"Особенности социализации дошкольника в учреждениях дополнительного образования детей"
Автор: Шмачина Оксана Леонтьевна Должность: педагог дополнительного образования Учебное заведение: МУДО "Центр дополнительного образования для детей" Октябрьского района г.Саратова Населённый пункт: г. Саратов Наименование материала: статья Тема: "Особенности социализации дошкольника в учреждениях дополнительного образования детей" Раздел: дополнительное образование
МУДО «Центр дополнительного образования для детей»
Октябрьского района г.Саратова
Статья
«Особенности социализации дошкольника в учреждениях
дополнительного образования детей»
Педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории
Шмачина Оксана Леонтьевна
Саратов – 2014 г.
Процесс
социализации
-
это
процесс
взаимодействия
личности
и
общества. Данное взаимодействие включает в себя, с одной стороны, способ
передачи индивиду социального опыта, способ включения его в систему
общественных
отношений,
с
другой
стороны,
процесс
личностных
изменений
–
социального
развития. Социализация
дошкольника
-
это
целенаправленный процесс
создания
и
реализации
оптимальных
условий
для
духовно-нравственной
адаптации
индивида
к
традициям
социума, формирование у ребенка потребности в саморазвитии. Ребенок с
момента
рождения
является
членом
общества,
которое
влияет
на
его
развитие
посредством
социальных
законов,
регулирующих
отношения
в
данном обществе.
Многие
исследователи,
такие
как
Л.Ю.
Гордин[1,
с.13],
Д.И.
Фельдштейн[2, с.5] и др., обращают внимание на определяющую роль в этом
процессе первичных стадий социализации, связанных с периодом детства,
особенно с дошкольным возрастом, так как именно в это время формируются
основные
психические
функции
и
элементарные
формы
существенного
поведения.
Особое
внимание
в
процессе
социализации
дошкольника
в
нашем
«Центре
дополнительного
образования
детей»
Октябрьского
района
г.Саратова
уделяется
развитию свободной
личности,
способной
делать
выбор, уважать выбор других, уметь противопоставлять внешнему давлению,
выражать свое волеизъявление.
Социализация
в
объединении
с о ц и а л ь н о - п е д а го г и ч е с ко й
направленности «Эврика» осуществляется как в ходе стихийного влияния
социальных факторов, так и в целенаправленном, организованном процессе.
Социализации
дошкольников
определяется
различными
основаниями
социальной
идентификации,
доминирующими
в
том
или
ином
возрасте:
младший
дошкольный
возраст
—
видовая
и
родовая
идентификация.
Очевидно, что семья и «Центр дополнительного образования для детей»
Октябрьского района г.Саратова, выполняя свои особые функции, не могут
заменить друг
друга
и
взаимодействуют
во
имя
полноценного
развития
дошкольника.
Огромное
значение
на
социализацию
ребенка
-
дошкольника
в
объединении «Эврика» уделяется общению со взрослыми и сверстниками.
Если
для
младшего
дошкольного
возраста
характерна
внеситуативно
–
познавательная форма общения со взрослыми, способствующая познанию
окружающего
мира,
то
к
концу
дошкольного
возраста
появляется
внеситуативно
–
личностная
форма
общения,
вводящая
ребенка
в
мир
социальных отношений. Общение дошкольника со сверстниками богаче по
назначению и функциям, чем общение со взрослыми. В старшем дошкольном
возрасте наблюдается ситуативно – деловая форма общения, прослеживается
тенденция к развитию внеситуативно – деловой формы, когда у детей ярко
выражено стремление к деловому сотрудничеству, имеющее внеситуативный
характер.
Отдельный
аспект
–
общение
дошкольника
с
педагогами.
Социальная активность воспитанников проявляется на нормативном уровне,
хотя
уже
возможны
некоторые
формы
поведения,
в
которых
начинают
выражаться
собственное
отношение
детей
к
тому,
что
они
делают,
что
предлагают
и
требуют
от
них
взрослые.
Постепенно
развивается
исполнительность. Особенно это проявляется на занятиях «Сюжетно-ролевые
игры». Инициативность становится все более качественной, возможна ее
интеграция, выражающая элементарную социальную позицию детей
[3,
с.12].
Основным
содержанием
детских
игр
является
человек,
его
деятельность
и
отношения
людей
друг
к
другу.
Благодаря
игре
ребенок
учится ориентироваться в социальных отношениях, учится инициативности и
самостоятельности. [4, с.64].
