Игровые технологии на уроках английского языка как средство формирования универсальных учебных действий
Автор: Александрова Ирина Сергеевна Должность: учитель английского языка Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 3" Населённый пункт: п. Пурпе, Пуровский район Наименование материала: статья Тема: Игровые технологии на уроках английского языка как средство формирования универсальных учебных действий Раздел: начальное образование
Игровые технологии на уроках английского языка как средство формирования универсальных
учебных действий
Александрова Ирина Сергеевна
учитель английского языка
муниципального бюджетного образовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа № 3»
п.Пурпе Пуровского района
1
Цель : рассмотреть роль игровых технологий в процессе обучения иностранному языку
Задачи:
дать определение игры;
рассмотреть подробно понятие «игровые технологии»
определить место и роль игровых технологий в процессе обучения иностранным языкам;
рассмотреть роль игровых технологий на уроке в формировании УУД
Игра
как
одно
из
древнейших
педагогических
средств
обучения
и
воспитания
сегодня
вновь
становится очень востребованной среди педагогов и воспитателей. Что же такое «игра»? В широком
смысле
игра
рассматривается
как
способ
познания
ребенком
окружающего
мира
через
моделирование социальных отношений и применение к себе различных социальных ролей. Игра́
—
вид осмысленной[1] непродуктивной деятельности, где мотив лежит как в её результате, так и в
самом процессе. Также термин «игра» используют для обозначения набора предметов или программ,
предназначенных для подобной деятельности.
Игра
—
форма
деятельности
в
условных
ситуациях,
направленная
на
воссоздание
и
усвоение
общественного
опыта,
фиксированного
в
социально
закрепленных
способах
осуществления
предметных действий, в предметах науки и культуры[2].
Понятие
«игровые
технологии»
включает
достаточно
обширную
группу
приемов
организации
педагогического
процесса
в
форме
разных
педагогических
игр.
«В
отличие
от
игр
вообще,
педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и
соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в
явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровая форма занятий
создается
на
уроках
при
помощи
игровых
приемов
и
ситуаций,
выступающих
как
средство
побуждения,
стимулирования
к
учебной
деятельности.
Деятельность
учащихся
должна
быть
построена
на
творческом
использовании
игры
и
игровых
действий
в
учебно-воспитательном
процессе с младшими школьниками, наиболее удовлетворяющей возрастные потребности данной
категории учеников».[3] Иными совами, игра позволяет решать учебные задачи в живой игровой
форме.
Игровые технологии широко применяются в процессе обучения иностранным языкам, более того, на
начальном этапе обучения они являются основным средством обучения, формирования интереса к
изучаемому предмету и мотивации к обучению.
В
игре
все
дети
равны,
играть
могут
дети
с
разным
уровнем
подготовки.
Игра
оказывает
положительное влияние на эмоциональное состояние ребенка и стимулирует его к использованию
иноязычной лексики. В игре ребенок преодолевает свою застенчивость и его самооценка повышается,
когда он понимает, что ему по силам решить поставленные перед ним задачи.
Но нельзя забывать о том, что игра в процессе обучения
это не просто развлечение, а способ
достижения определенных задач и целей на данном этапе обучения, поэтому игра должна иметь цель
2
и
результат,
поэтому
можно
утверждать,
что
игра
является
эффективным
инструментом
формирования универсальных учебных действий.
Универсальные учебные действия в широком значении - умение учиться, то есть способность
субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения
социального опыта. В более узком - совокупность способов действий учащихся, обеспечивающих
самостоятельное
усвоение
новых
знаний,
формирование
умений,
включая
организацию
этого
процесса, культурную идентичность и толерантность. Игра рассматривается как подготовка ученика к
личностно-ориентированному взаимодействию с другими участниками образовательного процесса,
обеспечивая личностный рост, поднимая уровень рефлексии, осознания себя субъектом познания и
мышления, актуализируя потребность в самореализации и саморазвитии.
Игра способствует формированию всех четырех видов универсальных учебных действий
1. Учебная игра является идеальным способом для формирования познавательных УУД на уроке
английского языка.
В виде соревнования ученикам можно предложить ряд игровых упражнений, в котором необходимо
найти схему, отображающую логические отношения между верным ответом
и неверным, иными
словами вспомнить правило, которое подходит для выполнения упражнения. Стремясь к верному
ответу, ученику самостоятельно или в команде надо найти логические связи между всеми исходными
данными.
В процессе чтения, слушания, письма, при выполнении других упражнений, заполнении таблиц и
диаграмм
у
учеников
формируются
основные
мыслительные
операции
(анализа,
синтеза,
классификации, сравнения, аналогии).
2. Коммуникативные УУД, которые обеспечивают возможности сотрудничества учеников в учебной
игре, особенно становятся актуальными. От умения слушать и понимать партнера, планировать и
согласованно
выполнять
совместную
деятельность,
распределять
роли,
взаимно
контролировать
действия друг друга и уметь договариваться (работа в парах, группах) зависит победа или поражение
в игре.
3. Учебная игра плодотворно сказывается и на формирование регулятивных - действий контроля:
приемы самопроверки и взаимопроверки заданий особенно ярко представлены во время игровой
деятельности на уроке. Когда имеются четкие правила игры, по которым учащимся предлагается
достичь максимального результата, то взаимоконтроль другу друга всегда обеспечен.
4. Рассмотрим также и личностные УУД, когда от учащихся требуется самостоятельно определять
и высказывать самые простые для всех людей правила поведения при общении. В в процессе игры
дети должныраспределить социальные роли и выделить ориентацию в межличностных отношениях.
Игра дает умение ориентироваться в реальных жизненных ситуациях, проигрывая их неоднократно в
своем вымышленном мире. Она дает психологическую устойчивость. Снимает уровень тревожности,
вырабатывает активное отношение к жизни и целеустремленность в выполнении поставленной цели.
3
Таким
образом,
из
приведенных
выше
примеров
можно
сделать
вывод
об
обоснованной
необходимости использования учебных игр при формировании универсальных учебных действий на
уроках английского языка.
Список литературы:
4
1.В.Д. Шадриков. Готовность детей к обучению // ПСИХОЛОГИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И
СПОСОБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА. — М.: Логос, 1996. — С. 129. — 320 с.
2. Общая психология. Учебно-методическое пособие / Под общ. ред. М. В. Гамезо. — М.: Ось-89,
2008 — 352с.
3. Михайленко Т. М. Игровые технологии как вид педагогических технологий //Педагогика:
традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.) —
Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 140-146.
.
5