Напоминание

"Особенности социализации дошкольника в учреждениях дополнительного образования детей"


Автор: Шмачина Оксана Леонтьевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МУДО "Центр дополнительного образования для детей" Октябрьского района г.Саратова
Населённый пункт: г. Саратов
Наименование материала: статья
Тема: "Особенности социализации дошкольника в учреждениях дополнительного образования детей"
Раздел: дополнительное образование





Назад




МУДО «Центр дополнительного образования для детей» Октябрьского района г.Саратова Статья «Особенности социализации дошкольника в учреждениях дополнительного образования детей» Педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории Шмачина Оксана Леонтьевна Саратов – 2014 г.
Процесс социализации - это процесс взаимодействия личности и общества. Данное взаимодействие включает в себя, с одной стороны, способ передачи индивиду социального опыта, способ включения его в систему общественных отношений, с другой стороны, процесс личностных изменений – социального развития. Социализация дошкольника - это целенаправленный процесс создания и реализации оптимальных условий для духовно-нравственной адаптации индивида к традициям социума, формирование у ребенка потребности в саморазвитии. Ребенок с момента рождения является членом общества, которое влияет на его развитие посредством социальных законов, регулирующих отношения в данном обществе. Многие исследователи, такие как Л.Ю. Гордин[1, с.13], Д.И. Фельдштейн[2, с.5] и др., обращают внимание на определяющую роль в этом процессе первичных стадий социализации, связанных с периодом детства, особенно с дошкольным возрастом, так как именно в это время формируются основные психические функции и элементарные формы существенного поведения. Особое внимание в процессе социализации дошкольника в нашем «Центре дополнительного образования детей» Октябрьского района г.Саратова уделяется развитию свободной личности, способной делать выбор, уважать выбор других, уметь противопоставлять внешнему давлению, выражать свое волеизъявление. Социализация в объединении с о ц и а л ь н о - п е д а го г и ч е с ко й направленности «Эврика» осуществляется как в ходе стихийного влияния социальных факторов, так и в целенаправленном, организованном процессе. Социализации дошкольников определяется различными основаниями социальной идентификации, доминирующими в том или ином возрасте: младший дошкольный возраст — видовая и родовая идентификация. Очевидно, что семья и «Центр дополнительного образования для детей» Октябрьского района г.Саратова, выполняя свои особые функции, не могут заменить друг друга и взаимодействуют во имя полноценного развития дошкольника. Огромное значение на социализацию ребенка - дошкольника в объединении «Эврика» уделяется общению со взрослыми и сверстниками. Если для младшего дошкольного возраста характерна внеситуативно – познавательная форма общения со взрослыми, способствующая познанию окружающего мира, то к концу дошкольного возраста появляется внеситуативно – личностная форма общения, вводящая ребенка в мир социальных отношений. Общение дошкольника со сверстниками богаче по назначению и функциям, чем общение со взрослыми. В старшем дошкольном возрасте наблюдается ситуативно – деловая форма общения, прослеживается тенденция к развитию внеситуативно – деловой формы, когда у детей ярко выражено стремление к деловому сотрудничеству, имеющее внеситуативный характер. Отдельный аспект – общение дошкольника с педагогами. Социальная активность воспитанников проявляется на нормативном уровне,
хотя уже возможны некоторые формы поведения, в которых начинают выражаться собственное отношение детей к тому, что они делают, что предлагают и требуют от них взрослые. Постепенно развивается исполнительность. Особенно это проявляется на занятиях «Сюжетно-ролевые игры». Инициативность становится все более качественной, возможна ее интеграция, выражающая элементарную социальную позицию детей [3, с.12]. Основным содержанием детских игр является человек, его деятельность и отношения людей друг к другу. Благодаря игре ребенок учится ориентироваться в социальных отношениях, учится инициативности и самостоятельности. [4, с.64]. Успех социализации дошкольника в объединении «Эврика» зависит от хорошо организованного сопровождения ребенка со стороны педагога, психолога по индивидуальным образовательным маршрутам, адекватным его возможностям развития: обследование детей (диагностика социальной компетентности) и оказания им помощи, проведения занятий по темам «Каким я хочу быть», «Что такое хорошо…» и т.