Успех социализации дошкольника в объединении «Эврика» зависит от
хорошо
организованного
сопровождения
ребенка
со
стороны
педагога,
психолога по индивидуальным образовательным маршрутам, адекватным его
возможностям
развития:
обследование
детей
(диагностика
социальной
компетентности)
и
оказания
им
помощи,
проведения
занятий
по
темам
«Каким я хочу быть», «Что такое хорошо…» и т.д. , бесед с родителями по
проблемам развития
и социализации дошкольника («Трудный ребенок»,
«Социальная адаптация» и.т.д.).
Важнейшим
результатом социализации
дошкольника,
посещающего
объединения
социально-педагогической
направленности
«Эврика»
должна
стать активная позиция родителей к социализации ребенка, их готовность
осуществлять
коррекцию
собственных
установок,
«транслируемых
ребенку».
Социализация начинается в детстве, когда в основном, формируется
человеческая личность. Многие исследователи [5, с.5] обращают внимание на
определяющую
роль
в
этом
процессе
первичных
стадий
социализации,
особенно
дошкольного
возраста.
Специфика
дошкольного
возраста
заключается
в
том,
что
все
психические
процессы
очень
подвижны
и
пластичны, а развитие потенциальных возможностей ребенка в значительной
степени зависит от того, какие условия для этого развития создадут ему
взрослые. Усваиваемый дошкольниками социальный опыт, как содержание
процесса
социализации,
должен
соответствовать
задачам
(естественно-
культурным,
социально-культурным,
социально-психологическим)
и
новообразованиям дошкольного этапа социализации (готовность к школе)[6,
с.15].
Становление современного дополнительного образования происходит
на базе интересного опыта и богатых традиций «Центра дополнительного
образования
для
детей»
в
работе
с
детьми.
В
новых
социально-
экономических
условиях
именно
дополнительное
образование
оказалось
гибкой
социально-педагогической
системой,
способной
не
только
адаптироваться к рыночным отношениям, но и предложить многообразие
образовательных
услуг,
создающих
условия
для
социализации
детей
и
выполняющих задачи социализации.
Цель работы нашего «Центра дополнительного образования для детей»
-
выявление
и
развитие
способностей
каждого
ребенка,
формирование
духовно
богатой,
свободной,
физически
здоровой,
творчески
мыслящей,
социально
активной
личности,
обладающей
прочными
знаниями,
ориентированной
на
высокие
нравственные
ценности,
способной
впоследствии на участие в социальном и духовном развитии общества.
Характеризуя дополнительное образование, нужно подчеркнуть вслед
за
Т.А.
Антопольской,
что
дополнительное
образование
многообразно,
разнонаправлено, вариативно: дети выбирают то, что близко их природе, что
отвечает
их
потребностям,
удовлетворяет
интересы
[7,
с.9].
И
в
этом
-
ценность
дополнительного
образования:
оно
помогает
раннему
самоопределению, дает возможность полноценно прожить детство, реализуя
себя, решая социально значимые задачи. У дошкольников, которые прошли
через
объединения
нашего
Центра,
как
правило,
больше
возможностей
сделать безошибочный выбор в более старшем возрасте.
Наиболее
характерные
особенности
образовательной
функции
в
системе работы нашего Центра заключаются в том, что она:
- не связана с определенным регламентом, установленным в других
учебных
заведениях,
а
основана
на
добровольности,
инициативе,
самостоятельности
самих
учащихся
в
процессе
дополнительного
образования;
-
обеспечивает
более
полное
удовлетворение
разнообразных
индивидуальных
образовательных
потребностей
и
интересов,
запросов
и
предпочтений воспитанников;
-
опирается
на
более
широкий
(чем
в
других
образовательных
учреждениях)
арсенал
средств,
форм
и
методов
приобретения
знаний,
навыков, умений;
-
продолжает,
дополняет
и
углубляет
информацию
и
знания,
полученные в других образовательных учреждениях.
Таким
образом,
в
дополнительном
образовании
реализация
образовательной
функции
связана
с
предоставлением
прав
удовлетворять
свои
образовательные
потребности
всем
детям
в
соответствии
с
их
способностями, возможностями, потребностями и состоянием здоровья.
Говоря о функции социализации необходимо отметить, что одним из
назначений деятельности «Центра дополнительного образования для детей»
является
осуществление
целенаправленной
социализации
личности,
т.е.
введение
ее
в
мир
природных
и
человеческих
связей
и
отношений,
"погружение"
в
человеческую
материальную
и
духовную
культуру
посредством передачи лучших образцов, способов и норм поведения во всех
сферах
жизнедеятельности
[8,
с.3].
В
наших
объединениях
ребенок
–
дошкольник приобретает качества, необходимые ему для жизни в обществе,
овладевает
деятельностью,
общением,
усваивает
нормы
поведения
и
социальный опыт, накопленный предшествующими поколениями, активно
воспроизводит систему социальных связей.
