Урок-защита проектов по теме "Подготовка и вёрстка буклета в среде Scribus "
Автор: Шаймарданова Зайля Шамильевна Должность: учитель информатики Учебное заведение: МАОУ СОШ №41 с.Аксаково Населённый пункт: Белебеевский район, Республика Башкортостан Наименование материала: Конспект урока Тема: Урок-защита проектов по теме "Подготовка и вёрстка буклета в среде Scribus " Раздел: полное образование
Класс: 9 Б
Дата проведения: 16 мая 2015г.
Учитель: Шаймарданова З.Ш.- учитель информатики
Место проведения : МАОУ СОШ №41 с.Аксаково в рамках предметной недели
по информатике
Присутствовали: зам.директора по УВР Хазова Т.А., учителя-предметники
школы
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Форма проведения: защита творческих проектов
Цели урока:
Обучающая:
Систематизировать теоретические знания по теме « Подготовка и вёрстка пуб-
ликаций в среде Scribus ».
Закрепить навыки работы с современными прикладными программами.
Стимулировать учащихся к созданию новых уникальных разработок по ин-
форматике.
Развивающая:
Развивать познавательный интерес у учащихся к предметам: информатика и
обществознание.
Развивать навыки и умения применять современные компьютерные техноло-
гии.
Развивать творческое мышление.
Совершенствовать умения коммутативного общения.
Воспитательная
Воспитывать чувство ответственности за команду и ее участников, совершен-
ствовать умение работать в команде.
Формировать умение вести дискуссию, аргументировать свою позицию, вос-
питывать уважение к сопернику.
Задачи:
Обобщение знаний по теме.
Развитие умения слушать других, коммуникативности, навыков самоконтроля
и взаимоконтроля, навыков публичных выступлений, воспитание взаимоува-
жения друг к другу.
Развитие творческого потенциала учащихся (стиль оформления проекта, ори-
гинальность идей).
Развитие познавательного интереса к предмету через применение разработан-
ного программного продукта в других предметных областях.
Обеспечение урока :
1.
Мультимедийное сопровождение;
2.
ПрограммыOpenOffice Calc, OpenOffice Impress , Scribus, Gimp;
3.
Итоговый
тест, оценочные листы
групп
учащихся,
индивидуальные
оценочные листы учащихся, критерии оценивания буклета, карта оценки проек-
та.
Домашнее задание предыдущего урока :
1. Подготовить выступление (защиту своего буклета) по следующим пунктам:
Представиться (назвать свое имя фамилию, какую творческую группу пред-
ставляете, назвать состав данной группы, какую роль исполнял каждый);
Назвать тему проекта;
Какую цель и ожидаемый результат поставила перед собой творческая группа
по реализации проекта;
Пути решения проблемы (сколько идей и каких было, на каких идеях остано-
вились, как изменилось понимание темы проекта или его идеи, если произошли ка-
кие-либо изменения, назовите причины возникновения этих изменений);
Время, место и роль участников проекта (кто, где и когда реализовывал идеи,
на что была похожа в целом ситуация проекта: на игру, приключение, работу и т.д.,
описать поведение в работе с группой каждого участника проекта);
Актуальность и применение выполненной работы;
Объяснить
почему
использование
новых
информационных
технологий
в
проекте лучший метод по сравнению с другими техническими средствами (какие
преимущества представляет компьютер по сравнению с другими средствами);
2. Предварительно (не позднее, чем за 1 день до урока) показать и обсудить с
учителем окончательный вариант своей работы.
3. Заполнить карту оценки проекта (самооценку и педагогом):
Название проек-
та:
Самооценка творче-
ской группы
Оценка
педагога
Оценка
жюри
Средний
балл
Достигнутый результат
Оформление
Защита:
Представление
Ответы на вопросы
Процесс проекти-
рования:
Интеллектуальная
активность
Творчество
Практическая дея-
тельность
Умение работать в
команде
Средняя итоговая оценка
План урока:
1.
Организационно-психологический момент.
2.
Объявление темы, цели и задач урока; сообщение о методах и формах ра-
боты.
3.
Защита проектов творческих групп.
4.
Физкультминутка.
5.
Выполнение итогового теста.
6.
Вывод по теме проекта.
7.
Подведение итогов урока.
8.
Рефлексия.
9.
Сообщение домашнего задания.
Ход урока:
I.
Организационно-психологический момент.
