Автор: Макаревич Ирина Михайловна Должность: воспитатель Учебное заведение: ГБОУ Школа № 887 Населённый пункт: г. Москва Наименование материала: Методическая разработка Тема: Почему же так важно развитие мелкой моторики? Раздел: дошкольное образование
Консультация для родителей на тему: «Почему же так важно развитие мелкой моторики?»
Уважаемые родители, сегодня наш разговор о значении развития мелкой моторики, я хотела бы
начать с высказывания великого педагога В.А.Сухомлинского: «Источники способностей и
дарований детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки,
которые питают источник творческой мысли». По моему мнению только по смыслу этого
высказывания можно определить значение мелкой моторики для развития ваших детей, но для
начала изучения данной темы обратимся к «Википедии» и уточним , что же такое мелкая
моторика.
Мелкая моторика- совокупность скоординированных действий человека, направленных на
выполнение точных мелких движений кистями и пальцами рук и ног. Достигается
скоординированным функционированием нервной, мышечной и костной систем, а также, обычно
зрительной системой. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется
термин «ловкость». К области мелкой моторики относятся большое количество разнообразных
движений от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от
которых, например, зависит почерк человека.
Да, да, наш с вами почерк говорит о развитии нашей мелкой моторики руки и пальцев.
Посмотрите на свой почерк, оцените его и сразу возникнет вопрос: «Когда начинать работу по
развитию мелкой моторики с детьми?».
Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже со второй
недели жизни ребенка можно делать упражнения с кистями рук. Самое простое – легкий
поглаживающий массаж ладони по часовой стрелке. В центре ладони находится очень важная
точка- центр развития речи. Кроме того следует массировать пальчики в направлении от кончиков
к запястью, растирая их со всех сторон, а затем легко надавливать на подушечку каждого из них.
Затем проведите пальчиковую игру ,на сгибание и разгибание пальцев несколько раз, в течении
определенного времени (2-3 минуты).Тем самым вы воздействуете на активные точки, связанные
с корой головного мозга. Делая простой точечный массаж, мы поможем нашим детям мыслить и
правильно говорить. Ведь мы уже с вами знаем, что развитие рук напрямую связано с развитием
речи и мышления ребенка. В исследованиях М. Кольцовой установлено, что уровень развития
психических процессов находятся в прямой зависимости от того, насколько у ребенка ловкие
руки.Секрет ловкости рук и развития речи состоит в том, что при выполнении разнообразных
движений пальцами рук происходит давление на кончики работающих пальцев и в кору головного
мозга поступает сигнал для активизации отдела отвечающего за формирование речи ребенка. Вот
как осуществляется взаимосвязь пальцев рук с развитием речи и мышления. Поэтому, ваша
основная задача, уважаемые родители – превратить обучение в увлекательную игру, выбрав те
занятия, которые понравятся именно вашему ребенку!
И сейчас я приведу некоторые действия и виды деятельности, которые помогут развивать мелкую
моторику рук ваших детей:
-развитие навыков самообслуживания: одевание, застегивание пуговиц, шнурование ботинок, еда
ложкой, вилкой, использование ножа, мытье рук с мылом и т.д.
-отвинчивание крышек, шнуровки, нанизывание предметов на веревочку, наливание воды в
чашку, полив растений из лейки, развязывание узлов.
-просмотр иллюстрированных книг (перелистывание страниц книг)
-детское творчество: работа с пластилином (участвуют все пальцы, и требуется значительное
усилие), аппликация- создание мозаики, разрывание бумаги на мелкие кусочки, вырезание
ножницами, рисование- штриховка, обводка предметов по трафаретам, раскрашивание цветными
карандашами, использование пальчиковых красок.
-конструирование (работа с различными видами конструкторов)
-собирание пирамидок, матрешек, игрушек – вкладышей, различных пазлов, кубик Рубика,
открывание различных замков.
- работа с бумагой (скручивание салфеток, затем создание различных форм - складывание и
разворачивание- Оригами).
-домашние дела: работа с крупами, фасолью, горохом; лепка печенья из теста; сматывание ниток в
клубок; чистка обуви щеткой, губкой и т.д.
-