Напоминание

"Маленький акробат"


Автор: Дудникова Наталья Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 5" пгт. Нижний Одес
Населённый пункт: Республика Коми,Сосногорский район, пгт. Нижний Одес
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Маленький акробат"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 5 п.г.т. Нижний Одес» МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ
Маленький акробат
программа рассчитана на 3 года обучения (с 4 до 7 лет) Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 5 п.г.т. Нижний Одес» 169523 Республика Коми г. Сосногорск пгт. Нижний Одес ул. Пионерская 9 а Автор: воспитатель - Дудникова Наталья Викторовна
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №5 п.г.т. Нижний Одес»
Содержание:
1. Пояснительная записка 3 1.1. Актуальность программы 3 1.2. Направленность программы 5 1.3. Новизна программы 5 1.4. Теоретические основы программы 6 1.5. Цель программы 7 1.6. Задачи программы 7 1.7. Специфика отбора программы 7 1.8. Принципы построения программы 10 1.9. Возрастные характеристики программы 11 1.10. Исходный уровень развития способностей, предшествующих знаний, умений, навыков детей 11 2. Учебно – тематическое планирование 11 2.1. Режим занятий. Объём учебной нагрузки по программе 11 2.2. Предварительная работа 12 2.3. Тематическое планирование совместной образовательной деятельности. 2. 3.1. Средняя группа 13 2. 3.2. Старшая группа 20 2.3.3. Подготовительная группа 25 2.4. Контрольно – тематическое планирование. 2.4.1. Средняя группа 29 2.4.2. Старшая группа 30 2.4.3. Подготовительная группа 31 3. Показатели результативности реализации программы 32 4. Анализ работы по программе за 2012 – 2015 г.г. 33 5.Назначение программы 35 6. Библиографический список 35 2
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №5 п.г.т. Нижний Одес»
1. Пояснительная записка.

Я не боюсь ещё и ещё раз повторить:

забота о здоровье –

это важнейший труд воспитателя»

В.А.Сухомлинский

1.1. Актуальность программы.
Перед детским садом в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движений и физическому развитию детей. Воспитание культуры здоровья и оздоровление детей - главная задача педагогического коллектива, ведь мы живем в условиях, приравненных к Крайнему Северу: резко континентальный климат, недо ст аток ультрафиолетовых лучей и кислорода, короткое лето и длительная зима - отрицательно влияют на здоровье всех жителей региона, и в первую очередь детей. Большую часть времени дети вынуждены находиться в помещении, ограничивая себя в движениях. Наблюдая за детьми раннего дошкольного возраста в их свободной двигательной деятельности, я обратила внимание на их легкое и свободное манипулирование телом. За счет природной гибкости позвоночника, растяжки мышц и высокой подвижности суставов дети легко переходят из одной позы в другую. Однако без систематических физических упражнений дети к 4-5 годам теряют природную способность, их движения становятся скованными. Здоровье во многом зависит от гибкости и эластичности позвоночника, подвижности суставов, мышечного тонуса и т.д. Поэтому необходимо сохранять и развивать природные физические задатки. Изучив разнообразные подходы в физическом воспитании и оздоровлении детей, изучив программы по данной проблеме, выделила одно из средств реализации физического воспитания дошкольников – акробатические упражнения. 3
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №5 п.г.т. Нижний Одес» Акробатика – вид спорта, объединяющий многочисленные группы физических упражнений. Слово «акробатика» в переводе с греческого означает «хожу на цыпочках, лезу вверх». Еще в древности акробатами называли сильных, ловких людей, в совершенстве владеющих своим телом. В последнее время значение акробатических упражнений возросло, так как они всесторонне влияют на растущий организм ребёнка – дошкольника: 1. С их помощью совершенствуется ловкость, сила мышц, быстрота и точность движений, развивается ориентировка в пространстве и чувство равновесия. Дети, регулярно занимающиеся акробатикой, отличаются равномерно развитой мускулатурой, красивой выправкой, осанкой. Особенно важно, что акробатические упражнения обеспечивают развитие мускулатуры плечевого пояса, грудной клетки, верхних нижних конечностей. Как известно, хорошее развитие этой мускулатуры не только позволяет выполнять работу большой мощности, но и поддерживать слаженную деятельность органов сердечнососудистой, дыхательной, пищеварительной и иных систем человеческого организма. 2. Так как дошкольный период является важным и ответственным в формировании личности человека, то на него и приходится начальный этап постижения окружающего мира и самого себя. 3. Современные дети отличаются разной двигательной активностью – это дошкольники с большой, средней подвижностью и малоподвижные. Именно акробатические упражнения способствуют реализации способностей и возможностей каждого ребёнка. Особое значение акробатические упражнения имеют для развития индивидуальных способностей тех детей, которые обладают природными задатками – гибкостью, пластичностью, подвижностью, лёгкой обучаемостью. телом. 4. При выполнении акробатических упражнений дети овладевают следующими навыками – быстротой и точностью реагирования на неожиданные ситуации, умением группироваться при падении, могут 4
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №5 п.г.т. Нижний Одес» непринуждённо и свободно владеть своим телом. Навыки, полученные дошкольниками, помогают им в повседневной жизни. Дети могут легко обезопасить себя в группе, на прогулке, в походе, в домашней обстановке. 5. Акробатические упражнения, сопровождаемые музыкой, благотворно влияют на организм, психику и общее эмоциональное состояние ребёнка. Особенно важное значение имеет подбор музыки: классической, современной, джазовой и музыки природы. Она помогает детям перевоплощаться в различные образы и явления. Дети могут изображать природные факторы, растения, животных и обогащать свой познавательный опыт. Особая польза акробатики заключается в том, что она помогает совершенствованию координационных способностей, то есть способностей согласовывать действия различных звеньев двигательного аппарата. Актуальность программы в том, что она помогает удовлетворить возросшую в последние годы потребность детей в движении и развить индивидуальные способности детей в пластике.
1.2. Направленность программы.
Важным направлением психического развития детей, заложенным в программе, является формирование у детей разнообразных способностей – как физических (совершенствование двигательной активности детей на основе психофизиологических особенностей и природных двигательных задатков), так и интеллектуальных (восприятие, образные представления, воображение, внимание, волевые качества). В целом программа направлена на всесторонне развитие личности ребёнка, на приобщение его к здоровому образу жизни, на формирование основ безопасности жизнедеятельности.
1.3. Новизна программы.
В основе совместной образовательной деятельности лежит структура традиционного занятия. Новизна программы в том, что она дополнена использованием современных технологий (деятельно - развивающая технология обучения и личностно-ориентированную модель общения, 5
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №5 п.г.т. Нижний Одес» оздоровительная, игровая), нетрадиционными видами упражнений (игровой самомассаж, игропластика, коллективные растяжки) и музыкой.
1.4. Теоретические основы программы.
Программа «Маленький акробат» опирается на деятельно-развивающую технологию обучения и личностно-ориентированную модель общения (Л.С. Выготский, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов). Это обеспечивает физическое развитие личности ребёнка в комфортных, бесконфликтных условиях жизнедеятельности и реализацию его природных потенциалов на основе принципов развивающего обучения:  переход от педагогики требований к педагогике сотрудничества (принятие от педагога или самостоятельная постановка учебной задачи) – основа обучения;  развивающий характер занятий, что влияет на всестороннее, целостное развитие личности. Физическое воспитание имеет свои специфические особенности, заключающиеся в том, что образовательный процесс протекает по закономерностям деятельности, обеспечивающей упорядоченное формирование и совершенствование двигательных умений и навыков наряду с оптимизацией развития двигательных качеств ребёнка. В основе программы лежит программа «Старт» Л.В.Яковлевой, Р.А.Юдиной, которая раскрывает систему работы с детьми по развитию различных двигательных навыков, необходимых при выполнении акробатических элементов. Немаловажную роль в обучении детей акробатическим упражнениям играют растяжки, которые включены в программу. Автор книги «Волшебная сила растяжки» Е.И.Зуев утверждает, что использование растяжек в работе с дошкольниками целесообразно, так как детский организм более податливый и легко обучаемый. А также растяжки подготавливают ребёнка к выполнению акробатических упражнений. 6
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №5 п.г.т. Нижний Одес» Кроме того в программу включены нетрадиционные средства физического воспитания – ритмическая гимнастика, игропластика, игровой самомассаж Ж.Е. Фирилёвой, Е.Г. Сайкиной «СА-ФИ-ДАНСЕ». Эти виды деятельности необходимы при обучении детей акробатическим элементам, и имеют целевую направленность, оказывают благотворное влияние на занимающихся, развивают мышечную силу и гибкость, формируют у ребёнка сознательное стремление к здоровью.
1.5. Цель программы.


