Автор: Рачкова Людмила Александровна Должность: учитель начальные классы Учебное заведение: МБОУ НШДС № 16 Населённый пункт: Иркутская область, Слюдянский район, г. Байкальск Наименование материала: Конспект урока в 4 классе Тема: Склонение личных местоимений. Раздел: начальное образование
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Тема: Склонение личных местоимений.
Предметные цели урока: ознакомление с изменением местоимений по падежам, выработка умения употреблять нужную
форму местоимения, умения понимать учебную задачу через выполнение самостоятельных задач.
Метапредметные цели урока:
Познавательные УУД – устанавливать причинно-следственные связи, видеть и обозначать проблему, находить пути ее
решения;
Регулятивные УУД – выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, планировать свою работу, осуществлять
пошаговый контроль по результату совместно с учителем и другими учениками, давать эмоциональную оценку;
Коммуникативные УУД – умение работать в группе, слышать и понимать речь других, владеть разными формами речи;
Личностные УУД – воспитывать ответственность, уважение ко всем участникам образовательного процесса, привитие
обучающимся интереса к урокам русского языка, стремление к речевому самосовершенствованию.
Прогнозируемые результаты :
- умение склонять личные местоимения и правильно употреблять их в речи;
Оборудование :
тетради,
таблица
«Личные
местоимения»,
карточки
для
групповой
и
индивидуальной
работы,
треугольники зеленого и красного цветов, нетбуки, технические средства обучения.
Используемые технологии : проблемно – диалогическая технология, технология деятельностного подхода, технология
уровневой дифференциации, здоровьесберегающие технологии, ИКТ.
Этап урока
Задачи этапа
Деятельность учителя
Деятельность
учащихся
УУД
1. Самоопределение
к деятельности
Создать
благоприятный
настрой на работу
Включаю 1 куплет песни С. Ротару «Я,
ты, он, она…».
- Я неслучайно начала наш урок с этой
песни. Мы с вами тоже семья и успех
нашего дела зависит от каждого из нас. У
нас сегодня гости. Повернитесь,
поздоровайтесь.
- Садитесь! Запись числа.
Приветствуют
гостей.
Личностные:
формирование
эмоционального
настроя на урок
Коммуникативные :
готовность к
учебному
сотрудничеству с
учителем и
сверстниками
2. Выявление места
и причин
затруднения
Обсуждение
затруднения
- С какой частью речи мы работаем на
протяжении последних уроках? Сегодня
мы продолжим знакомиться с этой частью
речи.
- Начнем наш урок с пословицы: «Легко
ты
друзей найти, да трудно сохранить».
- Понятен ли вам смысл пословицы?
- Что вы заметили?
- Да, я с вами согласна, в этом
предложении действительно нарушена
связь слов.
- Что нужно сделать для того, чтобы
данное предложение было построено
грамматически правильно?
- Какое слово нужно взять?
Вспоминают
местоимение.
Читают
пословицу.
Высказывают
своё мнение.
Нет, не понятен.
Заменить
местоимение
«ты» на другое
слово.
Коммуникативные :
планирование
учебного
сотрудничества с
учителем.
Познавательные :
логический анализ
словарного запаса
3. Постановка
проблемного
вопроса
Обеспечить
мотивацию
учения
- Каким словом заменим местоимение
«ты»?
- Что сделали? (Заменяю слово «ты» на
слово «тебе» в пословице (табличка))
- А как изменили местоимение?
«Тебе» изменили.
Затрудняются
ответить.
- Какая проблема встала перед нами? (Чего
мы не можешь объяснить?)
- Как изменилось
местоимение?
4. Целеполагание и
построение проекта
выхода из
затруднения
Решение частной
задачи и
обсуждение
проекта её
решения
- Для чего нам нужно знать, как
изменяется местоимение?
- Я предлагаю составить план нашей
работы для достижения цели. С чего
начнём работу?
План.
1. Вспомнить все что знаем .
«Повторение» (табличка.)
2. Определение изменения местоимения.
Какой метод нам поможет? (табличка)
«Наблюдение»
3. Что поможет ответить на главный
вопрос? Какой метод? (табличка)
« Тренировочные упражнения».
4.Закрепить полученные знания нам
поможет? Самостоятельная работа
(табличка).
(Дети называют, а я переворачиваю
таблички.)
- Научиться
правильно
употреблять
местоимения в
речи
Составляют план
под руководством
учителя
Регулятивные:
принимать и
сохранять учебную
задачу, планировать
свои действия,
осуществлять
контроль своих
действий.
