Автор: Зорин Борис Спиридонович Должность: учитель технологии Учебное заведение: МКУ "Школа-интернат среднего общего образования" Населённый пункт: с.Самбург Пуровского района ЯНАО Наименование материала: Методическая разработка Тема: Технологическа карта узучения темы по технологии Раздел: среднее образование
Ф.И.О. Зорин Борис Спиридонович
Предмет: технология
Класс: 6а
Тип урока (занятия): комбинированный
Технологическая карта изучения темы
Тема
Изготовление цилиндрических и конических деталей ручным инструментом
Целевые ориентиры
Организовать
деятельность
обучающихся
по
развитию
навыков
изготовления
цилиндрических
и
конических деталей.
Планируемый результат
(Базовый уровень и повышенный
уровень)
Предметные: понимание, обоснованное применение операций.
Личностные:
самостоятельное
выполнение
действий
с
опорой
на
известный
алгоритм
Метапредметные: организация учебного сотрудничества совместной деятельности с учителем и
сверстниками.
Основные понятия
Восьмигранник, шлифование, кронциркуль
Межпредметные связи
Математика, черчение
Ресурсы:
- основные
- дополнительные
(УМК) по технологии учебник 6 класс П.С. Самородский, А.Т. Тищенко, В.Д. Симоненко,
рабочая
тетрадь, компьютер, проектор, интерактивная доска, нетбуки.
Медиа ресурсы (презентация) к уроку. Технологическая карта на изготовление цилиндрических и
конических деталей ручным инструментом
Информационно-образовательное
пространство (виды деятельности в
рамках урока, занятия)
Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и
систематизации изучаемого предметного содержания. Формулирование цели урока, определение
тематики новых знаний. Актуализация знаний по изучаемой теме, подготовка мышления к усвоению
нового материала, анализ учебной ситуации и моделирование этапов изучения нового материала.
Проверка домашнего задания. Знакомство с технологией изготовления цилиндрических и конических
деталей ручным способом. Выполнение практической работы, контроль и самоконтроль по
представленным критериям. Определение дифференцированного домашнего задания, рефлексия
Технология
проведения
Деятельность
Задания
обучающимся,
для достижения
запланированны
х результатов
Планируемые результаты
УУД
Педагогического
работника
Обучающихся
Базовый
уровень
Повышенный
уровень
I. М о т и в а ц и я
к
учебной деятельности
Цель: настройка
учащихся
к
учебной
деятельно сти
и
н а
п о л у ч е н и е
н о в ы х
знаний,
создать
условия
для
в о з н и к н о в е н и я
у
ученика
внутренней
потребности включения
в учебный процесс
•приветствие
•проверка явки
учащихся
•заполнение
учителем классного
журнала
•проверка
готовности
учащихся к уроку
•настрой учащихся
на работу
•доведение до
учащихся плана
урока
Проверка д/з по
пройденной теме:
«Соединение
брусков».
Воспринимают на
слух, визуально
контролируют
свою готовность к
уроку.
1.В каких
изделиях
применяют
соединение
врезкой? 2.Как
размечают
вырезаемые
участки? 3.Чем и
как вырезают
врезки в
соединяемых
брусках?
Учащиеся
ответят на
вопросы.
Учащиеся
ответят на
вопросы,
докажут свою
точку зрения.
Личностные:
самоорганизация.
Регулятивные:
способность регулиро-
вать свои действия,
прогнозировать
деятельность на уроке.
Коммуникативные:
владение приемами и
навыками общения с
взрослыми.
II. Актуализация
и
фиксирование
индивидуального
з а т р у д н е н и я
в
действии.
Цель:
т р е н и р о в к а
мыслительных
операций;
фиксация
з а т р у д н е н и й
в
выполнении
учащимися
индивидуального
задания
или
в
е го
Предлагает
ответить на
вопросы:
Какими
инструментами
можно
изготавливать
детали
цилиндрической и
конической формы
из древесины
ручным способом
(топор, нож,
Отвечают на
вводные вопросы и
формулируют
вывод об
изготовлении
цилиндрических и
конических
деталей.
Рассматривают
образцы,
обсуждают,
выявляют
достоинства и
По образцам
определить,
каким
инструментом
изготовлена та
или другая
деталь
Учащиеся
определят,
каким
инструментом
изготовлена
деталь
Учащиеся
определят
каким
инструментом
изготовлена
деталь и
высказывают
свои
соображения
по её
изготовлении.
Личностные:
осознание своих
возможностей.
Регулятивные:
умение регулировать
свои действия,
взаимодействовать в
группе.