Основная цель программы – сохранять и развивать природные физические задатки дошкольников через обучение элементам акробатики.
1.6. Задачи программы.
1. Воспитательная.

Воспитывать у дошкольников потребность и умение заботиться о своём организме. 2. Развивающие. Развивать гибкость и эластичность позвоночника, и подвижность суставов. Развивать чувство равновесия, способность легко владеть своим телом. Формировать творческий подход к выполнению физических упражнений. 3.Обучающие. Обучать дошкольников акробатическим упражнениям с учётом возрастных и индивидуальных особенностей. Учить детей чувствовать свои движения.
1.7. Специфика программы.
Программа «Маленький акробат рассчитана на три года. Обучение акробатическим упражнениям осуществляется в три этапа: 1. На первом году обучения в средней группе (4 – 5 л е т ) ставится задача – создать у детей целостное представление о движении через игровую мотивацию, сформировать умение выполнять его в общих чертах. Основное средство обучения - игровой самомассаж. 7
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №5 п.г.т. Нижний Одес» 2. На втором году в старшей группе (5 – 6 лет) ведущим средством обучения является игропластика. 3. На третьем этапе в подготовительной группе (6 – 7 лет) вводится растяжка и во второй половине года ставится задача закрепить приобретённые навыки и научить применять их в разных условиях. Программа «Маленький акробат» реализуется через следующие формы работы: 1. Совместная кружковая образовательная деятельность педагога с детьми. Это основная форма работы по обучению акробатическим упражнениям. При проведении совместной деятельности обязательно присутствие двух педагогов. Придать обучению привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоения акробатических упражнений и подражательных движений, повышает эмоциональный фон занятия игровой образ Петрушки. Для создания эмоционального настроения постоянно используется музыкальное сопровождение. Для развития интереса - иллюстрации разных видов спорта, картинки цирковых представлений. Для проведения занятий используются следующие способы: - поточный, - групповой, - индивидуальный. 2. Работа по развитию индивидуальных навыков у детей вне занятий (закрепление техники выполнения упражнений). 3. Организация развивающей среды в группе. Для повышения эффективности проводимой работы в группе организован Уголок Движения для того, чтобы заранее познакомить детей с пособиями и правилами пользования ими и для предварительного разучивания упражнений. Он располагается в приёмной, где есть свободное место или в групповой. 8
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №5 п.г.т. Нижний Одес» Уголок Движения содержит: мат, мячи разных размеров, скакалки, ленточки, альбомы, книги, диафильмы о спорте, схемы, массажные дорожки. 4. Сотрудничество с семьёй – консультативная помощь, совместные занятия, просмотры открытых занятий. Для осуществления преемственности между детским садом и семьёй по физическому воспитанию ведётся работа с родителями. Все спортивные мероприятия: праздники, турниры, гимнастические вечера, тематические занятия - проводятся совместно с родителями при их активном участии в играх, эстафетах, соревнованиях. Другой современной формой работы ДОУ с семьёй являются домашние задания по физкультуре. Такие задания строятся на доверии. Родителям даются рекомендации по закреплению акробатических упражнений с соблюдением техники выполнения и осуществлением страховки. Родители могут познакомиться с акробатическими упражнениями, узнать о пользе акробатики в физическом развитии дошкольников через статьи в родительском уголке, на родительских собраниях, в индивидуальных беседах, на открытых мероприятиях. 5. Большое эмоциональное удовлетворение приносят развлечения. Они объединяют детей и взрослых общими радостными переживаниями, надолго остаются в памяти как яркое событие. Развлечения бывают: - тематические: «Красный, жёлтый, зелёный», «Весёлый светофор», «Олимпийцы» и др. - сюжетные: «Петрушкины артисты», «Шалуны-балуны», «Удальцы- молодцы», «Весёлые старты» и др. Развлечения проводятся 1 раз в месяц с целью закрепить у детей навыки использования акробатических упражнений в заданиях, эстафетах. Эстафеты подбираются на развитие быстроты и точности реагирования, формирования навыков группировки при падении, умение применять страховку. 9
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №5 п.г.т. Нижний Одес» Материал программы усложняется и углубляется (со среднего до подготовительного к школе возраста). Объём содержания можно варьировать в зависимости от уровня знаний детей, что делает программу достаточно гибкой и легко адаптируемой к конкретным условиям группы, детского сада. Вместе с тем, данная программа, в силу её особой значимости для охраны жизни и здоровья ребёнка, требует соблюдения основных принципов.
1.8. Принципы построения программы.
Система занятий, лежащих в о снове программы, р е а л и з у е т общедидактические принципы обучения детей дошкольного возраста: 1. Индивидуальнось: - учёт возрастных особенностей, - учёт природных задатков. Данный принцип предусматривает обучение детей с учётом возрастных и индивидуальных различий. В наше время дети разные по характеру, темпераменту, по здоровью. Есть дети с малой, средней или большой подвижностью. Именно при подборе подражательных движений, а к р о б ат и ч е с к и х у п р а жн е н и й , за д а н и й , му зы к и у ч и т ы в а е т с я индивидуальность каждого ребёнка. 2. Систематичность и последовательность: - постепенная подача материала от простого к сложному, - повторение усвоенных правил, норм и знаний. 3. Наглядность: - учёт особенностей мышления. При обучении акробатическим упражнениям нужно привлекать по возможности все анализаторы и разнообразные наглядные средства – показ движения, иллюстрации, фотографии, рисунки, видеоматериалы. 4. Дифференциация: - создание благоприятной среды для усвоения норм и правил здорового образа жизни каждым ребёнком (подбор акробатических упражнений и нагрузки для мальчиков и девочек). 10
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №5 п.г.т. Нижний Одес» Все принципы взаимосвязаны.
1.9. Возрастные характеристики программы.
Программа является модифицированной, предназначена для работы с детьми 4 – 7 лет. Может быть использована как дополнение к любой комплексной программе дошкольного образовательного учреждения.
1.10. Исходный уровень развития способностей, знаний, умений,