д. , бесед с родителями по проблемам развития и социализации дошкольника («Трудный ребенок», «Социальная адаптация» и.т.д.). Важнейшим результатом социализации дошкольника, посещающего объединения социально-педагогической направленности «Эврика» должна стать активная позиция родителей к социализации ребенка, их готовность осуществлять коррекцию собственных установок, «транслируемых ребенку». Социализация начинается в детстве, когда в основном, формируется человеческая личность. Многие исследователи [5, с.5] обращают внимание на определяющую роль в этом процессе первичных стадий социализации, особенно дошкольного возраста. Специфика дошкольного возраста заключается в том, что все психические процессы очень подвижны и пластичны, а развитие потенциальных возможностей ребенка в значительной степени зависит от того, какие условия для этого развития создадут ему взрослые. Усваиваемый дошкольниками социальный опыт, как содержание процесса социализации, должен соответствовать задачам (естественно- культурным, социально-культурным, социально-психологическим) и новообразованиям дошкольного этапа социализации (готовность к школе)[6, с.15]. Становление современного дополнительного образования происходит на базе интересного опыта и богатых традиций «Центра дополнительного образования для детей» в работе с детьми. В новых социально- экономических условиях именно дополнительное образование оказалось гибкой социально-педагогической системой, способной не только адаптироваться к рыночным отношениям, но и предложить многообразие образовательных услуг, создающих условия для социализации детей и выполняющих задачи социализации. Цель работы нашего «Центра дополнительного образования для детей» - выявление и развитие способностей каждого ребенка, формирование
духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей, социально активной личности, обладающей прочными знаниями, ориентированной на высокие нравственные ценности, способной впоследствии на участие в социальном и духовном развитии общества. Характеризуя дополнительное образование, нужно подчеркнуть вслед за Т.А. Антопольской, что дополнительное образование многообразно, разнонаправлено, вариативно: дети выбирают то, что близко их природе, что отвечает их потребностям, удовлетворяет интересы [7, с.9]. И в этом - ценность дополнительного образования: оно помогает раннему самоопределению, дает возможность полноценно прожить детство, реализуя себя, решая социально значимые задачи. У дошкольников, которые прошли через объединения нашего Центра, как правило, больше возможностей сделать безошибочный выбор в более старшем возрасте. Наиболее характерные особенности образовательной функции в системе работы нашего Центра заключаются в том, что она: - не связана с определенным регламентом, установленным в других учебных заведениях, а основана на добровольности, инициативе, самостоятельности самих учащихся в процессе дополнительного образования; - обеспечивает более полное удовлетворение разнообразных индивидуальных образовательных потребностей и интересов, запросов и предпочтений воспитанников; - опирается на более широкий (чем в других образовательных учреждениях) арсенал средств, форм и методов приобретения знаний, навыков, умений; - продолжает, дополняет и углубляет информацию и знания, полученные в других образовательных учреждениях. Таким образом, в дополнительном образовании реализация образовательной функции связана с предоставлением прав удовлетворять свои образовательные потребности всем детям в соответствии с их способностями, возможностями, потребностями и состоянием здоровья. Говоря о функции социализации необходимо отметить, что одним из назначений деятельности «Центра дополнительного образования для детей» является осуществление целенаправленной социализации личности, т.е. введение ее в мир природных и человеческих связей и отношений, "погружение" в человеческую материальную и духовную культуру посредством передачи лучших образцов, способов и норм поведения во всех сферах жизнедеятельности [8, с.3]. В наших объединениях ребенок – дошкольник приобретает качества, необходимые ему для жизни в обществе, овладевает деятельностью, общением, усваивает нормы поведения и социальный опыт, накопленный предшествующими поколениями, активно воспроизводит систему социальных связей. Функция социальной адаптации дошкольника сегодня приобретает особую значимость, так как чрезвычайно важно подготовить детей к новой реальности, к вступлению в жизнь в новых социально-экономических условиях.
