"Работа группы доу казачьей направленности "Казачата"
Автор: Маркова Ольга Михайловна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад "Василек" с. Енотаевка Населённый пункт: с. Енотаевка, Астраханская область Наименование материала: статья Тема: "Работа группы доу казачьей направленности "Казачата" Раздел: дошкольное образование
МБДОУ «Детский сад «Василек» с. Енотаевка»
МО «Енотаевский район» Астраханской области
Маркова Ольга Михайловна
воспитатель
Работа группы доу казачьей направленности
“Казачата”
Развитие патриотических чувств – одна из задач воспитания детей дошкольного возраста.
Чувство патриотизма многогранно: это и любовь к родному краю, гордость и уважение к
своей стране, интерес к окружающему.
В последнее время были утеряны общечеловеческие ценности. Но, как бы ни менялось
общество, воспитание у детей любви к своей Родине, гордость за неё, уважение – нужны
всегда! В настоящее время идея патриотического воспитания возвращается на прежний
уровень и становится задачей государственной важности. Нашему государству нужны
высоконравственные, духовно развитые люди, патриоты своей страны. Обеспечив
достойное воспитание и образование. Мы сможем дать нашему обществу новое поколение
людей, которое сделает всё возможное для процветания России.
Но когда же, если не в дошкольном возрасте начинать воспитание патриотических чувств.
Известно, что основные черты характера закладываются до семи лет. И как мы с вами это
сделаем, чему научим, очень важно для подрастающего поколения.
Развивать патриотические чувства у детей, нужно опираясь на ближайшее окружение. На
то, что ребёнок может увидеть, понять: детский сад, дом, улица, семья. Очень важно,
чтобы и сам педагог проникся чувством патриотизма, яркими впечатлениями, интересом к
родным местам. Начиная работу по патриотическому воспитанию к родному краю, мы
обязаны сами хорошо его знать. Собрать информацию и обработать её так, чтобы она
стала доступна для ребёнка дошкольного возраста. Продумать, что целесообразнее
показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности.
Мы начали работу по патриотическому воспитанию со сбора информации о нашем районе.
У него необычное название «Казачий бугор». Проведя работу по изучению его истории,
узнали, что раньше на этом месте находилась Казачебугоринская станица. До сих пор
сохранились некоторые здания и строения, которые принадлежали Астраханскому
казачьему войску. Так как в России началось возрождение казачества, было предложено на
базе нашего детского сада создать группу казачьего воспитания. Оказалось, что это не
только интересно, но и познавательно. Изучая историю казачества, поняли, что вся жизнь
казаков пропитана патриотическими чувствами, служению Отечеству. Любовь к Родине,
семье, родным местам красной нитью протянута через весь их быт, песни, стихи,
пословицы и поговорки. Всё это является богатейшим материалом для воспитания у детей
патриотических чувств. Само создание казачьих войск было основано на патриотизме.
Факт то, что казаки – это явление чисто российское. Главной их задачей было и есть –
защита рубежей родной страны. А как можно быть защитником, если ты не любишь свою
страну. И что не маловажно: казачьи войска всегда были интернациональны по своему
составу. Изучая жизнь казаков, их традиции, обычаи, нас заинтересовали цели и задачи
воспитания детей в казачьих семьях. Мы здесь нашли много общего с воспитанием детей
в детском саду. Воспитание у молодого поколения трудолюбия, военно-физическое
воспитание, умственное воспитание, эстетическое воспитание, религиозно-нравственное
воспитание – то есть в казачьих семьях стремились воспитать из ребёнка целостную
личность казака-семьянина, труженика, гражданина, воина. Несмотря на то, что казачье
сословие пытались уничтожить, они все – таки смогли сохранить традиции и обычаи,
которые приемлемы и для современного общества: гуманное и заботливое отношение к
детям, создание условий для самовыражения личности. Важным аспектом воспитания в
казачьих семьях было – воспитать истинного патриота.