навыков детей.
Для качественного освоения детьми содержания программы «Маленький акробат» необходимо обозначить исходный уровень развития способностей, предшествующий уровень знаний, умений и навыков детей. Основная образовательная программа детского сада «Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А.Васильевой не предполагает обучение детей акробатическим упражнениям. Программа «Маленький акробат» является дополнительной и предназначена для работы с детьми 4 – 7 лет. Исходный уровень развития способностей детей (физическое развитие), индивидуальные особенности определяется у детей 4 – летнего возраста в ходе наблюдения за ними на физкультурных занятиях, на прогулке. Также учитывается состояние здоровья. Двигательные навыки (овладение техникой выполнения акробатических движений) у детей на низком уровне. С учётом полученных данных воспитатель строит свою работу, снижая или увеличивая индивидуальную нагрузку каждому ребёнку.
2. Учебно – тематическое планирование.
Содержание программы «Маленький акробат» реализуется в совместной кружковой деятельности по физическому воспитанию.
2.1. Режим занятий. Объём учебной нагрузки по программе
Продолжительность Ср.гр. Ст.гр. Подг. гр. 20 минут 25 минут 30 минут Количество 1 занятие в неделю 11
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №5 п.г.т. Нижний Одес» 4 занятия в месяц (3 обучающих, 1 контрольно – тематическое) 32 в год (октябрь – май)
2.2. Предварительная работа.
Обязательное условие реализации программы «Маленький акробат» - предварительная работа, включающая: - беседы по ОБЖ («Как висеть и не упасть», «Не навреди товарищу», «О значении и применении физкультурных снарядов, массажёров, тренажёров», «О строении человека»), - реализация методических наработок педагогов детского сада: тематического планирования «Как стать Неболейкой» (разработано воспитателем Дудниковой Н.В.), программы по ОБЖ «Творческая мастерская: познаю мир и самого себя» (автор – воспитатель Карнович Л.В.). Данная работа помогает повысить плотность совместной образовательной деятельности. 12
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 5 п.г.т. Нижний Одес»
2.3. Тематическое планирование совместной образовательной деятельности.