5. Реализация
построенного плана
Проверка
правильности
проекта
- Приступаем к реализации первого пункта
нашего плана. Предлагаю поработать в
парах и в группе.
- У кого на парте лежат красные
треугольники, прошу выйти к доске и
поработать в группе.
1) Вспомнить все, что вы знаете о
местоимении (карточка)
2) Смоделировать схему-кластер (задание
группе)
( Приложение 1)
Проверка.
Вспоминают всё,
что знают о
местоимении.
Правила работы с
группой
Познавательные:
самостоятельное
выделение
познавательной цели
Регулятивные:
контроль оценочной
корректировки
Коммуникативные
умение работать в
-
Приступаем к реализации второго пункта
плана. Напомните, на какой вопрос мы
должны ответить?
- Я предлагаю вам поработать с текстом.
(Текст записан на доске). Летом
я
жила в
деревне. Там у
меня
было много подруг.
Мне
жилось очень хорошо. Со
мной
все дружили,
- Прочитайте выделенные слова –
местоимения. Что заметили? Поставьте к
ним вопросы. Какие вопросы? Давайте
определим падежи. (Дополнить схему-
кластер – словом-склоняется) (табличка)
- После того, как выясним значение слова
«склонение» (Вернуться к пословице.
Теперь, что вы можете сказать?)
Работа по
вариантам в
тетради
Вспоминают и
формулируют
проблемный
вопрос
Падежные
вопросы
Местоимение
«ты» изменило не
окончание, а
основу.
паре, группе,
договариваться и
приходить к общему
решению
совместной
деятельности.
Регулятивные:
моделирование,
выполнение
функций
ФИЗМИНУТКА танец « Я, ты, он, она…»
6. Первичное
закрепление
Проговаривание
нового знания
- Мы ответили на главный вопрос?
- Приступаем к выполнению третьего
пункта плана. Зачем нужны
тренировочные упражнения?
Выполните задание: Просклонять
местоимения по падежам.
Iв. – я
II в. – мы
III в. – ты
Да.
Добиваться цели,
научиться
изменять
местоимения.
IV в. – вы
(Проверка по цепочке и по таблице
«Склонение личных местоимений»).
Вывод: Личные местоимения
изменяются по падежам. При
склонении личных местоимений –
изменяется не окончание, а основа.
Работа по
вариантам в
тетради.
Проверяют по
таблице.
7. Включение
новых знаний в
систему знаний и
повторения
Выявление качества и
уровня усвоения
знаний и способов
действий.
Выявление
недостатка в знаниях.
Применение нового
знания во
фронтальной работе.
- А теперь я предлагаю выполнить
самостоятельную работу.
Посмотрим, как вы справитесь с этим
заданием!
У кого зеленые треугольники,
выйдите к доске и поработайте со
мной.
По цепочке определить падеж
местоимения: ( Приложение 2)
Четверо учащихся выполняют
задание на ноутбуках.
( Приложение -3 )-
А остальные работают
самостоятельно по карточкам с
разными заданиями по сложности.
( Приложение -4) Проверка в классе
не осуществляется.
Дифференцирова
нная работа.
Изменяют по
падежам.
Работа на
ноутбуке,
карточках.
Выбирают и
выполняют
задание по
уровню
сложности
Коммуникативные:
умение работать в
группе, уметь
принимать чужое
мнение.
Регулятивные :
оценка уровня
качества усвоения
8. Рефлексия
учебной
деятельности на
уроке
Соотнесение цели
урока и его
результата. Само
оценочная работа.
- Вернемся к началу урока. Какую
задачу мы ставили? Удалось ли нам
ответить на проблемный вопрос?
- Ребята, вы очень хорошо сегодня
поработали, справились со всеми
заданиями. Молодцы!
Используя местоимения,
проанализируйте свою деятельность
на уроке и закончите предложение:
( Приложение -5)
Анализируют.
Личностные:
уважение ко всем
участникам
образовательного
процесса.
Регулятивные:
осуществление
пошагового
результата.
9. Домашнее
задание
Обеспечение
понимания цели
содержания и
способов выполнения
заданий
- Я рекомендую вам выбрать
домашнее задание, которое поможет
преодолеть трудности.
1) Кто научился определять род,
число и падеж местоимений,
выполните на стр. 29 № 33.
2) Кто понял тему урока? (С.30 № 35)
Спасибо вам, за урок!
Мотивация.
Директор МБОУ НШДС № 16 А.П.Маликова
Учитель начальных классов МБОУ НШДС № 16 Л.А.Рачкова