжал он корабли,
И опускался до глубин,
И поднимался до вершин.
Материки он открывал,
Как мир прекрасен узнавал.
За знанья жизнь отдать он мог,
Садитесь, мы начнём урок.
Психологический настрой с применением мотивирующего приёма «Яркое
пятно»
Цель: создание положительного эмоционального фона
Сегодня такой замечательный день, вы пришли в школу с хорошим
настроением, улыбнитесь друг другу и подарите тепло ваших рук соседу по
парте, для этого прикоснитесь ладошками с ним. Я рада видеть ваши лица,
ваши улыбки, и думаю, что этот день принесет вам радость общения друг с
другом.
Позвольте начать наш урок с притчи.
ИТАК, Восточная притча.
Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками.
Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на
который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг,
поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка
цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он
подошёл к Мастеру и спросил:
— Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?
Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое
мгновение сжать их ради своей истины.
Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:
— Всё в твоих руках.
Ребята, вы поняли, к чему я это сказала? На уроке вы получите новые
знания, какими они будут: большими или маленькими, интересными или не
очень, зависит от вас, у каждого из вас они будут свои, всё в ваших руках.
ГЛОБУС
На нашем шаре голубом,
Где мы родились и где живём,
Где в травах летняя роса
И солнышко на небесах,
Где море, горы, степи, лес-
Полно таинственных чудес.
2.
Проверка д/з
Мы сегодня с вами окунёмся в удивительный мир нашей планеты
- Что изучали на прошлом уроке?
Тест (сигнальные карточки)
1.Равнины – ровные участки поверхности земли.
2.Горы – неровные участки поверхности земли, которые сильно возвышаются
над земной поверхностью
3.У холма и горы есть склон, верх, низ.
4. У холма и горы есть вершина, склон, подножие.
5. Высота горы менее 200 метров
6.Углуления на равнине с крутыми склонами – это овраги
- Что общего у вопросов?
- Какую тему изучаем? («Формы земной поверхности»)
На прошлом уроке мы говорили о горах.
Почему же наши горы называются Уральскими? Кто нашел?
(ответы детей)
3.Сообщение темы урока.
А мы продолжаем наше путешествие.
-Вы любите путешествовать?
- «На свете нет ничего лучше путешествий», - так воскликнул однажды
знаменитый французский писатель Жюль Верн.
- Вас тоже сегодня ждет необычайное путешествие.
- А куда мы отправимся, вы узнаете, когда отгадаете загадки
(загадки детей – д/з)
Загадки
Слайд
- О чем эти загадки? Назовите 1 словом
Слайд
Сформулируйте тему урока.
- Что ждете от урока?
4.Изучение нового материала
Слайд
ИАДоска
Давайте вспомним, что мы уже знаем о водоемах.
- Каким цветом на карте обозначена вода? (голубым, синим)
- Одинакова ли вода на вкус? (Нет, вода бывает солёная и пресная).
- Какая вода в водоёмах нашего края? (пресная)
- Где вода солёная? (в морях и океанах)
- На какие две группы можно разделить водоёмы по происхождению?
(искусственные и естественные)
- Разделите на две группы
ИАДоска
Консультанты
- Что такое озеро? Река?
- Что такое водохранилище? Канал?
Д/З - Что такое водохранилище и канал вы узнаете, если посмотрите в
словаре
Работа в парах
!!! Создать макет реки (из пластилина)
Работа в группах
А впереди у нас работа в группах.
У ленты есть начало и конец. Как вы думаете, а у реки есть начало и конец?
Каждая река начинается с маленькой – маленькой капельки, которая
пробивается из – под земли и образуют капельку побольше – родник. Роднику
мало места , и он превращается в ручеёк. Ручейки с более высоких мест текут
в более низкие и соединяются. Чем больше ручьёв соединяются вместе, тем
ручей становится шире и глубже. Так ручей образует реку.
Начало реки называют истоком.
ИАДоска
ИСТОК
Ребята, а почему его так назвали? (Истекает, вытекает)
Исток – это место, откуда начинает течь водный поток.
Случается, что две реки соединяются в одну. В таких случаях говорят, что
одна река впадает в другую.
Та река, которая впадает, называется притоком,
а та , в которую она впадает – главной.
ИАДоска
ПРИТОК
Скажите, как бы вы определили, какая река - главная, а какая – приток?
Приток обычно короче главной реки и часто бывает узким .
И вот наша река впадает в озеро. Место ,где река впадает в другую реку,
озеро или море, называется – устьем.
ИАДоска
УСТЬЕ
Устье – конец реки.
А вот вы могли бы определить берега у реки?
Как это сделать? (встать по течению реки: справа будет правый берег, а слева
– левый)
- На какой реке стоит наш город?
- А где берет Нейва свое начало? Хотите узнать?
- Найдите? Кто вам поможет?
Мы будем делать открытия о реках и озёрах России и нашей области., а затем
поделитесь знаниями со всеми.
- Давайте повторим, как нужно работать в группах?
* работа с картой
-Все крупные реки, которые есть у нас в стране, можно увидеть на карте.