2.3.1. Тематическое планирование совместной образовательной деятельности в средней группе (4 – 5 лет).
Месяц Игровой самомассаж Задачи,комплекс Подражательные движения Акробатические упражнения Название движения Программное содержание Обучение Название упражнения Программное содержание Страховка Октябрь 3 зан. 1- 2 этап Научить детей поглаживать отдельные части тела (кисти и пальцы рук) в определенном порядке в образно-игровой форме. Комплекс №1 «Мышка»- ходьба на носках семенящим шагом и.п.: стоя на носках, руки согнуть перед грудью и соединить пальцами вниз. Познакомить детей с повадками и характерными чертами мышки через движения рук с поворотами головы и всего туловища. Учить ходить на носках с имитационными движениями рук в чередовании с обычной ходьбой. Самостоятельно и точно выполнять технику ходьбы на носках семенящим шагом с изменением темпа и направления. Творчески передавать характер и повадки мышки мимикой и движениями туловища. «Самолет» и.п.: лёжа на животе, прямые ноги соединены вместе, носки вытянуты, прямые руки вытянуты вперед. Учить детей одновременно приподнимать от пола голову, грудь, прямые руки и ноги. Учить из принятого положения переводить руки в стороны, назад, вперёд, разъединять и соединять ноги, поднимать их поочередно. Одной рукой поддерживат ь ребёнка под грудью, другой под коленями или потянуть за носки, вытягивая и выпрямляя ноги. 3 этап Продолжать учить детей поглаживать отдельные части тела (кисти и пальцы рук) в определенном порядке в «Мышка» Закрепить умение ходить на носках с имитационными движениями рук в чередовании с обычной ходьбой. Закрепить технику выполнения ходьбы на носках семенящим шагом с изменением «Самолет» Закрепить у детей технику выполнения акробатического упражнения «Самолёт», одновременно приподнимать от пола голову, грудь, прямые Страховка не нужна. Корректиру ющие словесные указания.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №5 п.г.т. Нижний Одес» образно-игровой форме. Комплекс №1 темпа и направления. Творчески передавать характер и повадки мышки мимикой и движениями туловища. руки и ноги, переводить руки в стороны, назад, вперёд, ноги разъединять, соединять и поднимать их поочередно. Ноябрь 3 зан. 1- 2 этап Продолжать выполнение комплекса №1. Упражнять детей в поглаживании отдельных частей тела (кисти и пальцы рук) в определенном порядке в образно-игровой форме, закрепляя последовательнос ть. «Петушок» - ходьба с высоким подниманием колен и взмахами рук в стороны. И.п.: стоя с опущенными руками. Познакомить детей с образом и имитационными движением( одновремен но поднимать одну согнутую в колене ногу и руки в стороны, попытка ходить с высоко поднятыми коленями и оттянутым вниз носком). Учить детей поднимать в стороны руки, согнутые в локтях с опущенными вниз ладонями. Научить детей творческой передаче образа Петушка, ходьбе с движениями головой, поворотами туловища с разными положениями рук и мимикой. «Солдатик» И.п.: стойка на одной ноге, рукой держась за опору. Учить детей стоять на одной ноге, держась за опору одной рукой. Развивать равновесие. Одной рукой поддерживат ь ребёнка, помогая тем самым почувствова ть равновесие. 3 этап Закрепить с детьми выполнение комплекса № 1. Учить самостоятельно делать игровой самомассаж под словесную «Петушок» Развивать у детей умение держать равновесие, стоя на одной ноге. Учить детей соединять технику движения рук и ног(ходить как петушок высоко поднимая колени, а опорную ногу Творческая передача образа Петушка, в ходьбе с движениями головой, поворотами туловища с разными «Солдатик» Самостоятельное выполнение упражнения «Солдатик»- стоя на одной ноге, держась за опору одной рукой. Страховка не нужна. 14
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №5 п.г.т. Нижний Одес» установку. ставить со ступни на носок, как бы подпрыгивая).Закрепить умение твёрдо стоять в позе удерживая равновесие. положениями рук и мимикой. Декабрь 3 зан. 1-2 этап Научить детей выполнять игровой самомассаж- поглаживание отдельных частей тела(ступни и пальцы ног) в определенном порядке в образно-игровой форме. Комплекс №2. «Корова» и.п.: стоя на ногах, наклониться и поставить руки на пол, голову поднять вверх. Познакомить детей с образом коровы и имитационными движениями с передачей характера образа через звукоподражание. Соединить технику движения рук и ног. Учить детей ползать с изменением темпа, направления с поворотами головы в разные стороны, вверх- вниз, с кружением. «Колечко» и.п.: лёжа на животе, упор руками в пол около груди. Учить выпрямлять руки в локтях, поднимать вверх голову и грудь. Ноги согнуть в коленях и стараться носками дотянуться до головы образуя кольцо. Воспитатель поддерживае т одной рукой под грудь. Другой- ноги около носков, не применяя физических усилий. 3 этап Упражнять детей выполнять игровой самомассаж, повторяя слова и движения за инструктором. Комплекс №2. «Корова»- ползание с опорой на руки и стопы. Учить твёрдо стоять в позе, удерживая равновесие. Закрепить у детей творческую передачу образа коровы и имитационным и движениями с передачей характера образа через звукоподражани ем. «Колечко» Закрепить у детей умение выпрямлять руки в локтях, поднимать вверх голову и грудь. Ноги согнуть в коленях и стараться носками дотянуться до головы образуя кольцо. Страховка не нужна. Корректиру ющие словесные указания. 15
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №5 п.г.т. Нижний Одес» Январь 3 зан. 1-2 этап Продолжать выполнение комплекс а №2. Упражнять детей в поглаживании отдельных частей тела в определенном порядке в образно- игровой форме. «Цыплёнок»- ходьба на пятках с ритмическими движениями рук в стороны. И.п.: стоя на пятках, руки опустить вниз, а кисти рук в стороны. Познакомить детей с образом и имитационными движениями цыплёнка, с передачей характера. Показ и закрепление движений: ритмичная ходьба со взмахами рук в стороны, ходьба на пятках. «Корзинка» И.п.: лёжа на животе, руки вытянуты вдоль туловища. Учить детей сгибать ноги в коленях, руками захватывать носки с внешней стороны стоп и тянуть ноги вверх с одновременным подтягиванием вверх головы и всего туловища. Воспитатель помагает детям руками захватить носки и потянуть ноги вверх. 3 этап Закрепить умение детей под словесные указания инструктора самостоятельно выполнять комплекс №2. «Цыпленок» Учить выполнять чередование ходьбы на пятках с обычной ритмической ходьбой и движениями рук в стороны. Закрепить уверенную ходьбу на пятках с четкой координацией рук и передачей характера образа цыплёнка. «Корзинка» Закрепить у детей сгибание ног в коленях, захват руками носков с внешней стороны стопы, умение тянуть ноги вверх с одновременным подтягиванием вверх головы и всего туловища. Страховка не нужна. Словесные указания. Феврал ь 3 зан. 1-2 этап Научить детей поглаживанию отдельных частей тела (рук и ног) в определенном порядке в образно-игровой форме. Комплекс №3. «Лиса» - ходьба с носка на всю ступню, мягкая, плавная. И.п.: стоя с согнутыми в локтях руками, ладони опущены вниз. Познакомить с образом лисы и попытка выполнения имитационного движения. Упражнять детей из исходного положения пытаться ходить мягко ступая с носка на всю ступню, при этом разноимённой «Лебедь» и.п.: основная стойка. Учить детей технике выполнения: одну ногу выставить вперед на 2шага и начать приседать, сгибая ногу в колене и перенося на нее вес тела. Другую ногу ставить с опорой на всю ступню с развернутым носком в Воспитатель помогает ставить ноги на одной линии, придерживае т спину ребенка ладонью, чтобы он 16
