"Инновационные подходы к созданию развивающей предметно- пространственной среды в ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС"
Автор: Коструб Светлана Николаевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МКДОУ детский сад №13 Населённый пункт: г.Россошь, Воронежская область Наименование материала: статья Тема: "Инновационные подходы к созданию развивающей предметно- пространственной среды в ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС" Раздел: дошкольное образование
Статья на тему: «Инновационные подходы к созданию
развивающей предметно - пространственной среды в ДОУ в
соответствии с требованиями ФГОС»
Подготовили: Коструб Светлана Николаевна
Коструб Наталья Григорьевна
«Предметно-пространственная среда – это система материальных объектов
деятельности ребенка, содержание его духовного и физического развития, это
единство социальных и предметных средств» (С.Л. Новоселова)
Известно, что именно среда может тормозить развитие ребенка или
стимулировать его развитие. Исследования показывают, что развивающая
среда- это определенным образом, упорядоченное образовательное
пространство, в котором осуществляется упорядоченное обучение.
Специальным образом организованная среда способна оказывать позитивное
влияние на развитие способностей ребенка к самообучению тем самым
утверждая чувство уверенности в себе.
ФГОС содержит требования к предметно- пространственной среде:
1.Содержательная насыщенность, необходимые и достаточные материалы для
всех видов детской деятельности.
2. Гибкость игрового пространства.
3.Многофункциональность среды и игровых материалов( наличие предметов-
заместителей).
4.Вариативность материалов и оборудования, для свободного выбора детей;
периодическая сменяемость игрового материала.
5. Доступность игровых материалов, возможность использовать все элементы
среды.
Новые требования ФГОС подтверждают ранее известные характеристики и
принципы предметно-пространственной среды. Предметно-пространственная
развивающая среда в учреждении, реализующая программу дошкольного
образования, является одним из важнейших критерием оценки качества
образования. Именно грамотно организованная предметно-пространственная
среда может решить поставленные перед воспитателем задачи. Иначе говоря,
среда должна стать не только развивающей, но и развивающейся. При любых
обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо
пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного
возраста. Поэтому вопрос повышения профессиональной компетентности
педагогов в создании развивающей среды в соответствии с ФГОС в нашем
ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Так как организуя
предметно-пространственную среду в групповом помещении, в кабинетах
специалистов, раздевалках, педагоги должны обеспечивать полноценное
развитие личности ребёнка во всех основных образовательных областях, а
именно в сферах социально- коммуникативного, познавательного, речевого,
художественно-эстетического и физического развития личности на фоне
эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и
другим людям.
Всё групповое пространство в ДОУ распределено на центры- центры
развития детей.
Для нравственно-эстетического развития детей в группах организованы
«центр музыки» и центр «умелые ручки». В музыкальном центре подобраны
музыкальные инструменты, в том числе и фольклорные, музыкально-
дидактические игры. В группе оборудовано место для занятий рисованием,
лепкой, аппликацией, ручным трудом в свободное от занятий время.
Для развития у детей экологически грамотного бережного отношения к
окружающему в группе оборудован центр «Мы познаем мир», здесь собраны
комнатные растения, создана лаборатория для опытно-экспериментальной и
трудовой деятельности.
В период пребывания в детском саду дети прослушают и перескажут много
сказок рассказов, стихов. Для этого в группе оформлен центр «Книжное
царство». Этот центр служит для полноценного речевого развития и
направлен на обогащение и обобщение у детей представлений об
окружающем мире и формирование на этой основе лексико-грамматических
компонентов речевой деятельности.
Для нравственно-патриотического воспитания создан центр « Милый сердцу
уголок», куда входит символика страны, родного города, альбом с фото
родного района, литература по патриотическому воспитанию.
С целью знакомства с ПДД, предупреждения ДТП оформлен уголок
«Светофорчик».
Одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является
взаимодействие с семьёй, поэтому в группе создан « родительский уголок».
Родители должны знать, что изучают дети в детском саду, как идёт развитие
познавательного интереса и социальных чувств детей.
В результате работы организованная предметно-пространственная среда в
группе имеет характер не замкнутой системы, способной к корректировке и
развитию, структурно функциональна, адекватна программе ДОУ,
творческому характеру деятельности воспитателей. Дети имеют возможность
активно развиваться, усваивать информацию об окружающем мире в ходе
различных видов деятельности. Разработанная нами предметно-
пространственная среда отражает специфику детского сада, учитывает
возрастные и индивидуальные особенности детей, способствует успешному
развитию детей во всех сферах деятельности.
Мы считаем очень важным обеспечить максимально комфортные условия для
пребывания детей и соответственно стремимся создать во всех помещениях
детского сада уютную гармоничную и естественную обстановку. Обязательно
мы учитываем и полоролевую специфику и обеспечиваем среду, как общим,
так и специфическим материалом для девочек и мальчиков. При создании
развивающей среды мы руководствуемся на индивидуальные особенности
каждого ребенка и коллектива в целом.