Напоминание

" Правописание безударной гласной в корне слова"


Автор: Лыкова Лариса Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Березовская СОШ"
Населённый пункт: Кемеровская область, Кемеровский район, с. Березово
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: " Правописание безударной гласной в корне слова"
Раздел: начальное образование





Назад





Урок русского языка в 3 классе.

Тема:
Правописание безударных гласных в корне слова.
Цель:
совершенствовать умения проверять слова с безударными гласными в корне.
Задачи:
- закрепить знания об особенностях ударного слога и роли ударения в речи; - формировать умения находить проверочные слова и обосновывать их написание; - научить распознавать слова, которые нужно проверять; - развивать умения находить в слове ударный слог; - развивать умение сравнивать гласные звуки в ударном и безударном слогах форм одного и того же слова; - формировать у учащихся интерес к русскому языку; - развивать логическое мышление, и такие мыслительные операции как анализ, сопоставление; - формировать познавательную активность.
Оборудование:
учебник русского языка для 3 класса, сигнальные карточки, карточки для индивидуальной работы, костюм для адвоката, прокурора, картинки с изображением птиц, маски птиц, набор пословиц.
Тип урока:
урок применения знаний, умений, навыков.
Ход урока:

I. Организационный момент.
Сегодня у нас очень много гостей. Давайте их поприветствуем своими улыбками. Для того чтобы нам настроиться на работу, проведем упражнение «Симметричные рисунки», (это поможет улучшить зрительно-моторную координацию, облегчит процесс письма). Сегодня у нас необычный
урок – «Урок-суд».
Какую орфограмму мы будем судить, вы узнаете из минутки чистописания. - Посмотрите внимательно на доску:
- Обратите внимание на соединения элементов букв. - Какие буквы вы увидели в соединениях? (б, е, з, у, д, а, р, н, ы, е, г, л, а, с, н, ы, е).
II. Сообщение темы и цели.
- Прочитайте и запишите спрятанные слова. (Безударные гласные). а) Работа в тетрадях. - О чем мы будем сегодня говорить? - О правописании безударных гласных в корне слова. - Для того чтобы совершенствовать умения проверять слова с безударными гласными, а так же формировать умение находить проверочные слова.
III. Закрепление.
- Прошу всех встать! Суд идет! - Объявляю состав суда:
Прокурор
– Вадим
Адвокат
– Надежда
Судья
– Лариса Владимировна
Подсудимые
– безударные гласные - Слово предоставляется прокурору.
- Прокурор
. Сколько можно говорить про безударные гласные?! Я считаю, хватит мучить детей! Пусть как слышат, так и пишут!
- Адвокат.
А я считаю, что проверять безударные гласные надо. Иначе мы все будем безграмотными. -
Судья
. Прошу выйти сюда свидетелей. На книге законов «Русский язык» поклянитесь говорить правду и только правду. -
Свидетели.
Клянемся!
-

Судья
. Прошу получить документы, ознакомиться с их содержанием, выполнить задания и сдать суду.
Задания для документов.

Карточка № 1
. Вставь пропущенные буквы: М…роз, мес…ц, д…рога, б…рёза, д…ревья.
Карточка № 2.
Вставь буквы. Докажи: З…мля, стр…на, хол…д, м…рской, ст…на, м…чи.

Карточка № 3.
Вставь пропущенные буквы. Выдели главные члены предложения: Ст…ит т…шина в зимнем л…су. Подула з…ма хол…дом. -
Судья.
Прошу выйти сюда пострадавших птиц. -
Птицы.
Мы больше всех страдаем, нас постоянно пишут не правильно. -
Судья.
Сейчас разберемся. Скажите мне, ребята, как называются эти птицы? -
Птицы.
[Сарока], [варона], [дятил], [варабей], [снигирь], [синица]. -
Судья
. Вот, видите, ребята вас назвали правильно. -
Птицы
. Но пишут наши названия совсем по-другому.
- Судья
. Скажите тогда четко, как вас нужно писать?
- Птицы
. (по очереди, по слогам). Со-ро-ка, во-ро-на, дя-тел, во-ро-бей, сне- гирь, си-ни-ца. -
Судья.
Прошу всех сесть и записать названия этих птиц по памяти, а я посмотрю, все ли запомнили правило. (на доске открываются картинки птиц, и после записи открываются карточки с названием птиц).
Проверка работ.
-
Прокурор
. Это ещё ничего не значит. Некоторые слова можно было проверить. -
Судья
. В каких словах безударный гласный можно было проверить? (синица - синий, снегирь - снег). А что нужно делать с остальными словами?
- Адвокат
. А вот еще доказательство того, что дети знают и умеют проверять безударные гласные. Об этом говорят их работы.
- Судья
. Я предлагаю послушать следующего свидетеля. Появляется сказочный герой


«Чиполино»,
который просит выполнить следующее задание.
Задание для прокурора и адвоката
(работа с перфокартами).

Задание по группам.