Познавательные:
Умение анализировать,
выделять и
обосновании,
организовать
актуализацию
изученных
способов
действий,
достаточных
д л я
п р о б л е м н о г о
и з л о ж е н и я
н о в о г о
знания
актуализировать
мыслительные
операции, необходимые
д л я
п р о б л е м н о г о
и з л о ж е н и я
н о в о г о
знания
предъявить
задания,
близкие
жизненному
опыту детей
зафиксировать
ситуацию,
демонстрирующую
недостаточность
имеющихся знаний
стамеска, рубанок)?
Что такое
строгание
древесины?
Демонстрирует
образцы деталей
цилиндрической и
конической форм, и
предлагает
ответить на
следующий вопрос:
Чем различаются
эти детали?
Подводит учащихся
к цели занятия:
«научиться
изготавливать
цилиндрические и
конические детали
из древесины с
помощью рубанка.
недостатки
изготовления
деталей
различными
инструментами,
функциональности,
эстетичности.
формулировать задачу;
умение осознанно
строить речевое
высказывание.
III. Постановка
учебной задачи
Цель: подведение детей
к
ф о рм ул и р о ва н и ю
темы
и
п о с т а н о вке
з а д а ч
у р о к а .
Со ст авление
п л а н а
работы.
Предлагает
учащимся решить
проблемную
ситуацию
Подводит учащихся
к осознанию целей
и задач.
Активизирует
знания учащихся.
Помогает, советует
в планировании.
Подготовка
о бу ч а ю щ и хс я
к
основному
этапу
Отвечают на
вопросы учителя,
обсуждают их.
Формулируют цели
урока, определив
границы знания и
незнания.
Составляют план
достижения цели и
определяют
алгоритм действий.
Учащимся
необходимо
сформулировать
тему и задачи
урока, составить
план работы.
Учащиеся
попытаются
ответить на
вопросы
учителя и
сформулирова
ть тему урока.
Учащиеся
ответят на
вопросы
учителя,
формулируют
тему урока,
составляют
план урока.
Регулятивные:
целеполагание;
планирование.
Познавательные:
общеучебные –
логические – решение
проблемы, построение
логической цепи
рассуждений,
доказательство,
выдвижение гипотез и
их обоснование;
Коммуникативные:
инициативное
з а н я т и я
-
обеспечение
м о т и в а ц и и
и
принятия
учащимися
цели,
учебно-
познавательной
деятельности,
актуализация
опорных
знаний
и
у м е н и й ,
з а д а ё т
вопросы,
подводит
детей к постановке
алгоритма изучения
новой темы.
сотрудничество в
поиске и выборе
информации.
IV. Построение
проекта
выхода
из
затруднения
(составление
а л г о р и т м а
и л и
образца)
Цели: выявление
обучающимися
новых
з н а н и й ,
р а з в и т и е
у м е н и я
н а х о д и т ь
ответы на проблемные
вопросы,
подведение
д е т е й
к
самостоятельному
в ы в о д у
с п о с о б а
д е й с т в и я
с
информацией
зафиксировать
причину затруднения
с ф о р м ул и р о в ат ь
и
согласовать цели урока
Объясняет
последовательност
ь изготовления
цилиндрических и
конических деталей
по маршрутной
карте. Возможные
затруднения и брак
при выполнении
задания. Ставит
задачи:
1.Научится делать
разметку.
2. Научиться
подбирать
инструменты для
выполнения
задания.
3. Овладеть
основными
безопасными
Учащиеся
воспринимают
учебный материал,
анализируют
информацию,
делают выводы,
находят ответы на
проблемные
вопросы, работают
с информацией,
выделяя главное.
Выбирают
инструменты и
материал.
Сравнивают
анализируют и
объясняют свой
выбор.
Формулируют
критерии подбора
используемого
Подобрать
инструменты
для
выполнения
задания.
Учащиеся
подбирают
инструменты.
Учащиеся
подбирают
инструменты,
комментирую
т,
для
ч е го
выбрали
именно
этот
инструмент.
Личностные:
проявление интереса и
активности в выборе
решения; установление
личностного смысла
знания.
Регулятивные:
умение составлять план
и последовательность
действий, осуществлять
контроль по результату.
Познавательные:
умение рационально
использовать
технологическую
информацию;
оценивать
технологические
свойства материалов,
ориентироваться в
средствах и
организовать уточнение
и
согласование
темы
урока
организовать
п о д в о д я щ и й
и л и
побуждающий
диалог
п о
п р о б л е м н о м у
объяснению
но во го
материала
организовать фиксацию
преодоления
затруднения
приёмами работы с
инструментами,
необходимыми в
ходе выполнения.
Предлагает
ответить на вопрос:
чем легче
определить
окончательный
размер (диаметр)
детали линейкой,
кронциркулем или
штангенциркулем?
Материалы какого
дерева лучше
использовать для
ручек
инструментов?
Контролирует
деятельность,
консультирует
учащихся в выборе
инструмента,
заготовки и
корректирует
действия.
инструмента.