Учитель. Здравствуйте ребята, сегодня мы с вами попадём из мира реального
в мир виртуальный. В этом мире всё очень быстро развивается, поэтому работать
здесь надо активно, а главное плодотворно. Желаю вам проявить свои самые луч-
шие качества, способности и эрудицию.
II. Объявление темы, цели и задач урока, сообщение о методах и формах ра-
боты.
(слайд с темой, целью и задачами урока)
Учитель. Урок сегодня посвящён защите проекта «Подготовка и вёрстка бу-
клета в среде Scribus » . Это итоговый урок в учебной теме «Кодирование и обра-
ботка текстовой информации» в рамках выполнения практикума по теме.
Тема проекта выбрана не случайно. Главный труд ученика – это учеба, и хо-
телось бы, чтобы информационные технологии, которые мы изучаем на уроках ин-
форматики были востребованы и на уроках других школьных предметов. Поэтому
цель разработки данного проекта – применение информационных технологий в изу-
чении школьных предметов. В этом году мы выбрали название проекта «Социально-
правовая реклама» (тема тесно связана с обществознанием – разделом «Право»). И
сегодня мы представляем результаты работы.
В ходе работы над проектом вы должны были:
уяснить цели и задачи Вашего проекта;
определить
роли участников проекта, т.е. кто за какую часть работы отве-
чал персонально;
найти место новым информационным технологиям;
продумать, что и как будет делаться в Вашем проекте;
найти наиболее точные выражения и формулировки текстовых статей ва-
шего буклета;
найти и обработать графические изображения для оформления- для этого,
вам использовать программу Gimp;
оформить Ваш проект и найти ему применение.
Как Вы работали над своим буклетом, что Вы создали и где его можно при-
менить Вы сейчас и расскажете, т.е. представите свою работу так, как будто она са-
мая лучшая, и энергозатрат Вы приложили больше всех.
Оценивать проекты будет жюри. Все работы находятся на одном демонстра-
ционном компьютере, готовы к показу. Регламент выступления 10 минут.
При проведении проектной работы в школе защита проекта — это, прежде
всего, демонстрация результатов вашей самостоятельной работы. В ходе защиты вы
учитесь излагать полученную информацию, сталкиваетесь с другими взглядами на
проблему, учитесь доказывать свою точку зрения и отвечать на вопросы.
Защита проводится в соответствии с определенным порядком:
Выступление — презентация проекта.
Обсуждение.
Итоговое обсуждение.
Подведение итогов .
В начале проекта учащиеся поделились на пять групп, каждая из которых ра-
ботала над своей темой:
1.
Как не стать преступником?
2.
Уголовная ответственность несовершеннолетних;
3.
Как не стать жертвой преступления?
4.
Вымогательство;
5.
Если вас задержала полиция?
Оценочный лист группы (+ Критерии оценивания буклета )
Группа
___________________________________________________________
Критерии оценки
Разметка буклета и
его оформление от-
вечают эстетическим
требованиям.
Дизайн не противоре-
чит содержанию.
Графические объекты
– привлекательны,
интересны, соответ-
ствуют содержанию
Текст легко читается.
Фон сочетается с тек-
стом.
ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТ
ВО БАЛЛОВ
Содержание:
Дизайн
«Слабо» – 0-5 баллов
«Хорошо» – 6-8 баллов
«Отлично» – 9-10 баллов
«Слабо» – 1 балла
«Хорошо» –2 балла
«Отлично» – 3 балла
51-55–баллов – оценка « 5 »
34-42–баллов – оценка « 4 »
менее 30 баллов – оценка «3»
Полученные баллы за данные виды работ группы ребят будут фиксировать в
личных оценочных листах
контроля:
№
Виды работы
Максимальное коли-
чество баллов
Самооценка
Оценка учи-
теля
1
Выступление
10
2
Буклет
55
3
Тест
8
Сумма баллов
73
III.
Защита проектов.
Учитель. Каждая группа учащихся представит свой буклет, сопровождая её
выступлением и защитой по предложенным вопросам.
По критериям оценивания буклета и выступления группы могут заработать
общие баллы за группу максимальное количество баллов за буклет- 55 балов), так и
индивидуальные – за выступление. Кроме того, все баллы заносятся и в личный
оценочный лист учащегося.
Также группы представят и распечатанный буклет, выполненный в програм-
ме Scribus.
Буклет будет оцениваться с точки зрения дизайна и содержания.
По критери-
ям оценки буклета группы смогут заработать максимальное количество баллов 55.