Причем готовить - не значит приспосабливать их к включению в отношения, а значит - обучить их выполнять социально значимое дело, воспитать человека, способного к социальному творчеству. Ведь социальная адаптация представляет собой вид взаимодействия личности и социальной группы с социальной средой, в ходе, которого согласовываются требования и ожидания его участников [9, с.42]. Социальная адаптация тесно связана с понятием психологической комфортности. Состояние психологического комфорта личности ребенка и социальной адаптации возникает в адаптированной, привычной среде жизни и деятельности воспитанников, в процессе успешного разрешения адаптационных трудностей и противоречий. Успешность протекания этого процесса сопровождается положительным эмоциональным состоянием. Понятие «психологической комфортности» включает в себя структурные компоненты, которые разделены на две системы: систему организации режима жизнедеятельности воспитанников в объединении и систему организации межличностных отношений в объединении[10, с.9]. Система организации межличностных отношений воспитанников объединения «Эврика» включает в себя:
-
Влияние педагога на развитие личности ребенка (стиль взаимоотношений, личностные характеристики педагога, педагогическое мастерство); - Психологический климат в детском объединении (межличностные взаимоотношения в группе сверстников). Для того, чтобы понять, насколько комфортно чувствуют себя в группе воспитанники, проводится тест на проверку психологической комфортности пребывания детей в объединении «Эврика». Самый удобный вариант в этом случае – предложить детям нарисовать рисунок на тему «Я в своей группе». Таким образом, если ребенку комфортно на занятиях, то и продуктивность его деятельности будет гораздо выше, и процесс социализации пройдет успешнее. Объединение социально-педагогической направленности «Эврика» представляет собой важный фактор воздействия на ребенка, влияя двояким образом: с одной стороны, создает условия для удовлетворения потребностей, интересов, целей ребенка, способствуя их взаимному обогащению, формированию новых устремлений; с другой стороны, происходит отбор внутренних возможностей личности путем самоограничения и коллективного выбора, корректировки с общественными нормами, ценностями, социальными программами. Процесс социализации в детском объединении эффективен при общности интересов, совместной деятельности детей и взрослых. На социализацию дошкольников в объединении направлены: быт, жизнедеятельность, взаимодействие детей между собой и с педагогом, индивидуальная помощь в социализации, образовательная деятельность. При этом за детьми остаётся право выбора форм жизнедеятельности объединения, свободного перехода из одной группы, одного микроколлектива в другие.
Таким образом, социализация детей дошкольного возраста наиболее успешно происходит в учреждениях дополнительного образования детей, где более эффективно внедряются социально-педагогические модели деятельности и образа жизни, поскольку традиции, стиль и методы работы этих учреждений максимально учитывают особенности социума.
Список, используемой литературы 1. Гордин Л.Ю. Воспитание и социализация // Советская педагогика. -1992.- №2.- С.12-14. 2. Фельдштейн Д.И. Социальное развитие в пространстве – времени детства.- М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1997. 3. Соколова Н.А. Социально-педагогическая поддержка личности ребенка как цель дополнительного образования // Дополнительное образование.- 2004.- №8.-С.13-15. 4. Недоспасова В.А. Растем играя.-М.:Просвещение, 2002. 5. Мудрик А. В. Социализация человека. - М.: Изд. центр «Академия», 2004. 6. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология.- М.:Академия, 1999. 7. Антопольская Т.А . Теория и практика становления организаций культуры негосударственного учреждения дополнительного образования / / Дополнительное образование.-2005.-№10. – С . 5-10. 8. Куприянов Б.В.Воспитание и социализация в учреждениях дополнительного образования детей //Дополнительное образование и воспитание. -2006.- №7.-С.2-7. 9. Куприянов Б.В. Человек — деятельность-общество: функции учреждений дополнительного образования детей // Внешкольник: дополнительное образование, социальное, трудовое и художественное воспитание детей. — 2007. — №3 .- С.41-47. 10. Вальнер Н.А. Новые подходы в решении адаптации ребенка к школе // Инновационная деятельность в системе образования. - Псков: Изд-во ПОИПКРО, 1995.- С.9-16.


В раздел образования