Напоминание

"Инновационные подходы к созданию развивающей предметно- пространственной среды в ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС"


Автор: Коструб Светлана Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ детский сад №13
Населённый пункт: г.Россошь, Воронежская область
Наименование материала: статья
Тема: "Инновационные подходы к созданию развивающей предметно- пространственной среды в ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Статья на тему: «Инновационные подходы к созданию развивающей предметно - пространственной среды в ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС» Подготовили: Коструб Светлана Николаевна Коструб Наталья Григорьевна
«Предметно-пространственная среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, содержание его духовного и физического развития, это единство социальных и предметных средств» (С.Л. Новоселова) Известно, что именно среда может тормозить развитие ребенка или стимулировать его развитие. Исследования показывают, что развивающая среда- это определенным образом, упорядоченное образовательное пространство, в котором осуществляется упорядоченное обучение. Специальным образом организованная среда способна оказывать позитивное влияние на развитие способностей ребенка к самообучению тем самым утверждая чувство уверенности в себе. ФГОС содержит требования к предметно- пространственной среде: 1.Содержательная насыщенность, необходимые и достаточные материалы для всех видов детской деятельности. 2. Гибкость игрового пространства. 3.Многофункциональность среды и игровых материалов( наличие предметов- заместителей). 4.Вариативность материалов и оборудования, для свободного выбора детей; периодическая сменяемость игрового материала. 5. Доступность игровых материалов, возможность использовать все элементы среды. Новые требования ФГОС подтверждают ранее известные характеристики и принципы предметно-пространственной среды. Предметно-пространственная развивающая среда в учреждении, реализующая программу дошкольного образования, является одним из важнейших критерием оценки качества образования. Именно грамотно организованная предметно-пространственная среда может решить поставленные перед воспитателем задачи. Иначе говоря, среда должна стать не только развивающей, но и развивающейся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо
пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста. Поэтому вопрос повышения профессиональной компетентности педагогов в создании развивающей среды в соответствии с ФГОС в нашем ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Так как организуя предметно-пространственную среду в групповом помещении, в кабинетах специалистов, раздевалках, педагоги должны обеспечивать полноценное развитие личности ребёнка во всех основных образовательных областях, а именно в сферах социально- коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития личности на фоне эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и другим людям. Всё групповое пространство в ДОУ распределено на центры- центры развития детей. Для нравственно-эстетического развития детей в группах организованы «центр музыки» и центр «умелые ручки». В музыкальном центре подобраны музыкальные инструменты, в том числе и фольклорные, музыкально- дидактические игры. В группе оборудовано место для занятий рисованием, лепкой, аппликацией, ручным трудом в свободное от занятий время. Для развития у детей экологически грамотного бережного отношения к окружающему в группе оборудован центр «Мы познаем мир», здесь собраны комнатные растения, создана лаборатория для опытно-экспериментальной и трудовой деятельности. В период пребывания в детском саду дети прослушают и перескажут много сказок рассказов, стихов. Для этого в группе оформлен центр «Книжное царство». Этот центр служит для полноценного речевого развития и направлен на обогащение и обобщение у детей представлений об окружающем мире и формирование на этой основе лексико-грамматических компонентов речевой деятельности. Для нравственно-патриотического воспитания создан центр « Милый сердцу уголок», куда входит символика страны, родного города, альбом с фото родного района, литература по патриотическому воспитанию. С целью знакомства с ПДД, предупреждения ДТП оформлен уголок «Светофорчик». Одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является взаимодействие с семьёй, поэтому в группе создан « родительский уголок».
Родители должны знать, что изучают дети в детском саду, как идёт развитие познавательного интереса и социальных чувств детей. В результате работы организованная предметно-пространственная среда в группе имеет характер не замкнутой системы, способной к корректировке и развитию, структурно функциональна, адекватна программе ДОУ, творческому характеру деятельности воспитателей. Дети имеют возможность активно развиваться, усваивать информацию об окружающем мире в ходе различных видов деятельности. Разработанная нами предметно- пространственная среда отражает специфику детского сада, учитывает возрастные и индивидуальные особенности детей, способствует успешному развитию детей во всех сферах деятельности. Мы считаем очень важным обеспечить максимально комфортные условия для пребывания детей и соответственно стремимся создать во всех помещениях детского сада уютную гармоничную и естественную обстановку. Обязательно мы учитываем и полоролевую специфику и обеспечиваем среду, как общим, так и специфическим материалом для девочек и мальчиков. При создании развивающей среды мы руководствуемся на индивидуальные особенности каждого ребенка и коллектива в целом.


В раздел образования