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №5 п.г.т. Нижний Одес» рукой, плавно направляя её перед грудью, совершать ладонью гладящие движения (как бы кого–то гладят). сторону или прямо. Положение рук разное. смог сохранить равновесие с прогибанием туловища чуть назад. 3 этап Продолжать выполнение комплекса №3.упражнять в поглаживании отдельных частей тела в определенном порядке в образно-игровой форме. «Лиса» Закрепить имитационное движение. Закрепить творческую передачу образа лисы через имитационные движения и технику их выполнения. «Лебедь» Закрепить технику выполнения акробатического упражнения «Лебедь», самостоятельность выполнения, сохраняя чувство равновесия. Страховка не нужна. Словесные указания. Март зан. 1-2 этап Упражнять детей в выполнении игрового массажа. Закрепить комплекс №3. «Лягушка» - ползание прыжковым шагом с опорой на руки и стопы. И.п.: ноги на ширине плеч, присесть и соединённые ладони поставить вместе Познакомить с об- разом и попытка имитационного движения с переда- чей характера образа мимикой и движением всего туловища. Научить детей из исходного положения продвигать соединённые руки вперёд, затем прыжком переставлять ноги к рукам, сохраняя при этом Группировк а. Учить детей группироваться: ноги сгибая в коленях (хватом руками за голени), стопы и колени слегка разведены, сильно притянуты к груди, округлить спину, голову наклонить вперёд, локти плотно прижаты к телу. Воспитатель помогает ребёнку правильно принять и.п. и сгруппирова ться. 17
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №5 п.г.т. Нижний Одес» между ног. между ними пространство. 3 этап Упражнять в самостоятельном выполнении комплекса №3 под словесные указания инструктора. «Лягушка» Продолжать учить движения, но с разной длиной прыжка т.е. руки продвигаются вперёд на короткое или более длинное расстояние. Творческая передача образа через точные имитациионные движения и технику выполнения. Группировк а Закрепить у детей умение группироваться, сгибая ноги в коленях хватом руками за голени. Страховка не нужна. Словесные указания. Апрель 3 зан. 1-2 этапа Учить поглаживать и растирать ступни, голени и бёдра в положении сидя в образно-игровой форме. Комплекс №4. «Медведь» - ходьба на внешней стороне стопы. И.п.: стоя слегка расставле ноги, упор на внеш. сторону стоп, носки ног сжаты, руки согнуты в локтях на уровне плеч, ладони к груди Познакомить с образом медведя и попыткой выпо- нения имитационного движения с передачей характера образа через мимику и движения всем туловищем. Учить детей из и.п. выполнять наклоны тулови ща из стороны в сторону, одну ногу,приподним ая от пола, удерживать наклонное положение туловища, пытаясь передвигаться вперёд на внешней стороне стопы. 1. Перекаты из группи – ровки сидя. 2. Перекаты из группи – ровки лёжа на спине. 3. Перекаты из группи – ровки лёжа на боку. Учить детей перекатываться назад, касаясь лопатками мата и возвращаться в и.п. Учить касаться мата лопатками, затем кобчиком. Учить перекатываться с боку на Бок, не касаясь Головой мата. Во время перекатов исправляет возможные ошибки: -хват руками за колени; -колени соединены; -спина не округлена; -голова не опущена вниз. 18
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №5 п.г.т. Нижний Одес» 3этап Продолжать упражнять детей в выполнении комплекса №4 «Медведь» Закрепить выполнение имитационного движения. Творческая передача образа детьми через точные имитационные д в и ж е н и я и технику выполнения. 1.Перекаты из группировк и сидя. 2. Перекаты из группировк и лёжа на спине. 3. Перекаты из группировк и на боку. Закрепление материала занятия №1 (март) Страховка не нужна. Словестные указания. Май 3 зан. 1-2 Этап Продолжать учить детей выполнять комплекс №4 под словесный указания конструктора. «Заяц» - прыжки на двух ногах с продвижением вперёд. И.п.: стоя, руки согнуты в локтях, ладони соединены перед грудью и опущены вниз. Познакомить с образом зайца и попыткой имитационного движения с передачей образа мимикой и движениями туловища. Упражнять детей в прыжках на двух ногах с продвижением вперёд с сохранением положения рук перед грудью и держа спину прямо. «Кувырок – перекат». И.п.:ноги вместе выпрямлен ы, наклон вперёд, руки к носкам, голова прижата к коленям. Учить детей не касаясь головой мата и не разъединяя ног перекатываться на лопатки через всю спину и группироваться, сидя на ягодицах с упором рук сзади за спиной и наклоном головы вперёд к груди. Воспитатель , стоя с боку одной рукой наклоняет голову ребёнка вперёд к коленям, а другой рукой сзади под ягодицами медленно направляет туловище вперёд до полного переката. 19
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №5 п.г.т. Нижний Одес» 3 этап Закрепить умение выполнять игровой самомассаж под словесные указания инструктора. «Заяц» Закрепить выполнение имитационного движения. Творческая передача образа зайца через точные имитационные движения. «Кувырок – перекат» Закрепить умение выполнять данное упражнение. Словесные указвния инструктора, при необходимос ти – страховка.
2.3.2.Тематическое планирование совместной образовательной деятельности в старшей группе (5 - 6 лет)
Месяц Игропластика Танцевально - ритмическая гимнастика Подражательные движения Акробатические упражнения Название движения Задачи Результат Название упражнения Программное содержание Страховка Октябрь 1, 2 занятие «Морская звезда» упражнение на развитие мышц И.п. – лёжа на животе, прогнувшись, руки в стороны Комплекс № 1 «Песня Мурёнки» М. Пляцковског о «Котёнок» Познакомить детей с образом. Учить передавать характер и повадки котёнка через движения и звукоподражани е. «Кувырок вперёд с отталкиван ием». И.п. – присесть, руки в упоре близко к носкам, голову нагнуть к коленям. Научить детей выпрямляя ноги, сразу отталкиваться двумя ногами, перенося массу тела на руки, перевернуться через голову вперёд, не касаясь пола сделать перекат на лопатки и сесть в группировке на ягодицы упором рук за спиной и наклонённой вперёд Воспитатель, стоя сбоку, одной рукой обхватывает ребёнка в области локтей, чтобы ребёнок не сгибал их, а другой рукой обхватывает обе ноги ребёнка под ягодицами помогая ему оттолкнуться двумя ногами. 20