технологиях обработки
материалов; умение
подбирать инструмент,
и оборудование.
V. Первичное
з а к р е п л е н и е
с
проговариванием
во
в н е ш н е й
р е ч и
(действие
по
образцу
или алгоритму)
Цель: освоение способа
д е й с т в и я
с
полученными знаниями
в
п р а к т и ч е с к о й
Учитель перед
учащимися ставит
проблемный
вопрос.
Учащиеся изучают
маршрутную карту
изготовления
изделий
цилиндрической и
конической формы
(Слайд 18).
Последовательн
ость выполнения
задания.
Учащиеся
сформулирую
т
последователь
ность
изготовления
детали
Учащиеся
сформулирую
т
последователь
ность
изготовления
детали, указав
методы
контроля,
применяемые
Познавательные:
сопоставление,
анализ,
п о с т р о е н и е
ц е л и
рассуждений,
поиск
информации,
смы слово е
ч т е н и е ,
работа
с
маршрутной
картой.
Коммуникативные:
д и а л о г,
м о н о л о г ,
деятельности,
з а ф и к с и р о в а т ь
в о
внешней речи алгоритм
выполнения
заданий,
организовать
усвоение
у ч а щ и м и с я
н о в о г о
материала (фронтально,
в парах или группах)
инструменты
для
выполнения
задания
организация
учебного
сотрудничества.
Личностные:
формирование
мотивации и
самомотивации
изучения темы,
реализация творческого
потенциала, развития
трудолюбия и
ответственности за
качество своей
деятельности.
VI. Самостоятельная
р а б о т а
с
с амопроверкой
п о
эталону
Цель: осознание
каждым
обучающимся
степени
о в л а д е н и я
полученных знаний.
Организует
индивидуальную
работу, и работу в
парах, следит за
правильным
выполнением
операций,
контролирует и
корректирует
действия учеников.
Подводит учащихся
к выявлению
причин и способов
устранения
возможного брака.
Демонстрирует
возможные
искажения формы
детали. Привлекает
к обсуждению
причин и способов
устранения брака.
Составляют
маршрутную карту
для изготовления
черенка детской
лопатки.
Определяют и
выполняют
технологические
операции,
осуществляют
самоконтроль
выполнения
операции
Составить
технологическу
ю карту для
изготовления
черенка детской
лопаты.
Изготовить
черенок с
соблюдением
правил б/о
работы
Составят
технологичес
кую карту для
изготовления
черенка
детской
лопаты.
Изготовят
черенок с
соблюдением
правил б/о
работы
Составят
технологичес
кую карту для
изготовления
черенка
детской
лопаты.
Изготовят
черенок с
соблюдением
правил б/о
работы,
выдержав все
размеры по
чертежу
Личностные: умение
овладеть нормами и
правилами научной
организации труда;
Развитие трудолюбия и
ответственности за
качество своей
деятельности.
Регулятивные:
умение составлять план
и последовательность
действий, осуществлять
контроль по результату.
Познавательные:
умение выделять
необходимую инфор-
мацию; умение
ориентироваться в
средствах и
технологиях обработки
материалов; умение
планировать свою
трудовую деятельность;
умение обосновывать
показатели качества
промежуточных
операций.
VII. Рефлексия
учебной деятельности
на уроке
Цели: соотнесение
поставленных
задач
с
достигнутым
результатом,
фиксация
нового знания.
Комментирует и
объясняет
допущенные
ошибки,
демонстрируя
работы учеников.
Сравнивает
качество работы.
Предлагает
ответить на
вопросы:
Что такое
строгание
древесины?
Какие инструменты
применяются для
строгания.
Какие меры
безопасности
следует соблюдать
при строгании?
Подводит учащихся
к выводу о
декоративной
отделке изделия
выжиганием.
Сравнивают
работы, оценивают
свою работу и
работы членов
группы.
Делают вывод о
значимости
сложности и
трудоёмкости
операции;
необходимости
декорирования
изделия.
Проговаривают
последовательност
ь своих действий
при выполнении
заданий, отмечая
возникшие
трудности при
этом и их причины.
Записывают
домашнее задание.
Отвечают на
вопросы учителя
Учащиеся
сумеют дать
ответы на
вопросы
рефлексии,
выполнить
задания в
рабочей
тетради.
Учащиеся
сумеют дать
ответы на
вопросы
рефлексии с
пояснениями,
правильно
выполнить
задания в
рабочей
тетради.
Личностные: умение
провести самооценку и
организовать
взаимооценку
(прогнозирование и
контроль).
Регулятивные:
построение логической
цепочки рассуждений и
доказательство.
Познавательные:
умение
сформулировать
алгоритм действия;
выявлять допущенные
ошибки и обосновывать
способы их
исправления
обосновывать
показатели качества
конечных результатов.