I группа.
Проверьте, правильно ли написаны слова? Исправьте, если это необходимо. Докажите с помощью проверки. Зема, карова, висна, мидведь.
II группа.
Проверьте, правильно ли написаны слова? Исправьте, если это необходимо. Докажите с помощью проверки. Видро, заиц, цвиты, питух.
Взаимопроверка
(обмен тетрадями по группам).
- Судья.
На какие группы можно разделить все слова?
- Подсудимые
. Одушевленные и не одушевленные существительные. Слова с проверяемой безударной гласной в корне слова и непроверяемой безударной гласной в корне слова.
- Судья.
Как проверить безударную гласную в корне слова?
-

Подсудимые
. Чтобы проверить безударную гласную в корне, надо подобрать однокоренные слова или изменить слово так, чтобы безударная гласная стала ударной.
- Судья.
Но и это еще не все свидетели. Появляются следующие сказочные герои
«Маша

и

медведь»,
которые предлагают нам восстановить свои силы.
Физкультминутка.

Упражнение

«Поза

дерева»
(снимает статическое напряжение с позвоночника).
Упражнение лучше выполнять под спокойную музыку. Сесть за парту, ноги вместе, стопы прижаты к полу, руки опущены, спина прямая. Сделать глубокий вдох и выдох. Руки плавно поднять вверх, ладонями друг к другу. Потянуться всем телом. Сосредоточить внимание на позвоночнике. Представить себя деревом. Организм, как дерево, наливается силой, бодростью, здоровьем. Удерживайте позу 15-20 сек. Это упражнение можно выполнять и стоя. П о я в л я е т с я с к а з о ч н ы й г е р о й
«Емеля»,
к о т о р ы й п р о с и т помочь восстановить предложения.
- Емеля.
Посмотрите, что случилось: ветер раздул все слова в предложениях. Давайте их соберем.
Задание.
На, бл…стит, утренняя, р…са, тр…ве. В…терок, под, ле…кий, шумит, д…ревьями. - Составьте предложения. Докажите какие буквы вы вставили. - В первом предложении найдите словосочетания. - Во втором предложении выделите грамматическую основу.
- Судья
. Молодцы! С заданием справились. Теперь послушаем подсудимых - безударные гласные.
- Подсудимые.
Безударный – хитрый гласный. Слышим мы его прекрасно. А в письме какая буква? Здесь поможет нам наука. Гласный ставь под ударенье, Чтоб развеять все сомненья! -
Судья
. Мы дадим вам еще задание. Докажите, какие из этих слов являются проверочными. Это поможет следствию.

Задание.
Боль, болит, болеет. Тёмный, темнота, темнеть. Как называются слова, записанные на одной строчке? Почему? Разберите слова по составу.
- Адвокат.
Я считаю, что доказательств уже достаточно и прошу освободить моих подзащитных.
-

Прокурор
. А я прошу усложнить задание и провести следственный эксперимент.
Задание.
Надо угадать зашифрованные слова. Приставка этого слова находится в слове «занос», Корень – в слове «морозец», Суффикс – в слове «горка», Окончание – в слове «листочки». (Заморозки). Приставка этого слова находится в слове «залез», Корень – в слове «приготовить», Суффикс – в слове «ночка», Окончание – в слове «коса». (Заготовка).
- Адвокат
. Следственный эксперимент доказал, что ребята умеют проверять безударные гласные сами.
- Судья
. А теперь поиграем в игру «Не ошибись!». Я называю вам слово, вы показываете сигнальной карточкой безударную гласную и проверяете ее: С
е
ло, гн
е
здо, с
о
сна – Одна из гласных не
я
сна. З
и
ма, в
о
да, б
е
да – П
и
ши их верно навсегда.
IV. Итог урока.

-

Судья.
Для вынесения окончательного приговора прошу всех встать! Посовещавшись, мы пришли к единому мнению: безударные гласные оправдать и постоянно их проверять. Скажем вместе правило: Если буква гласная Вызвала сомнение, То немедленно ее Ставь под ударение!

-

Судья.
Спасибо всем, кто активно помогал нам и защищал безударные гласные. Они подарили вам такое прекрасное солнышко. Но чтобы получить сюрприз-лучик, надо снять усталость.
Выполним упражнение «Медуза
». Сидя на стуле, совершать плавные движения руками, подражая медузе, плавающей в воде (снятие психофизического напряжения происходит благодаря релаксации «Медуза»). Упражнение лучше выполнять под спокойную музыку.
V. Домашнее задание.

VI. Оценивание.
( Солнышко с лучиками, на которых домашнее задание. Ребенок получает лепесток разного цвета, по которому оценивается его работа на уроке, чем теплее тон, тем выше оценка).
Домашнее задание
.
1. Дополни пословицы.
Человек без друзей, что … Нет друга – ищи, а нашел … Друзья познаются в …
2. Дополни пословицы.
Старый друг лучше … Не тот друг, кто медком мажет, а тот кто … Дружба дружбой, а … Ищущий друга без изъяна, останется …
3. Дополни пословицы.
С кем поведешься от того … Сам пропадай, а … Ищи товарища лучше себя, а не …
4. Подобрать и записать слова с корнем – звон -.

5. Подобрать и записать слова с корнем – зелен -.

6.

Спиши

текст

без

допущенных

в

тексте

ошибок.

Подчеркни

все

орфограммы.
Наступили висение диньки. Вются. Жужжат над цвиточками пушыстые шмили. На биреске поевились сирешки. Наш класс раздилился на группы и работает в школном соду.

7.

Спиши

текст

без

допущенных

в

тексте

ошибок.

Подчеркни

все

орфограммы.
Вясный асенний динек ярко горят гроздя ребины. Мы идем по шоссе и срадостю смотрим. Как выгленуло после ненастя виселое солнышко. Дышыт свежестю лехкий витирок.


В раздел образования