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №5 п.г.т. Нижний Одес» головой. 3 занятие «Морская звезда» Закрепить умение согласовыва ть движения с музыкой. «Котёнок» Упражнять в подлезании под шнур, прогибая позвоночник. Выполнение имитационных упражнений «Посмотри на хвостик справа, слева, сверху, снизу», «Подними правую (левую) лапку и т.д. «Кувырок вперёд с отталкиван ием» Закрепить у детей технику кувырка Словесные указания, при необходимости – страховка. Ноябрь 1, 2 занятие «Морской конёк» - упр-е на развитие силы мышц И.п. – сидя на пятках, руки за головой Комплекс Продолжать разучивать комплекс. Развивать чувство ритма. «Аист» - ходьба с высоким поднимание м колен, при этом нога выпрямятся вперёд. И.п. – стоя с опущеными руками Учить детей поднимать в стороны руки, согнутые в локтях с опущенными вниз ладонями, удерживать статистическое равновесие, стоя на одной ноге с поднятыми руками, выпрямляя ногу вперёд и оттягивать носок. «Ласточка» (на одной ноге) И.п. – о.с., при этом прогнуть грудь и голову, как лебедь, т.е. грудь вперёд, голова назад к спине. Научить детей отводить одну ногу назад, руки в стороны – назад, как крылья ласточки, медленно поднимать вверх ногу, не меняя положения груди и головы.. Воспитатель помогает ребёнку выгнуть грудь вперёд, голову назад, удержать равновесие в положении «Ласточки». 3 занятие «Морской конёк» закрепить умение держать спину ровно сидя на пятках, руки за головой Комплекс №1 Формироват ь Навыки вырзительн ости, пластичност и, грациозност «Аист»- закрепитьпо дражательн ые движения. Закрепить подражательные движения. Творческая передача образа аиста в статическом положении, ходьба с движением головы, с поворотами туловища с различным положением рук и мимикой. «Ласточка» Закрепить у детей технику выполнения упражнения «Ласточка». Словесные указания. 21
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №5 п.г.т. Нижний Одес» и. Декабрь 1, 2 занятие «Дельфин» - упр -е на развитие силы мышц. И.п. – лёжа на животе, прогнув – шись руки вверх в «замке». Комплекс №2. «Часики». Познакомит ь детей с комплексом. . «Утёнок » -ходьба в приседе на двух ногах, руки согнуты в локтях, пальцы рук широко расставлены . Познакомить с образом. Учить ходить в приседе с выпрямленной спиной, переваливаясь из стороны в сторону как утёнок. «Замок» (лёжа) . И.п.- лёжа на спине. Учить детей отводить одну ногу в сторону, сгибать её в колене, и захватывать стопу согнутой ноги одноимённой рукой и тянуть её к голове. Другую руку отвести за голову или поднять. Другая нога прямая или согнута в колене. Воспитатель помогает ребёнку подтянуть ногу к голове, поддерживая его одной рукой под грудью, другой за стопу или под коленом. 3 занятие «Дельфин» Комплекс №2. Закрепить последовате льность движений. «Утёнок» Закрепить подражательное движение. Творческая передача образа через точные имитационные движения и технику выполнения ходьбы в приседе с выпрямленной спиной. «Замок» Закрепить технику выполнения упражнения. Словесные указания инструктора по ФК. Январь 1, 2 занятие «Я маг – волшебник» - упр-е на развитие гибкости. Комплекс №2 «Часики».Ра звивать у детей чувство ритма, пластику. «Белка»- прыжки в приседе с продвижени ем вперёд И.п. -присед на 2х ногах, руки согнуты в локтях, ладони соединены перед грудью и Учить детей выполнять прыжок в приседе с одновремённым движением рук вперёд не разъединяя ладони. Упражнять на кольцах . «Уголок». Учить детей подтягиваться на руках и поднимать вперёд соединённые выпрямленные ноги с вытянутыми носками вперёд. Воспитатель страхует со спины с захватом под руками. 22
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №5 п.г.т. Нижний Одес» опущены вниз. 3 занятие «Я маг – волшебник». Развивать умение группироваться. Комплекс №2 «Часики». Выполнение движений под музыку с показом инструктора . «Белка» Закрепить последовательн ость выполнения движений. Творческая передача образа белки через имитационные движения и технику выполнения прыжка в приседе с выпрямленной спиной. Упражнени е на кольцах «Уголок». Закрепить умение подтягиваться на руках. Словесные указания инструктора. Февраль 1, 2 занятие «Я маг – волшебник». Упражнять в выполнении упражнений, закреплять последовательность Комплекс №3 «Карусельн ые лошадки». «Лошад-ка»- бег ходьба с высоким поднимание м колен. Прямой, боковой галоп. И.п -стоять, руки согнуты в локтях, ладони опустить вниз. Знакомство с образом лошадки. Учить ходить и бегать с высоким подниманием колен и сохранением положения рук, чередовать ходьбу и бег прямым, боковым галопом. Упражне -ние на кольцах «Петрушка. Учить подтягиваться на руках вверх, поднимая ноги, ступнями продеть ч/з кольца, затем разводить прямые ноги в стороны и вытянуть носки. Воспитатель страхует со спины с поддержкой за руки, ближе к кольцам. 3 занятие «Я маг – волшебник». Закрепить выполнение всего комплекса игропластики Комплекс №3 «Карусельн ые лошадки» «Лошадка. Закрепить подражательное движение. Творческая передача образа лошадки с точной техникой. Упражнени е на кольцах «Петрушка. Закреплять умение подтягиваться на руках. Воспитатель стоит около колец. При необходимости страхует. Март 1, 2 занятие «Буратино». Развивать гибкость в образных игровых действиях Комплекс №4 «Паучок»- ползание с опорой на ноги Знакомить с образом паучка. Учить из и.п. ползти, «Улитка» или «Полушпаг ат». Учить вытягивать одну ногу назад и садиться на пятку другой ног. Ноги Воспитатель помогает ягодицами сесть на пятку, 23
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №5 п.г.т. Нижний Одес» и заданиях с речитативом. впереди, на руки за спиной. И.п. сидя, руки на зад за спину, ладони на пол, упираться на стопы ног и руки, приподнима ть ягодицы и туловище. сохранять «висячее» положение туловища, изменять темп и направление. Выполнять кружение вокруг себя. И.п. стоя на 2х ногах. должны быть на одной линии. Плотно сидеть на пятке. Положение рук-на поясе, в стороны, вверх за головой. помогая согнуть ногу в колене, удерживая равновесие. 3 занятие «Буратино» Комплекс №4 «Паучок» Закреплять подражательное движение. Самостоятельно вокруг себя, творческая передача образа. «Улитка» или «Полушпаг ат» Закреплять умение. Словесные указания. Апрель 1, 2 занятие «Кораблик» Комплекс №5 «Собачка» Знакомить с образом собаки Учить бегу с остановками и резкими поворотами головы и туловища в стороны. Творческая передача образа собаки точной техникой. «Верблюд» Учить детей захватывать одной рукой рейку на уровне пояса .Прогибаться назад, поднимая свободную руку вверх -назад стараясь дотянуться ею до пола. Страховка обязательна в зависимости от возможностей ребёнка. 3 занятие «Кораблик» Комплекс №5 «Собачка» Закреплять подражательное движение Самостоятельно вокруг себя, творческая передача образа. Верблюд» Закреплять умения Словесные указания. Май 1, 2 занятие «Тигр и лев» Комплекс №6 «Волк» Знакомить с образом волка, Учить детей бегу широким Творческая передача образа волка имитационными движениями. «Кольцо стоя» Учить детей захвату рейки одной рукой на уровне плеч. Поднимать ногу Страховка обязательна. 24
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №5 п.г.т. Нижний Одес» шагом. назад, вверх согнутую в колене. Свободной рукой взяться за носок и поднимать ногу вверх с помощью вытянутой руки. 3 занятие «Тигр и лев» Комплекс №6 «Волк» Закрепить подражательное движение. Самостоятельное выполнение движения. «Кольцо стоя» Закреплять умения Словесные указания и страховка.
2.3.3.