Функция
социальной
адаптации
дошкольника
сегодня
приобретает
особую значимость, так как чрезвычайно важно подготовить детей к новой
реальности, к вступлению в жизнь в новых социально-экономических условиях.
Причем готовить - не значит приспосабливать их к включению в отношения, а
значит - обучить их выполнять социально значимое дело, воспитать человека,
способного к социальному творчеству. Ведь социальная адаптация представляет
собой вид взаимодействия личности и социальной группы с социальной средой,
в ходе, которого согласовываются требования и ожидания его участников [9,
с.42].
Социальная
адаптация
тесно
связана
с
понятием
психологической
комфортности.
Состояние психологического комфорта личности ребенка и
социальной адаптации возникает в адаптированной, привычной среде жизни и
деятельности
воспитанников,
в
процессе
успешного
разрешения
адаптационных
трудностей
и
противоречий.
Успешность
протекания
этого
процесса
сопровождается
положительным
эмоциональным
состоянием.
Понятие
«психологической
комфортности»
включает
в
себя
структурные
компоненты, которые разделены на две системы: систему организации режима
жизнедеятельности
воспитанников
в
объединении
и
систему
организации
межличностных отношений в объединении[10, с.9].
Система
организации
межличностных
отношений
воспитанников
объединения «Эврика» включает в себя:
-
Влияние
педагога
на
развитие
личности
ребенка
(стиль
взаимоотношений,
личностные
характеристики
педагога,
педагогическое
мастерство);
-
Психологический
климат
в
детском
объединении
(межличностные
взаимоотношения в группе сверстников).
Для того, чтобы понять, насколько комфортно чувствуют себя в группе
воспитанники, проводится тест на проверку психологической комфортности
пребывания детей в объединении «Эврика».
Самый удобный вариант в этом случае – предложить детям нарисовать
рисунок на тему «Я в своей группе».
Таким
образом,
если
ребенку
комфортно
на
занятиях,
то
и
продуктивность его деятельности будет гораздо выше, и процесс социализации
пройдет успешнее.
Объединение
социально-педагогической
направленности
«Эврика»
представляет собой важный фактор воздействия на ребенка, влияя двояким
образом: с одной стороны, создает условия для удовлетворения потребностей,
интересов,
целей
ребенка,
способствуя
их
взаимному
обогащению,
формированию новых устремлений; с другой стороны, происходит отбор
внутренних возможностей личности путем самоограничения и коллективного
выбора,
корректировки
с
общественными
нормами,
ценностями,
социальными программами.
Процесс
социализации
в
детском
объединении
эффективен
при
общности
интересов,
совместной
деятельности
детей
и
взрослых.
На
социализацию
дошкольников
в
объединении
направлены:
быт,
жизнедеятельность,
взаимодействие
детей
между
собой
и
с
педагогом,
индивидуальная помощь в социализации, образовательная деятельность. При
этом за детьми остаётся право выбора форм жизнедеятельности объединения,
свободного перехода из одной группы, одного микроколлектива в другие.
Таким образом, социализация детей дошкольного возраста наиболее
успешно происходит в учреждениях дополнительного образования детей, где
более
эффективно
внедряются
социально-педагогические
модели
деятельности и образа жизни, поскольку традиции, стиль и методы работы
этих учреждений максимально учитывают особенности социума.
Список, используемой литературы
1. Гордин Л.Ю. Воспитание и социализация // Советская педагогика. -1992.-
№2.- С.12-14.
2. Фельдштейн Д.И. Социальное развитие в пространстве – времени детства.-
М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1997.
3. Соколова Н.А. Социально-педагогическая поддержка личности ребенка как
цель дополнительного образования // Дополнительное образование.- 2004.-
№8.-С.13-15.
4. Недоспасова В.А. Растем играя.-М.:Просвещение, 2002.
5. Мудрик А. В. Социализация человека. - М.: Изд. центр «Академия», 2004.
6. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология.- М.:Академия, 1999.
7. Антопольская Т.А . Теория и практика становления организаций культуры
негосударственного
учреждения
дополнительного
образования
/ /
Дополнительное образование.-2005.-№10. – С . 5-10.
8.
Куприянов
Б.В.Воспитание
и
социализация
в
учреждениях
дополнительного
образования
детей
//Дополнительное
образование
и
воспитание. -2006.- №7.-С.2-7.
9. Куприянов Б.В. Человек — деятельность-общество: функции учреждений
дополнительного
образования
детей
//
Внешкольник:
дополнительное
образование, социальное, трудовое и художественное воспитание детей. —
2007. — №3 .- С.41-47.
10. Вальнер Н.А. Новые подходы в решении адаптации ребенка к школе //
Инновационная
деятельность
в
системе
образования.
-
Псков:
Изд-во
ПОИПКРО, 1995.- С.9-16.