Внимание! Ребята, работа оценивается как самой группой, так и оппонента-
ми. Оппоненты будут оценивать вашу работу по ходу вашего выступления-защиты
проекта. В результате будет подсчитываться средний балл.
Первую работу представляет группа, работающая над темой « Если вас за-
держала полиция?»
Группа, работающая над данным проектом защищает свое творчество: пока
выступающий рассказывает о проекте, работа другим учеником демонстрируется и
они выставляют баллы в оценочных листах группы. По окончании защиты задаются
вопросы и советы учащимися класса по содержанию работы, по техническим харак-
теристикам работы, по дизайну.
Учитель: Мы посмотрели буклет и выслушали интересное выступление имя
ученика о создании данного материала, его характеристиках с точки зрения инфор-
мационных технологий, актуальности данной работы и творческая группа, работаю-
щая над проектом « Если вас задержала полиция?» в составе перечисляются все
члены группы ждут в нетерпении Вашей оценки Уважаемое жюри.
Жюри поднимает карточки-оценки, а ученик, сидящий за ПК для подведения итого-
вой оценки проекта в OpenOffice Calc быстро вносит оценки в таблицу.
Далее демонстрируются и защищаются остальные
работы выполненные
учащимися класса
Полученные группой баллы, заносятся в оценочные листы групп и индиви-
дуальные оценочные листы учащихся.
Приведу скриншоты страниц буклетов:
1
группа - Если вас задержала полиция?
2
группа - Уголовная ответственность несовершеннолетних;
3
группа - Как не стать жертвой преступления?
4
группа - Вымогательство;
5
группа - Как не стать преступником?
IV. Физкультминутка.
Учитель. Ребята, давайте отвлечемся от нашего мира виртуального и окунёмся в
удивительный мир природы. На улице весна, хочется, чтобы у всех было по-настоя-
щему весеннее настроение. Под пение птиц и пробуждения природы сделаем
упражнение для глаз и отдохнём. (слайд -физкультминутка)
Рисуем глазами треугольник,
Теперь его перевернём
Вершиной вниз.
И вновь глазами мы по периметру ведём.
Рисуем восьмёрку вертикально,
Теперь на бок её кладём,
Затём ведём горизонтально,
Начертим точку, тихо сядем,
Глаза закроем, отдохнём.
V.
Выполнение итогового теста.
Учитель. Сейчас, ребята, предлагаю вам показать свои знания по теме «Подго-
товка и вёрстка буклета в среде Scribus », ответив на 8 вопросов итогового теста
( работа выполняется в 2-х вариантах).
За выполнение теста можно набрать максимальное количество баллов – 8. (1
правильный ответ – 1 балл).
Выполнение теста рассчитано на 7-10 минут
.
Взаимопроверка выполнения теста. Ответы представлены на слайде .
Полученные баллы заносятся в личный оценочный лист контроля ученика.
Тест по теме : «Подготовка и вёрстка публикаций в среде Scribus»
Вариант 1
1. Как называется в полиграфии место сгиба листа?
A
‒
перегиб;
B
‒
фальцовка;
C
‒
направляющая;
D
‒
составляющая.
2.
Какие варианты фальцовок макета документа доступны в Scribus?
A
‒
одиночная страница;
B
‒
две фальцовки;
C
‒
три фальцовки;
D
‒
SVG.
3.
Какая клавиша вызывает окно настройки свойств выделенного блока?
A
‒
F1;
B
‒
F2;
C
‒
F3;
D
‒
F4.
4.
Как называется редактор для редактирования текста, встроенный в Scribus?
A
‒
Text Editor;
B
‒
Story Editor;
C
‒
Blocks Editor;
D
‒
MC.
5.
Каким образом активировать инструмент «Добавить текстовый блок»?
Варианты ответов:
A
‒
Клавиша «X»;
B
‒
Клавиша «T»;
C
‒
Клавиша «B»;
D
‒
Клавиша «L».
6.
В каком месте можно изменить масштаб картинки внутри графического блока?
A
‒
на вкладке «Изображение» меню свойств графического блока;
B
‒
На вкладке «X,Y,Z» меню меню свойств графического блока;
C
‒
В меню «Вид».
7.
В каком месте включается обтекание графического блока текстом?
A
‒
В меню свойств на вкладке Очертание ;
B
‒
В меню свойств на вкладке Изображение ;
C
‒
В меню свойств на вкладке Линия .
8.