Тематическое планирование совместной образовательной деятельности

в подготовительной группе (6 – 7 лет)
Месяц Растяжка Танцевально- ритмическая гимнастика Подражательные движения Акробатические упражнения Название движения Задачи Результат Название упражнения Программное содержание Страховка Октябрь 1, 2 занятие «Коллективная ромашка»-и.п.-стоя в кругу, руки на плечи друг другу. Учить подтягивать мышцы живота и груди. Комплекс №1 «На крутом берегу» Б.Савельева Обучение танцевально- ритмической гимнастики. «Обезьянка» -бег с подскоками (с ноги на ногу) Знакомство с образом. Учить направлять руки в стороны на уровне плеч. Руки согнуты в локтях, пальцы расставлены, выполнять подскоки. «Стрела» и.п. стоя. Учить стоять в ОС. Одной рукой взять носок одноимённой ноги, отводить в сторону до полного выпрямления. В начале у гимнаст. Стенки. воспитатель поддерживает под коленом за стопу, поднимая её до уровня головы и выше. 3 занятие «Ромашка» Комплекс №1 «Обезьян-ка» Закреплять умения. Творческая передача образа. «Стрела» Самостоятельное выполнение акробатических упражнений. Словесные указания инструктора. Ноябрь 1, 2 «Ромашка» Комплекс №1 «На крутом «Крокодил» -ползание с Знакомство с образом. Учить «Мостик»- и.п. лёжа, Учить пытаться приподнять таз от Воспитатель придерживает 25
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №5 п.г.т. Нижний Одес» занятие бережку» опорой на руки. лежать на животе, ноги вытянуть вместе, делать упор руками на ладони под грудью, голову держать прямо, носки ног вытянуть. ноги согнуты в коленях, руки за голову. пола, выпрямить руки в локтях с упором на ступни и ладони. Стараться приподнять от пола голову. ребянка под спину, расставляя правильно руки и ноги. 3 занятие «Ромашка» Комплекс №1 «На крутом бережку». Закрепить умение согласовывать движения с музыкой. «Крокодил». Закрепить навык выполнения движения. Творческая передача образа и попытка имитационных движений. «Мостик» Самостоятельное выполнение акробатических упражнений. Словесные указания, при необходимости страховка. Декабрь 1, 2 занятие «Росток» -и.п. присесть, руки вниз, голова опущена. Учить выпрямляться, вставая в полный рост, голову и руки тянуть вверх, поднимаясь на носки. Комплекс №2. «По секрету всему свету» В.Шаинский, М.Танич. Познакомить детей с новым комплексом танцевально- ритмической гимнастики. «Рыбка»- перекатывани е с сохранением прямого положе- ния туловища. И.п.-лёжа на спине, прямые руки соединены в замок за головой, ноги выпрямлены и плотно сомкнуты вместе. Учить детей медленно перекатываться на бок-живот – другой бок- спину, при этом сохраняя сомкнутое положение ног. «Берёзка» и.п.-лёжа на спине, ноги вместе. Учить детей поднимать прямые ноги над головой, опираясь на руки, стараясь приподнять таз от мата, опираясь на руки и на лопатки. Воспитатель помогает поднимать прямые ноги, не сгибая в коленях и удерживать вертикально. 3 «Росток» Комплекс №2 «Рыбка» Закреплять Самостоятельное «Берёзка» Закрепить технику Словесные 26
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №5 п.г.т. Нижний Одес» занятие Развивать чувство ритма, согласованнос ть движений. умение при перекате вправо- влево голову держать так, чтобы лицо не касалось пола выполнение движения. выполнения упражнения. указания. Январь 1, 2 занятие «Росток» Комплекс №2 «По секрету всему свету» развивать у детей подвижность пластичность. «Балерина» ходьба с носка на всю стопу Знакомство с образом. Учить детей стоять прямо, плечи чуть отвести назад и голову приподнять, ходить мягко (ступая с носка) слегка размахивая руками (вперёд- назад), сохраняя правильную осанку. «Стульчик» стойка на одном колене Учить одну ногу Выставлять вперед, Приседать на колено другой ноги, Одновременно сгибая в колене выставленную ногу. Положение рук разное: на поясе, обе вверх, одна вверх, другая вниз. Воспитатель помогает ребёнку поставить ноги на одной линии. Плотно сесть на пятку одной и сильно наклоняться к носку другой ноги 3 занятие «Росток» Комплекс №2 Развивать умение двигаться под музыку, чувствуя ритм «Балерина» Закрепить навык выполнения движения Закрепить у детей технику выполнения имитационной ходьбы и умение сохранять правильную осанку. «Стульчик» Самостоятельное выполнение упражнения. Словесные указания инструктора. Февраль 1, 2 занятие Коллективная «Давай обнимемся»-и.п. стоя в кругу, взяться руки за спиной друг у друга. Учить Комплекс №3 «Облака» В. Шаинский С. Козлов Познакомить с новым комплексом «Верёвочка»- бег скрестным шагом Учить детей выполнять бег, переплетая ступни ног друг за другом, помогая движениями «Колесо» и.п. –о.с. ноги на ширине плеч. Учить детей поднимать руки вперёд-вверх, сгибая левую ногу, наклониться вперёд, опереться руками на расстоянии шага от Воспитатель поддерживает ребёнка за пояс, помогает в перевороте. 27
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №5 п.г.т. Нижний Одес» отклоняться назад, поддерживая друг друга, голова повернута в одну сторону танцевально – ритмической гимнастики приподнятых рук. левой ноги. Взмахнув правой ногой, выйти в стойку на руках и опуститься на правую ногу. 3 занятие «Давай обнимемся» Комплекс №4 Продолжить разучивание «Верёвочка» Закрепить навык выполнения движения. Стоя боком по направлению движения пытаться бегать скрестным шагам «Колесо» Закреплять технику выполнения движения Воспитатель поддерживать ребёнка за пояс, помогает в превороте Март 1, 2 занятие «Давай обнимемся» Комплекс №4 Закрепить умение выполнять комплекс самостоятельн о «Машина» -ползание на ягодицах. Можно взять в руки руль. Учить сидя на полу ноги свободно выпрямить, руки перед грудью и передвигаться на ягодицах вперёд-назад «Шпагат» (прямо) Учить медленно расставлять прямые ноги в стороны, носки вытягивать, колени выпрямлены Воспитатель помогает выпрямить колени и носки 3 занятие «Давай обнмемся» Комплекс №4 «Машина» Из и.п. – передвигаться на ягодицах вперёд- назад, положение рук разное «Шпагат» Закрепить умение выполнять упражнение Словесные указания Апрель 1, 2 занятие Коллективная «Колесо» -и.п. – стоя в кругу, руки на плечи. Учить наклоняться вперёд, не расцепляя рук, голову поднять вверх Комплекс №1 «На крутом бережку» - повторить «Космонавт» выполнять движения туловищем с пригибанием назад в полёте Учить подпрыгивать вверх, прогибая туловище назад и выпрямляя назад руки и соединенные вместе ноги, приземляться на полусогнутые «Ракета» Учить стоять на двух коленях, руки отвести назад, чуть присесть на пятки, резко взмахивая руками вверх Воспитатель помогает, взяв ребёнка за руки, оттолкнуться с колен и выпрыгнуть 28
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №5 п.г.т. Нижний Одес» колени. 3 занятие «Колесо» Комплекс №2 «Богатыри» - повторить «Космонавт» Закрепить навык прыжка при спрыгивании Отрабатывать технику прыжка при спрыгивании «Ракета» Закрепить умение выполнять упражнение Словесные указания Май 1, 2 занятие Упражнения на растяжку с большой амплитудой. Учить класть руки вперёд и вверх, правую ногу отставить назад на носок, слегка прогнуться (вдох), вернуться в и. п. «Цирковые собачки» «Кенгуру» знакомство с образом Учить прыжкам на двух ногах с высоким подниманием колен и продвижением вперёд. Отрабатывать технику выполнения упражнения. «Цирковой пистолет» выполняетс я в паре. 2 реб. делают «Ласточку» , затем переводят ногу из положения сзади вперед и переходят на» пистолет» с вытянутой вперёд ногой приседают на одной опорной ноге, переводя руки вперёд перед грудью. Страховка обязательна. 3 занятие Повторить упражнения на растяжку. «Цирковые собачки» «Кенгуру» Закрепить навык выполнения. Отрабатывать технику выполнения «Цирковой пистолет» Закрепить технику выполнения. Страховка и словесные указания.
2.4. Контрольно – тематическое планирование.

2.4.1. Контрольно – тематическое планирование в средней группе (4 -5 лет)
№ Месяц Тема Программное содержание 1 Октябрь Кто живёт в спортивном зале? Познакомить детей с инвентарём в спортивном зале, с тренажёрами. Довести основные правила безопасности детям на доступном уровне (с использованием персонажа Петрушки) 2 Ноябрь Знакомьтесь – наше тело. Дать представления детям о теле. Как ухаживать за ним, закалять и упражнять ( с использованием Петрушки) 3 Декабрь Дискотека кузнечиков. Познакомить детей с символом спортивного зала Кузнечиком – Попрыгунчиком. Научить выполнять различные виды прыжков. 4 Январь Загораем. Дать понятие о расслаблении и его видах. Научить детей расслаблять своё тело. 29
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №5 п.г.т. Нижний Одес» 5 Февраль Зайцы и волк. Выявить у детей, как развита у них: сила, ловкость, выносливость. Упражнять в выполнении акробатических упражнений: самолёт, солдатик, колечко. 6 Март Шарик. Познакомить детей с позой «покоя». Научить детей сосредоточить своё внимание на одном предмете. 7 Апрель Водный карнавал. Познакомить детей с морскими обитателями. Научить перевоплощаться в них. 8 Май Вместе с Петрушкой. Выявить у детей умения выполнять акробатические упражнения: лебедь, корзинка, группировка.
2.4.2. Контрольно – тематическое планирование в старшей группе (5 – 6 лет)
№ Месяц Тема Программное содержание 1 Октябрь Что мне помогает двигаться? Познакомить детей со строением скелета. Рассказать благодаря каким частям тела мы прыгаем, бегаем, держим предметы. 2 Ноябрь Спортивный фестиваль. Упражнять в выполнении танцевально – ритмической гимнастики. Содействовать развитию гибкости, быстроты движений. Воспитывать у детей сплочённость, чувство ответственности и сопереживания. 3 Декабрь Красный, жёлтый, зелёный. Упражнять в ходьбе, беге в рассыпную, развивать ориентировку в пространстве, знания у детей правил дорожного движения и применение их в повседневной жизни. 4 Январь Дрессированные звери. Выявить силу, ловкость детей при подтягивании на кольцах и турнике. Умение выполнять акробатические упражнения: кувырок-перекат, замок, кувырок вперёд. 5 Февраль Свободный танец. Упражнять детей в умении свободно двигаться под разнообразную музыку. 6 Март Мама, папа, я – спортивная семья.. Упражнять детей и родителей в ходьбе и беге с заданием, в упражнениях под музыку, в прыжках с продвижением вперёд, ползании, метании на точность. 7 Апрель Инопланетяне. Закрепить понятие поза «покоя», познакомить с названиями планет. 8 Май Думай-выполняй. Определять степень выполнения акробатических упражнений: замок, улитка, уголок, Петрушка. 30
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №5 п.г.т. Нижний Одес»
2.4.3. Контрольно – тематическое планирование в подготовительной группе (6 - 7 лет)
№ Месяц Тема Программное содержание 1 Октябрь Родина моя. Содействовать развитию у детей ловкости и быстроты движения. Воспитывать любовь к русским традициям и народному фольклору. 2 Ноябрь Весёлый светофор. Закрепить знания дорожного движения, умение выполнять различные эстафетные задания. 3 Декабрь Осанка. Познакомить детей с понятием - правильная осанка, рассказать о том, как её сохранить с помощью иллюстраций. 4 Январь Спешим на выручку. Упражнять в различных подражательных движениях, закрепить акробатические упражнения и познакомить с новым «Шпагат». 5 Февраль Воевода и дружина. Выявить у детей знания о защитниках Родины, упражнять в движении на развитие силы, выносливости, гибкости. 6 Март Сделаем наши ноги крепкими. Уточнить знания детей о значении поверхности стопы ног для здоровья всего организма. Показать тренажёр и правила пользования им. 7 Апрель Олимпийцы среди нас. Закрепить знания о видах спорта. Упражнять в прыжках, играх с мячом, в катании на санках, на одной лыже. 8 Май Контрольное «КВН». Определить степень самостоятельности и моторной памяти, владения акробатическими упражнениями. 31
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 5 п.г.т. Нижний Одес»
3. Показатели результативности реализации программы.
Результаты усвоения программы можно отследить с помощью диагностики. Диагностическое обследование детей проводится 2 раза в год. 1. В октябре (в начале учебного года). При первоначальном обследовании обращается внимание на уровень усвоения программы, какая работа проводилась по данному направлению в предыдущих возрастных группах. 2. В апреле (итоговый результат в конце учебного года). Итоговый срез показывает результативность и эффективность работы по данной программе. По результатам диагностики проводится коррекционная работа: - усложнение задач; - повторение пройденного материала в индивидуальных занятиях. В настоящее время дети отличаются разной двигательной активностью, уровнем развития двигательных навыков, состоянием здоровья. Этот факт обязывает педагога оценивать двигательное поведение и корректировать его. Проведение диагностики предполагает выполнение тестовых заданий. Тесты разработаны на основе тестов А.Б.Лагутина, А.П.Матвеева и программы «Старт». Результаты фиксируются в индивидуальной карточке ребёнка, которая включает в себя: - состояние здоровья (антропометрические данные заносятся совместно с медицинским персоналом детского сада), - результаты тестов (овладение техникой выполнения акробатических движений – умение владеть своим телом, гибкость, растяжка, мышечный тонус), - интересы детей. Показателем физического развития является отслеживание посещаемости и индекс здоровья группы.
Прогнозируемый