.!Доп-но
«Найди горы»
1 ряд – познакомит нас с озерами России
Крупнейшие озёра Европейской части России — Ладожское и Онежское
Крупнейшее озеро Сибири и России (без учёта Каспия) — Байкал — является
и самым глубоким в мире; в Байкале содержится 85 % пресной озёрной воды
России и 22 % мировых запасов пресной воды. Байкал имеет возраст
приблизительно 25—30 млн лет.
- В России множество больших и маленьких озер. Какое озеро из- за
огромных размеров
называют озером- морем и даже просто морем ? Это
Каспийское море.
Самое глубокое озеро. (Байкал ) Его глубина 1637 м.
Вода в одних озерах пресная, в других соленая. Например в Байкале- пресная,
а в Каспийском озере- море- соленая. Если бы случилось так, что люди
остались без питьевой воды, то в озере Байкал воды хватило бы для всего
человечества на 7 тыс лет. - Озера бывают пресные и соленые . В озера
могут впадать реки. Из некоторых озер вытекают реки. Например, в
Ладожское озеро впадает много рек, а вытекает только одна – Нева. А в
озеро Байкал впадает 333 реки, а вытекает одна – Ангара.
! - Кто нашел легенду о реке Нейве (Д/з по выбору)
2 ряд – «Водоёмы нашего края».
Какие реки и озера есть в Свердловской области? Подчеркни.
Тысячи рек в Свердловской области. Большая часть их несет свои воду в
Обь. И только реки Чусовая и Уфа впадают в Каму.Самые крупные реки
нашей местности – Тавда, Тура, Лозьва, Пышма, Исеть, Чусовая и Уфа.
Весь склон Урала усеян малыми и большими озерами. Более, чем на 10 км
вытянулось озеро Таватуй. В озере Молтаево из остатков растений и
животных образовался ил – сапропель. Он имеет лечебные свойства.
Карточки
Реки в Свердловской области – это ______________.
Наиболее крупные озёра в Свердловской области – это _________
Озеро, которое имеет лечебные свойства – это _________________________
- Попробуйте объяснить, чем река отличается от озера?
(Река – постоянный водоток.
Озеро – водоем со стоячей водой.)
3 ряд - «Значение водоёмов в природе и жизни людей»
Значение рек.
Значение рек в жизни человека огромно. С незапамятных времен они дают
воду для питья, для полива в сельском хозяйстве. Издавна служили путями
сообщения. На реках были построены самые древние наши города:
Владимир, Новгород, Псков, Москва и др. Реки служили границей
государства.Речная вода необходима сёлам, городам, фабрикам и заводам.
- Значение водоемов очень велико, потому что без воды не может
существовать ни человек, ни растения, ни животные.
Вода – важнейшая составная часть человеческого организма. Она составляет
70% массы тела человека. Без воды человек может прожить не больше 2-3
дней. Благодаря жидкости происходит лучшее усвоение питательных
веществ. Дефицит жидкости может привести к заболеваниям почек и печени.
Физминутка.
Мы немного отдохнём,
Встанем, глубоко вздохнём,
Руки в стороны, вперёд.
Мы на пляже,
Солнце жжёт.
Побежим скорее в реку,
Окунёмся, поплывём.
Ах, какая благодать!
Но и меру надо знать.
Побежим скорее в класс,
Там послушаем рассказ.
- О какой роли водоема была наша физкультминутка. Что мы делали?
(Мы отдыхал )– значит водоем это место отдыха людей.
- А всегда ли мы правильно ведем себя, находясь у водоема?
Посмотрим, что советует тетушка Сова.
«Советы тетушки Совы»
Мы приехали на реку воскресенье провести,
А свободно местечка возле речки не найти.
Тут сидят и там сидят, загорают и едят,
Отдыхают, как хотят, сотни взрослых и ребят.
Мы по бережку прошли и поляночку нашли,
Но на солнечной полянке тут и там пустые банки
И, как будто бы на зло, даже битое стекло.
Мы по бережку пошли, место новое нашли,
Но и здесь до нас сидели: тоже пили, тоже ели
Жгли костер, бумагу жгли, насорили и ушли.
Мы прошли, конечно, мимо.
- Эй, ребята, - крикнул Дима, -
Вот местечко хоть куда! Родниковая вода,
Чудный вид, прекрасный пляж. Распаковывай багаж!
Мы купались, загорали, жгли костер, в футбол играли,
Веселились как могли: пили квас, конфеты ели,
Хороводом песни пели. Отдохнули и ушли.
И остались на полянке у потухшего костра;
Две разбитых нами склянки, две размокшие баранки,
Словом, мусора гора.
Мы приехали на речку понедельник провести,
Только чистого местечка возле речки не нашли.
- Что автор хотел сказать нам этим стих?
- Что вы можете предложить по охране водоёмов.
Д/З
По желанию:
Что такое водохранилище и канал
Сообщение о любой реке России
Где берет Нейва свое начало?
Легенда о реке Алапаихе
Обязательно:
С.74 пересказ
Нарисовать запрещающие знаки «Правила поведения у водоема».