Для получения хороших результатов нужно чтобы работа с детьми велась систематически
и регулярно. Поэтому была разработана программа «Наследие астраханских казаков» На
основании программы составлен план работы группы казачьего воспитания. Сюда входит:
работа с детьми, с родителями и педагогами сада. Дети знакомятся с историей
возникновения Российского казачества, Астраханского казачества, Казачебугоринской
станицы. С особенностями жизни и быта казаков, их мировоззрением, фольклором,
праздниками, обрядами, заповедями. Получают представление о труде, жилище,
традиционной одежде.
В своей работе используем традиционные формы обучения, а так же различные виды
деятельности, при помощи которых дети приобретают опыт:
1. Беседы, в ходе которых выясняем знания детей, знакомим с новым материалом,
просматриваем книги, иллюстрации. «Казаки своей Родине верны», «Кто такие казаки?»,
«Воспитание казачат», «Казаки – защитники Отечества», «Казак и воин. Что общего?»
2. Занятия, помогающие закрепить полученный материал и дать новый.
«Казачебугоринская станица», «Астраханские казаки», «Казачьи традиции».
3. Развлечения, на которых дети в игровой форме приобщаются к жизни казаков. «Браво
казаки, любо казаки», «Празднование образования Астраханского казачьего войска», «В
гостях у казаков».
4. Подвижные, хороводные казачьи игры помогают закрепить знание фольклора,
повышают интерес к жизни казаков.
5. Составление и реализация проектов: «История Астраханского казачества», «Казачьи
символы и знаки».
6. Чтение художественной литературы, а так же фольклора казаков, прослушивание
аудиозаписей помогает детям лучше понять традиции и обычаи казаков.
7. Рассматривание тематических альбомов, фотографий «Прошлое и настоящее казаков»,
создание казачьего уголка.
Обязательно во всех видах деятельности стоит задача: развитие и воспитание
патриотических чувств, любовь к родному краю.
В нашей работе важна взаимосвязь семьи и детского сада. Нужно, чтобы родители
понимали важность гражданско-патриотического воспитания, необходимость и в семье
заниматься воспитанием маленьких граждан и патриотов своей малой родины. Для
достижения этой цели мы проводим с родителями следующую работу:
1. Педагогические беседы с родителями. Их цель оказать родителям помощь в понимании
наиболее острых вопросов воспитания, возрастных особенностей детей, способствовать
достижению единой точки зрения по этим вопросам.
2. Индивидуальные беседы – консультации проводятся в течение года по мере
необходимости, с целью информирования родителей о результатах работы и оказанию
помощи.
3. «Круглый стол» с родителями проводится с целью обсудить в неформальной обстановке
актуальные вопросы воспитания детей в семье.
4. Домашние задания даются с целью улучшения взаимопонимания между родителями и
детьми, развитию эмфатических способностей. Предлагаем провести совместные
семейные экскурсии по району, чтобы не только закрепить полученные знания, но и
показать своё отношение к малой родине. Разучить казачьи песни, стихи. Используя дома
интернет, просмотреть с ребёнком картинки о казачестве.
5. Родительский уголок, папки-передвижки, фотоальбомы, фотовыставки помогают
информировать родителей о проведённой и предполагаемой работе, привлечь родителей к
активному участию.
Несомненно, совместная работа помогает формировать нравственно – патриотическое
отношение и чувства сопричастности к семье, посёлку, стране, к культурному наследию
своего народа.
Исходя, из выше изложенного считаем, что казачеству принадлежит важная роль в
развитии российского государства, сохранении и развитии традиций воспитания в духе
патриотизма.
Список литературы:
Документы государственных органов Российской Федерации.
1. Программа воспитания и обучения и обучения детей дошкольного возраста под
редакцией М.А Васильевой, В.В Гербовой, Т.С. Комаровой. Г. Волгоград, «Учитель»2010,
264с.
2. Основные положения концепции государственной политики по отношению к
казачеству: постановление Правительства Российской Федерации от 22 апреля 1994г.
№355// Собрание.
3. О совершенствовании деятельности по возрождению и развитию казачества: указ
Президента Российской Федерации от 25 февраля 2003г. № 249 .
4. Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации 2001-2005 годы