результат
к концу третьего года обучения по программе «Маленький акробат» - высокий – 70 %,
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №5 п.г.т. Нижний Одес» - средний – 30 %, - низкий –
4. Анализ работы по программе за 2012-2015гг
Для отслеживания эффективности работы по программе «Маленький акробат» представлены результаты диагностики за 3 года (на конец учебного года). Уровень развития Средняя группа (4 – 5 лет) апрель2013 г. Старшая группа (5 – 6 лет) апрель 2014 г. Подготовительная группа (6 – 7 лет) апрель 2015 г. Обследовано: 15 детей 15 детей 15детей Высокий 2 реб. – 13 % 7 д. – 49 % 12 д. – 82 % Средний 8 д. – 54 % 6 д. – 38 % 3 д. – 18 % Низкий 5 д. – 33 % 2 реб. – 13 % - Анализируя полученные результаты видно, что после первого года обучения по программе много детей с низким уровнем физического развития, и велик процент среднего уровня. Причина - в частых пропусках детьми занятий кружка (пропуски по болезни), недостаточно опыта. На втором году обучения видна положительная динамика за счёт внесения в занятия изменений – привлечение родителей к кружковой работе, пополнение материальной базы – изготовлены ленты на каждого ребёнка, приобретены обручи. Активизирована индивидуальная работа по закреплению навыков выполнения акробатических упражнений в группе. Заметно повышение показателя высокого уровня и уменьшение низкого. На третьем году обучения дети показали хорошие результаты выполнения тестовых заданий выполняют акробатические упражнения самостоятельно, соблюдая технику. В результате проведённой работы видно, что программу усвоили все дети группы, что соответствует прогнозируемому результату. Уровень усвоения программы Прогнозируемый результат Полученный результат Высокий 70 % 12 д. – 82 % Средний 30 % 3 д. – 18 % Низкий - - 33
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №5 п.г.т. Нижний Одес» По результатам тестирования детей по образовательной области «Физическая культура» видно, что работа по программе «Маленький акробат» положительно повлияла на уровень физического развития вцелом. Для сравнения представлены результаты диагностики детей группы, которые не проходили обучение по программе (подготовительный возраст на апрель 2011 г., списочный состав группы – 25 детей) Уровень развития Дети группы, прошедшие обучение по программе Дети группы, не прошедшие обучение по программе Обследовано: 15 детей 10 детей Высокий 12 д. – 80 % 7 д. – 70 % Средний 3 р. – 20% 3 р. – 30 % Низкий - - При сравнении представленных результатов видно, что дети, обучающиеся по программе, имеют более высокий уровень физического развития. Большинство детей, обучающихся по программе, раскрыли скрытые способности, предпочитают заниматься акробатикой в индивидуальной деятельности в группе под музыку, могут выразить себя в танцах в совместной музыкальной деятельности, могут занять себя в спортивном зале и в группе. Дети, прошедшие обучение по программе, продолжают развивать пластику, гибкость и творчество, занимаются в танцевальном коллективе Дома Культуры (коллектив эстрадного танца «Променад» -7 детей), в танцевальном кружке центра дополнительного образования детей (1 ребёнок), посещают спортивные секции (3 ребёнка). Дети совместно с родителями принимают участие в концертах, проводимых на сцене Дома Культуры с музыкальными акробатическими номерами. Итак, работа по программе «Маленький акробат» показала, важность использования акробатических упражнений в развитии физических навыков и в оздоровлении детей. Способствовала совершенствованию механизмов детского организма, снижению заболеваемости, формированию умения делать безопасной свою жизнь. 34
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №5 п.г.т. Нижний Одес»
5.

Назначение программы.
Практическая значимость программы состоит в том, что программа может быть использована воспитателями, учителями начальных классов, педагогами дополнительного образования в воспитательно-образовательном процессе как программа или часть программы, в кружковой работе.
6. Библиографический список.
1. Зуев Е.И. «Волшебная сила растяжки», М. «Советский спорт», 1990 г. 2. Роберт Ротенберг «Расти здоровым», М. «Детская энциклопедия здоровья», 1996 г. 3. Фирилёва Ж.Е., Сайкина Е.Г. «СА - ФИ – ДАНСЕ», С-Питербург «Детство-пресс», 2001 г. 4. Шишкина В.А. «Какая физкультура нужна дошкольнику», М. «Просвещение», 1998 г. 5. Яковлева Л.В., Юдина Р.А. «Физическое развитие и здоровье детей 3 – 7 лет», М. «Владос», 2003 г. 6. Журнал «Физкультура и спорт». 35
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №5 п.г.т. Нижний Одес» 36


В раздел образования