Какой формат из перечисленных соответствует формату визитной карточки?
A
‒
90x50 ммВ;
B
‒
120x120 мм;
C
‒
200x100 мм.
Вариант 2
1.
Какой формат данных используют чаще всего в полиграфии для хранения готовых доку-
ментов ?
A
‒
GIF;
B
‒
DOC;
C
‒
PDF;
D
‒
SVG.
2.
Какая комбинация клавиш вызывает окно создания нового документа?
A
‒
Ctrl+P;
B
‒
Shift+S;
C
‒
Alt+N;
D
‒
Ctrl+N.
3.
С помощью какого языка программирования осуществляется обработка данных, полу-
ченных с PDF-формуляров?
A.
‒
PostScript;
B
‒
JavaScript;
C
‒
C++;
D
‒
PHP.
4.
Каким образом активировать инструмент «Добавить изображение»?
A
‒
Клавиша «N»;
B
‒
Клавиша «I»;
C
‒
Клавиша «M»;
D
‒
Клавиша «L»
5.
В каком меню задаются поля отступа от краёв документа?
A
‒
В меню создания нового документа;
B
‒
В меню «Правка»;
C
‒
В меню «Вид»;
6.
Как скопировать блок (текстовый или графический)?
A
‒
Перетаскивая объект с зажатой правой клавишей;
B
‒
Перетаскивая объект с зажатой левой клавишей;
C
‒
Вменю «Правка» (множественный выбор).
7. В каком месте меняются размеры графического блока?
A
‒
На вкладке «Изображение» меню свойств графического блока;
B
‒
На вкладке«X,Y,Z» меню свойств графического блока;
C
‒
В меню «Вид».
8.
В каком месте включается опция Автосоздание текстовых рамок.
A
‒
В меню создания нового документа;
B
‒
В меню свойств текстового блока;
C
‒
В меню Вид .
VI. Вывод по теме проекта.
Учитель. Ребята, а теперь скажите мне, каким для вас стал мир настольной из-
дательской системы? Теперь вы умеете работать в 2-х программных средах НИС:
MS Publisher,
Scribus. Расширились ли ваши представления о возможностях про-
грамм этого класса? Проведем сравнительный анализ программ – какие недостатки
и преимущества этих программ вы можете назвать.
Как вы оцениваете степень
необходимости умения работать с настольными издательскими системами?
1.Появились ли у вас новые знания, умения в процессе работы над проектом? В
каких областях?
2.Помогла ли проделанная работа закрепить знания, умения? В каких областях?
3.Что в работе над проектом было наиболее интересным? Почему?
4.Каковы были основные трудности и как вы их преодолевали?
5.Ваши ощущения от выполненной работы?
6.Замечания и предложения на будущее (себе, одноклассникам, учителям).
VII.
Подведение итогов урока
Учитель: Сегодня на уроке Вы сравнили свою работу с работами одноклассников,
при анализе проектов увидели плюсы и минусы. Вы неожиданно для себя замети-
ли неуместность какого-либо текстового эффекта или несовместимость текста и
изображения. Вы поняли, что собственное я нельзя ставить превыше мнения кол-
лег и учителя по созданию буклета, что любая работа несет груз ответственности
и своевременности. Я не буду выделять лучшие проекты, т.к. каждая из этих ра-
бот по-своему индивидуальна и несет ту задачу, которая ей предназначалась. Но
отмечу высокий уровень художественного оформления ...(перечисляются учащие-
ся), продумана до тонкостей у ...(перечисляются учащиеся), раскрыли тему и до-
стигли поставленной цели ...(перечисляются учащиеся) и больше всего возможно-
стей программы реализовали в своих работах …(перечисляются учащиеся ).
Итоговая оценка по изучению Скрибус будет выставлена в журнал согласно
оценочным картам, которые Вы получили, для этого сейчас, ребята, посчитайте в
оценочном листе количество набранных баллов и с помощью итоговой таблицы
баллов и таблицы результатов оцените работу своей группы (слайд с итоговой та-
блицей баллов и с таблицей оценки результатов).
VIII.
Рефлексия.
Учитель. Ребята, попробуйте составить синквейн по теме урока.
Синквейн:
буклет
интересный, познавательный
создавать придумывать оформлять
К созданию и оформлению тематического буклета нужно подходить творчески.
IX.
Домашнее задание.
Творческое задание: придумать и создать ребус с использованием слов: Скрибус
(Scribus), буклет, изображение, дизайн, редактор.