Автор: Алексеева Маргарита Викторовна Должность: воспитатель доу Учебное заведение: МБДОУ ЦРР детский сад №7 " Солнышко" Населённый пункт: город Луховицы, Московская область Наименование материала: конспект Тема: Зимующие птицы Раздел: дошкольное образование
тема :
«
»
Программное содержание:
1.
Совершенствовать навыки порядкового счета в пределах 10 в
прямом и обратном направлении;
2.
Расширение и систематизация представлений о зимующих птицах;
3.
Закрепление умения различать их по внешнему виду и называть ;
4.
Развивать умение сравнивать разных птиц, выделяя общее и
различия;
5.
Закрепить умение на наглядной основе составлять и решать
простые арифметические задачи, при решении задач пользоваться
знаками действий;
6.
Упражнять в умении последовательно называть дни недели,
месяца, времена года;
7. Развивать умение логически мыслить, внимание, речь, память,
воображение;
8. Развивать сообразительность, умение самостоятельно решать
поставленную задачу в дидактической игре.
9. Воспитывать дружеские взаимоотношения, желание заниматься
математикой.
Предварительная работа:
• Беседа родителей с ребенком о зимующих птицах во время прогулки,
обратить внимание на то, какие птицы часто прилетают во двор, парк
и т.д;
• Вспомнить стихотворения и загадки о зимующих птицах;
• Провести беседу с ребенком о бережном отношении к птицам, о
необходимости помощи птицам зимой;
• Изготовление кормушек совместно с ребенком и повесить ее на
улице.
Методы и приемы:
1. Наглядные (рассматривание образцов) ;
2. Словесные (указания, вопросы, индивидуальные ответы детей) ;
3. Игровые (подвижная игра «Мышеловка», сюрпризный момент) ;
4. анализ занятия.
Материал:
фотографии зимующих птиц;
плакат «Зимний лес»;
кормушка;
шаблоны «пряников»;
клейстер;
корм для птиц.
Ход НОД:
Дети заходят в зал и здороваются с гостями.
Вводное слово воспитателя:
Зимний лес в объятьях тишины
Задремал, укутав ветки снегом.
Будет спать спокойно до весны
Он теперь под серебристым небом.
Как он нынче сказочно хорош
В белоснежном праздничном убранстве!
Он и вправду, кажется, похож
На хрустально - ледяное царство.
На руке у воспитателя игрушка сорока.
Сорока: Была сегодня в лесу, одни птицы улетели, другие остались,
ничего не пойму, что к чему?
- Ребята, вы узнали, кто это? (Сорока)
Сорока: здравствуйте, ребята!
(Здравствуй, Сорока)
- Что случилось?
Сорока: Так я говорю, была сегодня в лесу, одни птицы улетели,
другие остались, ничего не пойму.
- Давайте поможем Сороке разобраться.
• Посмотрите и скажите, кого вы здесь видите? (Птиц).
• Перечислите этих птиц. (Снегирь, сорока, ворона, синица,
воробей…).
• Как вы догадались, что это снегирь? (Красная грудка).
• А почему вы думаете, что это сорока? (Длинный хвост, белые бока).
• Как определили, что это ворона? (Черная, большая).
• Откуда узнали , что это синица? (Желтая грудка).
• Как назвать одним словом всех этих птиц ? (Зимующие).
Почему они зимующие? ( потому , что они никуда не улетают, а
остаются зимовать).
А птиц, которые улетают, мы каким словом назовём? ( перелётные)
Каких перелётных птиц вы знаете? (ласточка, скворец, журавль,
жаворонок)
Сорока, ты поняла, почему не всех птиц ты встретила в лесу?
- Да, потому, что некоторые из них улетели в тёплые края.
- А давайте поиграем в игру «четвертый лишний». Я буду называть
птиц, а вы скажите какая лишняя. Слушайте внимательно…
.(ворона –сорока-ласточка-голубь; синица –журавль –снегирь – дятел
; воробей –сорока—сова-стриж).
Молодцы!
- А давайте загадаем загадки о зимующих птицах, а сорока и дети
будут их отгадывать. Кто хочет загадать загадку?
( Дети загадывают загадки)
- Он по-рабочему одет-
Удобно, просто, ловко,
На нем красный берет
И пестрая спецовка
(Дятел)
- Грудка ярче, чем заря,
У кого? (У снегиря)
- Угадайте, что за птица
Скачет по дорожке,
Словно кошки не боится-
Собирает крошки,
А потом на ветку- прыг
И чирикает: «Чик-чирик
(Воробей)
Она маленькая птичка,
И зовут ее……..
( синичка)
- Как лиса среди зверей,
Эта птица всех хитрей.
Прыгает она у дома,
А зовут ее? (ворона)
- ну и давайте последнюю загадку.
- Эта птица зимующая. У нее голова, крылья черного цвета. Хвост
тоже черный, но с очень красивым зеленоватым отливом, длинный и
прямой как стрела. А по бокам перышки совсем белые. Поэтому эту
птицу назвали белобокой. (сорока)
- Видишь, мы и про тебя знаем загадку…
Ты пока посиди и посмотри, а мы с ребятами поиграем.
Ребята, а сейчас я предлагаю вам игру « Наоборот»
( дети встают в круг , а воспитатель с мячом в центре)
- Воробей маленький.
- А ворона- большая.
- у синицы хвост короткий, а у сороки?
- длинный.
-Голубь тяжёлый, а воробей какой?
- легкий.
- У синицы клюв тонкий , а у вороны?
- толстый.
- у вороны крылья длинные, а у воробья
- короткие.
- у совы глаза большие, а у снегиря
- маленькие.
- снегирь медлительный, а синица
- быстрая.
Молодцы!
А что делают люди, для того, чтобы птицам было легче зимовать?
- Зимой все жучки и червячки укрываются под землёй и птицам очень
трудно найти себе пропитание. И в этом мы можем им помочь.
Давайте смастерим кормушку для птиц.
Пальчиковая гимнастика:
Мы кормушку смастерили. ( стучат кулачками сверху и снизу)
Мы столовую открыли.
Воробей, снегирь - сосед,
Будет вам зимой обед!
В гости в первый день недели ( закладывают по одному пальцу)
Две синицы прилетели,
А во вторник - снегири,
Ярче утренней зари!
Три вороны были в среду
Мы не ждали их к обеду.
А в четверг со всех краев -
Десять жадных воробьев.
В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей.
А в субботу на пирог
Прилетело семь сорок.
Ребята, какой день недели мы не назвали? ( воскресенье). Давайте
повторим . Сколько дней в неделе ( семь). Назовите по порядку:
понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье.
- назовите третий день недели( среда)
- назовите пятый день(пятница)
- какой день следует за понедельником( вторник)
- Посмотрите, какая кормушка получилась . Какие птицы прилетели?
- Воробьи и синицы.
- сколько синиц ?
-четыре.
- А сколько воробьёв?
- шесть.
- каких птиц больше?
-воробьёв.
- на сколько?
- на 2
- Сколько птиц всего на кормушке сидит?
- 10
- а чтобы узнать, сколько птиц всего, мы сложили 6 и 4 ,получили 10.
- Подойдите к столам и давайте вместе запишем схему этой задачи.
Ребята, мы число 10 получили сложив 6 и 4. А как ещё можно
составить число 10 из двух меньших.
5 и 5
6 и 4
7 и 3
8 и 2
9 и 1
Физминутка : «Скачет шустрая синица»
Скачет шустрая синица,
Ей на месте не сидится,
Прыг – скок, прыг – скок,
Завертелась, как волчок.
Вот присела на минутку,
Почесала клювом грудку,
И с дорожки – на плетень,
Тири – тири,
Тень – тень – тень!
Молодцы! Хорошо поработали. А теперь давайте поговорим о том, как
живётся птицам зимой.( холодно,голодно)
-Да, не легкая жизнь у птиц, которые остаются зимовать в наших
краях.
Сорока: Я знаю, вы помогаете птицам зимой. - Что вы делаете
(Делаем кормушки, развешиваем их на ветках деревьев и насыпаем в
них корм.)
Для птиц зимой самое страшное - это голод. За короткий зимний день
птицы едва успевают утолить его. Поэтому необходимо помочь
птицам в это трудное для них время.
Кормушки для птиц бывают самые разные. Нужно начинать
подкармливать птиц поздней осенью и продолжать делать это до
весны. Необходимо следить, чтобы корм в кормушке был постоянно.
В кормушке не должно быть снега. Помните, что птицам нужны
семечки подсолнечника, семена арбуза, дыни, тыквы, кусочки
несолёного сала, крошки хлеба.
А мы с вами сегодня приготовим угощение для птиц своими руками.
Мы сделаем для них « птичьи пряники».
Изготовление «пряников» для птиц.
- перед вами шаблоны пряников. Мы их намажем клейстером и
выложим на них различные семечки и семена. Тоже сделаем и с
другой стороны. Привяжем ленточку, чтобы повесить на веточку. Все,
угощение готово. Мы возьмём наши пряники на участок и повесим на
деревья, чтобы птицы могли полакомиться нашим угощением.
Итог занятия:
Мы вспомнили названия зимующих птиц, знаем , что им необходимо
помогать зимой, делая кормушки. Также мы повторили дни недели и
порядковый счёт в пределах десяти.
Используемая литература:
В. П. Новикова «Математика в детском саду» (Подготовительная
группа) – М. Мозаика–Синтез, 2003 г.
Л. С. Метлина «Занятие по математике в детском саду», изд-во
Просвещение, 1985 г